Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра философии, политологии, социологии и психологии





Кафедра философии, политологии, социологии и психологии

 

 

Психология в деятельности

Сотрудников ОВД

 

 

Планы проведения семинарских занятий

 

 

для курсантов очной формы обучения

по специальности

Правоохранительная деятельность

 

cпециализация – оперативно-розыскная деятельность

органов внутренних дел

узкая специализация – деятельность оперуполномоченного уголовного розыска

 

Казань

 

 

Планы проведения семинарских занятий подготовлены Уразаевой Г.И., доцентом кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России, кандидатом психологических наук, доцентом.

 

Обсуждены и рекомендованы на заседании предметно-методической секции кафедры философии, политологии, социологии и психологии «25» сентября 2014 года (протокол № 1).

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии, политологии, социологии и психологии «30» сентября 2014 года (протокол № 3).

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» объемом 144 часа имеет целью: формирование у курсантов готовности активно использовать достижения психологической науки и собственный психологический потенциал, формирование умений и навыков, позволяющих применять психологические знания в профилактической деятельности при взаимодействии с различными категориями граждан, разрешении конфликтов и в обеспечении общественной безопасности.

 

Это предполагает получение информации по таким важным для будущих специалистов правоохранительных органов вопросам, как:

1) Выявление и развитие индивидуально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД;

2) Закономерности и механизмы профессионального общения;

3) Закономерности и механизмы формирования преступного поведения и личности правонарушителя (преступника), виктимизации личности;

4) психологические особенности предварительного расследования и т. д.

Отмеченные направления в подготовке будущих специалистов необходимы для качественного решения профессиональных задач в их дальнейшей деятельности.

Задачи:

· формирование у обучающихся целостного представления о юридической психологии как науке и ознакомление с ее современными достижениями;

· формирование представлений о психологических особенностях деятельности, связанной с предупреждением и профилактикой преступлений, психологических требованиях к личности сотрудников органов внутренних дел;

· обучение курсантов умениям использования знаний в области психологии при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

· обучение курсантов приемам эффективного общения с различными категориями граждан;

· формирование навыков установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия на участников уголовного процесса;

· обучение курсантов использованию приемов по предупреждению, управлению и разрешению конфликтов в служебной деятельности;

· обучение курсантов приемам саморегуляции психических состояний в процессе служебной деятельности и т. д.

 

Изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» призвано:

1) способствовать повышению у обучающихся общей и профессиональной культуры;

2) обеспечить изучение и усвоение обучающимися нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников ОВД;

3) обеспечить усвоение обучающимися основных направлений выявления особенностей личности и приемов установления коммуникативного контакта с гражданами различных категорий.

 

В процессе изучения дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» необходимо:

1) учитывать интегративные тенденции развития социально-психологического и юридического знания;

2) выявлять специфику коммуникативных качеств личности и установления психологического контакта с различными категориями граждан и т. д.

 

Дисциплина изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей экзамена.

Тема 1. Психологическая структура деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел

 

Семинар: 4 часа

Цели:

1.Составить представление о психологической структуре деятельности сотрудников органов внутренних дел, психологических требованиях к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, о ее свойствах в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

2.Рассмотреть особенности морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, ее цели и задачи;

3. Охарактеризовать профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД и меры его профилактики;

4. Рассмотреть проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел и меры ее профилактики.

Учебные вопросы:

1. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Профессиональная компетенция сотрудника органов внутренних дел. Психолого-педагогические формы и методы формирования профессиональных компетенций в зависимости от должности сотрудника органов внутренних дел.

2. Психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел. Сущность, характеристика профессионального мастерства сотрудников ОВД.

3. Возрастание роли психолого-педагогических факторов в деятельности органов внутренних дел на современном этапе развития общества. Понятие морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, ее цели и задачи.

4. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД и его профилактика.

5. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Меры профилактики профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: организационно-управленческие, воспитательные, психологические.

 

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на специфические особенности психологической структуры деятельности сотрудников органов внутренних дел, профессиональной компетенции сотрудника полиции, а также форм и методов ее формирования, сформировать установку обучающихся на усвоение точных понятий, раскрывающих существенные признаки личности сотрудника органов внутренних дел и условия ее формирования, в том числе морально-психологическую подготовку сотрудников органов внутренних дел, ее цели и задачи. Необходимо обратить внимание на проблему профессионального стресса в деятельности сотрудников ОВД и возможности его профилактики. Важно выявить проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел и меры ее профилактики. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основные понятия, характеризующие психологическую структуру деятельности сотрудников органов внутренних дел, рассмотреть профессиональные компетенции сотрудника полиции, а также формы и методы ее формирования как системообразующий признак развития профессионального мастерства, психолого-педагогические факторы в деятельности органов внутренних дел на современном этапе развития общества, законспектировать краткую характеристику содержания морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, ее цели и задачи.

2. Изучить психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел, психологические механизмы возникновения профессионального стресса в деятельности сотрудников ОВД и его профилактики, законспектировать приемы развития личностных качеств сотрудника полиции, составить схему факторов профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел и мер ее профилактики.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

3. Государственная программа от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации": http://sudact.ru/law/doc/rRQgKIF3bXZV/001/.

б) основная литература:

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2. Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3. Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4. Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5. Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

 

в) дополнительная литература:

1. Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2. Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие //.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

3. Белоусов А.Д. Психологические аспекты профилактического воздействия следователя, дознавателя на несовершеннолетних в процессе расследования совершенных ими преступлений: учебно-методическое пособие / А.Д.Белоусов, И.А.Попов. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 48 с.

4. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие // А.Г.Караяни, В.Х.Цветков. – М.: Юнити, 2014. – 247 с.

5. Катова И.Б.Общая психология: учебное пособие / И.Б.Катова, О.С.Канарский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012. – 480 с.

6. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

7. Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография / Н.В.Сторчилова. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 124с.

8. Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

г) специальное программное обеспечение не предусмотрено.

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»);

www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал);

www.law.edu.ru (Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»);

www.ict.edu.ru (Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании);

www.humanities.ru (Социально-гуманитарное и политологическое образование

Семинар: 6 часов

Цели:

1. Развитие установок профессионального общения в контексте психолого-педагогической составляющей служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

2. Развитие исследовательских умений слушателей в сфере изучения личности собеседника и анализа деятельности сотрудника в ситуации взаимодействия;

3. Развитие коммуникативно-организаторских, интерактивных, перцептивных профессиональных умений в сфере педагогической составляющей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: планирование и проведение беседы с гражданином; психологический анализ процесса и результатов беседы, анализ педагогического характера общения сотрудника с гражданином;

4. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Учебные вопросы:

 

1. Сущность и функции общения. Закономерности и роль общения в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Зависимость успешности профессионального функционирования личности сотрудника органов внутренних дел от ее коммуникативной компетентности.

2. Структура общения. Коммуникативная (информационная) сторона общения. Приемы и способы эффективной коммуникации в деятельности органов внутренних дел.

3.Перцептивная сторона общения. Технология точного восприятия в правоохранительной деятельности. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого. Приемы и правила построения точного образа партнера по общению.

4. Интерактивная сторона общения. Основные формы взаимодействия в общении. Психодиагностические средства оценки установок, мотивов, ориентаций, стратегий, навыков личности в общении. Технологии правомерного психологического воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности. Психологические условия эффективного осуществления общения сотрудника органов внутренних дел с различными категориями граждан.

5. Техника управления общением. Технология общения сотрудников органов внутренних дел в различных ситуациях служебной деятельности. Психологические особенности подготовки и проведения выступлений сотрудников органов внутренних дел перед аудиторией.

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на три составляющие в структуре общения (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), различие индивидуально-психологических проявлений эмоциональной реакции человека на разнообразные коммуникативные ситуации, сформировать установку обучающихся на развитие коммуникативных, перцептивных, интерактивных качеств, усвоение различных способов повышения эмпатийности и снижения агрессивности в общении, а также на развитие психологического мировоззрения, ориентирующегося на закономерности и механизмы психической деятельности и поведения человека. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основы психологии общения, его структуру, закономерности и механизмы, основы подготовки сотрудника к профессиональному общению, а также основные коммуникативные качества личности сотрудника ОВД, цели и средства психологического воздействия, законспектировать закономерности и механизмы повышения эмпатийности и снижения агрессивности личности сотрудника полиции, основные виды коммуникативных барьеров, составить схему взаимосвязи коммуникативности, эмпатийности и агрессивности личности.

2. Изучить возможности использования приемов эффективного слушания, прикладных методов психологии общения в юридической практике, законспектировать особенности применения различных приемов воздействия на эмоции и чувства собеседника, их достоинства и ограничения, составить схему классификации методов развития коммуникативности, эмпатийности личности.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

3.Государственная программа от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4.Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5.Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации": http://sudact.ru/law/doc/rRQgKIF3bXZV/001/.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

 

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

3.Белоусов А.Д. Психологические аспекты профилактического воздействия следователя, дознавателя на несовершеннолетних в процессе расследования совершенных ими преступлений: учебно-методическое пособие / А.Д.Белоусов, И.А.Попов. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 48 с.

4.Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие // А.Г.Караяни, В.Х.Цветков. – М.: Юнити, 2014. – 247 с Касперович Ю.Г. Массовые явления и поведение толпы в экстремальных условиях (социально-психологические аспекты): методическое пособие / Ю.Г.Касперович. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 36 с.

5.Катова И.Б.Общая психология: учебное пособие / И.Б.Катова, О.С.Канарский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012. – 480 с.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

7.Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография / Н.В.Сторчилова. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 124с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

Органов внутренних дел

Семинар: 2 часа

Цели:

1. Развитие установок конструктивного профессионального общения в контексте психолого-педагогической составляющей служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

2. Развитие исследовательских умений слушателей в сфере изучения личности собеседника и анализа деятельности сотрудника в ситуации конфликтного взаимодействия;

3. Развитие коммуникативно-организаторских, интерактивных, перцептивных профессиональных умений в сфере психологической составляющей профессионального общения сотрудников органов внутренних дел в затруднительных ситуациях взаимодействия с гражданами;

4. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Учебные вопросы:

 

1. Понятие конфликта, его сущность и структура. Условия возникновения конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликта. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Понятие управления конфликтами и специфика его проявления в правоохранительной деятельности. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности. Пути предупреждения конфликта.

3. Технологии регулирования конфликта. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

4. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности, формы проявления. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Особенности возникновения и разрешения внутриличностных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

5. Психология переговорного процесса в экстремальных условиях. Стратегии и тактики поведения в переговорном процессе. Особенности ведения переговоров с преступниками.

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на структурные составляющие конфликта, условия его возникновения, сформировать установку обучающихся на развитие рефлексивных качеств и способностей как личностных регулятивных факторов в конфликтной ситуации, усвоение различных способов повышения эмпатийности и снижения агрессивности в общении, а также на развитие психологического мировоззрения, ориентирующегося на закономерности и механизмы поведения личности в конфликте. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основы психологии конфликта, его структуру, закономерности и механизмы, основы подготовки сотрудника к конструктивному профессиональному общению, а также к совершенствованию коммуникативных качеств и развитию рефлексивных способностей личности сотрудника ОВД, цели и средства психологического воздействия на гражданина в конфликтной ситуации, законспектировать закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов в общении сотрудников полиции с гражданами, составить схему прогнозирования конфликта и управления им.

2. Изучить технологии регулирования конфликта, законспектировать особенности поведения личности в конфликте, составить схему классификации конфликтов и их причин, способов разрешения внутриличностных конфликтов.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

3.Государственная программа от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4.Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5.Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации": http://sudact.ru/law/doc/rRQgKIF3bXZV/001/.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

 

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

3.Белоусов А.Д. Психологические аспекты профилактического воздействия следователя, дознавателя на несовершеннолетних в процессе расследования совершенных ими преступлений: учебно-методическое пособие / А.Д.Белоусов, И.А.Попов. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 48 с.

4.Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие // А.Г.Караяни, В.Х.Цветков. – М.: Юнити, 2014. – 247 с Касперович Ю.Г. Массовые явления и поведение толпы в экстремальных условиях (социально-психологические аспекты): методическое пособие / Ю.Г.Касперович. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 36 с.

5.Катова И.Б.Общая психология: учебное пособие / И.Б.Катова, О.С.Канарский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012. – 480 с.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

7.Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография / Н.В.Сторчилова. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 124с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

Семинар: 6 часов

Цели:

1.Составить представление о психологических особенностях осмотра места происшествия, обыска и выемки, допроса и очной ставки, опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента как следственных действий, о структуре познавательной деятельности следователя и его личности, рассмотреть структуру его следственной деятельности и основные психологические составляющие каждого следственного действия;

2.Рассмотреть возможности диагностики и развития свойств личности следователя, наиболее значимых в процессе проведения следственных действий с учетом наличного уровня развития и его ближайших перспектив, характеристику мотивационной сферы личности следователя и ее влияния на содержание и эффективность следственных действий.

Учебные вопросы:

1.Психологическая характеристика предварительного следствия. Психологические особенности основных следственных действий.

2.Психологические особенности осмотра места происшествия, обыска и выемки.

3.Психологические особенности допроса Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Приемы активизации памяти допрашиваемого. Психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших. Причины добросовестного заблуждения потерпевших и свидетелей в отношении обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса.

4. Психологические приемы и методы разоблачения ложных показаний и обмана. Психология формирования свидетельских показаний, ошибки восприятия и воспроизведения информации. Понятие и содержание визуальной психодиагностики. Психологические приемы и правила изучения личности при помощи наблюдения за гражданином во время допроса. Приемы оценки психического состояния, мотивов, и намерений личности.

5. Психологические особенности проведения очной ставки.

6. Психологические особенности обыска. Психологические особенности поведения обыскиваемого во время обыска

7. Психологические особенности предъявления для опознания.

8. Психология следственного эксперимента.

9. Психологические особенности проверки показаний на месте. Моделирование объективных и субъективных факторов проверяемого действия, события или явления. Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий

 

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на специфические особенности следственной деятельности и следственных действий, особенности познавательной и коммуникативной деятельности следователя в процессе проведения осмотра места происшествия, обыска и выемки, допроса и очной ставки, опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента, на значение свойств его личности и деятельности, сформировать установку обучающихся на усвоение точных понятий, раскрывающих существенные психологические признаки следственных действий, значение свойств личности следователя в каждом следственном действии, установку на развитие мировоззрения, ориентирующегося на психологические закономерности и механизмы понимания собеседника и правомерного психологического воздействия на него, эффективной следственной деятельности, учет динамики личностного развития и поведения следователя в ситуациях профессиональной деятельности. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основные психологические понятия, характеризующие осмотр места происшествия, обыск и выемку, допрос и очную ставку, опознание, проверку показаний на месте и следственный эксперимент как следственные действия, понятия, раскрывающие личность, познавательную деятельность следователя и его эмоционально-волевые особенности, рассмотреть мотивацию личности следователя как ее системообразующий признак, способствующий эффективности следственных действий, классификацию и функции мотивов в профессиональной деятельности следователя на этапе предварительного расследования, ознакомиться с психологическими условиями правомерного психологического воздействия на собеседника и эффективной следственной деятельности, законспектировать краткую психологическую характеристику каждого следственного действия, его место в следственной деятельности и закономерное значение психологических явлений в поведении и деятельности гражданина, следователя, составить схему механизма динамики каждого следственного действия с учетом личностных особенностей гражданина и взаимодействующего с ним следователя.

2.Изучить возможности развития личности следователя и ее профессионально-значимых свойств в процессе следственной деятельности и с учетом сложившихся индивидуальных особенностей, законспектировать приемы развития личностных качеств, составить схему классификации условий и факторов динамики следственных действий и развития личности следователя, совершенствования его профессионального мастерства на этапе предварительного следствия.

Список рекомендованных к занятию источников:

 

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

3.Государственная программа от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4.Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5.Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации": http://sudact.ru/law/doc/rRQgKIF3bXZV/001/.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

 

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

3.Белоусов А.Д. Психологические аспекты профилактического воздействия следователя, дознавателя на несовершеннолетних в процессе расследования совершенных ими преступлений: учебно-методическое пособие / А.Д.Белоусов, И.А.Попов. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 48 с.

4.Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие // А.Г.Караяни, В.Х.Цветков. – М.: Юнити, 2014. – 247 с Касперович Ю.Г. Массовые явления и поведение толпы в экстремальных условиях (социально-психологические аспекты): методическое пособие / Ю.Г.Касперович. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 36 с.

5.Катова И.Б.Общая психология: учебное пособие / И.Б.Катова, О.С.Канарский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012. – 480 с.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

7.Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография / Н.В.Сторчилова. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 124с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

 

Тема 5. Судебная психология

Семинар: 2 часа

Цели:

1.Составить представление о психологических особенностях и структуре судебной деятельности и основных этапах судебного разбирательства, структуре познавательной деятельности судьи и его личности, ее свойствах в их взаимосвязи и взаимообусловленности, рассмотреть условия эффективности судебной деятельности и основные психологические составляющие каждого судебного действия;

2.Рассмотреть возможности диагностики и развития свойств личности участников судебного разбирательства, наиболее значимых в процессе проведения судебного процесса с учетом наличного уровня развития и его ближайших перспектив, характеристику мотивационной сферы личности судьи и ее влияния на содержание и эффективность судебных действий.

Учебные вопросы:

1.Психологическая структура судебной деятельности.

2.Психологические особенности личности судьи, прокурора, защитника, подсудимого, потерпевшего, свидетеля.

3. Психологические особенности производства судебного следствия.

4.Психологические особенности проведения допроса на этапе судебного разбирательства.

5.Психологические особенности вынесения и оглашения приговора. Психологические особенности суда с участием присяжных заседателей.

6. Психология рассмотрения и анализа уголовного дела. Формирование убеждения и принятия решения судом.

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на специфические особенности психологической структуры судебной деятельности, на значение и особенности личности участников судебного процесса (судьи, прокурора, защитника, подсудимого, потерпевшего, свидетеля), сформировать установку обучающихся на усвоение точных понятий, раскрывающих существенные психологические признаки производства судебного следствия, значение и особенности допроса на этапе судебного разбирательства, актуализировать установку на развитие мировоззрения, ориентирующегося на психологические закономерности и механизмы рассмотрения и анализа уголовного дела, учет динамики личностного развития и поведения участников судебного разбирательства в ситуациях конфликтного взаимодействия. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основные психологические понятия, характеризующие психологическую структуру судебной деятельности, значение и особенности личности участников судебного процесса (судьи, прокурора, защитника, подсудимого, потерпевшего, свидетеля), усвоить точные понятия, раскрывающие существенные психологические признаки производства судебного следствия, специфику допроса на этапе судебного разбирательства, выявить психологические закономерности и механизмы <







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.