|
Феноменология становления личности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе; образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные и социальные нормы. Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. При изучении социального развития детей исследователи выделяют три основных процесса, обеспечивающих социальное научение: классическое обусловливание; инструментальное обусловливание; научение в результате наблюдения. А. Бандура предложил четырехступенчатую модель научения и воспроизведения. На первой ступени доминирует внимание, поскольку для того, чтобы произошло научение, ребенку необходимо обратить внимание на образец. На второй ступени осуществляется сохранение; при этом, интерпретируя поведение другого человека, ребенок использует имеющиеся познавательные навыки или категории и сохраняет эту информацию в памяти. Часто процесс на этом заканчивается, т.е. ребенок узнал и может вспомнить, что делал другой. Выбирая способ поведения, он может вовсе не использовать эту информацию или, интерпретируя ее по-своему, поступить иначе. В итоге – результат научения на уровне поведения может проявиться спустя некоторое время. Использование информации, которая сохранилась в памяти ребенка, является моторным воспроизведением. Такое воспроизведение зависит от моторных и когнитивных способностей ребенка. Еще одной составляющей, обеспечивающей социальное научение, являются мотивационные процессы, которые определяют, будет ли осуществлено какое-либо действие. Наблюдение последствий поведения другого человека окажет сильное влияние на желание воспроизводить это поведение. К трем годам дети уже хорошо различают пол окружающих их людей, знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования: девочки обычно играют в куклы, одеваются, как женщины, а мальчики играют с машинками, в пожарников и другие подобные игры. Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка. Самооценку детей младше семи лет точно измерить довольно трудно. У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой отдельной ситуации, но у них, видимо, отсутствует обобщенная самооценка. Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим и только, спустя некоторое время (к девяти или десяти годам), у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоциального поведения. Термин “просоциальное поведение” используется психологами для обозначения предписываемых в определенной культуре моральных действий, которые можно определить как социально-положительные: щедрость, помощь другому, сотрудничество, выражение сочувствия Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Поведение родителей в семье определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами признаков: неприятие – расположение, терпимость – сдержанность. Родители, которые позитивно настроены относительно детей, считают, что их дети обладают многими положительными качествами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть. Строгие родители, у которых доминирует контроль (сдерживание), приписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, строго определяют нормы поведения. Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, но и путем соотнесения своего опыта с образом жизни своих родителей. При этом усваиваются принятые родителями нормы и ценностные ориентации. Для интенсификации указанного процесса родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии). Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем, и в пожилом возрастах. Исследования позволяют выделить ряд различий социализации у детей и у взрослых. 1. Социализация у взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации. 2. Взрослые могут оценивать нормы; дети – только усваивать их. 3. Социализация взрослых зачастую предполагает понимание того, что существует множество “оттенков” проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на подчинении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие критерии, как “более хорошо” или “менее плохо”. 4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; социализация детей – в основном на мотивацию их поведения. Джон Клаузен выделил ряд критических моментов в жизни взрослых: выбор профессии, балансирование между требованиями работы и семьи, преодоление возрастных кризисов. Примером таких кризисов может быть “кризис сорокалетних”, когда человеку кажется что жизнь теряет прежний смысл, работа становится скучной, а семья напоминает “опустевшее гнездо” (Смелзнер, 1994. С. 108-109). Гармоничное развитие личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Разностороннее развитие способностей означает, что человек успешен не только в одной, узко специальной деятельности. Ему могут быть доступны разные сферы деятельности. Для такого человека должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития. 17. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности. Возрастные периодизации жизни человека. Раннее детство 1-3 года: Интенсивно идёт сенсомоторное развитие, речевое общение, понимание речи взрослых, расширение запаса слов, построение фраз; ведущая деятельность – предметная деятельность (овладение человеческими действиями, обращение с предметами);появление игровых действий (игры – подражание действиям взрослых), становление элементарного самосознания (Я - сам). Социальная ситуация «ребёнок-предмет-взрослый» (способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребёнок должен выполнять индивидуальные действия) Дошкольный возраст 3-4 года. Упрямство, негативизм, строптивость; 5-6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие способностей рисования, музыкальных способностей, развитие воли, любознательность, изобразительная деятельность ребёнка, обогащение лексикона, формирование готовности к школе (овладение навыками счёта, письма, чтения). Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослыми распадается. Перед ребёнком возникает сложный мир взрослых людей и ребёнок не может принять участия в жизни взрослых и поэтому он ведёт совместную со взрослыми жизнь. Такой формой совместной жизни является игра. Младший школьный возраст 6-11 лет. Развитие мышления, развитие саморегуляции, развитие рефлексии(умение ребёнка осознавать то, что он делает), формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, формируется уверенность в себе, происходит овладение навыками домашнего труда. Подростковый возраст 11-14 лет. Интенсивное развитие, бурная физиологическая перестройка организма самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных ситуаций со взрослыми, строптивость упрямство, формирование характера, самооценки, развитие логического мышления, возникает чувство взрослости. Ранняя юность 14-18 лет. Формируется самосознание (представление о себе, оценивание внешности), появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, стемление к самоутверждению своей независимости, пренебрежение к советам старших, возникает первое чувство любви, дружбы Поздняя юность 18-25 лет. Зрелость в умственном и нравственном отношении, смелость, решительность, самостоятельность, прямолинейность, усиление целеустремлённости, выбор спутника жизни, создание семьи. Это благоприятный период для формирования профессионального мышления и профессиональной компетенции. Соц. ситуация- окружение человека на определенном возрастном этапе, оказывающее влияние на развитие и формирование личности. (мама, семья, сверстники…) Ведущая деятельность имеет три признака: 1.она должна быть смыслообразующей для ребёнка 2. в контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и со сверстниками 3. в связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования в возрасте
Возрастные периоды у детей
Возрастные периоды взрослого человека
18. Психологическое сопровождение профессионального становления личности. Н. С. Пряжников выделяет семь типов самоопределения личности: 1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Для этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. 2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря). 3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. 4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности. 5. Жизненное самоопределение. К нему помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. 6. Личностное самоопределение. Рассматривается как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. 7. Самоопределение личности в культуре. Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Разделяют также профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности: 1. Дошкольное детство. На этой стадии общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. 2. Младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является подражание взрослым. 3. Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. 4. Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. 5. Юность. На этой стадии подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. 6. Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора. 7. Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. 8. Пожилой возраст. Это период активного социально-трудового самоопределения и продолжения себя как личности. Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления — не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности. Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности. Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|