|
Чем обусловлен выбор целей в педагогике? ( Что на него влияет?)Выбор целей обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально – экономическими, политическими и другими обстоятельствами общественной жизни. Педагогические цели могут быть разного масштаба и в соответствие с понятием масштабности составляют определённую ступенчатую систему. Эта система и определяет иерархию целей в педагогике. Высшая ступень системы – государственные цели, общественный заказ. Вторая ступень - цели – стандарты.Это цели отдельных образовательных систем, они находят своё отражение в образовательных государственных стандартах и образовательных программах (например: цели обучения в средней школе, в вузе). Низшая ступень в иерархии целей – цели обучения отдельной учебной дисциплины или воспитания детей определённого возраста, а также цели отдельной темы, отдельного занятия, урока или отдельного внеурочного мероприятия. № 4. Процесс профессионального обучения. Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой системы взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение поставленной цели. Уч астники педагогического процесса: преподаватели и учащиеся (студенты) или - субъекты. Субъектность учащегося в педагогическом процесса проявляется в его сопротивлении, принятии или непринятии педагогического воздействия. В профессиональной школе мы имеем дело с повзрослевшим воспитанником, а по мере взросления субъектность проявляется всё более адекватно, осмысленно и целенаправленно. Таким образом, состав профессионального педагогического процесса, его субъекты – это преподаватели и обучающиеся. Под структурой процесса профобучения понимают совокупность составляющих его частей: - цели, задачи - содержание, средства - методы и формы взаимодействия педагога и учащихся - достигаемые результаты. Целевой компонент процесса включает всё многообразие целей и задач педагогической деятельности – от генеральной цели (формирование развитой личности обучение профессии) до конкретных задач. Именно цель выступает системообразующим компонентом педагогического процесса.Она внутренне присуща и опыту, и средствам, и деятельности педагогов и учащихся, как субъектам педагогического процесса. Содержательный компонент педагогического процесса определён учебными программами. Программы отражают основы человеческого опыта в области науки, культуры, социальных отношений, труда т технологий. В профессиональном образовании содержательный компонент направлен на стимулирование интеллектуального развития студентов, на развитие способов их мышления, связанных с постановкой цели и выработкой методов их достижения. Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогическом процессе обеспечивается наличием общих и основных форм его организации. Формы организации педагогического процесса представляют собой его деятельностный компонент. Общей формой организации является коллектив. К основным формам организации педагогического процесса относятся урок (занятие), лекция, семинар, внеурочные дела, клубы по интересам. Методы, применяемые в педагогическом процессе, составляют основу педагогического мастерства учителя (поощрения и наказания, убеждения, педагогического стимулирования и т.д.). Наконец, результативный компонент педагогического процесса. Он отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленными целями. Современная теория общей и профессиональной педагогики выделяет также основные этапы педагогического процесса. Этапы определяют последовательность развития процесса. Педагогические процессы в любом образовательном учреждении не отличаются особым разнообразием и часто протекают по одинаковым схемам. Причина схематичности педагогических процессов – невозможность решить все проблемы сразу. Кроме того, постепенность приучения заставляет все процессы выстраивать по одной и той же схеме – объяснение, приучение, результат. В связи с этим все педагогические процессы имеют циклический характер. Традиционно, к главным этапам педагогического процесса относят: - подготовительный - основной - заключительный. В рамках подготовительного этапа создаются условия для протекания процесса, осуществляется целеполагание, диагностика условий и прогнозирование результатов, проектирование и планирование развития процесса. Сущность целеполагания состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой профессионального образования, в конкретные задачи, достижимые на данном отрезке времени. Поставить "правильную" цель и определить задачи процесса невозможно без диагностики. Главное её назначение – получить чёткое представление о причинах, которые будут способствовать или препятствовать получению результатов. В процессе диагностики как раз и собирается вся необходимая информация о реальных возможностях преподавателей и учащихся. За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее оценить возможную результативность педагогического процесса. Завершается подготовительный этап проектом организации процесса. Именно в проекте выявляются противоречия между общей педагогической целью и конкретными возможностями учащихся и образовательного учреждения, намечаются пути их разрешения в учебном процессе. Проект постепенно превращается в план, а план, как вы знаете, это уже итоговый документ, в котором точно определено – кому, что и когда делать. Основной этап – это этап осуществления педагогического процесса. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему. включающую в себя взаимосвязанные элементы, такие как: - постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; - педагогическое взаимодействие, - педагогический контроль - педагогическое управление. Все эти элементы основного этапа взаимосвязаны между собой, и именно от их взаимосвязи зависит эффективность педагогического процесса в целом. Педагогический контроль осуществляется на этом этапе в рамках педагогического взаимодействия, и он призван играть стимулирующую роль. Заключительный этап предполагает анализ достигнутых результатов. Он необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок и достичь педагогического мастерства. Обязательно нужно иметь ввиду, что этапы – это не составные части, а последовательность развития педагогического процесса. Мы с вами, называя сущностные характеристики педагогического процесса, определили, что этапность процесса тесно связана с цикличностью. В связи с этим возникает вопрос – что же является толчком,движущей силойпроцесса профобучения? Исследователи считают, что таким источником, толчком, является противоречие между требованиями к учащемуся, возникающими в его жизни реальными возможностями его развития. Это противоречие очень хорошо охарактеризовал Л. С. Выготский, видный отечественный психолог, выделив две основные зоны развития человека. Зона актуального развития – это то состояние, в котором обучающийся может что – либо делать без помощи наставника. Зона ближайшего развития - это уровень, на котором обучающийся способен с помощью наставника освоить что – то новое. Разрыв между зонами порождает педагогическую ситуацию – то есть такое состояние педагогического процесса, при котором имеется расхождение между возможным в развитии личности и достигнутом на данном уровне. Педагогическая ситуация порождает педагогическую задачу. Педагогический процесс, по сути, реализуется через решение множества педагогических задач, которые В. А. Сластёнин назвал "клеточкой" педагогического процесса. Почему именно педагогическая задача считается "клеточкой" педагогического процесса, основной его единицей? Прежде всего, потому, что: 1. именно в рамках педагогической задачи совершается взаимодействие субъектов – педагога и учащихся; 2. задача развивается во времени и именно по ней можно судить о течении педагогического процесса. Педагогические задачи, в свою очередь, подразделяются на следующие виды: - стратегические (они внешние, заданные извне) - тактические (представляют собой шаги по выполнению задач стратегических) - оперативные. Оперативные задачи – это задачи текущие, ближайшего круга действия. Они возникают перед педагогом в любой момент его педагогической деятельности. Как раз именно такой тип задач считают "клеточкой" педагогического процесса, именно они приводят к решению сначала тактических, а затем и стратегических задач. Универсальной характеристикой педагогического процесса многие исследователи считаютименно педагогическое взаимодействие, совершаемое в рамках разрешения педагогической задачи. Педагогическое взаимодействие, основой создания которого служит противоречие, таким образом, можно считать движущей силой педагогического процесса. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|