Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1.1. Характеристика особенностей физического развития и моторики детей средней школы с нарушенным интеллектом.





Неловкость движений, повышенная утомляемость, наличие лишних движений, недостаточная способность овладевать новыми движениями были выявлены у умственно отсталых детей В.П. Кащенко (1912),Г.Н. Трошиным (1916), С.А.Чугуновым (1925) и другими.

Отклонения в развитии движений у умственно отсталых детей описывались на основе визуальных наблюдений. Позднее эта проблема привела к себе большое внимание и рассматривалась более подробно с изучением качественных и количественных параметров движений, что в свою очередь позволило выявить у них довольно широкое многообразие двигательных нарушений, подлежащих коррекционному воздействию.

Умственно отсталым детям средней школы и не только свойственны не столько простые двигательные расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением корковых функций, сложные системные нарушения моторики, обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и других, в том числе речевых систем. Недоразвитие моторики проявляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличие синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок, Элементарные движения относительно более сохранны.

Коррекционная работа по исправлению двигательных нарушений не может быть эффективной без учёта состояния двигательной сферы школьников и диагностики уровня развития моторики.



Недостатки движений обнаруживаются в различных видах двигательной деятельности – трудовых операциях, письме, при выполнении физических упражнений.

Изучение особенностей моторики умственно отсталых детей показало, что наряду со снижением интеллекта, дети имеют выраженные дефекты локомоторно-статических функций, которые затрудняют организацию игры, манипуляции с предметами. У них задерживается прямостояние, они начинают ходить, при этом ходьба у них неустойчива, движения рук и ног плохо координированы, они испытывают трудности в осмыслении и запоминании движений.

Обследование учащихся средней школы с нарушенным интеллектом в выполнении беговых упражнений выявлены у них несогласованность движений рук по амплитуде и направлению, чрезмерное раскачивание туловища, закрепощенность плечевого пояса, значительная задержка на старте. У некоторых учащихся было нарушено динамическое равновесие (ходьба по скамейке). Приведение – разведение пальцев рук было непосиьно нескольким ребятам, имевшим в основном выраженные парезы рук, без контроля зрения не смогли выполнить остальные учащиеся. В процессе письма у учащихся средней школы проявлялись двигательные недостатки в виде нарушенной пространственной регуляции, замедленного темпа, чрезмерного напряжения пишущей руки, неверного усилия нажима на авторучку, дрожания рук.

Также выявлено, что, выполняя прыжки с места, ученики часто не могли скоординировать отталкивание ногами со взмахом рук. При метаниях обнаруживались неловкость, недостаточная координация, вялость движений, неумение вносить в движение поправки, косность установки на изменение движений, срывы отдельных метательных движений, некоторые учащиеся не могли своевременно выпустить мяч из руки при броске. Существенные ошибки допускают школьники при воспроизведении мышечных усилий, выполнении прыжков, метании и других упражнениях, не умеют дифференцировать свои усилия.

Моторика учащихся средних классов выявило своеобразие качественных нарушений движений, которое проявилось в не умении учеников быстро и точно начать движение, поменять быстроту, темп и ритм движений, значительные затруднения при выполнении противоположных, последовательных и дифференцированных движений.

Уровень развития двигательных способностей как одного из важнейших звеньев моторики таких детей с целью поиска эффективных способов коррекции нарушенных движений показали ряд специфических особенностей в их формировании и позволили установить существенное отставание уровня развития двигательных способностей умственно отсталых детей от нормы.

У умственно отсталых детей хуже развита кинестетическая чувствительность, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуются управления движениями, чёткое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно – временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.

Темп движений у умственно отсталых школьников ниже, чем у нормальных сверстников, и эта разница увеличивается с возрастом. У умственно отсталых детей наблюдается неравномерный темп, скованные, неплавные, то с малой, то с чрезмерно большой амплитудой движения.

Если учащимися с аномалиями развития при выполнении движений руками, а также при совместной работе рук и ног свойственна симметричная координация, то движения с перекрёстной координацией представляют для них определённые трудности, вследствие чего педагоги должны обращать внимание на выполнение этих движений.

При анализе уровня развития двигательных способностей у умственно отсталых школьников необходимо учитывать и степень их физического развития, так как на характер и глубину двигательных нарушений влияют самые различные отклонения в строении опорно – двигательного аппарата, тонуса мышц и пр.(Н.А. Бернштейн, 1947).

Сказанное позволяет считать, что двигательные нарушения детей с нарушенным интеллектом самым тесным образом связаны с отклонениями в их физическом развитии, что явилось важным фактором в осмыслении и разработке теоритических положений проблемы коррекции недостатков двигательной сферы изучаемого контингента учащихся.

Изучению особенностей физического развития умственно отсталых учащихся были посвящены исследования Д.И. Азбукина (1936), И. Марцинкявичуса (1970), Р.А. Белова (1971), Б.В. Лавряшина, Т.А.Чикишевой (1985), И.Ю. Жуковина (2000) и других исследователей.

Было установлено, что кривая физического развития таких детей (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, ширина таза, плеч, окружность головы, сила рук) отличается неравномерностью, часто проходит ниже средней кривой для соответствующего возраста детей с нормальным интеллектом, притом в пределах двух сигм Д.И. Азбукина (1936).

Обследуя учеников специальной школы, Н.А.Козленко(1963) обнаружил следующие нарушения телосложения: патология формы грудной клетки, деформация позвоночника, неправильная форма ног (плоскостопие, о – образные, х – образные), выпуклый или отвислый живот, парезы. Некоторые ученики имели по нескольку недостатков.

При обследовании физического развития и моторики учащихся таких школ И. Марцинкявичус (1970) выявил у 20% учеников нарушения осанки, у 16 % - патологические позы конечностей, у 28 % - нарушения координации движений и равновесия, 40 % имели неправильную походку: ходили напряжённо и неловко, недостаточно отрывали ноги от пола, чрезмерно раскачивали туловище.

При изучении отклонений в строении тела, в частности дисплазий, основными нарушениями опорно – двигательного аппарата у них является сутулость, левосторонне искривление позвоночника, кифосколиозы, куриная грудь, плоская спина, плоскостопие.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить большое разнообразие нарушений физического развития и моторики детей с нарушением интеллекта, подлежащих коррекционному воздействию.

Б.В. Сермеев (1980) считает, что физическое состояние аномальных детей не соответствует требованиям жизни. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют активному увеличению резервов детского организма, поэтому необходимо наиболее полно использовать их в целях коррекции нарушенных функций у аномальных учеников. Для обеспечения нормального функционирования организма учеников такой же категории предполагает восполнить дефицит активизации моторики – самого мощного стимулятора всех физиологических функций и нервно – мышечного аппарата.

Знание общих закономерностей и этапов нормального моторного развития помогает выявлению отклонений в развитии двигательных функций, а также выбору адекватных путей их коррекции. Своеобразная моторная недостаточность с несформированностью более тонких целенаправленных дифференцированных движений, зрительно – моторной координации и ручного праксиса является характерной закономерностью любого аномального развития. При олигофрении встречаются различные нарушения формы черепа, лицевого скелета, деформация ушных раковин, недостаточная пигментация кожи, низкая граница роста волос на головы, встречаются аномалии в строении туловища – кифозы, сколиозы, могут быть различные пороки на развитии конечностей. Иногда отмечается задержка роста, карликовость или, наоборот, церебральный гигантизм, могут поражены внутренние органы, что проявляется в наличии врождённых пороков сердца, аномалий развития желудочно – кишечного тракта и др. В эндокринной системе также может быть ряд дефектов, что приводит порой к аномальному половому развитию. Выше перечисленные аномалии развития умственно отсталых детей чаще встречаются при генетических формах олигофрении или во внутриутробных поражениях плода на ранних этапах эмбриогенеза.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.