Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Психологические особенности предварительного расследования





Семинар: 6 часов

Цели:

1.Составить представление о психологических особенностях осмотра места происшествия, обыска и выемки, допроса и очной ставки, опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента как следственных действий, о структуре познавательной деятельности следователя и его личности, рассмотреть структуру его следственной деятельности и основные психологические составляющие каждого следственного действия;

2.Рассмотреть возможности диагностики и развития свойств личности следователя, наиболее значимых в процессе проведения следственных действий с учетом наличного уровня развития и его ближайших перспектив, характеристику мотивационной сферы личности следователя и ее влияния на содержание и эффективность следственных действий.

Учебные вопросы:

1.Психологическая характеристика предварительного следствия. Психологические особенности основных следственных действий.

2.Психологические особенности осмотра места происшествия, обыска и выемки.

3.Психологические особенности допроса Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Приемы активизации памяти допрашиваемого. Психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших. Причины добросовестного заблуждения потерпевших и свидетелей в отношении обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса.

4. Психологические приемы и методы разоблачения ложных показаний и обмана. Психология формирования свидетельских показаний, ошибки восприятия и воспроизведения информации. Понятие и содержание визуальной психодиагностики. Психологические приемы и правила изучения личности при помощи наблюдения за гражданином во время допроса. Приемы оценки психического состояния, мотивов, и намерений личности.

5. Психологические особенности проведения очной ставки.

6. Психологические особенности обыска. Психологические особенности поведения обыскиваемого во время обыска

7. Психологические особенности предъявления для опознания.

8. Психология следственного эксперимента.

9. Психологические особенности проверки показаний на месте. Моделирование объективных и субъективных факторов проверяемого действия, события или явления. Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий

 

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на специфические особенности следственной деятельности и следственных действий, особенности познавательной и коммуникативной деятельности следователя в процессе проведения осмотра места происшествия, обыска и выемки, допроса и очной ставки, опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента, на значение свойств его личности и деятельности, сформировать установку обучающихся на усвоение точных понятий, раскрывающих существенные психологические признаки следственных действий, значение свойств личности следователя в каждом следственном действии, установку на развитие мировоззрения, ориентирующегося на психологические закономерности и механизмы понимания собеседника и правомерного психологического воздействия на него, эффективной следственной деятельности, учет динамики личностного развития и поведения следователя в ситуациях профессиональной деятельности. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основные психологические понятия, характеризующие осмотр места происшествия, обыск и выемку, допрос и очную ставку, опознание, проверку показаний на месте и следственный эксперимент как следственные действия, понятия, раскрывающие личность, познавательную деятельность следователя и его эмоционально-волевые особенности, рассмотреть мотивацию личности следователя как ее системообразующий признак, способствующий эффективности следственных действий, классификацию и функции мотивов в профессиональной деятельности следователя на этапе предварительного расследования, ознакомиться с психологическими условиями правомерного психологического воздействия на собеседника и эффективной следственной деятельности, законспектировать краткую психологическую характеристику каждого следственного действия, его место в следственной деятельности и закономерное значение психологических явлений в поведении и деятельности гражданина, следователя, составить схему механизма динамики каждого следственного действия с учетом личностных особенностей гражданина и взаимодействующего с ним следователя.

2.Изучить возможности развития личности следователя и ее профессионально-значимых свойств в процессе следственной деятельности и с учетом сложившихся индивидуальных особенностей, законспектировать приемы развития личностных качеств, составить схему классификации условий и факторов динамики следственных действий и развития личности следователя, совершенствования его профессионального мастерства на этапе предварительного следствия.

Список рекомендованных к занятию источников:

 

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

3.Государственная программа от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4.Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5.Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации": http://sudact.ru/law/doc/rRQgKIF3bXZV/001/.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

 

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

3.Белоусов А.Д. Психологические аспекты профилактического воздействия следователя, дознавателя на несовершеннолетних в процессе расследования совершенных ими преступлений: учебно-методическое пособие / А.Д.Белоусов, И.А.Попов. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 48 с.

4.Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие // А.Г.Караяни, В.Х.Цветков. – М.: Юнити, 2014. – 247 с Касперович Ю.Г. Массовые явления и поведение толпы в экстремальных условиях (социально-психологические аспекты): методическое пособие / Ю.Г.Касперович. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 36 с.

5.Катова И.Б.Общая психология: учебное пособие / И.Б.Катова, О.С.Канарский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012. – 480 с.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

7.Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография / Н.В.Сторчилова. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 124с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

 

Тема 5. Судебная психология

Семинар: 2 часа

Цели:

1.Составить представление о психологических особенностях и структуре судебной деятельности и основных этапах судебного разбирательства, структуре познавательной деятельности судьи и его личности, ее свойствах в их взаимосвязи и взаимообусловленности, рассмотреть условия эффективности судебной деятельности и основные психологические составляющие каждого судебного действия;

2.Рассмотреть возможности диагностики и развития свойств личности участников судебного разбирательства, наиболее значимых в процессе проведения судебного процесса с учетом наличного уровня развития и его ближайших перспектив, характеристику мотивационной сферы личности судьи и ее влияния на содержание и эффективность судебных действий.

Учебные вопросы:

1.Психологическая структура судебной деятельности.

2.Психологические особенности личности судьи, прокурора, защитника, подсудимого, потерпевшего, свидетеля.

3. Психологические особенности производства судебного следствия.

4.Психологические особенности проведения допроса на этапе судебного разбирательства.

5.Психологические особенности вынесения и оглашения приговора. Психологические особенности суда с участием присяжных заседателей.

6. Психология рассмотрения и анализа уголовного дела. Формирование убеждения и принятия решения судом.

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на специфические особенности психологической структуры судебной деятельности, на значение и особенности личности участников судебного процесса (судьи, прокурора, защитника, подсудимого, потерпевшего, свидетеля), сформировать установку обучающихся на усвоение точных понятий, раскрывающих существенные психологические признаки производства судебного следствия, значение и особенности допроса на этапе судебного разбирательства, актуализировать установку на развитие мировоззрения, ориентирующегося на психологические закономерности и механизмы рассмотрения и анализа уголовного дела, учет динамики личностного развития и поведения участников судебного разбирательства в ситуациях конфликтного взаимодействия. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основные психологические понятия, характеризующие психологическую структуру судебной деятельности, значение и особенности личности участников судебного процесса (судьи, прокурора, защитника, подсудимого, потерпевшего, свидетеля), усвоить точные понятия, раскрывающие существенные психологические признаки производства судебного следствия, специфику допроса на этапе судебного разбирательства, выявить психологические закономерности и механизмы рассмотрения и анализа уголовного дела, изучить динамику личностного развития и поведения участников судебного разбирательства в ситуациях конфликтного взаимодействия, ознакомиться с психологическими условиями эффективного судебного процесса по уголовным делам, законспектировать краткую психологическую характеристику каждого этапа судебного разбирательства, его место в судебном процессе в целом и закономерное значение психологических явлений в поведении и деятельности участников судебного разбирательства, составить схему механизма динамики каждого судебного взаимодействия с учетом личностных особенностей его участников.

2.Изучить возможности развития личности основных участников судебного процесса (судьи, прокурора, защитника, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) и ее существенных свойств в процессе судебного разбирательства и с учетом сложившихся индивидуальных особенностей, законспектировать приемы развития личностных качеств, составить схему классификации условий и факторов развития личности судьи, прокурора, защитника и совершенствования их профессионального мастерства на этапе судебного заседания.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

3.Государственная программа от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4.Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5.Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации": http://sudact.ru/law/doc/rRQgKIF3bXZV/001/.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

 

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

3.Белоусов А.Д. Психологические аспекты профилактического воздействия следователя, дознавателя на несовершеннолетних в процессе расследования совершенных ими преступлений: учебно-методическое пособие / А.Д.Белоусов, И.А.Попов. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 48 с.

4.Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие // А.Г.Караяни, В.Х.Цветков. – М.: Юнити, 2014. – 247 с Касперович Ю.Г. Массовые явления и поведение толпы в экстремальных условиях (социально-психологические аспекты): методическое пособие / Ю.Г.Касперович. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 36 с.

5.Катова И.Б.Общая психология: учебное пособие / И.Б.Катова, О.С.Канарский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012. – 480 с.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

7.Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография / Н.В.Сторчилова. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 124с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.