Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЛИЯНИЕ КАК МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТА





Психология влияния. Что бы ни делал руководи­тель, он оказывает влияние на своих подчиненных, при­чем делает это независимо от собственных желаний. Это влияние может быть положительным, т.е. повыша­ющим авторитет руководителя и усиливающим стрем­ление подчиненных к достижению целей организации, или отрицательным, т.е. понижающим авторитет руково­дителя и снижающим стремление к достижению целей.

Долговременное целенаправленное влияние на ок­ружающих может оказывать только спокойный и уве­ренный в себе человек. Поскольку внутреннее состоя­ние человека всегда отражается на его поведении, то окружающие, и прежде всего подчиненные, могут дос­таточно объективно судить о его эмоциях и пережива­ниях. Поэтому руководитель должен быть действительно спокойным и уверенным в себе, а не просто демонстри­ровать эти качества.

Основой уверенности являются знания человека о том, какие чувства он испытывает к окружающим его людям и происходящим событиям, чего он хочет до­биться в жизни и что для этого нужно делать.

Уверенность проявляется в ясном и четком выраже­нии собственных взглядов и в демонстрации собствен­ной позиции, в избежание нечестных путей достижения цели, в уважении прав и мнений других людей.

Наряду с преимуществами уверенность в себе (или самоуверенность) имеет следующие недостатки:

1) четкое заявление о собственной позиции делает человека уязвимым;

2) самоуверенный человек может восприниматься окружающими как постоянный нарушитель их спокой­ствия;

3) самоуверенный человек тяжело переживает соб­ственную неправоту.

Основными причинами, порождающими неуверен­ность, являются:

1) недостаток практики, т.е. человек недостаточно часто на практике выявляет границы собственных воз­можностей и поэтому их не знает;

2) пробелы в воспитании, когда родители и другие люди, заботившиеся в детстве о будущем руководителе, не предоставляли ему возможности проявить себя;

3) нечеткие представления человека о собственном будущем и о своих желаниях;

4) недооценка себя, когда человек не чувствует за собой морального права занимать твердую позицию и требовать корректного и честного отношения к себе;

5) неумение четко, убедительно, без излишней эмо­циональности изложить собственные мысли.

Можно выделить кратковременное и долговремен­ное влияние.

Кратковременное влияние, согласно положениям Э. Берна [4], осуществляется в виде подстегивания, ко­торое может проводиться руководителем в позитивной и негативной формах.

Позитивная форма подстегивания, обеспечивая ру­ководителю поддержку подчиненных, помогает челове­ку чувствовать себя увереннее, воспринимается им как акт поддержки и признания, помогающий преуспевать и поощряющий к конструктивному сотрудничеству.

Негативная форма подстегивания, при которой ру­ководитель выслеживает промахи подчиненных, зас­тавляет человека чувствовать себя слабым и незащи­щенным, унижает его.

К основным методам кратковременного влияния относятся:

1) четкие указания, которые определяют объем и срок выполнения работы подчиненным; они не требу­ют определенной эмоциональной реакции, но могут вызвать чувство обиды, если высказываются в грубой форме;

3) уговоры, т.е. обращение руководителя к сотруд­нику с целью формирования его заинтересованности в результатах деятельности организации; при этом ру­ководитель апеллирует к логике и чувству доброже­лательности подчиненного (этот метод может быть эф­фективен, если подчиненный разделяет убеждения ру­ководителя и цели организации); угрозы, основанные на допущении, что страх яв­ляется достаточным мотивом; в течение короткого вре­мени этот метод может срабатывать, однако чувство обиды будет накапливаться и в конечном счете отри­цательно скажется на результатах работы подчиненно­го; как тактический метод влияния угроза вызывает борьбу волевых устремлений двух человек, и в этой ситуации кто-то обязательно окажется проигравшим;

4) просьба, с помощью которой руководитель пыта­ется апеллировать к лучшим человеческим качествам подчиненного, вызывая сочувствие к себе; этот метод может быть эффективным при наличии хороших вза­имоотношений;

5) подкуп, т.е. предоставление подчиненному опре­деленных привилегий при условии, что он изменит свое поведение или сделает что-нибудь полезное для организации; этот метод может дать хорошие результа­ты, если имеет честную основу, т.е. договор между под­чиненным и руководителем, если же это условие нару­шается, то последующие их взаимоотношения будут зат­руднительными;

6) требование, основанное на использовании пра­вил иерархического подчинения; этот метод не претен­дует на оригинальность, прост и демонстрирует уваже­ние к человеку.

Долговременное влияние. Основой долговремен­ного влияния руководителя является установление с подчиненными доброжелательных отношений, что пред­ставляет собой достаточно сложный и внутренне проти­воречивый процесс. Основное его противоречие заключа­ется в необходимости достичь взаимопонимания, сохра­нив при этом собственную личностную целостность.

Основными этапами становления доброжелатель­ных отношений с подчиненными являются:

1) признание, когда руководитель обращает внима­ние на подчиненного, признает его как личность;

2) установление индивидуальности, когда имя че­ловека связывается с его личностными характеристи­ками;

3) физическое взаимодействие, осуществляемое посредством физического контакта;

5) заинтересованность, когда руководитель прояв­ляет заинтересованность в будущем подчиненного и его планах; выражение собственных взглядов руководителя подчиненному: посвящение его в собственные планы и эмоциональные переживания, этим он демонстриру­ет свою открытость для контакта;

6) готовность оказать взаимную поддержку, когда руководитель и подчиненный внутренне готовы под­держивать друг друга и открыто заявляют об этом.

При установлении добрых отношений с подчинен­ными следует иметь в виду, что обязательным элемен­том установления искреннего доверия между людьми является физический контакт, при установлении кото­рого важно знать, что каждый человек считает своим определенное воздушное пространство возле себя [16]. В этом пространстве можно выделить ряд зон: обще­ственную (или публичную), социальную, личную, ин­тимную и сверхинтимную.

На величину этих зон влияют:

1) плотность населения в том месте, где проживает человек;

2) национальные традиции;

3) социальное положение человека в обществе.

Для европейца, находящегося на среднем уровне

социальной лестницы, характерны следующие парамет­ры этих зон:

общественная — 3,6 м;

социальная — 1,2 — 3,6 м;

личная — 0,46 — 1,2 м;

интимная — 0,15 — 0,46 м;

сверхинтимная — менее 0,15 м.

Общественная зона — это расстояние, на котором человеку наиболее удобно находиться во время выс­тупления перед аудиторией.

Социальная зона — это расстояние, на котором че­ловек стремится держаться по отношению к незнако­мым людям, с которыми ему нужно контактировать. Именно на таком расстоянии люди держатся по отно­шению к новому, незнакомому сотруднику. И дело здесь не в холодном приеме — просто его мало знают.

Личная зона — это расстояние, которое обычно раз­деляет хорошо знакомых людей и сотрудников, прора­ботавших вместе некоторое время. Новому сотруднику не стоит сразу вторгаться в личные зоны своих коллег. Люди одного с ним пола могут воспринять это как панибратство или агрессивность, а люди противопо­ложного пола — как сексуальные притязания. Через некоторое время нового сотрудника признают своим и он будет допущен в личные зоны коллег.

Интимная зона является наиболее значимой для человека и именно ее он охраняет как свою собствен­ность, разрешая проникать в нее только тем людям, с которыми находится в тесном эмоциональном контак­те. Это могут быть близкие родственники и друзья, а также люди, с которыми у данного человека существу­ют интимные отношения.

В сверхинтимную зону, в которой имеет место не­посредственный телесный контакт, допускаются только члены семьи или сексуальные партнеры.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.