|
ВЛИЯНИЕ КАК МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТАПсихология влияния. Что бы ни делал руководитель, он оказывает влияние на своих подчиненных, причем делает это независимо от собственных желаний. Это влияние может быть положительным, т.е. повышающим авторитет руководителя и усиливающим стремление подчиненных к достижению целей организации, или отрицательным, т.е. понижающим авторитет руководителя и снижающим стремление к достижению целей. Долговременное целенаправленное влияние на окружающих может оказывать только спокойный и уверенный в себе человек. Поскольку внутреннее состояние человека всегда отражается на его поведении, то окружающие, и прежде всего подчиненные, могут достаточно объективно судить о его эмоциях и переживаниях. Поэтому руководитель должен быть действительно спокойным и уверенным в себе, а не просто демонстрировать эти качества. Основой уверенности являются знания человека о том, какие чувства он испытывает к окружающим его людям и происходящим событиям, чего он хочет добиться в жизни и что для этого нужно делать. Уверенность проявляется в ясном и четком выражении собственных взглядов и в демонстрации собственной позиции, в избежание нечестных путей достижения цели, в уважении прав и мнений других людей. Наряду с преимуществами уверенность в себе (или самоуверенность) имеет следующие недостатки: 1) четкое заявление о собственной позиции делает человека уязвимым; 2) самоуверенный человек может восприниматься окружающими как постоянный нарушитель их спокойствия; 3) самоуверенный человек тяжело переживает собственную неправоту. Основными причинами, порождающими неуверенность, являются: 1) недостаток практики, т.е. человек недостаточно часто на практике выявляет границы собственных возможностей и поэтому их не знает; 2) пробелы в воспитании, когда родители и другие люди, заботившиеся в детстве о будущем руководителе, не предоставляли ему возможности проявить себя; 3) нечеткие представления человека о собственном будущем и о своих желаниях; 4) недооценка себя, когда человек не чувствует за собой морального права занимать твердую позицию и требовать корректного и честного отношения к себе; 5) неумение четко, убедительно, без излишней эмоциональности изложить собственные мысли. Можно выделить кратковременное и долговременное влияние. Кратковременное влияние, согласно положениям Э. Берна [4], осуществляется в виде подстегивания, которое может проводиться руководителем в позитивной и негативной формах. Позитивная форма подстегивания, обеспечивая руководителю поддержку подчиненных, помогает человеку чувствовать себя увереннее, воспринимается им как акт поддержки и признания, помогающий преуспевать и поощряющий к конструктивному сотрудничеству. Негативная форма подстегивания, при которой руководитель выслеживает промахи подчиненных, заставляет человека чувствовать себя слабым и незащищенным, унижает его. К основным методам кратковременного влияния относятся: 1) четкие указания, которые определяют объем и срок выполнения работы подчиненным; они не требуют определенной эмоциональной реакции, но могут вызвать чувство обиды, если высказываются в грубой форме; 3) уговоры, т.е. обращение руководителя к сотруднику с целью формирования его заинтересованности в результатах деятельности организации; при этом руководитель апеллирует к логике и чувству доброжелательности подчиненного (этот метод может быть эффективен, если подчиненный разделяет убеждения руководителя и цели организации); угрозы, основанные на допущении, что страх является достаточным мотивом; в течение короткого времени этот метод может срабатывать, однако чувство обиды будет накапливаться и в конечном счете отрицательно скажется на результатах работы подчиненного; как тактический метод влияния угроза вызывает борьбу волевых устремлений двух человек, и в этой ситуации кто-то обязательно окажется проигравшим; 4) просьба, с помощью которой руководитель пытается апеллировать к лучшим человеческим качествам подчиненного, вызывая сочувствие к себе; этот метод может быть эффективным при наличии хороших взаимоотношений; 5) подкуп, т.е. предоставление подчиненному определенных привилегий при условии, что он изменит свое поведение или сделает что-нибудь полезное для организации; этот метод может дать хорошие результаты, если имеет честную основу, т.е. договор между подчиненным и руководителем, если же это условие нарушается, то последующие их взаимоотношения будут затруднительными; 6) требование, основанное на использовании правил иерархического подчинения; этот метод не претендует на оригинальность, прост и демонстрирует уважение к человеку. Долговременное влияние. Основой долговременного влияния руководителя является установление с подчиненными доброжелательных отношений, что представляет собой достаточно сложный и внутренне противоречивый процесс. Основное его противоречие заключается в необходимости достичь взаимопонимания, сохранив при этом собственную личностную целостность. Основными этапами становления доброжелательных отношений с подчиненными являются: 1) признание, когда руководитель обращает внимание на подчиненного, признает его как личность; 2) установление индивидуальности, когда имя человека связывается с его личностными характеристиками; 3) физическое взаимодействие, осуществляемое посредством физического контакта; 5) заинтересованность, когда руководитель проявляет заинтересованность в будущем подчиненного и его планах; выражение собственных взглядов руководителя подчиненному: посвящение его в собственные планы и эмоциональные переживания, этим он демонстрирует свою открытость для контакта; 6) готовность оказать взаимную поддержку, когда руководитель и подчиненный внутренне готовы поддерживать друг друга и открыто заявляют об этом. При установлении добрых отношений с подчиненными следует иметь в виду, что обязательным элементом установления искреннего доверия между людьми является физический контакт, при установлении которого важно знать, что каждый человек считает своим определенное воздушное пространство возле себя [16]. В этом пространстве можно выделить ряд зон: общественную (или публичную), социальную, личную, интимную и сверхинтимную. На величину этих зон влияют: 1) плотность населения в том месте, где проживает человек; 2) национальные традиции; 3) социальное положение человека в обществе. Для европейца, находящегося на среднем уровне социальной лестницы, характерны следующие параметры этих зон: общественная — 3,6 м; социальная — 1,2 — 3,6 м; личная — 0,46 — 1,2 м; интимная — 0,15 — 0,46 м; сверхинтимная — менее 0,15 м. Общественная зона — это расстояние, на котором человеку наиболее удобно находиться во время выступления перед аудиторией. Социальная зона — это расстояние, на котором человек стремится держаться по отношению к незнакомым людям, с которыми ему нужно контактировать. Именно на таком расстоянии люди держатся по отношению к новому, незнакомому сотруднику. И дело здесь не в холодном приеме — просто его мало знают. Личная зона — это расстояние, которое обычно разделяет хорошо знакомых людей и сотрудников, проработавших вместе некоторое время. Новому сотруднику не стоит сразу вторгаться в личные зоны своих коллег. Люди одного с ним пола могут воспринять это как панибратство или агрессивность, а люди противоположного пола — как сексуальные притязания. Через некоторое время нового сотрудника признают своим и он будет допущен в личные зоны коллег. Интимная зона является наиболее значимой для человека и именно ее он охраняет как свою собственность, разрешая проникать в нее только тем людям, с которыми находится в тесном эмоциональном контакте. Это могут быть близкие родственники и друзья, а также люди, с которыми у данного человека существуют интимные отношения. В сверхинтимную зону, в которой имеет место непосредственный телесный контакт, допускаются только члены семьи или сексуальные партнеры. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|