|
ПЕРСОНАЛ И ЕГО СТРУКТУРАСтр 1 из 4Следующая ⇒
Классификация персонала. Персонал предприятия можно классифицировать по различным категориям. Наиболее значимым представляется классификация по тем функциям, которые выполняют работники. С этой точки зрения персонал предприятия подразделяется на производственный и управленческий (рис. 3.1.)
Рис. 3.1. Классификация персонала предприятия
Производственный персонал в свою очередь подразделяется на основных и вспомогательных рабочих, а управленческий – на руководителей, специалистов и технических исполнителей. К руководителям относятся директор предприятия (организации) и его заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий, секторов) и их заместители, старшие мастера и мастера. К специалистам относятся работники, заняты инженерно-техническими, экономическими и другими работами: администраторы, инженеры, бухгалтеры, математики, механики, нормировщики, ревизоры, техники, экономисты и т.д. К техническим исполнителям относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, оперативный учет и контроль, делопроизводство, кассиры, секретари-машинистки, табельщики и т.д. К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а так же занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг, уборщики, сторожа и т.д. Основные рабочие непосредственно заняты в производстве продукции, а вспомогательные обслуживают технологический процесс. Соотношение работников по категориям характеризует кадровую структуру предприятия (организации). Существуют и другие критерии классификации персонала, например по уровню образования, специальностям, половозрастным признакам и т.д. Уровень совместных возможностей персонала предприятия представляет собой его кадровый потенциал, в котором интегрируются профессиональные возможности работников и руководителей, сложившиеся между ними межличностные отношения (социально-психологический климат предприятия), существующий стиль управления. Принципы управления персоналом. Основная цель управления персоналом (рис. 3.2) заключается в использовании с наибольшей эффективностью кадрового потенциала предприятия. Основополагающим элементом системы управления кадрами являются принципы работы с персоналом предприятия.
Рис. 3.2. Цели управления персоналом Основными принципами управления персоналом являются следующие: 1) подбор кадров по личным и деловым качествам; 2) преемственность персонала на основе сочетания в рабочих и управленческих коллективах опытных и молодых работников; 3) четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника; 4) обеспечение условий для профессионального и должностного продвижения кадров на основе, во-первых, обеспечения условий для постоянного повышения деловой и профессиональной квалификации, во-вторых, использования обоснованных критериев оценки деятельности работников; 5) сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения; 6) демократизация работы с кадрами, проявляющаяся, во-первых, в индивидуализации кадровой службы, позволяющей рассматривать личность каждого работника, выделять его интересы и потребности; во-вторых, в изучении и учете коллективного мнения работников предприятия при принятии важнейших решений по проблемам деятельности предприятия; в-третьих, в участии коллектива подразделения в оценке работника; в-четвертых, в вовлечении в процесс управления предприятием рядовых сотрудников через их участие в кружках качества, общественных бюро экономического анализа и т. д.; в-пятых, в конкурсном замещении должностей руководителей и специалистов; в-шестых, в обязательном информировании работников о результатах и перспективах производственно-хозяйственной деятельности предприятия; 7) системность работы с кадрами означает, что управление персоналом, во-первых, должно охватывать не отдельные категории работающих, а весь персонал; во-вторых, решать не текущие одномоментные задачи, возникающие в деятельности работника, а постоянно заботиться о нем; в-третьих, использовать разные методы, приемы, средства работы с персоналом. На основе принципов управления персоналом формируется кадровая политика, составными частями которой являются: политика занятости (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение, порядок предоставления отпусков и увольнений); политика обучения (повышение квалификации и возможная переквалификация, постоянное обновление знаний сотрудников, их профессиональное, интеллектуальное и духовное развитие); политика оплаты труда (система оплаты, льготы, скользящие ставки, учет жизненного уровня); политика производственных отношений (установление определенных процедур для простого решения трудовых проблем); политика благосостояния (пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание и т. д.). 3.2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Элементы механизма управления. В механизме управления персоналом можно выделить следующие взаимосвязанные элементы [13] (рис.3.3). 1. Оценка будущей потребности в персонале разных специальностей и квалификации. 2. Оценка вакантных рабочих мест, включающая требования, определяемые будущими должностными обязанностями и предъявляемые к кандидатам; методики отбора кандидатов, удовлетворяющих названным требованиям. 3. Маркетинг персонала, включающий исследование рынка рабочей силы (сегментация по квалификации, специальностям, возрасту, стажу работы и т.д.); проведение рекламных кампаний с целью привлечения новых сотрудников требуемой квалификации; активное воздействие на рынок рабочей силы: во-первых, посредством обучения специалистами предприятия своих будущих работников (проведение занятий, семинаров в различных учебных заведениях); во-вторых, путем финансирования творчества детей и молодежи. 4. Планирование удовлетворения выявленных потребностей, обязательными элементами которого являются: определение условий труда работников предприятия; процедуры их обучения; определение системы материального стимулирования персонала; методика оценки результатов трудовой деятельности.
Рис. 3.3. Механизм управления персоналом 5. Набор кандидатов на вакантные должности, когда осуществляется непосредственный контакт кадровой системы предприятия с таким важным компонентом внешней среды, как трудовые ресурсы. 6. Оценка (отбор) набранных кандидатов с точки зрения соответствия их психико-физиологических особенностей, специальности и квалификации будущей трудовой деятельности, их личностного соответствия коллективу, в котором им предстоит работать. 7. Расстановка персонала в соответствии с результатами отбора, когда кандидату на какую-либо должность может быть предложена другая работа, если результаты отбора свидетельствуют о его большей склонности к ней. 8. Адаптация новых сотрудников к особенностям организации. При этом их знакомят с принципами, лежащими в основе деятельности предприятия, с нормами внутрипроизводственной этики, с теми ожиданиями, которые организация возлагает на новых сотрудников. 9. Обучение как вновь набранных работников для приобретения ими эффективных навыков работы, так и старых сотрудников предприятия с целью повышения их квалификации и переквалификации. 10. Оценка трудовой деятельности, включающая текущий контроль за результатами и проведение различных аттестационных мероприятий и доведение их результатов до сотрудников. 11. Мотивация. 12. Продвижение сотрудников в организации, когда решаются вопросы повышения, перевода в другие подразделения или на другие участки работы, понижения в должности и увольнения сотрудников. 13. Формирование резерва руководящего персонала. Отбор и расстановка персонала. Можно утверждать, что именно оценка кандидатов занимает в механизме управления персоналом особое место, поскольку, во-первых, весь коллектив предприятия является результатом отбора; во-вторых, принятие решений именно по этому вопросу обеспечивает приток на предприятие наилучших кадров. В последнее время сформировались два подхода к проведению отбора, осуществляемого после ознакомления с документами кандидатов [13] (рис. 3.4): собеседование, являющееся наиболее распространенным и дешевым методом отбора кадров, однако его результаты во многом зависят от знаний и умений сотрудников, проводящих собеседование, т.е. здесь велика роль субъективного фактора; испытания, которые помогают предсказать, насколько эффективно будущий сотрудник сможет осуществлять профессиональную деятельность. Всевозможные испытания можно разделить на три группы. 1. Решение конкретных задач, являющихся элементами будущей деятельности, например изготовление какой-либо детали или принятие решения в предполагаемой ситуации; 2. Тестирование, которое является наиболее эффективным методом испытаний. При всем многообразии существующих тестов можно разделить их на следующие группы: тесты умственных способностей [1]; тесты индивидуальности, позволяющие определить степень развития личностных качеств (концентрация и распределение внимания, оперативность деятельности и т.д.) претендентов, которые необходимы для успешного выполнения будущих должностных обязанностей [18]; профессиональные тесты, позволяющие, с одной стороны, определить ту область, в которой с наибольшей отдачей для себя и организации смог бы работать тестируемый, с другой стороны, определить степень пригодности испытуемого к данному виду профессиональной деятельности. 3. Моделирование будущей деятельности, когда в соответствии со специальностью и должностью кандидат исполняет ту организационную роль, на которую он претендует (например, претендующий на должность руководителя ведет переписку, организует и проводит совещания, выступает перед аудиторией). Вся его деятельность при этом контролируется, что позволяет избежать впоследствии грубых ошибок. Такой метод отбора может применяться только к претендентам на должности высшего уровня управления из-за его высокой стоимости и продолжительности. Расстановка персонала в отличие от набора заключается в рациональном распределении кадров по структурным подразделениям предприятия с учетом специфики производства, соответствия психофизиологических, личных качеств человека содержанию выполняемой работы.
Рис. 3.4. Методы отбора кадров
Следует назвать три основных принципа рациональной расстановки персонала: 1) принцип соответствия как человека рабочему месту, т.е. работник на своем рабочем месте должен выполнять возложенные на него функции, так и рабочего места человеку, т.е. создание на рабочем месте таких условий, которые обеспечат всестороннее развитие личности; 2) принцип перспективности, т.е. выполняемая работа и должность должны, во-первых, давать работнику возможности должностного и профессионального роста; во-вторых, работник должен быть осведомлен об условиях этого роста; в-третьих, должен быть определен период продолжительности работы на одной и той же должности, что в наибольшей степени относится к руководящим должностям; в-четвертых, организация должна предоставлять работнику возможности систематического повышения квалификации; 3) принцип сменяемости, т.е. использование регулярной ротации кадров, во-первых, для преодоления профессиональной узости взглядов и действий, что исключает односторонний подход к решению управленческих проблем; во-вторых, для улучшения качественного состава управленческого резерва; в-третьих, для всестороннего раскрытия способностей, склонностей, черт характера работника, что позволяет использовать его с максимальной отдачей для предприятия. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА Понятие методов менеджмента (управления). Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия. В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы: 1) принцип целенаправленности, т.е. применение методов должно побуждать работников к достижению определенной цели (или системы целей); 2) принцип реализуемости, т.е должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод управления в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами; 3) принцип системности, т.е. применяемые методы должны представлять собой единую систему; 4) принцип динамичности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией; 5) принцип эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимального социального и экономического результата при минимальных затратах на разработку и проведение мероприятий, реализующих метод. Методы менеджмента отличаются один от другого своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, на активизацию каких мотивов поведения людей они ориентированы. В соответствии с этим методы управления подразделяются на административные, экономические и социально-психологические. Основным ограничением при выборе административных методов является необходимость их соответствия правовым нормам, при выборе экономических методов — их соответствия экономическим законам, а при выборе социально-психологических методов — их соответствия морально-этическим нормам. Административные методы менеджмента. Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются: 1) место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления; 2) их права, обязанности и мера ответственности; 3) способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д. Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности: 1) оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта; 2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования; 3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением; 4) требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий. Основные преимущества административных методов: 1) единственно эффективны в примитивных ситуациях; 2) позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала; 3) обеспечивают выбранную технологию производства и управления. Основные недостатки административных методов: 1) не способствуют развитию творческого начала личности; 2) приводят к концентрации власти; 3) требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации; 4) часто негативно оцениваются персоналом. Административные методы подразделяются на организационные, ориентированные на использование в типичных ситуациях (в свою очередь подразделяются на регламентирование, нормирование и инструктирование), распорядительные и дисциплинарные, которые ориентированы на использование в конкретных ситуациях. Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования. В качестве объекта регламентирования может рассматриваться: организация в целом (основной регламентирующий документ — устав организации); структурное подразделение (основной регламентирующий документ — положение о подразделении или паспорт подразделения); должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ — должностная инструкция или положение о должности); отношения между организацией и персоналом (основные регламентирующие документы — правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений); технология выполнения управленческих работ (основные регламентирующие документы — технологический паспорт и схемы документооборота в организации и подразделениях). Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм. Выделяют следующие основные виды нормирования: численности, т.е. определения количества людей, необходимых для выполнения определенной работы; выработки и обслуживания, т.е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время; управления, т.е. определения количества подчиненных у одного руководителя; расхода ресурсов, т.е. определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы. Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное. Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формах: приказа — документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия; постановления, которое принимается на уровне всего предприятия совместно администрацией и общественными организациями; распоряжения — устного или письменного требования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня); указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления. Дисциплинарное воздействие регламентируется КЗоТ и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя. Экономические методы менеджмента. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятий независимо от формы собственности, направленную на удовлетворение потребностей общества; с другой стороны, они должны служить стимулом для персонала этих предприятий. С этой точки зрения можно выделить три уровня применения экономических методов управления: первый уровень — управление предприятием со стороны государства; основными экономическими методами этого уровня являются налогообложение, госзаказ и финансирование-, второй уровень — управление структурными подразделениями предприятия; основными экономическими методами, применяемыми на этом уровне, являются внутрипроизводственный хозяйственный расчет и налогообложение; третий уровень — управление персоналом предприятия, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение. Из сказанного следует, что наиболее универсальным экономическим методом управления является налогообложение. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так и физических лиц, стимулируя этим развитие определенных отраслей и отдельных предприятий, привлекая туда капиталы и квалифицированный персонал. Госзаказ как метод управления подразумевает выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность госзаказа для предприятия обусловлена гарантированным сбытом произведенного. Финансирование (в виде субсидирования или кредитования) подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано. Исходными положениями внутрипроизводственного хозяйственного расчета являются: закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности; предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями; разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения; применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств. Экономическая мотивация персонала. При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации. При этом основными требованиями, предъявляемыми к методам материального стимулирования персонала, являются: 1) индивидуальный подход, т.е. каждый работник должен получить то, что он заслуживает по конечным результатам труда; 2) наличие единой системы формирования индивидуальных материальных вознаграждений. Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих: 1) прямое материальное вознаграждение, включающее заработную плату, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале; 2) дополнительные (или социальные) выплаты; 3) штрафы; 4) выплачиваемые налоги. К дополнительным материальным стимулам относятся: 1) возможность использовать оборудование предприятия в личных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.); 2) субсидии на питание; 3) скидки при покупке товаров своего предприятия; 4) помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей; 5) предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия; 6) возможность получения льготных кредитов; 7) возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.); 8) предоставление различных страховок; 9) предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полностью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику); 10) пенсионное обеспечение. Кроме удержания и привлечения необходимых работников дополнительные выплаты помогают предприятию приспособиться к налоговой политике государства. При этом в ряде зарубежных компаний все большую роль начинает играть принцип гибких социальных выплат, когда, во-первых, расширяются полномочия самих работников в определении перечня выплат при их суммарном ограничении; во-вторых, выплаты распространяются не только на работников, но и на членов их семей; в-третьих, суммарные социальные выплаты будут больше, если на предприятии работает несколько членов одной семьи. Социально-психологические методы менеджмента. Социально-психологические методы управления в своей совокупности предназначены для создания и поддержания такого социально-психологического климата в организации, чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им направлении. Среди социально-психологических методов менеджмента можно выделить развитие социальной инфраструктуры предприятия, социальные исследования, соревнование, преодоление и использование конфликтов, методы комплектования малых групп, методы гуманизации труда, методы морального поощрения и порицания, психологическое влияние, убеждение. Социологические исследования в управлении предприятиями играют двойственную роль: во-первых, они являются источником информации о социальных проблемах предприятия, подразделений и социальных групп; во-вторых, с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал предприятия. Наглядным примером такого воздействия являются исследования Э. Мэйо [15], проводимые в 1924 г. на заводе Хоронта (США). Суть исследований заключалась в определении воздействия уровня освещения рабочего места на производительность труда. Результаты показали, что производительность труда росла как при увеличении, так и при уменьшении освещения. Оказывается, это была реакция рабочих на проявление внимания к ним. Соревнование может реализовываться одним из следующих способов (или их совокупностью): 1) выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера; 2) установление стандартов поведения и стандартов производительности труда в различных областях деятельности предприятия и мотивация сотрудников на соответствие этим стандартам; 3) поддержание социальной преемственности передового опыта, что включает в себя проведение различных конкурсов, работу кружков качества, поощрение передовиков производства, празднование успешного завершения важных для организации работ. При этом важным аспектом соревнования является обязательное и гласное подведение его итогов с награждением победителей. Яркий пример организации соревнования описан у Дейла Карнеги [12. С. 189]. Рабочие одного плавильного цеха не выполняли сменных заданий. Владелец завода Чарльз Шваб пришел в цех перед приходом ночной смены и спросил у рабочего дневной смены: — Сколько плавок сделала сегодня ваша смена? — Шесть, — ответил рабочий. После этого Шваб взял мел, нарисовал на полу большую шестерку и ушел. Рабочие ночной смены, придя на завод, видели цифру 6 и спросили, что она означает. Рабочие дневной смены рассказали о ее происхождении. На следующее утро Шваб пришел в цех. Ночная смена стерла цифру 6 и заменила ее цифрой 7. После ухода дневной смены цифра 7 изменилась на цифру 10. Вскоре этот цех стал обгонять другие цеха предприятия. - Методы гуманизации труда представляют собой: 1) использование психологического воздействия цвета и музыки; 2) исключение монотонности труда; 3) расширение творческих моментов в процессе труда.. Основными требованиями, предъявляемыми к методам морального поощрения, являются следующие: 1) моральное поощрение необходимо распространять на всех работников, которые показали стремление к улучшению результатов трудовой деятельности, а не только на передовиков; 2) моральное поощрение необходимо проводить в торжественной обстановке; 3) обеспечение сравнения результатов в различных областях деятельности. Методы морального порицания можно применять только при наличии убежденности в том, что они принесут желаемый результат. Обязательное требование к ним — индивидуальный подход. 3.4. КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАЛЫХ ГРУПП Понятие группы. Под группой понимается совокупность людей, ощущающих свою целостность и стремящихся к достижению определенной цели. Поскольку руководитель большую часть своего времени проводит на производстве в общении с коллективом, то для него важно понимание тех сил, которые влияют на поведение человека в группе. Образование групп естественно и неизбежно, так как, во-первых, руководители создают группы для выполнения какой-либо работы (проектные группы, производственные бригады, различные комитеты и коллегии), при этом цель, стоящая перед группой может не всегда осознаваться ее членами; во-вторых, люди сами стихийно формируют группы для защиты своих интересов (профсоюзы, общественные организации, политические партии, лоббистские группы); в-третьих, люди могут удовлетворить многие свои потребности только в том случае, если они принадлежат к какой-либо группе (древний человек мог убить и съесть мамонта, только если принадлежал к группе охотников; по темной улице люди предпочитают ходить группой; в группах люди лучше обучаются чему-то). Таким образом, если человек принадлежит к группе, он, во-первых, удовлетворяет свои социальные потребности; во-вторых, формирует себя как личность; в- третьих, получает помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями группы или организации; в-четвертых, получает возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами группы; в-пятых, получает право участвовать в совместной деятельности, приносящей определенный, не обязательно финансовый доход. Влияние группы на мнения и поведение людей, ее составляющих, в последнее время никем не оспаривается. Достаточно вспомнить эксперимент, проведенный М. Шерифом в 1936 г. и описанный им в работе "Психология групп" [27]. Он помещал людей в темную комнату и просил их сосредоточить свой взгляд на световом пятне на потолке. Затем людей просили сказать, в каком направлении перемещалось пятно и на какое расстояние оно переместилось, хотя на самом деле пятно оставалось неподвижным. Индивидуальные мнения были очень разными. После этого людей просили обсудить данную проблему между собой для выработки "правильного" решения. Общее мнение вырабатывалось достаточно быстро, хотя и противоречило первоначальным взглядам многих отдельных людей. ' Группы могут быть как формальными, так и неформальными. Неформальной называется группа, не входящая в состав формальной организационной структуры. Их могут возглавлять люди, вообще не имеющие формальной власти, однако влияние этих групп на достижение целей организации может быть очень велико. Все группы — формальные и неформальные — накладывают определенные ограничения на своих членов, оказывают на них давление, заставляя соответствовать нормам группы, которые могут касаться поведения, одежды, отношения к делам и целям предприятия, ее руководству. Поэтому благополучие руководителя во многом зависит от его способности влиять на нормы, существующие в различных группах возглавляемого им коллектива. Делать это достаточно трудно, причем гораздо проще изнутри, входя в эту группу, и практически невозможно извне, если челобек не пользуется доверием и уважением группы. Эффективность группы определяется, во-первых, степенью реализации целей группы, во-вторых, удовлетворенностью, получаемой членами группы от принадлежности к ней. Степень реализации стоящих перед группой целей во многом зависит от принимаемых ею решений, поэтому важными являются следующие моменты. 1. Группа, как правило, вырабатывает меньше идей, и эти идеи не могут быть лучше, чем идеи наиболее интеллектуальных ее членов. Это объясняется тем, что в группах часто используются простые методы принятия решений, например голосование большинством, компромисс или жеребьевка. Такие методы не дают разгораться внутригрупповым конфликтам, но и не используют потенциал наиболее творчески мыслящих членов группы, тем более что такие люди по своему характеру стремятся избегать конфликтных ситуаций, им проще и лучше уступить, чем обострять отношения. Поэтому наиболее приемлемым методом принятия групповых решений является мозговой штурм, позволяющий избегать критики и конфликтов, не сдерживающий творчества, но требующий для своей реализации определенных, иногда значительных временных и финансовых затрат. 2. Решения, принимаемые группой, отличаются лучшей проработкой за счет их всесторонней оценки. . 3. Группы склонны принимать более рискованные решения, чем отдельные люди, и Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|