Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Философское учение о развитии





Учебные вопросы:

1. Философское учение о движении и развитии

2. Основные законы и категории диалектики

 

Философское учение о движении и развитии

• Философское учение о движении. Развитие как направленное движение. Прогрессивное и регрессивное движение.

• Две философские концепции развития: метафизическая и диалектическая.

• Синергетическая концепция развития.

• Принципы диалектики:

- принцип всеобщей связи

- принцип развития

Диалектика объективная и субъективная

Основные законы и категории диалектики

Основные законы диалектики:

- Закон единства и борьбы противоположностей как характеристика источника самодвижения и саморазвития.

- Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений как характеристика механизма развития.

- Закон отрицания отрицания как выяснение тенденции, основного направления развития.

Значение законов для познания и практики

Основные парные категории диалектики:

- единичное, особенное, общее

- сущность и явление

- содержание и форма

- причина и следствие

- необходимость и случайность

- возможность и действительность

Значение категорий для познания и практики

 

Тема 6. Диалектика бытия и сознания

Учебные вопросы:

1. Проблема сознания в истории философии

2. Сущность сознания, его структура и формы

 

Проблема сознания в истории философии

Вопрос об отношении сознания к бытию – центральный вопрос любой философии.

Вопрос о происхождении сознания – предмет исследования философии, гуманитарных и естественных наук.

Основные концепции происхождения сознания.

Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как отражение.

Сущность сознания, его структура и формы

Сознание как специфически человеческая функция мозга, связанная с отражением действительности в субъективных идеальных образах.

Особенности информационного отражения.

Психическое отражение и сознание.

Социальная природа и структура сознания.

Диалектика индивидуального и общественного сознания.

Основные функции сознания.

Тема 7.Познание как философская проблема

Учебные вопросы:

1. Философские концепции познания.

2. Истина как философская проблема: история и современность

 

Философские концепции познания

Проблема познания – вторая сторона основного вопроса философии.

Субъект и объект познания в истории философской мысли.

Философия о 2-х уровнях познания: чувственном (эмпирическом) и рациональном.

Ощущения, восприятия и представления как формы чувственного познания.

Понятия, суждения, умозаключения и теории как формы рационального познания.

Научное познание как движение мысли от явления к сущности.

Истина как философская проблема: история и современность.

− Истина как самоценность познания.

− Проблема истины в античной философии.

− Священные писания как носители и критерии истины в условиях средневековья.

− Проблема истины в философии XVII-XVIIIвв.

− Проблема истины в Классической немецкой философии.

− Проблема истины и ее критерия в марксистской философии.

− Современные концепции истины.

 

Тема 8. Философский образ научного знания

Учебные вопросы:

1. Сущность знания и его разновидности.

2. Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.

 

Сущность знания и его разновидности

• Проблема выяснения сущности знания.

• Разновидности знания:

- понятийное знание – набор понятий, используемых при решении данной задачи;

- конструктивное знание о возможных структурах объектов и взаимодействии между их частями;

- процедурное знание - выбранные для исследования данной предметной области методы,

алгоритмы и программы;

- фактографическое знание – количественные и качественные характеристики объектов и явлений;

- метазнание – знание о порядке и методах применения знаний.

В зависимости от объекта познания выделяют естественнонаучные, технические, гуманитарные, художественные, религиозные и др. знания.

Проблемы взаимосвязи научного и вненаучного знаний.

Знание как цель и результат познания.

Разновидности вненаучного знания:

- ненаучное знание (наш житейский, художественный и пр. опыт);

- донаучное (протонаучное) знание – базис будущей науки;

- паранаучное знание, отвергаемое наукой

по гносеологическим параметрам;

- лженаучное знание, отвергающее научное, но маскирующееся под него;

- антинаучное знание, сознательно извращающее научную картину мира.

Научное знание − теоретическое, эмпирически или рационально доказанное знание.

Критерии научного знания: системность, логическая стройность, доказательность, интерсубъективность, практическая применимость и др.

Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания

Учебные вопросы лекции:

1. Основные методы научного познания.

2. Логика научного исследования.

 

Основные методы научного познания

Метод как совокупность практических или мыслительных приемов, шагов, руководств, следование которым приводит к достижению желаемого результата.

Три уровня методов:

А) Всеобщие (философские) методы:

- метафизический

- диалектический

Б) Общенаучные методы:

а) эмпирические методы:

- наблюдение, т.е. получение информации об объекте, находящемся в естественных условиях (наблюдения бывают непосредственными и опосредованными);

- эксперимент, т.е. научно поставленный опыт с целью получения информации об объекте, находящемся в изменяемых по воле исследователя условиях (эксперименты бывают натурными и модельными);

- измерение

б) методы, используемые и на эмпирическом и на теоретическом уровнях:

- анализ (расчленение целого на части и изучение их как элементов целого) и синтез (интеграция знаний, полученных при анализе или соединение частей в целое);

- сравнение

в) теоретические методы:

- индукция (умозаключение от частного к общему) и дедукция (умозаключение от общего к частному);

- абстрагирование (отвлечение от несущественных сторон, свойств, качеств исследуемого объекта);

- моделирование;

- математизация;

- аналогия;

- идеализация (мысленное создание не существующих в действительности объектов, но необходимых для понимания сущности изучаемого объекта);

- историко-логический метод и др.

В) Частнонаучные методы познания, применяемые только конкретными науками (указать методы ведущих дисциплин обучающихся студентов).

Логика (этапы) научного исследования

Научный факт – зафиксированные тем или иным образом результаты наблюдения или эксперимента.

Проблема – научный факт, для объяснения которого нет наличных знаний.

Гипотеза – научное предположение о путях разрешения проблемы (обычно выдвигают несколько гипотез, одна из которых служит рабочей).

Доказательство гипотезы, т.е. практическое или логическое ее подтверждение.

Новые законы, новые принципы применения уже известной теории или формулирование новой теории.

 

Тема 10. Философское учение о человеке

Учебные вопросы:

1. Человек как предмет философского анализа.

2. Основные константы человеческого бытия

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.