|
Механизм формирования прибыли
5.4. Основные методы планирования прибыли Метод прямого счета; Аналитический метод; Метод совмещенного расчета. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при ограниченном ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции за вычетом НДС и акцизов и ее полной себестоимостью. Расчет плановой прибыли производится по формуле: П = (В ´ Р) - (В ´ С), где В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Р – цена единицы продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции. Прибыль товарного выпуска планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость всего товарного выпуска планового периода. Птп=Ртп-Стп, где Ртп – стоимость товарного выпуска планового периода (за вычетом НДС и акцизов); Cтп – полная себестоимость товарной продукции. Следует различать плановый размер прибыли товарной (произведенной) продукции и прибыль, которую предприятие планирует получить от ее реализации. Прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле: Прп=Qрп -Срп, где Qpn – планируемая выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции. Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (Qон) и объема производства товарной продукции в течение планового периода (Qто) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы и составят запасы на складе готовой продукции (Qок), то расчет плановой прибыли от реализации производится по формуле: Qрп = Qон + Qто - Qок. Разновидностью метода прямого счета является метод ассортиментного планирования прибыли. Сущность этого метода состоит в том, что прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планового периода. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При использовании аналитического метода прибыль планируется не по каждому отдельному виду производимой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. По несравнимой продукции прибыль рассчитывается отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом осуществляется в три этапа: 1. Определение базового уровня рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период. 2. Расчет объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли от производства продукции исходя из базовой рентабельности. 3. Учет влияния на плановую себестоимость различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д. При использовании аналитического метода плановая прибыль рассчитывается по формуле: ППЛАН = ПБАЗ+ DПQ + DПСЕБ + DПЦ + DПАСС , где DПплан,баз – прибыль планового (базисного) периода; DПQ – размер изменения прибыли за счет изменения объемов реализуемой продукции:
QПлi,БA3i – объем реализованной i-той продукции в плановом и базисном периодах; DПСЕБ – размер изменения прибыли за счет изменения себестоимости выпускаемой продукции: DПСЕБ=åQПЛi´ (CБАЗi-CПлi); DПЦ – размер изменения прибыли за счет изменения оптовых цен: DПЦ=åQПЛi´ (ЦБАЗi-ЦПлi); DПАСС – размер изменения прибыли за счет ассортиментных сдвигов:
НРпл – норма рентабельности по планируемой к реализации продукции, рассчитанная исходя из фактически действующих в базисном периоде оптовых цен и себестоимости продукции: НРбаз – норма рентабельности по фактически реализованной продукции в базисном периоде: Метод совмещенного расчета прибыли предполагает применение элементов первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и по себестоимости отчетного определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, качества продукции и ее ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Плановые и фактические показатели прибыли выражают абсолютный эффект деятельности фирмы.
![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|