Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура





 

На вопрос о том, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов проявляется сложность самого понятия. В самом общем виде личность – это человек со своими, полученными от природы, общения и воспитания особенностями. Человек не рождается личностью, он ею становится по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление личности происходит в процессе ее социализации.

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы и ценности отдельных людей, группы, общества. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализация обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума (общества).

В социализации личности обычно выделяется две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на разных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям и социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, когда эти нормы и ценности становятся его внутренним «Я». Характер перевода социальных норм и ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Личность начинает формироваться в семье в раннем детстве. Еще большее влияние на ребенка оказывает школьный коллектив: процесс обучения, воспитательное воздействие учителей, внутриколлективные отношения и т.д. Далее личность продолжает формироваться и развиваться в студенческих, различного рода трудовых коллективах, социальные нормы поведения которых предъявляют соответствующие требования к поведению каждого человека как члена данного коллектива. Формирование личности в коллективе происходит путем как невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива. Мощное формирующее воздействие на личность оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Кроме того, личность формирует сама себя и в процессе самовоспитания.

В связи с этим каждая личность является носителем того общего, что характерно для всего общества, и вместе с тем особенного, типичного для группы(коллектива), в которой она постоянно живет, учится, работает. Но каждой личности присущи также индивидуальные особенности, которые определяются наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Поэтому личность представляет собой единство биологических и социальных, врожденных и приобретенных в процессе социализации качеств (т.е. она является биосоциальным существом).

В основе биологических качеств лежит генотип, наследственная информация; в основе социальных качеств – воздействие социального окружения, среды. Наряду с понятием «личность» в науке существует понятие «индивидуальность», связанное с учетом в человеке своеобразия его психики и неповторимости в сравнении с другими людьми.

Основной показатель ценности любого человека для общества – характер его социальной активности. Поэтому различают «всесторонне и односторонне» развитые личности, прогрессивную и реакционную, моральную и безнравственную личности и т.д. Главная социальная проблема в изучении современного типа личности, когда в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям резко возросло значение человеческого фактора, заключается в том, чтобы раскрыть и использовать на благо общества творческий потенциал каждого человека, привести в действие его скрытые социальные и психологические возможности. Эта задача приобрела первостепенную важность за рубежом. Достаточно сказать, что сейчас основные капиталовложения идут не на технико-технологическое развитие, а на развитие «человековедческих» технологий. Такие вложения наиболее прибыльны – как показывают специальные исследования, каждый человек талантлив в той или иной мере, а использует он в различных формах деятельности всего лишь 10-12% своего потенциала.

В целях обеспечения эффективного управления поведением работника (как со стороны менеджера, так и методом самоуправления) необходимо рассмотреть социально-психологическую структуру личности.

Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой каждой системы является ее структура. Структурасовокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность. Разработка научного представления о структуре личности является предпосылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений. Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов) сложилось общепринятое понимание социально - психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент – как систему природных свойств; способности – как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер – как синтез отношений и способов поведения.

Изложенное позволяет следующим образом схематически изобразить социально-психологическую структуру поведения личности (см. Рис. 9).

Из анализа структуры личности становится очевидным, что ее поведение определяется потребностями. В научной литературе наиболее подробно и структурно разработал теорию потребностей американский психолог А. Маслоу. Социально психологическая структура личности представлена следующим образом на рис. 9.

 

Рис. 9. Социально-психологическая структура личности

 

Он одним из первых указал на сложность и многообразие потребностей, а также показал их влияние на мотивацию поведения личности,

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии и психологии управления. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении, потребность в самоутверждении, в признании, в социальной роли, в самовыражении, в активности, в продолжении рода и самовоспроизводстве, в досуге, в самосохранении, в стабильности, в социальном статусе, в социальной солидарности и т.д. Из всего общего количества существующих потребностей необходимо в управлении выделить те, которые регулируют в настоящее время и управляют поведением личности. Регулируя и удовлетворяя актуальные потребности личности, можно управлять ее поведением, особенно в том случае, когда потребности осознаются.

Потребности зачастую выступают в форме интереса. Интерес – это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность. Интересы бывают как материальные (интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей) и нематериальные (к знаниям, науке, культуре и т.д.).Таким образом, формируя определенный интерес и удовлетворяя определенного вида потребности, можно регулировать поведение личности, формировать определенный тип ее поведения.

Важной основой для управления личностью являются ее ценности и ценностные ориентации. Ценности – это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни, а также основных средств достижения этих целей. Ценности бывают: материальные, духовные, социальные, политические и т.д. Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат общим ориентиром в человеческом поведении. Если для человека важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то некоторое время он может не думать о заработке, условиях труда; если материальное благополучие, то он может пренебречь ради заработка другими ценностями.

В то же время необходимо учитывать, что поведение человека обуславливается не только системой ценностей общества, окружения личности, трудовой организации, но и социальными нормами – стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения. Если ценности задают то или иное направление поведения группы, человека, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысливают. Так, если ценностью считается труд содержательный, разнообразный и творческий, то нормой будет поиск такого места работы, которое предоставляет соответствующие условия для этого труда.

Участвуя в деятельности, человек, как правило, имеет ряд разнообразных потребностей, интересов, ценностных ориентации. Они могут быть существенными или несущественными, разной степени значимости и актуальности. В ходе соотнесения потребностей, интересов, ценностей с существующей ситуацией посредством мотивов (это внутреннее побуждение человека осуществляется выбор наиболее значимых из них. Мотивы выполняют различные функции:

· ориентирующую, когда мотив направляет поведение индивида в ситуации выбора вариантов поведения;

· смыслообразующую, когда мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения человека, выявляя его личностный смысл;

· опосредствующую, когда мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их влияние на поведение;

· мобилизующая, когда при необходимости мотив мобилизует все силы человека для реализации значимых для него видов деятельности;

· оправдательная, когда в мотиве заложено отношение индивида к должному, нормируемому извне образцу, эталону поведения, социальной и нравственной норме.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение человека, получила название мотивационного ядра. Как видим, на поведение человека оказывают влияние различные составляющие. Классификация элементов мотивационного механизма регулирования поведения личности выглядит следующим образом (см. Рис. 10).

Итак, механизм социологической и психологической мотивации человека в деятельности можно схематично представить в следующей последовательности:

 

 

Рис. 10. Механизм мотивации в поведении личности

 

Для формирования и управления поведением личности необходимо учитывать и такие ее психологические характеристики, как:

· интеллект:

- глубина мысли,

- логичность,

- критичность мышления и т.д.

· волевые свойства личности:

- целеустремленность,

- решительность,

- настойчивость, выдержка,

- самостоятельность и т.д.

· моральные, интеллектуальные и эстетические чувства:

- эмоциональное отношение к своему и поведению других,

- переживания в процессе умственной деятельности,

- чувства, возникающие при восприятии и создании человеком прекрасного;

· черты темперамента:

- холерик – вспыльчивый, импульсивный;

- сангвиник – большая подвижность, энергичность, легкая приспосабливаемость в изменяющихся условиях жизни, общительность;

- флегматик – спокойный, уравновешенный человек, спокойный и ровный в отношениях с людьми;

- меланхолик – слабое возбуждение, стеснительный человек, трудно находящийся контакты, обидчив, нуждается в поддержке.

· способности:

- как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями;

- общеуправленческие способности – психологический такт, практический ум, общественная энергичность;

- частные управленческие способности – способности к целеполаганию, к прогнозированию, к планированию, усвоению и использованию информацией и т.д.

Рассмотренные выше элементы социально-психологической структуры личности отражают характер человека как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей (свойств) личности, складывающихся, проявляющихся в труде, и общении, обуславливающихся типичные способы поведения.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.