|
Тема 10. Человек в информационно-технотронном миреСовременный этап эволюции общества кардинально меняет отношения человека и природы, положение и роль человека в мире. Его внутренним стержнем выступает создание и развертывание электронно-компьютерной технологии, результатом которой может стать новая цивилизация – информационная. Сторонники концепции информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого – информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные сферы общественной жизни прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более наукоемкими. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимают все больше места в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром. Высокие технологии начала XXI века (электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т. п.) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории: меняется соотношение производства благ и сферы услуг в пользу последней; снижается весомость тяжелой промышленности, идет ее разукрупнение; жесткие вертикальные моноструктуры заменяются территориально рассеянными производственными сетями; происходит процесс технологизации интеллектуальной деятельности, расширение возможностей мыслительного процесса. Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких социальных изменений, которые охватят все элементы общества: социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Традиционные представления о социальных структурах, характерных для XIX – первой половины XX века, постепенно уйдут в прошлое. Уже сейчас в промышленном производстве идет сокращение количества рабочих и увеличение специалистов и роботов. Информационное общество оказывает существенное влияние и на духовно-культурную сферу. Информационные технологии становятся мощным генератором и усилителем культурных сдвигов и инноваций, что приводит к зарождению нового типа культуры, в котором все подчинено классификации и унификации с целью эффективности передачи информации. Электронные средства индивидуального пользования позволяют любому человеку получать необходимую информацию в кратчайшие сроки, что в сочетании с развитием системы Интернет приводит как к изменению характера культуры, так и самого человека. Эти изменения обусловлены переносом на технические устройства тех функций, которые ранее осуществлялись человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и собственной сущности. Современный мир – это «технизированное» пространство и «технологизированное» время, и человек живет и действует не в первозданном мире природы, а в «техносфере». Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в постоянный и необходимый момент человеческой жизни, во многом существенно преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение. Вместе с компьютеризацией в мир входит новый вид реальности – «виртуальная реальность», искусственная псевдосреда, с которой можно общаться как с подлинной. Высокий уровень информированности, не сравнимый с современным, новые способы общения людей – все это породит иной тип человеческой личности. Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. События конца XX века с очевидностью свидетельствуют о коренной трансформации привычного мира. Решение многих локальных задач (континента, страны, региона, города и т. п.) требует их соотнесения с развитием человечества как субъекта истории. Кризисы в экономике и политике, в преуспевающих или отсталых странах – все это проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилизацию. Причем он охватывает природу, мировую экономику, политические отношения, культуру и, особенно, самого человека. В этих условиях особо актуальным становится обозначение возможных способов решения проблемы прогресса и определение его критериев. Понятие общественного прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности. В древности развитие общества понималось как последовательность событий, либо как постепенная деградация от исходного «золотого века». Платоном и Аристотелем история общества рассматривалась как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. В христианстве впервые появилось представление о внеисторической цели общества и человечества. В эпоху Нового времени появились представления, основанные на беспредельном могуществе разума и способности общества к неограниченному движению вперед. У Гегеля понятие прогресса обрело форму саморазвития мирового духа с центральной идеей теодицеи, т. е. оправдания Бога за существование зла в истории. В марксистской концепции общества прогресс связывался с ростом производительности труда, освобождением от эксплуатации и овладением стихийными силами природы. Коренной целью и критерием прогресса выступало развитие человека как гармонично развитой свободной личности. Регрессом считалось движение общества в обратном направлении, вызванное реакционными общественно-политическими силами. На протяжении XX века, с возникновением кризиса современной культуры и цивилизации, появлением глобальных проблем современности и нарастанием нестабильности в мире в целом, критерии общественного прогресса начинают изменяться. Постепенно приходит осознание того, что прогрессирует знание, техника и т. д., но не сам человек, что нельзя рассуждать о прогрессе общества в отрыве от прогресса человека и, прежде всего, основных показателей его жизнедеятельности. Так, в качестве интегративных показателей прогрессивного развития общества предлагаются такие критерии как средняя продолжительность жизни, детская и материнская смертность, состояние здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т. п. Именно в свете этих гуманистических критериев следует рассматривать и оценивать такие феномены социальной жизни как реформы и революции, определять историческое значение главных «действующих лиц» истории. Однако, при поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации, жизнь человека, в основном, не становится безопасней и счастливее, здоровее и благополучнее. Формирование информационного общества приводит к усилению интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую, и биологическую сферы, создавая угрозу сохранения жизни на Земле. Ученым многих стран выход видится в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на основе концепции коэволюции (т. е. совместной согласованной эволюции) природы и человечества; в поиске новых путей прогресса цивилизации, исключающих насильственные методы решения социальных, политических, нравственных конфликтов. Решение этой задачи способно обеспечить выживание человека как биологического вида и переход к ноосферной цивилизации. Человек станет ответственным за развитие биосферы и общества, научится направлять это развитие. Для этого необходимо коренное изменение характера и типа мышления людей, отказ от идеи примитивного антропоцентризма, когда человеческие потребности могли удовлетворяться за счет бесконечного расширения масштабов использования природы. Темпы развития технико-технологической грани цивилизации оказались гораздо выше, чем естественная эволюция биосферы и самого человека, что привело к обострению антропосоциальных глобальных проблем, таких как преодоление демографического взрыва в отсталых странах, предотвращение негативных последствий научно-технического прогресса, проблем образования, воспитания, культуры. Не случайно концепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания», когда речь идет не о том, как «жить», а о том, как «выжить». Современная глобальная ситуация предстает полем открытых возможностей. Сейчас как никогда ощущается необходимость объединения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем для выработки концепции «устойчивого развития». Ее основу составят те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения согласованного развития человека и природы; для восстановления паритета общества и биосферы; для гармонизации экологических, технологических и социальных процессов.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|