|
Краткий курс теоретического содержания вопросов ГЭК – 2016.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Функции профессионального образования
Здесь основными ориентирами развития являются:
Основные условия его жизнедеятельности:
Эта функция осуществляется посредством:
№ 3 Профессиональное образование как система Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Это понятие системы в целом, но оно сегодня относится полностью и к педагогике. Анализ специальной педагогической литературы показывает, что термин "педагогическая система" рассматривается сегодня с разных позиций. Одним из первых к определению педагогических систем обратился Владимир Павлович Беспалько. Он рассматривал педагогическую систему как систему управления педагогическим процессом. Помимо В. П. Беспалько, над определением педагогической системы работали также Лев Фёдор. Спирин. Он считал, что педагогическая систем возникает всякий раз, когда какая – либо деятельность рассматривается с позиций педагогических целей. Н. В. Кузьмина под педагогической системой понимает множество взаимосвязанных компонентов, подчиняемых целям воспитания, образования и обучения. Юрий Конст. Бабанский утверждал, что педагогическая система - это: « Система, в которой осуществляется педагогический процесс». Педагогическая система, в силу объективных законов развития общества, создаётся и организуется специально. То есть она, по сути, является искусственно созданной системой. Она также находится под постоянным контролем общества, являясь в то же время его составной частью. В соответствии с этим изменения педагогической системы и её перестройка находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: - на изменение целей образования, - на укрепление материальной базы, - совершенствование содержания образования, - заботу о материальном положении учителя, - на качество образования и т.д. Профессионально – педагогическая культура (ППК) базируется на общей культуре личности и выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности общей культуры в целом и педагогической культуры общества, в частности. Это понятие характеризуется следующими положениями: - ППК есть универсальная характеристика педагогической реальности; - ППК представляет собой системное образование, состоящее из нескольких компонентов; - особенности ППК каждого учителя обуславливаются индивидуальными, психологическими и возрастными характеристиками, а также его опытом педагогической деятельности. В структуру профессионально – педагогической культуры по входят следующие компоненты: а) аксиологический б) технологический в) личностно – творческий Аксиологический (ценностный) компонент образован всеми теми педагогическими ценностями, которые были выработаны человечеством и историей школы и педагогики до настоящего времени. Следующий компонент в структуре ППК – технологический. Он отражает деятельностную сторону педагогического труда и включает в себя уровень владения методами и приёмами постановки и решения педагогических задач. Технология педагогической деятельности и есть ни что иное, как решение множества педагогических задач по планированию, организации, оценке и коррекции своей работы. Следующий, третий, компонент в структуре ППК – личностно – творческий. Он определяет творческую направленность и своеобразие личности каждого педагога. В основе этого компонента лежит потребность педагога в творческой самореализации, в проявлении своей индивидуальности. Педагогу в рамках данного компонента должны быть присущи качества, определяющие творческую личность в целом: - стремление к самореализации - стремление быть собой, не скрываясь за социальной маской - принятие себя и других такими, как они есть - независимость и уверенность в себе - критичность по отношению к своей деятельности - гибкость, динамичность и готовность постоянно быть в движении и изменении. Профессионально – педагогическая культура педагога – это, прежде всего, комплексная характеристика его личности, в которой целостно проявляются его индивидуальность, культурный, социальный и педагогический опыт. Возрастные периоды у детей
Возрастные периоды взрослого человека
18. Психологическое сопровождение профессионального становления личности. Н. С. Пряжников выделяет семь типов самоопределения личности: 1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Для этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. 2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря). 3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. 4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности. 5. Жизненное самоопределение. К нему помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. 6. Личностное самоопределение. Рассматривается как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. 7. Самоопределение личности в культуре. Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Разделяют также профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности: 1. Дошкольное детство. На этой стадии общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. 2. Младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является подражание взрослым. 3. Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. 4. Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. 5. Юность. На этой стадии подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. 6. Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора. 7. Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. 8. Пожилой возраст. Это период активного социально-трудового самоопределения и продолжения себя как личности. Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления — не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности. Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности. Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Вопрос 20 С уважением – Т. В. Краткий курс теоретического содержания вопросов ГЭК – 2016. № 1. Становление и развитие системы профессионального образования в РФ В развитии отечественного профобразования сегодня выделяют следующие основные этапы: 1 период – 17 век – начало 20 века (до Октября 1917 года); 2 период – 1917 – 1970 годы (советский период); 3 период – 1970 годы – современность. 1 период – 17 век – начало 20 века (до Октября 1917 года). Это период первоначального становления профессионального образования. Среди причин появления первых профессиональных учебных заведений в России можно назвать следующие: - социально – экономическое развитие государства - оживление сферы умственной деятельности - расширение круга образованных людей - необходимость облуживания практических нужд русского общества и государства. Создателем первой российской государственной системы профессионального образования, без сомнения, является Петр1. Ориентируясь на политику меркантилизма, он считал, что каждый народ, чтобы не обеднеть должен сам производить всё ему нужное, не обращаясь к помощи другого народа. Но для того, чтобы этого добиться, нужны были свои специалисты в различных сферах. Государству требовались корабелы, мореходы, артиллеристы, металлурги, офицеры. При Петре 1 в России было открыто много профессиональных учебных заведений по морскому, военному, инженерному, горному делу. К началу 18 века благодаря Петру 1 в России существовала уже первоначальная система профессионального образования, включавшая два основных этапа: - среднее образование (навигационная, горная и др. школы); - высшее образование (Славяно – Греко – латинская академия). Особенности системы профобразования, созданной в этот период, были следующими: - профессиональное образование носило черты прагматичности, - ориентировалось на текущие нужды русского общества и государства, - между двумя существующими ступенями профобразования не было преемственности, - не было единого управления, И главная специфическая черта этой системы заключалась в том, что подросткам здесь НЕ ДАВАЛОСЬ воспитание и общее образование. Школы сразу возникли как технические и были ориентированы на необходимые профессиональные знания. Кроме того, система профобразования, возникшая при Петре, была сословной. В этот же период в 1866 году в России было создано Императорское Русское Техническое Общество (РТР). Именно оно впоследствии открывало различные типы профессиональных школ для всех категорий населения, взяв на себя основную тяжесть по развитию профессионального образования. Во второй половине Х1Х - начале XX в России стало развиваться коммерческое образование как отрасль профессионального. Рост экономики России усиливал спрос на специалистов в области коммерции: бухгалтеров, счетоводов, товароведов, приказчиков, биржевых маклеров и т.п. Заслуга в организации системы коммерческого образования принадлежит Сергею Юльевичу Витте, министру финансов России. Именно он провёл через Государственный совет Положение о коммерческом образовании, благодаря которому последовало значительное расширение сети коммерческих училищ. В последней четверти 19 века в России было уже много различных профессиональных учебных заведений. Но обучение в них было длительным и неэффективным. Необходима была система в обучении профессиям, а её не было. Главная заслуга в создании такой системы принадлежит инженеру и педагогу Московского технического училища Советкину Дм. Констант. Именно он весь процесс обучения труду разделил на операции и приёмы. Он предложил обучать не изготовлению готовых изделий, а выполнять определённые приёмы и операции, из которых и складывается вся работа. В результате этого ускорился процесс обучения профессиональному мастерству, также появилась возможность одному мастеру руководить работой большого количества учеников. Так впервые в истории профессиональной школы обучение мастерству было названо ПРЕПОДАВАНИЕМ. Вывод по первому периоду: С 17 века и до 1917 года российское профессиональное образование проходило и периоды подъёма, и периоды спада. Всё это время оно неразрывно было связано с историей государства, историей развития науки и техники. Практически единственным недостатком системы профобразования этого можно было считать одновременное осуществление общего и профессионального обучения. Это удорожало и удлиняло сроки обучения. 2 период – 1917 – 1970 годы (советский период). Октябрьский период внёс коренные изменения не только в политическую систему и идеологию, но и в образование страны. Первым органом новой системы образования стала созданная в ноябре 1917 году Государственная Комиссия по просвещению и отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы – и государственные, и частные. Несмотря на тяжелейшие условия уже в первые годы советской власти было разработано около 20 Декретов о профессиональном образовании. Среди этих декретов была Деклараци я "О единстве технического, профессионального и политехнического образования". В 1920 году советским правительством был подписан Декрет "Об учебной профессионально – технической повинности ". Все рабочие от 18 до 40 лет обязаны были учиться. 2 октября 1940 года в России началась новая веха развития профобразования – был принят Указ " О Государственных Трудовых Резервах". В соответствии с ним были созданы два типа учебных заведений: - школы ФЗО (срок обучения 6 мес.) для подготовки рабочих массовых профессий; - ремесленные и железнодорожные училища (1 -2 года обуч.) для подготовки квалифицированных рабочих. В 1946 году Главное Управление Государственных Трудовых Резервов было преобразовано в Министерство Трудовых Резервов. Но, тем не менее, в 1958 году ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы. Вместо них была создана новая система обучения профессиям – ПТУ (профессионально – технические училища). Во всех ПТУ ввели обязательное, одновременное среднее образование – целесообразность такого решения многими теоретиками и практиками профессионального обучения оспаривается до сих пор. В системе среднего профессионального образования возникло два типа техникумов – четырёхгодичные (после семилетки) и двухгодичные (после средней школы). С развитием сети профобразования назревала и необходимость организации индустриально – педагогических институтов для подготовки педаг. кадров в профобразование. Создание таких институтов, в свою очередь, позволило заняться и научно – исследовательской работой по вопросам профессионального образования. Итоги развития профессиональной школы в СССР отразил Закон об укреплении связи школы с жизнью (декабрь 1958 года). Этот закон указывал на необходимость перевода всех низших профессиональных учебных заведений (ремесленные и ж – д училища, школы ФЗО, училища с- х направленности) в городские и сельские профессионально – технические училища со сроками обучения от 1 до 3 лет. За годы советской власти были созданы вертикальные связи (преемственность) в системе профобразования, возрос образовательный ценз многих профессий – появились многие профессии, требующие среднего и высшего профессионального образования. Следующие изменения последовали в 1987 году. Постановлением ЦК КПСС и Совмином СССР все профучилища вошли в состав Министерства общего образования. Это, по сути, растворило всю систему профобразования в общей массе, ухудшило её финансирование. Таким образом, в разные периоды истории России профессиональному образованию уделялось определённое внимание в зависимости от экономических и политических у4словий развития государства. За годы перестройки система среднего профессионального обучения практически перестала существовать. Набирало обороты лишь высшее профессиональное образование, становясь, по сути, массовым, что и привело к сегодняшним перекосам на рынке труда. В начале 1990 –х началось реформирование профшколы с учётом современных реалий. Сегодня отечественная система профессионального образования включает в себя след. уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Такова история становления и развития системы проф. образования в России. № 2 Профессиональное образование как социокультурный институт и достояние личности Как социокультурный институт профессиональное образование представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида. Объективными признаками социального института профессионального образования выступают его:
Профессиональное образование входит в ряд социокультурных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др.), осуществляющих:
Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций по отношению к человеку и обществу. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|