|
Субъекты малого и среднего предпринимательстваК субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно. Понятие предпринимательской среды. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда. Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т. е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы, предпринимателя и требуют принятия решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним. Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая и представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, так и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями. Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. Известные ученые, занимающиеся исследованиями благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы, как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства. Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства в стране в целом, в отдельных регионах. Различают внутреннюю и внешнюю предпринимательскую среду. Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде и оказывающие не нее воздействие, то есть, прямо или косвенно влияющие на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об основных условиях и факторах внешней среды. Различают факторы прямого и косвенного воздействия: 1) характер и состояние рыночных отношений; 2) хозяйственные связи фирмы – факторы прямого воздействия. 3) регулирование предпринимательской деятельности; 4) общеэкономические; 5) общеполитические – факторы косвенного воздействия. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают прежде всего такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, телекоммуникаций. Здесь оказывают воздействие прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запчастей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов. Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы: - экономическое положение в стране и регионах; - политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства; - правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики; - государственное регулирование и поддержка предпринимательства; - социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы; - культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса; - научно-техническая, технологическая среда; - наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности; - физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций; - отсутствие проявления природных катаклизмов; - институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т. д.
Внутренняя предпринимательская среда - это определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации Под внутренней средой понимается хозяйственный механизм фирмы, включающий управление, направленное на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Здесь рассматривается глобальная структура фирмы, охватывающая все основные производственные подразделения и предприятия (фирмы), вспомогательные: финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму.
Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы): - наличие необходимого объема собственного капитала, правильный выбор организационно-правовой формы фирмы; - выбор предмета деятельности; - подбор команды партнеров; - знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; - подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; - механизм сохранения предпринимательской тайны и др. - четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации. Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры, имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, нацеленные не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу. Несомненно, практический интерес для предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов, по Татеиси, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении к личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. По утверждению автора, между рационализмом и гуманизмом нет никаких противоречий. К примеру, если рациональной целью для вас является сокращение издержек производства, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для ваших работников, чтобы они могли сами решить данную проблему. Важное место в менеджменте компании «Омрон» занимают мотивация работников, создание такого производственного, управленческого климата, чтобы каждый работник смог в полной мере проявить свой талант. «В нашей компании занято около 15 тысяч человек, – пишет Татеиси. – Это означает, что мы имеем дело не просто с 15 тысячами людей, а с 15 тысячами различных подходов к жизни и работе, с 15 тысячами различных уровней образования и опыта, амбиций и характеров. Для меня идеальным местом работы представляется то, где царит хорошее настроение, где кипит работа. Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетителя. Это ведет и к росту продуктивности, и к улучшению самочувствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает талант каждого служащего. В конечном счете успех любой работы зависит от способностей человека и от умения применить эти способности. Для нас главное – талант как таковой, независимо от сферы его проявления». Важными в механизме совершенствования управления компанией являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью. Так, на руководителя низовых подразделений компании были возложены «обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании средней руки», в результате низовое подразделение приобрело статус как бы независимой компании среднего размера со всеми обязанностями, правилами и мотивацией, что приносит положительные результаты. Большую роль в совершенствовании менеджмента компании «Омрон» сыграло внедрение в практику управления понятия «предприятие – слуга общества» в виде девиза компании: работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех. Следование этому девизу позволяло руководству компании внедрить рациональный менеджмент, расширять деловую активность всех подразделений компании, совершенствовать организацию производства, обновлять выпускаемую продукцию, увеличивать объемы продаж и получать больше прибыли, а на этой основе совершенствовать материальное стимулирование всех работников. В компании проведена корпоративная реконструкция, в основе которой лежали две главные идеи: приблизить администрацию к реальным условиям работы и создать в разумном объеме несколько предприятий, которым предоставлена полная самостоятельность и которые действуют в рамках компании как определенные небольшие фирмы. Эта реконструкция позволяет развивать предпринимательское управление, чему в немалой степени способствовало провозглашение трех лозунгов: «Продает каждый!», «Реагировать немедленно!», «Действовать молниеносно!». По этому поводу К. Татеиси пишет: «Каждое утро вместо того, чтобы по обычаю приветствовать друг друга, все наши работники должны были повторять эти лозунги, чтобы перед работой зафиксировать в своем сознании эти заповеди». Задачей менеджмента в сфере производства является совершенствование управления всеми процессами производства продуктов, но менеджеру необходимо овладеть механизмом прогнозирования, планирования процесса производства. По мнению К. Татеиси, предприниматель должен взять себе за правило прогнозировать будущее и соответственно регулировать деятельность своей компании, используя обратные связи. Для того, чтобы вывести компанию на дорогу успеха, необходимы, по мнению К. Татеиси, следующие условия (факторы): 1) выработка четкого кредо компании; 2) соотношение целей компании с естественным поведением людей (человеческий фактор); 3) распределение доходов; 4) характерный дух (и совместная собственность); 5) понятие всеобщей заинтересованности (сопричастность); 6) перспективный рынок сбыта (новые товары); 7) оригинальная технология; 8) эффективное руководство. В послесловии книги «Вечный дух предпринимательства» К. Татеиси подчеркивает, что самым важным достижением «Омрона» является создание духа соревновательности, который позволил компании в течение десятилетий без страха глядеть в будущее. Философия управления «Омрона» основывается на следующих основных составляющих. 1. Четыре характерные черты идеального места работы: а) привлекательный вид места работы; б) талантливые работники; в) удовлетворение вкусов покупателя; г) вознаграждение за труд и усердие. 2. Три главные линии менеджмента: а) изучать запросы покупателя; б) по достоинству оценивать каждого работника; в) поощрять дух соревновательности. 3. Три основные краткосрочные цели: а) восстановить структуру прибыли; б) создать инфраструктуру, отвечающую требованию нового общества; в) оживить корпоративную организацию. 4. Пять принципов оперативной деятельности: а) все действия определяются среднесрочными и долгосрочными планами; б) ориентация на приоритеты; в) реальные сроки выполнения операций; г) тотальная оптимизация; д) отношения на принципах честности и скромности. Рекомендуем читателям познакомиться с книгой К. Татеиси «Вечный дух предпринимательства», что позволит сформировать эффективную внутрипредпринимательскую среду, позволяющую избежать многих ошибок и добиваться успеха. Особая роль во внутренней предпринимательской среде принадлежит отлаженному механизму хозяйствования и организации производства на предприятии, однако это уже самостоятельная тема. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|