Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ





ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Взаимодействие человека с окружающей средой является обязательным и необходимым условием его существования. Часть нервной системы, способная воспринимать внешнюю информацию, анализировать ее и передавать в головной мозг, называется сенсорной системой, благодаря которой человек не только получает и оценивает информацию о внешнем мире и собственном теле, адаптируется к происходящим изменениям, но и сам активно изменяет окружающую среду согласно своим потребностям.

Ощущение и восприятие – это краеугольные камни, на которых строятся все наши представления. Ощущение – это самое первое соприкосновение внутреннего мира с внешним с помощью сенсорных систем, благодаря которым мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия. Восприятие является отражением предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприятие тесно взаимосвязано с другими психическими процессами: мышлением, речью, чувствами, волей.

Датчиками сенсорных систем являются специфические структурные нервные образования, называемые рецепторами. Для возникновения субъективного ощущения необходимо, чтобы возбуждение, возникшее в рецепторах, поступило в специальные отделы коры больших полушарий, так как именно с деятельностью высших отделов головного мозга связано возникновение субъективных ощущений. Органы чувств – морфофункциональные образования, осуществляющие восприятие и первичный анализ раздражений, поступающих из окружающей среды. С их помощью ЦНС получает информацию из внешнего мира в виде объективных ощущений.

Сенсорная система обладает способностью приспосабливать свои свойства к условиям среды и потребностям организма. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе организм-среда. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в ней возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

 

I. ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

 

Виды рецепторов

 

Рецепторы внешних анализаторов называются экстерорецепторами, внутренних интерорецепторами. Первые стимулируются при действии раздражителей внешней среды (электромагнитные и звуковые волны, давление, действие пахучих веществ), вторые – стимулами из внутренней среды. К экстерорецепторам относятся рецепторы кожи, видимых слизистых оболочек и органов чувств: зрительные, вкусовые, обонятельные, тактильные, температурные. К интерорецепторам относятся висцерорецепторы внутренних органов, проприорецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях, и вестибулярные рецепторы. Болевые ощущения могут возникать при раздражении как экстеро-, так и интерорецепторов.

Экстерорецепторы делятся на две большие группы: дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (тактильные, температурные, вкусовые, болевые).

В зависимости от вида воспринимаемого раздражителя выделяют 5 типов рецепторов:

1) механорецепторы – возбуждаются при механическом воздействии. Располагаются на коже, сосудах, внутренних органах, слуховом и вестибулярном аппарате.

2) хеморецепторы – возбуждаются при химических изменениях внешней и внутренней среды. В эту группу относятся вкусовые, обонятельные, а также рецепторы, реагирующие на изменения состава крови, лимфы, ликвора и межклеточной жидкости.

3) терморецепторы – реагируют на изменения температуры. Различают тепловые и холодовые рецепторы, которые располагаются в коже и слизистых оболочках, сосудах, внутренних органах, гипоталамусе, среднем, продолговатом и спинном мозге.

4) фоторецепторы – воспринимают энергию света и локализованы на сетчатке глаза.

5) ноцицепторы (болевые рецепторы) – свободные нервные окончания, которые имеются в коже, мышцах, внутренних органах, сосудах и возбуждаются при действии механических, термических, химических факторов.

Если рецепторы локализованы в ЦНС, то их относят к центральным, вне ЦНС – к периферическим.

В зависимости от скорости адаптации рецепторы можно разделить на 3 группы:

1) быстро адаптирующиеся (фазные) – например, рецепторы вибрации (тельца Паччини), прикосновения к коже (тельца Мейснера).

2) медленно адаптирующиеся (тонические) – проприорецепторы, рецепторы растяжения легких, болевые рецепторы.

3) адаптирующиеся со средней скоростью (фазнотонические) – фоторецепторы сетчатки, терморецепторы кожи.

Преобразование энергии стимула в нервный импульс в рецепторах, т.е. первичное кодирование информации, происходит двумя путями. В первичных рецепторах – филогенетически более древних – рецепторный потенциал воздействует на соседние, наиболее чувствительные участки мембраны, генерируя потенциал действия, который распространяется по нервному волокну в виде импульсов. К первичным рецепторам, представляющим чувствительные окончания дендрита афферентного нейрона, относят обонятельные, тактильные, температурные, болевые рецепторы и проприорецепторы.

Вторичные рецепторы представлены специализированными клетками, в которых рецепторный потенциал приводит к образованию и выделению медиатора из пресинаптической мембраны рецепторной клетки в синаптическую щель рецепторно-афферентного синапса. Вторичные рецепторы имеют специальную клетку, синаптически связанную с окончанием дендрита сенсорного нейрона.

 

Свойства рецепторов

Рецепторы обладают рядом общих свойств:

1. Высокая возбудимость. Порог раздражения рецепторов, т.е. количество энергии, которое необходимо для возникновения возбуждения, чрезвычайно низок. Так, фоторецепторы сетчатки глаза возбуждаются даже при действии нескольких квантов света, обонятельные рецепторы реагируют на появление единичных молекул пахучих веществ.

Оценка чувствительности анализаторов основана на измерении нескольких показателей:

порог ощущения (абсолютный порог) – минимальная сила раздражения, вызывающая такое возбуждение анализатора, которое воспринимается субъективно в виде ощущения;

порог различения (дифференциальный порог) – минимальное изменение силы действующего раздражителя, воспринимаемое субъективно в виде изменения интенсивности ощущения (закон Вебера);

интенсивность ощущений при одной и той же силе раздражителя может отличаться, т.к. это зависит от степени возбудимости различных структур анализатора на всех его уровнях (закон Фехнера).

2. Увеличение силы раздражения вызывает рост интенсивности ощущения.

3. Адаптация – приспособление к силе действующего раздражителя (например, к шуму, запаху, давлению). Данное свойство характерно для всех отделов анализатора и заключается в понижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности. Свойством адаптации не обладают вестибуло- и проприорецепторы.

4. И нерционность –сравнительно медленное возникновение и исчезновение ощущений. Время, необходимое для возникновения ощущений (латентное время), определяется латентным периодом возбуждения рецепторов и временем, необходимым для перехода возбуждения в синапсах с одного нейрона на другой, дальнейшего возбуждения ретикулярной формации и возникновения возбуждения в коре больших полушарий.

Сохранение ощущений на некоторое время после прекращения действия раздражителя связано с явлением последействия в ЦНС. Например, зрительное ощущение (латентный период зрительного ощущения) возникает через 0,1 с, а исчезает (время последействия) через 0,05 с.

5. Трансформация энергии внешнего раздражения в рецепторах в нервные импульсы. В этом заключается основная функция рецепторов: кодировать любой вид энергии (химическую, световую, механическую) в нервные импульсы.

По афферентным путям импульсы проводятся к соответствующим чувствительным зонам коры, где формируются специфические ощущения. Таким образом, энергия внешнего раздражения после многократного ее преобразования, высшего анализа и синтеза переходит в ощущение и сознание. После этого происходит выбор или разработка программы ответной реакции организма.

6. Взаимодействие анализаторов. Данное свойство анализаторов обеспечивает формирование образного и целостного представления о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря взаимодействию анализаторов возможна компенсация нарушенных функций одного из них. Например, у слепых усиливается чувствительность слухового и кожного анализаторов. Шум ухудшает зрительное восприятие, яркий свет

повышает восприятие громкости звука.

1.4. Задания для самостоятельной работы студентов по теме

«Основы анатомии и физиологии сенсорных систем»

1. Ответьте на вопросы:

1. Что такое анализатор по И.П. Павлову?

2. В чем сходство и отличия понятий «анализатор», «сенсорная система», «орган чувств»?

3. Назовите основные уровни анализатора.

4. Назовите основные виды рецепторов.

5. По каким признакам можно классифицировать рецепторы?

6. Дайте характеристику проводникового и коркового отделов анализатора.

7. Охарактеризуйте основные принципы организации коркового отдела анализатора.

8. Опишите свойства рецепторов.

9. По каким показателям оценивается чувствительность анализаторов?

10. Какова роль сенсорных систем в жизни человека?

2. Выберите один правильный ответ:

1. В составе анализатора отсутствует:

1) рецептор

2) проводящие пути

3) эффектор

4) нервный центр в коре большого мозга.

 

2. Структура, где происходит элементарный низший анализ воздействия внешней среды:

1) рецептор

2) ретикулярная формация

3) проводящие пути

4) кора больших полушарий.

 

3. Структура, где происходит высший тончайший анализ воздействия внешней среды:

1) рецептор

2) ствол мозга

3) промежуточный мозг

4) кора больших полушарий.

 

4. Внешний анализатор:

1) двигательный

2) обонятельный

3) вестибулярный

4) интероцептивный.

 

5. Внутренний анализатор:

1) обонятельный

2) вкусовой

3) двигательный

4) кожный.

 

6. Функция двигательного (проприоцептивного) анализатора свойственна мышцам:

1) сердца

2) скелетным

3) сосудов

4) внутренних органов.

 

7. Контактные рецепторы:

1) обонятельные

2) вкусовые

3) слуховые

4) зрительные.

 

8. Дистантные рецепторы:

1) тактильные

2) болевые

3) вкусовые

4) слуховые.

 

9. Фазнотонические рецепторы:

1) тельца Паччини

2) тельца Мейснера

3) терморецепторы кожи

4) проприорецепторы.

 

10. Интерорецепторы:

1) зрительные

2) вкусовые

3) обонятельные

4) висцерорецепторы.

 

 

3. Установите соответствие:

1.

1. 1. Экстерорецепторы А. Восприятие изменений химического состава внутренней среды и давления в тканях, органах и сосудах.
2. 2. Интерорецепторы Б. Восприятие информации о внешней среде.
3. 3. Проприорецепторы В. Информирование ЦНС о тонусе мышц и положении тела в пространстве.
  Г. Координация согласованной деятельности мышц.
  Д. Поддержание гомеостаза.

2.

1. Экстерорецепторы А. Вестибулорецепторы, проприорецепторы.
2. Интерорецепторы Б. Фоторецепторы, вкусовые рецепторы.

 

3.

1. Экстерорецепторы А. Расположены во внутренних органах и сосудах.
2. Интерорецепторы Б. Расположены в коже, слизистых оболочках, специализированных органах чувств.
3. Проприорецепторы В. Расположены в мышцах, сухожилиях, связках, фасциях, капсулах суставов.

 

4.

1. Барорецепторы А. Находятся во внутренних органах.
2. Ангиорецепторы Б. Расположены в сосудах.
3. Хеморецепторы В. Реагируют на изменение давления в тканях, органах, сосудах.
4. Висцерорецепторы Г. Реагируют на изменение химического состава внутренней среды.

 

5.

1. Контактные А. Возбуждаются от раздражителей, находящихся на некотором расстоянии от организма.
2. Дистантные Б. Возбуждаются при непосредственном контакте.

6.

1. Первичные А. Возбуждаются под действием раздражителя.
2. Вторичные Б. Возбуждение осуществляется специальными клетками, передающими импульс сенсорным нейронам с помощью медиатора.

7.

1. Контактные рецепторы А. Зрительные, слуховые, обонятельные.
2. Дистантные рецепторы Б. Вкусовые, температурные, болевые.

8.

1. Барорецепторы А. Реагируют на изменение температуры.
2. Механорецепторы Б. Реагируют на изменение осмотического давления.
3. Хеморецепторы В. Реагируют на изменение давления.
4. Терморецепторы Г. Реагируют на механические раздражения.
5. Осморецепторы Д. Реагируют на действие химических веществ.

9.

1. Экстерорецепторы А. Хеморецепторы.
2. Интерорецепторы Б. Осморецепторы.
  В. Дистантные.
  Г. Волюмрецепторы.
  Д. Контактные.

4. Закончите предложения:

1. Чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринимать, трансформировать и передавать энергию внешнего стимула, называются ________.

2. Стимулы, к которым рецепторы наиболее чувствительны, называются ________.

3. Область, занимаемая совокупностью всех рецепторов, стимуляция которых приводит к возбуждению сенсорного нейрона – _________.

4. Рецепторы, которые возбуждаются при химических изменениях внешней и внутренней среды, называются ________.

5. Приспособление к силе действующего раздражителя называется ________.

6. Время, необходимое для возникновения ощущений – __________.

7. Каждый анализатор включает ________ уровня.

8. Экстерорецепторы делятся на две большие группы: _________ и __________.

9. Высший анализ и синтез поступившей информации осуществляется в ________.

10. Рецепторы кодируют любой вид энергии в _________.

Нарушения зрения

Глаз принимает предметы внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. Фоторецепторы сетчатки глаза человека воспринимают световые колебания в диапазоне длин волн 390–760 нм.

Для хорошего зрения необходимо четкое изображение (фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке. Способность глаз к ясному видению разноудаленных предметов (аккомодация) осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности. Механизм аккомодации глаза связан с сокращением ресничной мышцы, которая изменяет выпуклость хрусталика.

Аккомодация в детском возрасте выражена в большей степени, чем у взрослых. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации. Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость – у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется, и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14–16 годам 11%. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение напряжения на глаза, просмотр телевизора, компьютерные игры и многое др.

Преломление света в оптической системе глаза называется рефракцией. Клиническую рефракцию характеризует положение главного фокуса по отношению к сетчатке. Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция называется соразмерной – эмметропией (греч. emmetros – соразмерный и ops – глаз). Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная – аметропия.

Существует две главные аномалии рефракции, которые связаны, как правило, не с недостаточностью преломляющих сред, а с измененной длиной глазного яблока. Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие удлинения глазного яблока фокусируются впереди сетчатки, называется близорукостьюмиопией (греч. myo – закрывать, смыкать и ops – глаз). Отдаленные предметы при этом видны неотчетливо. Для исправления близорукости необходимо использовать двояковогнутые линзы. Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие укорочения глазного яблока фокусируются позади сетчатки, называется дальнозоркостьюгиперметропией (греч. hypermetros – чрезмерный и ops – глаз). Для коррекции дальнозоркости требуются двояковыпуклые линзы.

С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Такая старческая дальнозоркость, развивающаяся у людей после 40–45 лет, называется пресбиопией (греч. presbys – старый, ops – глаз, взгляд).

Сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракции называется астигматизмом (греч. а – отрицание, stigma – точка). При астигматизме лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке, и изображение получается расплывчатым. Для исправления астигматизма используют собирательные и рассеивающие цилиндрические линзы.

Под воздействием световой энергии в фоторецепторах сетчатки глаза происходит сложный фотохимический процесс, который способствует трансформации этой энергии в нервные импульсы. В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, в колбочках – йодопсин. Под влиянием света родопсин разрушается, а в темноте, с участием витамина А, он восстанавливается. При отсутствии или недостатке витамина А образование родопсина нарушается и наступает гемералопия (греч. hemera – день, alaos – слепой, ops – глаз), или «куриная слепота», т.е. неспособность видеть при слабом свете или в темноте. Йодопсин под влиянием света также разрушается, но примерно в 4 раза медленнее родопсина. В темноте он также восстанавливается.

Уменьшение чувствительности фоторецепторов глаза к свету называется адаптацией. Адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит за 4–5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется за 40–50 минут. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200000–400000 раз.

Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Существует 7 видов колбочек, реагирующих на лучи различной длины и вызывающие ощущение разных цветов. В анализе цвета участвуют не только фоторецепторы, но и ЦНС.

Каждый из видов колбочек имеет свой тип цветочувствительного пигмента белкового происхождения. Один тип пигмента чувствителен к красному цвету с максимумом 552–557 нм, другой – к зелёному (максимум около 530 нм), третий – к синему (426 нм). Люди с нормальным цветным зрением имеют в колбочках все три пигмента (красный, зелёный и синий) в необходимом количестве. Их называют трихроматами (от др.-греч.χρῶμα – цвет).

В процессе развития ребенка цветоощущения существенно меняются. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико, их полноценное включение в работу происходит только к концу 3-го года жизни.

Быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее – синий. Узнавание формы предмета появляется раньше, чем узнавание цвета. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и, в последнюю очередь, цвет. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается.

Дальтонизм («цветовая слепота») – наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Данная патология названа в честь Джона Дальтона, который впервые в 1794 г. подробно описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений. Дж. Дальтон не различал красный цвет и о своей цветовой слепоте не знал до 26 лет. У него были три брата и сестра, двое из братьев страдали цветослепотой на красный цвет. Дальтонизм отмечается примерно у 8% мужчин и 0,5% женщин.

Передача дальтонизма по наследству связана с Х-хромосомой и практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну, в результате чего в двадцать раз чаще проявляется у мужчин, имеющих набор половых хромосом XY. У мужчин дефект в единственной X-хромосоме не компенсируется, так как «запасной» X-хромосомы нет.

Некоторые виды дальтонизма следует считать не «наследственным заболеванием», а скорее – особенностью зрения. Согласно исследованиям британских учёных, люди, которым трудно различать красные и зеленые цвета, могут воспринимать множество других оттенков. В частности, оттенков цвета хаки, которые кажутся одинаковыми людям с нормальным зрением. Возможно, в прошлом такая особенность давала её носителям эволюционные преимущества, например, помогала находить пищу в сухой траве и листьях.

Приобретенный дальтонизм развивается только на глазу, где поражена сетчатка или зрительный нерв. Этому виду дальтонизма свойственно прогрессирующее ухудшение и трудности в различении синего и жёлтого цветов. Причинами появления приобретенных нарушений цветовосприятия могут быть возрастные изменения, например, помутнение хрусталика (катаракта), временный или постоянный прием лекарственных препаратов, травмы глаза, затрагивающие сетчатку или зрительный нерв.

Известно, что И.Е. Репин, будучи в преклонном возрасте, пытался исправить свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Однако окружающие обнаружили, что из-за нарушения цветового зрения художник сильно исказил цветовую гамму собственной картины, и работу пришлось прервать.

Различают полную и частичную цветовую слепоту. Полное отсутствие цветного зрения – ахромазия – встречается редко. Наиболее частый случай – нарушение восприятия красного цвета (протанопия). Тританопия – отсутствие цветовых ощущений в сине-фиолетовой области спектра, встречается крайне редко. При тританопии все цвета спектра представляются оттенками красного или зелёного. Слепота на зелёный цвет называется дейтеранопия (рис. 5).

Нарушения цветового зрения устанавливают при помощи общедиагностических полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина (рис. 6).

Рассматривание предметов обоими глазами называют бинокулярным зрением. Вследствие расположения глаз у человека во фронтальной плоскости изображения от всех предметов падают на соответствующие, или идентичные, участки сетчатки, в результате чего изображения обоих глаз сливаются в одно. Бинокулярное зрение является очень важным эволюционным приобретением, позволившим человеку выполнять точные манипуляции руками, а также обеспечившим точность и глубину видения, что имеет большое значение в определении расстояния до предмета, его формы, рельефности изображения и т.д.

Зона перекрытия зрительных полей обоих глаз составляет приблизительно 120°. Зона монокулярного видения, т.е. видимая одним глазом зона при фиксации центральной точки общего для двух глаз поля зрения, составляет около 30° для каждого глаза.

В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга, механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3–5 месяцев.

Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек, в 7–8 лет наблюдается обратное соотношение. В последующие годы размеры поля зрения одинаковы, а с 13–14 лет его размеры у девочек больше. Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации индивидуального обучения детей, т.к. поле зрения, определяющее пропускную способность зрительного анализатора и, следовательно, учебные возможности, определяет объем информации, воспринимаемой ребенком.

Важным параметром зрительных функций глаза является острота зрения. Под ней понимают способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1), принята обратная величина угла зрения 1 угловой минуты. Если этот угол будет больше (например, 5'), то острота зрения уменьшается (1/5 = 0,2), а если он меньше (например, 0,5'), то острота зрения увеличивается вдвое (visus = 2,0) и т.д.

С возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопия. Своего оптимального уровня стереоскопическое зрение достигает к 17–22 годам. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7–8 лет приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Для исследования остроты зрения в клинической практике широко применяются таблицы Д.А. Сивцева с буквенными оптотипами (специально подобранными знаками-буквами), а также таблицы, составленные из колец Х. Ландольта (рис. 7).

 

2.4. Задания для самостоятельной работы студентов по теме «Анатомия и физиология зрительной сенсорной системы»

1. Методические рекомендации для самостоятельной работы

III. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

Восприятие запахов

Рецепторы обонятельной области слизистой полости носа способны воспринимать несколько тысяч различных запахов, которые можно разделить на группы (по Дж. Эймуру): камфарный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, едкий, гнилостный. Однако строгого соответствия между запахом и структурной химической формулой вещества ученым обнаружить не удалось. В естественных условиях, как правило, встречаются смеси запахов, в которых преобладают те или иные составляющие.

Чувствительность обонятельного анализатора велика: обонятельная рецепторная клетка может быть возбуждена одной молекулой пахучего вещества. Человек ощущает запах эфира, если в 1 л воздуха содержится всего одна миллионная часть грамма этого вещества, а для восприятия сероводорода достаточно одной миллиардной грамма. При воздействии различных внешних и внутренних условий чувствительность обонятельного анализатора может меняться.

Гипосмия – снижение восприятия запаха, аносмия – полная утрата восприятия запаха, паросмия (дезосмия) – извращенное восприятие запаха. Порог раздражения ниже в чистом воздухе и при содержании в нем водяных паров, при насморке (рините) наоборот, порог раздражения резко повышается, иногда до аносмии. Понижает порог раздражения и повторное кратковременное действие слабо пахнущего вещества. На свету чувствительность к запахам выше, чем в темноте.

Сенсибилизация – повышение чувствительности организма человека или животного к воздействию каких-либо раздражителей.

При длительном действии запаха происходит адаптация к нему. Скорость адаптации зависит от продолжительности действия вещества, его концентрации и скорости потока воздуха (вентиляции). К одним веществам происходит быстрая и полная адаптация, т.е. запах перестает ощущаться, к другим – медленная и частичная.

Поскольку различные пахучие вещества действуют на разные рецепторы, адаптация к одному запаху не снижает чувствительности к другим.

В силу того, что в переработке обонятельной информации участвует лимбическая система, запахи могут вызывать положительные или отрицательные эмоции. Различные запахи по-разному влияют на функциональное состояние организма человека. Люди издавна создавали всевозможные эссенции, нюхательные соли, благовония и т.д. Применение запахов с целью улучшения работы органов и систем человека, повышения физической работоспособности, эмоционального настроения лежит в основе ароматерапии.

Вне обонятельного эпителия носовых раковин находится вомероназальный орган (сошник), расположенный в ямках носовой полости у основания носовой перегородки с обеих сторон в 15–20 мм от края каждой ноздри. Рецепторы сошника улавливают феромоны – специфичные для каждого вида и пола вещества, участвующие в регуляции полового и материнского поведения.

4.3. Задания для самостоятельной работы студентов по теме «Анатомия и физиология обонятельной сенсорной системы»

1. Методические рекомендации для самостоятельной работы

Восприятие вкуса

Вкусовое восприятие человека формируется в результате соединения мультимодальных сенсорных ощущений, врожденных поведенческих реакций на разные вкусовые качества и механизмов памяти, хранящей индивидуальный опыт и усвоенные традиции питания.

Вкусовые рецепторы способны различать четыре основных вкуса: сладкий воспринимают рецепторы, располагающиеся на кончике языка, горький – у корня языка, соленый и кислый – по краям языка. Кроме этого, различают вкус воды, острый и жгучий вкусы.

Вещества, различные по химической структуре, могут обладать сходными вкусами. Так, ощущение сладкого вызывают полисахариды, дисахариды, моносахариды, двухатомные и многоатомные спирты. Ощущение горького вызывают все алкалоиды, а также глюкозиды, эфир, хинин, морфин, стрихнин. Ощущение соленого связано с присутствием в растворе анионов хлора, йода и брома. Кислый вкус возникает при раздражении вкусовых рецепторов свободными ионами кислот и кислых солей.

Большая часть нейронов коркового отдела вкусового анализатора мультимодальна, т.е. реагирует не только на вкусовые, но и на температурные, механические и ноцицептивные раздражители. В восприятие вкуса вовлекаются лимбические структуры мозга, что сопровождается эмоциональными реакциями на вкусовые качества пищи.

Вкусовое восприятие различно в условиях голода и насыщения: в первом случае отмечается повышение чувствительности к различным вкусовым веществам, во втором вкусовая чувствительность снижается и происходит демобилизация вкусовых воспринимающих структур. Снижение вкусового восприятия отмечается в стрессовой ситуации, а также с возрастом. На вкусовое восприятие оказывают воздействие и различные патологические процессы (различные заболевания полости рта, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, ЦНС).

Адаптация к сладкому и соленому вкусу развивается быстрее, чем к горькому и кислому. Адаптация к одному веществу не исключает сохранения нормальной чувствительности к другому.

Нарушение вкусового восприятия называется агеузия. Она может быть полной, когда человек не может определить ни одно вкусовое качество, или частичной, когда нарушено восприятие отдельных вкусовых качеств. Эти нарушения могут быть постоянными или временными. Причинами постоянной агеузии является повреждение вкусовых чувствительных волокон (при травмах, опухолях, хирургических вмешательствах и др.). Чаще всего изменения вкусового восприятия связаны с нарушениями обоняния, т.к. вкус пищи всегда основывается на совокупности вкусового и обонятельного ощущения.

 

5.3. Задания для самостоятельной работы студентов по теме «Анатомия и физиология вкусовой сенсорной системы»

1. Методические рекомендации для самостоятельной работы

Блуждающий

Лицевой

Языкоглоточный

Добавочный.

7. Черепно-мозговой нерв, воспринимающий раздражения от задней 1/3 языка:

Блуждающий

Лицевой

Языкоглоточный

Добавочный.

8. Рецепторы, располагающиеся на кончике языка, воспринимают вкус:

1) сладкий

2) горький

3) соленый

4) кислый.

 

9. Рецепторы, располагающиеся на корне языка, воспринимают вкус:

1) сладкий

2) горький

3) соленый

4) кислый.

 

10. Корковый отдел вкусового анализатора:

1) лимбическая система

2) крючок парагиппокампальной извилины

3) ядра четверохолмия

4) черная субстанция.

4. Установите соответствие:

1. Кончик языка А. Восприятие горького вкуса.
2. Края языка Б. Восприятие соленого и кислого вкуса.
3. Корень языка В. Восприятие сладкого вкуса.

5. Закончите предложения:

1. Периферический отдел вкусового анализатора располагается в _____.

2. Рецепторы вкуса называются _____.

3. В формировании чувства вкуса участвуют клетки, содержащие ____ и ____.

4. Большая половина вкусовых луковиц находится в ________ сосочках.

5. Вкусовые рецепторы способны различать ______ основных вкуса.

6. Решите ситуационную задачу:

Производные кожи

К производным (придаткам) кожи относятся потовые и сальные железы, волосы и ногти.

Потовые железы (glandulae suderiferae) по форме представляют собой трубчатые железы, залегающие концевыми отделами, образующими клубочки, в самых глубоких слоях дермы. Они располагаются в подкожной основе и на границе подкожной основы и дермы практически по всему телу, кроме красной каймы губ и головки полового члена. Особенно много их в подмышечной и паховой областях, на ладонях и подошвах. Общее количество потовых желез в организме человека 2–3,5 млн.

Выводной проток потовой железы (ductus sudoriferus) по спирали пронизывает все слои кожи, а в области эпидермиса открывается на его поверхности потовой порой (porus sudoriferus) (рис. 15). Все потовые железы выделяют жидкий секрет – пот, в результате чего происходит процесс теплорегуляции организма и выведение вредных продуктов обмена. За сутки при температуре окружающего воздуха 18–20°С выделяется 500 мл пота. Пот состоит из воды (98%) и плотного остатка (2%), который содержит более 250 органических и неорганических веществ.

Сальные железы (glandulae sebaseae) – по форме простые разветвленные альвеолярные железы, располагающиеся по всей поверхности тела, кроме ладоней, ступней, красной каймы губ, грудных сосков. Выводные протоки сальных желез открываются в волосяной мешочек – фолликул. К каждому фолликулу подходит от 1 до 3 выводных протоков. Сальные железы выделяют за сутки в среднем около 20 г кожного сала, которое препятствует высыханию кожи и волос, обеспечивая их жировой смазкой.

Волосы (pili) являются производными эпидермиса и представляют собой эластические роговые нити. Они покрывают все тело, кроме ладоней, боковых поверхностей пальцев, подошв, красной каймы губ, малых половых губ, головки полового члена и внутреннего листа крайней плоти.

Волосы подразделяются на первичные, представляющие собой нежный младенческий пушок







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.