Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Таковы основные характеристики педагогического процесса как процесса общего и профобучения, его сущности, структуры, основных этапов и движущих сил.





№ 5. Содержание профессионального обучения.

Содержание образования -это особый компонент образования, который выступает одним из основных средств и факторов профессионального развития личности.

Оно реализуется в процессе профессионального обучения.

Содержание образования имеет исторический характер, так как оно всегда определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что содержание образования всегда изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития науки и научного знания.

Понятие "содержание образования" включает в свою структуру ряд компонентов. Это такие компоненты, как:

- когнитивный опыт личности (знания, умения, навыки)

- опыт практической и профессиональной деятельности

- опыт творчества

- опыт отношений личности.

Все компоненты содержания образования взаимосвязаны.

Актуальным и востребованным сегодня является к омпетентностный подход к содержанию образования. Онпредполагает наличие в содержании образования тех компонентов, которые способствовали бы формированию у учащихся основных социальных и профессиональных компетенций..

Факторы, определяющие содержание образования.

Первый фактор – это цели профессионального образования. Именно в них находят концентрированное выражение как интересы общества И ГОСУДАРСТВА в образовании, так и интересы каждой конкретной личности.

Второй фактор – деятельность личности. Здесь определяющим является социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей.

Общими для разнообразной деятельности являются следующие элементы:

- добытые обществом знания о природе, мире и технике

- опыт осуществления известных способов деятельности

- опыт творческой деятельности

- опыт поведенческих отношений людей друг к другу.

Третий фактор – взаимодействие с миром во всём его многообразии. Это взаимодействие осуществляется через разнообразные виды деятельности студентов и школьников.

Рассмотренные факторы образования позволяют выделить основные принципы его структурирования.

- Принцип соответствия содержания образования общим целям современного образования. Здесь учитывается необходимость предусматривать в содержании образования не только знания, умения и навыки (что традиционно), но и опыт творческой деятельности и личностного отношения к человеческим ценностям.

- Принцип учёта единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип необходим с той точки зрения, что он помогает избегать отрыва от педагогической реальности и учитывать имеющиеся в арсенале педагогической деятельности способы, методы и закономерности.

- Структурное единство содержания образования на разных уровнях. В соответствии с этим принципом содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма учебных дисциплин или программ. Данный принцип ориентирует на то, что в рамках содержания образования должно быть единство межпредметных связей ещё до построения самих учебных предметов.

- Принцип гуманитаризации содержания образования. Он связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения детьми общечеловеческой культуры.

- Принцип фундаментализации содержания образования. Он подразумевает интеграцию гуманитарного и естественно – научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей.

Таковы основные принципы отбора содержания образования в отечественной педагогике.

Содержание профессионального образования на любом его уровне представлено нормами, которые заложены в ГОСТе.

Федеральные Государственные образовательные стандарты – представляют собой содержательное ядро образования, необходимое и достаточное для достижения целей образования. Они определяют тот необходимый минимум содержания образования, который должен знать каждый из обучающихся.

По сути, ВГОС – это документ, в котором определены конечные результаты профессионального образования по тому или иному направлению или специальности.

Государственный образовательный стандарт состоит из нескольких основных компонентов – федеральный (дисциплины общепроф. подготовки и дисциплины спец. подготовки) и вузовский.

Федеральной компонентустанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки требования к уровню подготовки выпускников на федеральном уровне.

Современное профессиональное образование работает уже по стандартам 3 поколения, переходя на стандарты ФГОС 3+. Все они отличаются набором компетенций, которыми должен овладеть будущий профессионал.

№ 6 Формы и методы профес. обучения.

Взаимодействие преподавателей и обуучающихся в процессе профобучения обеспечивается наличием общих и основных форм его организации.

Формы организации педагогического процесса представляют собой его деятельностный компонент.

Общей формой организации являются группа,коллектив. К основным формам организации педагогического процесса относятся урок (занятие), лекция, семинар, лабораторная работа, коллоквиум, проектная деятельность, воспитательная деятельность.

Формы организации профессионального педагогического процесса подразделяются на формы организации обучения и формы организации воспитательного процесса.

Формы организации обучения - это уроки, лекции,

- практикумы, лабораторные занятия, коллоквиумы,

- формы трудового обучения

- консультации

- семинары, конференции.

В рамках профессионального обучения обязательной формой является также производственная практика студентов.

Каждая из форм обучения, в свою очередь, подразделяется на другие виды. Так, например, урок - он может быть комбинированный, традиционный, урок контроля и проверки.

Формы организации воспитательного процесса подразделяются на следующие три большие группы: массовые, групповые, индивидуальные.

Массовые формы воспитания – это утренники, тематические вечера, праздники, фестивали.

Групповые – кружки, студии, ансамбли, круглые столы, викторины, конкурсы, КТД и т.д.

Индивидуальные – поручения, коллекционирование и т.д.

Все формы педагогического процесса, ориентированные на воспитание, также возможны при соблюдении определённых условий, профессионализме педагога и с учётом возрастных особенностей учащихся.

Методы, применяемые в педагогическом процессе, составляют основу педагогического мастерства учителя (поощрения и наказания, убеждения, педагогического стимулирования и т.д.).

Методы – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения задач профессионального образования и воспитания личности.

Методы подразделяются по своему функционалу на две основные группы:

- методы воспитания

- методы обучения.

Методы обучения – одна из самых больших групп методов педагогического процесса.

Методы обучения – это система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся.

Наиболее общепринятая классификация методов обучения представлена Ю. К. Бабанским. Основанием классификации для него послужила теория деятельности человека и её структура.

В классификации Бабанского методы обучения подразделяются на:

- методы организации и осуществления педагогического процесса

- методы стимулирования и мотивации учения

- методы контроля и самоконтроля в обучении.

Рассмотрим каждую из групп методов в соответствии с её назначением.

Методы организации и осуществления профессионального педагогического процесса подразделяются по источнику передачи информации (словесные, наглядные, практические), по логике передачи информации (дедуктивные и индуктивные), по степени управления учебной работой (управляемая работа, самостоятельная работа), а также по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и продуктивные методы обучения (проблемные, исследовательская работа).

Методы стимулирования и мотивации учения направлены на формирование и закрепление положительного отношения к учению.

Все они оказывают воздействие на эмоциональную сферу личности, на понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

К группе этих методов относят сегодня дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций новизны, познавательные игры, создание ситуаций успеху в обучении.

Методы контроля и самоконтроля в обучении - это методы получения педагогом обратной информации о результативности процесса обучения.

К ним относят:

- устные методы контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тесты)

- письменный опрос (диктанты, сочинения, рефераты и т.д.)

- практические методы контроля (опыты, лабораторные работы)

- наблюдение

- самоконтроль.

Результаты методов могут быть представлены в следующих формах учёта контроля – оценка, поурочный балл, самооценка, символика (флажки, звёздочки, игрушки).

Методы воспитания – это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности и общения.

В свою очередь, методы воспитания подразделяются на:

- методы формирования сознания личности

- методы организации жизнедеятельности воспитанников

- методы стимулирования деятельности и поведения

- методы контроля и самоконтроля в воспитании

- методы самовоспитания.

Каждая из групп методов имеет своё назначение.

Методы формирования сознания личности воздействуют на интеллектуальную сферу личности, ориентированы на формирование взглядов, понятий, установок и суждений. К основным методам этой группы сегодня относят в воспитании рассказ, объяснение, разъяснение, пример, диспут, беседу, анализ жизненных ситуаций.

Все методы этой группы вырабатывают у воспитанников умения анализировать и оценивать свои поступки и действия, а также поведение в целом.

Методы организации жизнедеятельности представляют собой пути воздействия на предметно – практическую сферу личности с целью закрепления в её опыте положительных способов и форм поведения.

К подобного рода методам относятся - поручение, упражнения, создание воспитывающих ситуаций, приучение.

Методы стимулирования деятельности и поведения направлены на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, к развитию положительной мотивации.

Основные методы этой группы – требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, "взрыв".

Методы контроля и самоконтроля в воспитании представляют собой пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий.

К этой группе методов относят – педагогическое наблюдение, создание контрольных ситуаций, педконсилиум, опросы, беседы, психодиагностику с её разнообразием диагностических средств.

Таковы основные методы процесса профессионального обучения, направленные на решение обучающих и воспитательных задач.

№ 7. Педагогическое проектирование в профессиональном образовании.

Проектная деятельность как разновидность профессионально – педагогической активности формировалась достаточно длительный период. Впервые идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула внёс известный чешский педагог Я. А. Коменский. Он писал, что людей надо учить получать знания не только из книг, но и из наблюдений за землёй, небом и природой. На это же обращали внимание Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

В первой трети 20 столетия вклад в развитие проектной деятельности применительно к образованию внесли Дж. Дьюи, К. Поппер, В. Килпатрик и др. Так, Дьюи миссию образования видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребёнка решать свои проблемы "здесь и сейчас".

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение именно в первой трети 20 века.

В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками этих американских учёных. В 1925 году, после появившегося в России перевода книги В. Килпатрика, педагогическое проектирование получило у нас широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности. Затем, постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осуждён как метод, который мешал ученикам усваивать знания конкретных учебных дисциплин. И после этого почти 50 лет метод проектов как самостоятельный в отечественной педагогике НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ.

Понятие " педагогическое проектирование" было восстановлено в отечественной педагогике лишь известным отечественным педагогом А. С. Макаренко. А.С. Макаренко рассматривал педагогический процесс как особым образом организованное "педагогическое производство" и был противником стихийного воспитания.

Теоретически проектированием в 20 веке занимались уже многие учёные – Н. В. Кузьмина, Г. П. Щедровицкий, С. Ф. Фролов, И. А. Колесникова и др.

Применение проектной деятельности у нас в сфере образования особенно активизировалось во второй половине 1990- х годов в связи с развитием идей стандартизации образования.

Проектирование как понятие происходит от латинского слова "проектус" - т.е. "брошенный вперёд". Суть проектирования в целом заключается в создании предположительных вариантов будущей деятельности и прогнозировании её результатов.

Педагогическое проектирование понимается как:

- практико – ориентированная деятельность по разработке новых образовательных систем и видов педагогической деятельности;

- новая развивающаяся область знания;

- процесс создания и реализации педагогического проекта;

- специфический способ развития личности;

- технология обучения.

Среди основных функций любой проектной деятельности принято выделять:

- исследовательскую;

- аналитическую;

- прогностическую;

- преобразующую;

- нормирующую.

Все эти функции присущи и педагогическому проектированию.

Виды педагогического проектирования:

социально – педагогическое проектирование. Оно направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами

1. психолого – педагогическое проектирование. Его целью является преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса.

2. образовательное проектирование. Оно ориентировано на проектирование качеств образования и инновационные изменения в нём.

Все эти три вида педагогического проектирования, как видим, различаются по объекту преобразования, по целевой направленности и по результату.

Предметом и продуктом труда учителя, а, следовательно, и продуктом педагогического проектирования, является личность ребёнка (личность специалиста в профессиональном образовании ).

Своеобразие педагогического проектирования заключается в том, что:

во – первых: все его объекты (сам преподаватель, педагогический процесс, система образования) - функциональны, подвижны. В отличие от вещественных объектов, их надо постоянно отслеживать, организационно поддерживать.

во – вторых: педагогу приходиться иметь дело с тем "человеческим материалом", которым он располагает.

в – третьих: учитель должен исходить и из конкретных условий времени и места своего действия.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.