Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Методические указания к изучению курса





Кафедра Общественных наук

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к изучению учебной дисциплины

«ФИЛОСОФИЯ»

 

 

Составители:

Левин Г. М.

 

Санкт-Петербург

 

Методические рекомендации разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего образования.

Методические указания составлены в помощь студентам, изучающим курс «Философия». В них содержатся тематический план, темы и планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы и дополнительной литературы, перечень тем рефератов, тесты для самоконтроля знаний, вопросы для подготовки к экзаменам.

 

I. Методические указания к изучению курса

Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания: понимание роли философии в жизни человека и общества, исторических типов философии, роли человека во Вселенной; религиозной, философской и научной картин мира; природы человека и смысла его существования; концептуальные подходы к решению проблемы человека в мире культуры; представление о познании, его возможностях и границах; о соотношении знания и веры; понятие общества; умение анализировать многообразие культур, цивилизаций и формаций, форм социального опыта; проблему личности, ее свободы и ответственности, роль человека в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; задачи человечества перед лицом глобальных проблем. В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность формулировать и аргументировать собственное мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; навыки чтения и анализа философских текстов и, соответственно, видеть смысл, значение и место своей профессиональной деятельности в социуме, жизни, культуре, истории.

Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы, написания письменных работ, подготовке сообщений и анализа учебных текстов в ходе практических занятий.

В конце изучения курса студент должен сдать экзамен. Для допуска к экзамену студент должен сдать две аудиторные и одну домашнюю письменные работы, а также реферат одного из первоисточников из предложенного списка.

Реферат первоисточника представляет собой конспект одного из произведений классиков философской мысли, снабженный справкой об авторе и его месте в историко-философском процессе, справочно-ссылочным материалом, а также высказыванием собственной позиции студента относительно проанализированного и отреферированного текста, что подразумевает знакомство с дополнительной, справочной и критической литературой, включая монографии, статьи в научных журналах, сборники научных трудов и т. д. Желательный объем реферата – 15–20 машинописных страниц. По форме реферат должен содержать: 1) титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, ф.,и.,о. автора, ученое звание, должность ф.,и.,о. руководителя, год и место написания); 2) план реферата (основное содержание: 3–4 пункта, соответствующие проблемным или авторским частям конспекта); 3) введение, включающее сведения об авторе реферируемого источника, истории написания произведения и пр.; 4) заключение, содержащее вывод и личное мнение о прочитанном; 5) список литературы с указанием автора, названия книг и статей, места и года издания, количества страниц.

На экзамене студент должен продемонстрировать знания, соответствующие требованиям государственного стандарта.

II. Тематический план

 

Тема 1. Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека

Учебные вопросы:

1. Предмет, структура философии и ее место среди форм мировоззрения

2. Основные функции философского знания

 

Предмет философии и ее место среди форм мировоззрения

• Философия – это теоретическая форма общественного сознания, основным предметом которой является изучение наиболее общих проблем взаимосвязи человека и мира.

• Мировоззрение – система взглядов человека на мир и свое место в этом мире

• Основные формы мировоззрения: мифологическая, философская, религиозная, научная

 

Основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания, бытия и мышления

Первая сторона основного вопроса философии – ответ на вопрос «Что первично: материя или сознание?»

Вторая сторона основного вопроса философии – ответ на вопрос «Познаваем ли мир?»

В зависимости от ответа на первый вопрос философы разделились на материалистов и идеалистов.

Признающие познаваемость мира – гностики, а отрицающие – агностики

Основные функции философии

• Рассматривая наиболее общие проблемы взаимоотношения человека и мира, философия выполняет мировоззренческую функцию

• Изучая проблемы развития и познания, методы и формы познания и преобразования мира, философия выполняет методологическую функцию

• Выражая в обобщенном виде интересы тех или иных социальных сил, философия выполняет идеологическую функцию

• Часто в рамках этих функций выделяют подфункции:

прогностическую, воспитательную и др.

 

Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития

Учебные вопросы:

1.Социокультурные факторы возникновения философии

2.Философия Др. Востока и античности

3.Философия средневековья и эпохи Возрождения

4. Философия Нового времени (XVI-XVII вв.)

5. Философия эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.)

6. Немецкая классическая философия

7. Философский плюрализм XIX века

8. Русская философия XIX – начала ХХ вв.

 

Социокультурные факторы возникновения философии

Мифы – фантастические сказания о деяниях богов и героев; культурная предпосылка возникновения философии.

Структура мифа:

- зачатки эмпирических (почерпнутых из опыта) знаний;

- догадки наших далеких предков (подкрепленные практикой они пополняли знания);

- домыслы.

Разделение труда на умственный и физический и появление у некоторой части населения возможности заниматься систематизацией имевшихся знаний и их распространение − социальная предпосылка.

В. Античная философия

- Натурфилософия, досократики (Милетская школа: Фалес, Анаксагор, Анаксемен; Гераклит, Левкипп, Демокрит; Пифагор) – поиск единого первоначала всего сущего.

- Классическая философия (Сократ, Платон, Аристотель) – проблемы истины и блага.

- Эллинистическая философия (киники: Антисфен, Диоген Синопский и др.; эпикурейцы; стоики; скептики) – поиски добродетели человека, счастья, безмятежности духа и т.п.

Философский плюрализм XIX века

А.Философия марксизма.

К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) – основоположники диалектико-материалистической философии.

Материалистическая формулировка основных законов и парных категорий диалектики.

Диалектико-материалистическое учение об обществе и его развитии – исторический материализм.

Формационный подход к развитию истории.

Трудовая концепция происхождения человека.

Тема 3. Основные школы и направления современной философии

Учебные вопросы:

1. Новые типы философствования в ХХ веке.

2. Сциентизм и антисциентизм в современном мире.

 

Уровни и формы бытия

Бытие материального:

- Бытие вещей, процессов, явлений природы

- Бытие вещей, процессов, явлений, созданных людьми (бытие «второй природы»)

Бытие человека:

- Бытие человека в мире вещей

- Собственно человеческое бытие

Бытие духовного (идеального):

- Бытие индивидуализированного духовного

- Бытие внеиндивидуального (объективированного) духовного

Бытие социального:

- бытие человека в обществе и в процессе истории

- бытие общества

Семинар 1

Природа и специфика философских проблем. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Умозрение и опыт. Объект и предмет философского знания. Основные функции философии, раскрывающие ее специфику, их характеристика: мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, герменевтическая, социальная, гуманитарная.

 

Текст для обсуждения

Платон. Государство. Кн. 6–7. (Миф о пещере). – М., Мысль, 1989. – С. 278–302.

Темы докладов

1. Мифы в первобытной культуре.

2. Основные модели происхождения философии: мифогенная, социоморфная, гносеогенная.

 

Библиографический список

1. Спиркин, Александр Георгиевич, Философия: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 828 с.

2. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Велби; Проспект; МГУ, 2003.

3. Библер, В. С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1995. – № 1. – С. 11–18.

4. Введение в философию / под ред. И. Т. Фролова: в 2 т. – М.: Политиздат, 1989.

5. Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11.

6. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений / А. Ф. Зотов // Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.

7. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М.: Изд-во полит. лит., 1997.

8. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992.

9. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Наука, 1991.

10. Степин, В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. – М.: Институт философии РАН, 1994. – 274 с.

11. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизика / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1989. – № 9. – С. 13–16.

 

Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития

Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Др. Греции и Др. Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорийцы, Гераклит, Элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.

Основная идея и черта средневековой философии теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).

Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности. Н. Кузанский и Дж. Бруно.

Лекция 3. Философия XVII–XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.

Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.

Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.

Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и рационалистического.

Русская философия на рубеже XIX–XX вв.: западники, славянофилы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции русской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемственность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.

Семинар 2

Поиск единых всеобщих оснований бытия – натурфилософия. Поворот к человеку. Проблемы истины знания и истины бытия: Сократ и Платон. Аристотель и его идеи. Место античной философии в истории развития европейской культуры.

Основные этапы и философские проблемы средневековой философии.

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин).

 

Темы докладов

1. Греческая натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.

2. Протестантизм и католичество: основные моменты разногласий. (Идеи Лютера и Кальвина).

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Августин Аврелий. Исповедь. – СПб.: АСТ, 2003.

4. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. Т. 1.Ч. 2.

5. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2001.

6. Аристотель. Категории // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.

7. Гараджа, В. И. Протестантизм / В. И. Гараджа. – М.: ИПЛ, 1971.

8. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М.: Высшая школа, 1980.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов. – М.: Мысль, 1979.

10. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1979.

11. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

12. Очерки истории западного протестантизма. – М.: ИВИ РАН. 1995.

13. Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).

14. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.1: Античность/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

15. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье: От Библейского послания до Макиавелли/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

16. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.

17. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979.

18. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Мысль, 1981.

Семинар 3

Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный и дедуктивный методы. Концепция субстанциальной природы бытия. Проблема достоверности знания.

Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».

Философское учение И. Канта: идея критической философии, априоризм и агностицизм; антиномии в теории познания. Принцип тождества бытия и мышления. Философская система и метод Г. Гегеля.

 

Тема доклада

1. Взгляды на субстанцию Лейбница, Декарта, Спинозы.

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.628–632.

4. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.

5. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия филос. наук: соч.: в 3 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1974.

6. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.

7. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: МГУ, 1986.

8. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 4. – М.: Чоро, 1994.

9. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994.

10. Кузнецов, А. В. Hемецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов / А. В. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.

11. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 3.

12. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое Время (от Леонардо до Канта)/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

13. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.

14. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм. Время картины мира. Преодоление метафизики. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

15. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. – М.: Логос, 1997.

16. Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.

17. Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1987.

18. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.

19. Философия Гегеля и современность. – М.: Мысль,1975.

20. Философия Канта и современность. – М. Мысль,1974.

 

Семинар 4

Кризис традиционной формы философского знания. Формирование новых типов философствования: диалектико-материалистический (Марксизм); иррационалистический (философия жизни. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор); сциентистский (позитивизм. О. Конт. Постпозитивизм). Феноменология Гуссерля. Философский смысл психоанализа.

 

Тема доклада

1. Основные идеи статьи Гуссерля Э. Философия как строгая наука.

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / Под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

4. Гайденко, П. П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // Вопросы философии – 1993. – № 6.

5. Григорьян, Б. Т. Неокантианство / Б. Т. Григорьян. – М.: Мысль, 1962.

6. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.

7. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль – М.: Высш. шк., 1988.

8. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.

9. Мудрагей, Н. С. Рациональное и иррациональное / Н. С. Мудрагей. – М.: Наука, 1985.

10. Нарский, И. С. Позитивизм / И. С. Нарский. – М.: Мысль, 1959.

11. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

12. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.

13. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.

 

Семинар 5

Антропологизация философии в XX веке. Экзистенциальные проблемы человека, смысл и цель его жизни в экзистенциализме. Философия языка Л. Витгенштейна. Человеческая деятельность как универсальный критерий познания и истины в прагматизме. Вопрос о границах и возможностях познания в гуманитарных науках, герменевтический метод Гадамера и новые способы исследования человеческой действительности: структурализм и постструктурализм. «Место человека» М. Шелера.

 

Тема доклада

1. Философский смысл «Мифа о Сизифе» А. Камю

 

Библиографический список.

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

4. Витгенштейн, А. О достоверности / А. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2.

5. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988.

6. Камю, А. Миф о Сизифе / Камю А. // Бунтующий человек. – М.: Республика, 1990.

7. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994.

8. Проблема человека в западной философии. – М.: Политиздат, 1988.

9. Проблемы философской герменевтики. – М.: Наука, 1990.

10. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Медиум, 1995.

11. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

12. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М.: 1978.

13. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.

14. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

 

Тема 4. Бытие: сущее и существующее

Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

 

Семинар 6.

Реальность: вещи, свойства, отношения. Реальность субъективная и объективная. Мир вещей и мир идей. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. «Вещь» – «тело» – «предмет» («объект»). Качество вещи, ее признаки, свойства и отношения. Отношения внешние и внутренние.

 

Текст для обсуждения

1. Платон «Миф о пещере». Платон. Государство. Кн. 6–7. М.: Мысль, 1994. – С. 278–302.

 

Тема доклада

1. Основные идеи статьи Хайдеггера М. «Учение Платона об истине».

 

Библиографический список

1. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Доброштан, Виталий Михайлович,Имеет ли смысл искать смысл жизни?: монография / В. М. Доброштан; рец. Ю. В. Манько; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2010. - 152 с.

4. Доброштан, Виталий Михайлович,Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности): монография / В. М. Доброштан. - СПб.: Петрополис, 2011. - 239 с.

5. Платон. Государство // Соч.: в 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1994.

6. Уемова, А. И. Вещи, свойства, отношения / А. И. Уемова. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

7. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / под ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

8. Философия: Учение о бытии, познании и ценности человеческого существования: учеб. для вузов / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА, 1999.

9. Хайдеггер, М. Вещь / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

10. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

11. Хайдеггер, М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345–361.

 

Тема 5. Философские теории развития

 

Лекция 7. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Движение и покой. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения. Эволюция и революция. Необходимость, случайность, целесообразность. Принцип детерминизма. Закон как выражение необходимо­сти. Законы динамические в статистические. Детерминизм и проблема свободы.

 

Семинар 7

Прогресс и регресс. Законы диалектики и их философский смысл и роль в по­знании и преобразовании мира. Синергетика - теория самоорганизации систем.

 

Темы для докладов

1. Синергетическая концепция развития.

2. Понятие самоорганизации.

 

Библиографический список.

1. Спиркин, Александр Георгиевич, Философия: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 828 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854), Лекции о методе университетского образования: с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч.] И. Фокин. - СПб.: Мiръ, 2009

4. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – №6. – С.15–23.

5. Асмус, В. Д. Античная философия / В. Д. Асмус. – М.: Высш. шк., 1976. – С.145–148.

6. Введение в философию / под ред. Фролова. – М.; Политиздат, 1989.

7. Галимов, Б. С. Пр инцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981.

8. Диалектика материального мира. – М.: Политиздат, 1985.

9. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход/ С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001.

10. Пригожин, И. Порядок из Хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Наука, 1986.

11. Ситковский, Е. П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975

12. Философские проблемы научного познания и творчества. – СПб.: СПГУТД, 1996.

 

Тема 6. Сознание как философская проблема

Лекция 8. Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуализированное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессозна­тельного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функции сознания.

Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалекти­ка индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.

 

Семинар 8

Основные моменты в истории развития проблемы сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. Общественное сознание, его основные формы.

Текст для обсуждения

1. Фрейд З. Я и Оно. Фрейд З. Я и Оно//Избранные произведения. – М.: Наука, 2003. – С. 78-82.

 

Тема для доклада

1. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. по статье М. К. Мамардашвили. «Анализ сознания в работах Маркса» (Вопросы философии.– №6, 1968. – С. 14–25).

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Рукопись]: учебное пособие / Ю. Б. Шилова; СПГУТД. - СПб.: [б. и.], 2011. - 67 л.

3. Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. Б. Шилова; СПГУТД. - 1 файл DOC. - СПб.: [б. и.], 2011. - 1 CD-RW. - Б. ц.

4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990.

5. Бахгин, М. М. Философия поступка / М. М. Бахгин //Философия и социология науки и техники: Еже­годник 1984–1985. – М.: Наука, 1986.

6. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища Школа, 1978.

7. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М. Наука, 1995.

8. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

9. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус. культуры, 1999.

10. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Мамардашвили. – М: Прогресс, 1968.

11. Михайлов, Ф. Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М: Прогресс, 1986.

12. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991.

13. Общественное сознание и его формы. – М: Прогресс, 1986.

14. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в фи­лософии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново.: Б.и., 1994.

15. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: Монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975.

16. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983.

17. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989.

 

Тема 7. Познание как предмет философского анализа

Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания.

 

Семинар 9.

Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины.

 

Текст для обсуждения

Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16

 

Тема доклада

1. Основные концепции истины (корреспондентская, когерентная, конвенциональная и пр.).

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Антонов, Н. С. Рассудок, разум, рациональность / Н. С. Антонов. – М.: Наука, 1988.

3. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектики / П. В. Алексеев, Панин А. В. – М: Высшая школа, 1991.

4. Губанов, Н. И. Чувственное отражение / Н. И. Губанов. – М.: Мысль, 1986.

5. Естественное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия. – Л.: ЛГУ, 1990.

6. Ильин, В. В. Теория познания. Введение / В. В. Ильин. – М.: Наука, 1993.

7. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Наука, 1999.

8. Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. – М.: Наука, 1980.

9. Поварин, С. Н. Спор. О теории и практике спора / С. Н. Поварин // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997. – С.377–391.

10. Пукшанский, Б. Я. Обыденное знание / Б. Я. Пукшанский. – Л.: ЛГУ, 1987.

11. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Медиум, 1995.

12. Федотова, В. Г. Практическое и духовное освоение действи-тельности. – М.: Наука, 1991.

13. Философские основы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

 

Семинар 10

Обыденное и научное знания. Научное и вненаучное (анормальное, паранормальное, эзотерическое, религиозное) знания. Структура знания. Знание и суждение.

 

Текст для обсуждения

1. Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16.

Темы для докладов

1. Концепция личностного знания М. Полани.

2. Формы и типы вненаучного знания.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Алексеев, В. П. Теория познания и диалектика: учеб. пособие / В. П. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Высш. шк., 1991.

3. Философия, культура, цивилизация: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: Петрополис, 2001.

4. Философские основы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

5. Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

6. Кугель, С. А. Менталитет российской науки / С. А. Кугель, Ю. В. Манько, Н. Н. Невская. – СПб.: СПГУТД, 1996.

7. Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знания. – СПб.: СПГУТД, 2000.

8. Научное и вненаучное знания: сотрудничество или конфронтация // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2–3 июля 2001 г. / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 2001.

9. Кузнецова, Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецов. – М.: Наука, 1982.

10. Лапицкий, В. В. Наука в системе культуры / В. В. Лапицкая. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994.

11. Манько, Ю. В. Философский образ знания / Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

12. Полани, М. Личностное значение: На пути к посткритической философии / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985.

13. Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.

14. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994.

15. Ильин, В. В. Критерии научного знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989.

16. Поликарпов, B. C. История науки и техники / В. С. Поликарпов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

17. Манько, Ю. В. Россия на рубеже веков (проблемы и перспективы развития) / Ю. В. Манько, И. В. Ильинский, В. Н. Сухов. – СПб.: СПГУТД, 2002.

 

Семинар 11

Общая характеристика методов и средств познания. Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их прин­ципы и роль. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Логика научного иссле­дования.

 

Текст для обсуждения

Декарт Р. Рассуждение о методе.Часть вторая. «Основные правила метода» // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль,1989.

 

Темы для доклада

1. Диалектика и метафизика как философские методы познания.

2. Методы и средства научного исследования по направлениям (специальностям) сту­дентов.

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Бониц, М. Научное исследование и научная информация / М. Бонц. – М.: Мысль, 1987.

3. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Из-во политической литературы, 1991. – С. 148–149

4. Готг, В. С. Категории современной науки (становление и развитие) / В. С. Готг, Э. П. Семенко, А. Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984.

5. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 101–126.

6. Декарт, Р. Разыскание истины посредством естественного света / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 154–178.

7. Декарт, Р. Рассуждения о методе, чтобы верно







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.