Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. Психология личности правонарушителя (преступника)





Семинар: 4 часа

Цели:

1.Составить представление о структуре личности правонарушителя (преступника) и ее свойствах в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

2.Рассмотреть психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних с учетом особенностей личности подростка;

3. Охарактеризовать условия и факторы развития личности преступника, возможности диагностики и коррекции ее свойств, приемы и правила составления психологического портрета. Изучить направления использования информации психологического характера о личности гражданина сотрудником органов внутренних дел в профессиональной деятельности и с учетом индивидуальных особенностей личности сотрудника, составить характеристику мотивационной сферы личности.

Учебные вопросы:

1.Психологическая структура преступления и правонарушения. Понятие «личность преступника», «личность правонарушителя». Современные психологические теории причин преступности и личности преступника (психоаналитические, эмоциональные проблемы, психические расстройства, социопатическая личность, особенности преступного мышления и др.). Механизм формирования преступного поведения. Критический анализ психологических типологий и классификаций преступников. Современные тенденции в научно-прикладных исследованиях в области криминальной психологии.

2.Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних. Знание психологических особенностей подростков. Индивидуальный подход к подростку. Факторы, обусловливающие антисоциальное поведение несовершеннолетнего.

3.Психология криминального насилия. Формы проявления криминального насилия (убийство, изнасилование, причинение вреда здоровью, различные формы психического и физического принуждения к совершению определенных действий). Психологические механизмы насилия (жесткая психологическая зависимость агрессора от объекта агрессии). Типизация ситуаций взаимодействия преступника и жертвы. Понятие и психологическая характеристика личности потерпевшего.

4.Психологические особенности личности преступника отдельных категорий преступлений. Особенности поведенческих признаков лиц, причастных к совершению правонарушений и преступлений. Структура психологического портрета. Приемы и правила составления психологического портрета. Использование информации психологического характера о личности гражданина сотрудником органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Психологические портреты различных категорий преступников.

5.Структурно-психологический анализ преступного поведения и преступной деятельности. Мотивация и воля в преступном деянии. Психологические последствия совершенного преступления.

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на специфические особенности генеза личности правонарушителя (преступника) и преступного поведения, сформировать установку обучающихся на усвоение точных понятий, раскрывающих существенные признаки преступной личности в процессе ее развития, отдельных ее свойств, а также формирования видов преступного поведения, развитие в процессе изучения темы психологического мировоззрения, ориентирующегося на закономерности и глубинные личностные механизмы динамики преступного поведения. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1.Изучить основные понятия, характеризующие личность правонарушителя (преступника), рассмотреть мотивацию преступной личности как ее системообразующий признак, классификацию и функции мотивов, ознакомиться со структурой психологического портрета различных категорий преступников, законспектировать краткую характеристику каждого типа преступного поведения и особенности преступной деятельности, составить схему механизма динамики психики личности преступника в различных ситуациях.

2.Изучить возможности развития личности несовершеннолетнего правонарушителя и ее свойств, описать психологические характеристики следствия по делам несовершеннолетних и особенности индивидуального подхода к подростку, психологические механизмы насилия и взаимодействия преступника и жертвы, законспектировать приемы развития личностных качеств сотрудника полиции, составить схему классификации личности преступника различных категорий.

3. Законспектируйте и проанализируйте статьи Власовой О.В. Семья и формирование девиантного поведения у подростков, его профилактика средствами культурно-досуговой деятельности в городе Набережные Челны. // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. - № 3 (17). – С. 121-124 и Медведева В.М. Виктимологическая профилактика насильственной преступности// Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 3 (54). – С.49-51.

4. Подготовьте анализ психологических ситуаций №№ 1-15 (см. перечень психологических ситуаций в приложении).

Список рекомендованных к занятию источников:

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

3.Государственная программа от 5 октября 2010 г. № 795 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4.Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5.Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

6.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации": http://sudact.ru/law/doc/rRQgKIF3bXZV/001/.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

 

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

3.Белоусов А.Д. Психологические аспекты профилактического воздействия следователя, дознавателя на несовершеннолетних в процессе расследования совершенных ими преступлений: учебно-методическое пособие / А.Д.Белоусов, И.А.Попов. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. – 48 с.

4.Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие // А.Г.Караяни, В.Х.Цветков. – М.: Юнити, 2014. – 247 с Касперович Ю.Г. Массовые явления и поведение толпы в экстремальных условиях (социально-психологические аспекты): методическое пособие / Ю.Г.Касперович. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 36 с.

5.Катова И.Б.Общая психология: учебное пособие / И.Б.Катова, О.С.Канарский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2012. – 480 с.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

7.Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография / Н.В.Сторчилова. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. – 124с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

г) специальное программное обеспечение не предусмотрено.

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»);

www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал);

www.law.edu.ru (Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»);

www.ict.edu.ru (Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании);

www.humanities.ru (Социально-гуманитарное и политологическое образование







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.