|
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
Каждая тема курсовой работы имеет свои особенности, вытекающие из своеобразия объекта исследования, структуры работы, наличия и полноты источников информации, навыков и умения студента отражать аналитические и теоретические вопросы.
Вместе с тем, независимо от выбранной темы курсовая работа должна иметь логично выстроенную структуру, которая в систематизированной форме отражает содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.
Содержание исследовательской работы отражает ее структура и объем. Структурно курсовая работа должна состоять из следующих частей:
1. Титульный лист (Приложение 2);
2. Содержание (Приложение 3);
3. Введение (2-3 стр.);
4. Основная часть (25-30 стр.):
5. Заключение (2-3 стр.);
6. Список источников и литературы;
7. Приложения (при необходимости).
Общий объем курсовой работы должен составлять 35-40 страниц печатного текста без учета приложений.
Введение должно содержать выделенные курсивом следующие структурные элементы, расположенные в строгой, указанной ниже, последовательности:
· актуальность темы курсового исследования;
· проблема исследования;
· объект исследования;
· предмет исследования;
· цель исследования;
· задачи исследования;
· теоретико-методологические основы исследования;
· эмпирическая и информационная база исследования;
· структура работы.
Актуальность темы исследования– это степень ее важности в данный момент и в определенной ситуации для решения конкретных проблем, вопросов или задач. Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования.
Освещение актуальности не должно быть многословным: для курсовой работы достаточно 1-1,5 страницы текста. Достаточно в пределах одной страницы показать главное - важность изучения темы для решения задач управления персоналом организации.
Проблема исследования. Исходным моментом любого исследования является определение проблемной ситуации.
С точки зрения познавательного процесса проблема (проблемная ситуация) обусловлена противоречием между знанием о потребностях людей в результативных практических или теоретических действиях и незнании путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.
Таким образом, проблема выступает своего рода «знанием о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.
При формулировке проблемы необходимо соблюдать следующие правила:
· проблема формулируется в понятиях науки, то есть исходя из уже имеющихся теоретических знаний в данной сфере;
· проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок;
· решение поставленной проблемы должно быть ограничено временными рамками, отведенными автору для написания курсового исследования;
· не являются научными проблемы, поставленные в контексте неопровержимых идей, имеющих характер абсолютных истин;
· нерешаемые проблемы следует отличать от нерешенных;
· проблема не может считаться сформулированной, если она не выражена одним предложением.
Объект и предмет исследования. Приступая к определению объекта и предмета курсовой работы, необходимо помнить, что объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, это та совокупность связей и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации.
В качестве объекта курсового исследования, избранного для изучения студентом специальности «Управление персоналом», могут выступать любые явления или процессы социальной действительности, порождающие проблемную ситуацию, а именно:
· отдельные социальные процессы и явления в системе управления персоналом;
· деятельность кадровой службы в системе управления персоналом;
· кадровые технологии в управлении персоналом;
· информационно-аналитическое, правовое, документационное обеспечение управления персоналом и т.п.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта, он более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, вынесенную на титульный лист в качестве заглавия. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель курсовой работы представляет собой конечный результат, который стремится получить ее автор. Формулировка цели должна быть конкретизирована указанием на пути и средства ее достижения.
В процессе формулировки цели исследования необходимо избегать весьма распространенной ошибки, при которой в качестве цели указывается средство ее достижения.
Цель курсовой работы конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задачи курсовой работы являются конкретными целевыми установками, определяющими этапы процесса достижения поставленной цели.
Формулировку задач принято начинать со слов «изучить...», «обосновать...», «проанализировать...», «охарактеризовать…», «выявить...» и т.д.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта на основе уже сложившихся теоретических позиций.
Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий развития.
Третья - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Формулировки задач должны быть тщательно выверенными, поскольку описание их решения составляет содержание разделов курсовой работы.
Теоретико-методологические основы исследования. Под методологическими основами курсового исследования понимается совокупность теорий и концепций на которых оно строится.
Общие методы научного познанияможно разделить на три большие группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (аналогия, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т.д.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация и др.).
Опираясь на разработанные в данных теориях принципы научного анализа, используя введенные и интерпретированные предшественниками понятия и категории, автор работы решает свои исследовательские задачи.
Эмпирическая и информационная база исследования. Эмпирическую базу исследования могут составлять материалы ранее проведенных исследований, а также статистические данные, отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы, служебные документы, содержащие сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого курсового исследования.
Источниками информации могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие управленческую деятельность.
В ходе исследования могут быть использованы следующие исследовательские подходы:
1) нормативный – предполагает анализ действующих нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления;
2) научно-методический – предполагает использование требований, методик и рекомендаций аналогичных отечественных и зарубежных государственных структур и институтов;
3) экспериментальный подход – используется в том случае, когда в основу практических рекомендаций положены результаты экспериментов, проведенных студентом в ходе курсового исследования непосредственно на объекте.
Обработка данных может быть осуществлена посредством документально-статистического, факторного, корреляционного анализа, различных методов измерения социальных показателей, группировки первичных эмпирических данных, а также системного анализа социальной информации.
Наряду с перечисленными, студент может использовать и ряд других аналитических подходов, а также их комплекс.
В основной части излагается содержание темы. Основной текст должен состоять из 3-х разделов (теоретической части, аналитической части и проблемно-проектной), раскрывающих сущность исследуемой проблемы. Разбивать указанные части на подразделы нецелесообразно
Первый раздел должен быть связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Исходя из логики выполнения курсового исследования, в качестве основных структурных элементов первого раздела можно выделить:
· рассмотрение основных понятий и категорий системы управления персоналом, относящихся к теме курсового исследования;
· рассмотрение проблемных аспектов темы с различных теоретико-методологических позиций;
· анализ современных взглядов и подходов к решению исследуемой проблемы;
· обзор литературы по методам решения задач курсового исследования;
· обоснование выбора конкретных методов достижения цели, поставленной автором курсовой работы во введении;
· разработка соответствующих моделей управления персоналом;
· обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методических подходов к решению проблемы курсового исследования;
· общие выводы, позволяющие подвести итоги теоретического анализа и перейти ко второму разделу курсового исследования.
Второй раздел, как правило, посвящен анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. В этом разделе на основе положений, сформулированных в теоретической части, проводится аналитическая проработка теоретических проблем курсовой работы.
В этой части проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности управления персоналом, специфику выполняемых функций, сущность управленческой деятельности на конкретном предприятии.
Диагностика состояния системы управления персоналом может быть нацелена на:
· выявление положительных и отрицательных сторон в системе управления персоналом;
· установление потерь и неиспользованных возможностей в результате влияния недостатков в организации управления;
· выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.
Аналитическая характеристика объекта курсового исследования независимо от специфики его темы должна содержать:
· перечень целей, реализация которых обусловливает функционирование исследуемого объекта;
· описание его структуры с выделением основных, вспомогательных или обслуживающих подразделений и их роли в управленческом процессе; определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба;
· характеристику выполняемых функций по различным показателям и др.
В результате аналитического рассмотрения объекта курсового исследования в контексте аспектных вопросов предмета исследования обосновывается необходимость разработки мероприятий по улучшению (модернизации, совершенствованию) управления персоналом.
В третьем разделе предлагаются практические рекомендации по совершенствованию или устранению выявленной проблемы.
В последнем разделе рекомендуется остановиться на проблемах, существующих в исследуемой области и возможных вариантах их решения. Особое значение следует придать аргументации выдвигаемых предложений, поиску путей и средств их эффективной реализации в практике управления персоналом.
Высказанные в третьем разделе предложения должны способствовать решению тех задач, которые были сформулированы во введении. Следует определять несколько вариантов достижения цели, оценить каждый из них по одному или по ряду критериев для выявления всех «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант.
Содержание практических рекомендаций предполагает наличие следующих компонентов:
· достаточно полное описание порядка выполнения различных видов работ, набор и последовательность правил и действий на основе анализа четко очерченной проблемы;
· освещение возможных последствий: благоприятных и неблагоприятных;
· описание и оценка совокупности необходимых управленческих решений относительно диагностики и разрешения конкретной проблемной ситуации;
· оценка экономических и социальных аспектов.
Чтобы быть полезными, рекомендации должны давать практичный совет по исследуемой проблеме и быть ясными и понятными для возможных пользователей.
Каждый раздел основной части должен завершаться обобщающими выводами. При этом важно сохранить логическую связь между разделами, последовательность раскрытия темы.
В курсовой работе необходимо использовать графики, схемы, диаграммы, рисунки и т.п., что способствует большей наглядности и аргументированности теоретических положений.
Материал между 3-мя теоретическими разделами должен быть сбалансирован, т.е. распределен примерно в равном объеме (по 8-10 страниц печатного текста).
Заключение представляет собой изложение результатов курсовой работы.В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении задачами курсовой работы, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.
При этом основные выводы работы не должны повторять текста выводов, содержащихся в ее разделах. Главное внимание необходимо обратить на результаты, которые достигнуты при изучении данной темы или поставленной проблемы. Эти результаты излагаются как в позитивном плане (какие задачи удалось решить полностью, а какие – лишь частично), так и в негативном – что не удалось достичь (в силу недоступности определённых источников, отсутствия специальных исследований по изучаемой теме и т.п.).
Выводы, как правило, оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению курсового материала.
Кроме выводов в заключении могут содержаться практические рекомендации в адрес субъектов социального управления.
Таким образом, заключение должно представлять собой краткие выводы, характеризующие итоги проведенного исследования и подтверждающие, что цель работы достигнута. Четкое и грамотное формулированиевыводов и рекомендаций отражает результативность и значимость проведенного исследования.
В конце курсовой работы составляется список источников и литературы, который представляет собой перечень всех статей, книг и других источников, использованных автором при выполнении курсовой работы.
Содержание списка источников и литературы позволяет судить о степени научности и фундаментальности проведенного курсового исследования.
Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. Допускается использование литературы, изданной в течение последних 5-ти лет. Исключение составляют не переизданные информационные источники.
В список в обязательном порядке включатся те источники, на которые есть ссылки в основном тексте курсовой работы.
Все изученные источники располагают по алфавиту в следующей последовательности:
1. Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства (в хронологической последовательности);
2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники (в хронологической последовательности).
3.Специальная литература, монографии, учебная литература по проблематике курсовой работы.
4.Статьи из научных журналов.
6. Статьи из периодики.
7. Специальная иностранная литература, периодические издания (в оригинале).
8. Электронные материалы сети Internet.
Объем списка источников и литературы должен составлять примерно 40-45 источников.При этом значительное сокращение или необоснованное увеличение является негативным моментом.
В курсовой работе при необходимости возможно приложение, где размещаются дополнительные материалы, которые предназначены для лучшего понимания содержания работы. В частности, необходимые копии нормативных документов, относящихся к проблеме исследования, исследовательский инструментарий (программа, анкета, бланк интервью и т.п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст.
Объем приложений определяется автором курсовой работы по принципу разумной достаточности. Все приложения должны быть пронумерованы и расположены в соответствии с порядковыми номерами.
Материал, включенный в приложение к курсовой работе, должен быть согласован с научным руководителем и в общий объем работы не включается.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|