Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. Философский образ знания





 

Лекция 10. Понятие «знание». Мнение, догадка, вера, знание как формы результата познания. Классификация знания. Свойства знания («знание для деятельности» и «знание для общностей»). Поведенческая и трансляционная формы существования знания. Знак и символ. Естественные и искусственные языки как формы фиксации знания. Речь и знание. Знания рациональное и иррациональное и их разновидности. Наивно-реалистическое, мифологическое, религиозное, художественное знания. Теоретическое и прикладное знания. Естественное, техническое и гуманитарное знания. Философские основания единства научного знания. Тенденция гуманитаризации научного знания. Формирование межнаучных исследовательских программ.

 

Семинар 10

Обыденное и научное знания. Научное и вненаучное (анормальное, паранормальное, эзотерическое, религиозное) знания. Структура знания. Знание и суждение.

 

Текст для обсуждения

1. Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16.

Темы для докладов

1. Концепция личностного знания М. Полани.

2. Формы и типы вненаучного знания.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Алексеев, В. П. Теория познания и диалектика: учеб. пособие / В. П. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Высш. шк., 1991.

3. Философия, культура, цивилизация: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: Петрополис, 2001.

4. Философские основы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

5. Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

6. Кугель, С. А. Менталитет российской науки / С. А. Кугель, Ю. В. Манько, Н. Н. Невская. – СПб.: СПГУТД, 1996.

7. Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знания. – СПб.: СПГУТД, 2000.

8. Научное и вненаучное знания: сотрудничество или конфронтация // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2–3 июля 2001 г. / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 2001.

9. Кузнецова, Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецов. – М.: Наука, 1982.

10. Лапицкий, В. В. Наука в системе культуры / В. В. Лапицкая. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994.

11. Манько, Ю. В. Философский образ знания / Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

12. Полани, М. Личностное значение: На пути к посткритической философии / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985.

13. Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.

14. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994.

15. Ильин, В. В. Критерии научного знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989.

16. Поликарпов, B. C. История науки и техники / В. С. Поликарпов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

17. Манько, Ю. В. Россия на рубеже веков (проблемы и перспективы развития) / Ю. В. Манько, И. В. Ильинский, В. Н. Сухов. – СПб.: СПГУТД, 2002.

 

Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания

 

Лекция 11. Понятия «метод», «методика» и «методология». Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их принципы и роль. Общенаучные (эмпирические и тео­ретические) методы познания. Частнонаучные методы познания действительности.

Историческое и логическое в познании. Формы воспроизведения мышлением объекта. Диалектика и формальная логика в научном познании.

Семинар 11

Общая характеристика методов и средств познания. Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их прин­ципы и роль. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Логика научного иссле­дования.

 

Текст для обсуждения

Декарт Р. Рассуждение о методе.Часть вторая. «Основные правила метода» // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль,1989.

 

Темы для доклада

1. Диалектика и метафизика как философские методы познания.

2. Методы и средства научного исследования по направлениям (специальностям) сту­дентов.

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Бониц, М. Научное исследование и научная информация / М. Бонц. – М.: Мысль, 1987.

3. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Из-во политической литературы, 1991. – С. 148–149

4. Готг, В. С. Категории современной науки (становление и развитие) / В. С. Готг, Э. П. Семенко, А. Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984.

5. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 101–126.

6. Декарт, Р. Разыскание истины посредством естественного света / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 154–178.

7. Декарт, Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 250–296.

8. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994. – 741 с.

9. Клайн, М. Математика, поиск истины. – М.: Прогресс, 1988.

10. Методы и средства автоматизированного расчета химико-технологических систем: учеб. пособие для вузов. – Л.: Химия, 1987.

11. Методы и средства исследования механико-технологических процессов в текстильной промышленности: лаб. практикум для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1986.

12. Методы исследования свойств текстильных изделий: учеб. пособие / Ж. Е. Перепелкин и др. – Л.: ЛИТЛП им. С.М. Сирова, 1988.

13. Методика исследования в текстильной химии: справочник / Г. Е. Кричевский, Ю. Овчиников, Г. Т. Хачатурова и др. / под ред. Г. Е. Кричевского. – М.: Междунар. инжен.акад. России, РЗНГЛД, 1993.

14. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. – М.: Прогресс, 1984.

 

Тема 10. Философские основания истории науки

 

Лекция 12. Проблема начала и конца науки. Комулятивная модель истории науки, теория научных революций (Т. Кун) и эволюционная эпистемология К. Поппера: принцип фаллибализма, фальсификации, проблема демаркации и «теория трех миров». Структурные элементы исследовательской программы – "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез, "положительная эвристика", "негативная эвристика". Методологический анархизм П. Фейерабенда.

 

Семинар 12

Основные этапы развития науки: классическая, неклассическая, постклассическая. Допарадигмальная и парадигмальная стадии в истории науки. История науки и история культуры: параллели и противоречия.

 

Текст для обсуждения

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. Введение и § I. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003. – С.455–488.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Каневский, Александр Семенович, История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 275 с.

3. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, Мак Интайром, Куном: пер. с англ. / Беседу вела Д. Боррадори. –2-е изд., перераб. – М.: Гнозис, 1999.

4. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – СПб.: АСТ, 2003.

5. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – Едиториал УРСС, 2001.

6. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 90 с.

7. Неганов, Ф. М. Рациональность как принцип человеческой деятельности / Ф. М. Неганов. – Уфа, 1992. – 82 с.

8. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер // Соч.: в 2 т. Т 2. – М.: Феникс, 1992.

9. Пуанкаре, А. Ценность науки / А. Пуанкаре // О науке. – М.: Наука, 1990. – С.197–367.

10. Степин, В. С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) / В. С. Степин // Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990.

11. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: Прогресс -Традиция, 2003.

12. Тулмин, Ст. Человеческое понимание. – М.: Прогресс, 1984.

13. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986.

14. Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 238–252.

 

Тема 11. Философское учение о человеке

 

Лекция 13. Основные философско-антропологические подходы к человеку. Проблема происхождения человека: философские, биологические, космические, соци­ально-культурные аспекты. Понятие социоантропогенеза. Биологическое и социальное в человеке, человек как индивид и личность.

Человек – особый вид сущего. Человеческое в человеке. Бытие человека. Основные константы че­ловеческого бытия: жизнь и смерть, добро и зло, судьба, счастье, смысл жизни.

Семинар 13

Проблема человека. Природа и смысл его существования. Происхождение человека. Место и роль человека во Вселенной, человек как продукт и субъект со­циальной жизни, человек как творец и творение культуры. Социальные концепции человека.

 

Текст для обсуждения

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Что такое человек? Кассирер Э. // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С.3–30

Темы докладов

1. Философская проблема смерти и бессмертия личности.

2. Проблема смысла жизни в русской философии.

Библиографический список

1. Доброштан, Виталий Михайлович,Имеет ли смысл искать смысл жизни?: монография / В. М. Доброштан; рец. Ю. В. Манько; СПГУТД. - СПб.: СПГУТД, 2010. - 152 с.

2. Доброштан, Виталий Михайлович,Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности): монография / В. М. Доброштан. - СПб.: Петрополис, 2011. - 239 с.

3. Подольская, Елизавета Ананьевна, Философия: кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М.: Дашков и К°; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. - 379 с.

4. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

5. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854), Лекции о методе университетского образования: с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч.] И. Фокин. - СПб.: Мiръ, 2009

6. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.

7. Антропологический поворот в философии ХХ века/ АН Литовской ССР, Институт философии, социологии и права. – Вильнюс, 1987.

8. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс – Академия», 1992.

9. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер: пер, с нем. – М.: Высш. шк., 1993.

10. Гелен, А. О систематике антропологии: Проблема человка в западной философии / А. Гелен. – М.: Прогресс, 1988.

11. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. –М.: АСТ, 2004.

12. Гуревич, П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. 10-11 классы: пособие для учащихся школ гуманитарного профиля / П. С. Гуревич. – 2-е изд., исправ. – М.: Дрофа, 2001.

13. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М.: Терра, 1999.

14. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. – М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130–140.

15. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

16. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии // Психология мышления. – М: Изд-во МГУ, 1980.

17. Марков, Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб.: СПбГУ, 1998.

18. Маркузе, Г. Философия. Психология: Одномерный человек / Г. Маркузе. – СПб.: АСТ, 2003.

19. Ортега-и-Гассет, Х. Человек и люди / Х. Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства и другие работы. – М.: Радуга, 1991. – С. 229–476.

20. От Я к Другому. – Минск: Менск, 1997.

21. Плеснер, Х. Ступени органического и человек / Х. Плеснер //Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

22. Соловьев, В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев // Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988.

23. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса / П. Тейяр де Шарден. – М.: Айрис-Пресс. – 2002, 1965.

24. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

 

Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система

 

Лекция 14. Становление образа социального порядка в донаучном знании. Космогонические и мифологические представления о мироупорядочении. Хаос и Космос в древнегреческой натурфилософии. Эволюция образа социального порядка: абстрактно-рационалистическая модель идеального социального порядка по Т. Гоббсу и биологическая модель эволюции социального порядка в классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Т. Парсонс и др.).

Открытые и закрытые социальные системы. Формы социального метаболизма (рынок, война, культурные контакты и др.). Иерархия социальных самоорганизующихся систем. Основные тенденции социальной самоорганизации.

Архетипические основания социальных утопий.

Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.

 

Семинар 14

Эволюция социальных структур порядка и циклические теории общественного развития. Культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера. Концепция Дж. Тойнби о генезисе цивилизации как саморазвивающейся системе. Термодинамические основания теории Л. Гумилева об этногенезе.

 

Текст для обсуждения

Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. – 1995. № 10. – С.137–145.

Темы для докладов

1. Социально-философские концепции О. Шпенглера и И. Н. Данилевского.

2. Циклическая теория Дж. Тойнби.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Барулин, В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. – М.: МГУ, 1995.

3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1991

5. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.

6. Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. – 1991.

7. Гиренок, Ф. И. Экология, Цивилизация, Ноосфера / Ф. И. Гиренок. – М.: Наука, 1987.

8. Гоббс, Т. Левиафан / Гоббс Т. Соч.: в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1991.

9. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2004.

10. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1991.

11. Ерасов, Б. С. Цивилизация: слово – термин – теория // Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект-пресс, 1998.

12. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1843–1844гг. // К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. Т. 42.

13. О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М.: Наука, 1995.

14. Парето В. Компедиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли: в 5 т. М.: Мысль, 1997. Т.2. C.59-67.

15. Парето, В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. – 1995. 10. С.137–145.

16. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: Культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты. – М.: МГУ, 1994.

17. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Республика, 1992.

18. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.

19. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т.Т.2 / О. Шпенглер. – М: Айрис-пресс, 2004.

20. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.