Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОРПОРАТИВНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО





 

Образ будущего — это четкая и ясная картина в уме лидера. В ней он видит себя и своих подчиненных. Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале «Leadership», именно с формулировкой образа будущего связана одна из наибольших проблем в руководстве организацией или предприятием.

Недавно я делал запись передачи для радио. В перерыве ведущий пожаловался мне: «У меня есть конкретное представление о будущем, но мне очень трудно передать его другим сотрудникам». Можно без сомнения сказать: те из лидеров, кто умеет донести свои мысли до последователей, достигают значительно большего успеха.

Успешные лидеры имеют три уровня видения:

Уровень 1. Восприятие: умение видеть то, что есть в данный момент (объективная реальность).

Уровень 2. Вероятность: умение видеть то, что будет (проницательность).

Уровень 3. Возможности: умение видеть то, что может быть (образ будущего).

Футурист живет исключительно лишь на уровне 3, предсказатель — на уровне 2, последователь — на уровне 1. Но лидер живет на уровне 3, ведет людей на уровне 2, слушает людей на уровне 1.

Предположим, перед организацией стоит конкретная цель — изменить название. Выдающийся лидер сквозь призму образа будущего уже видит новое название своей организации (уровень 3). Сквозь призму проницательности (уровень 2) он видит основные тенденции развития организации. Глядя сквозь призму реальности (уровень 1), он видит направление, в котором движется организация.

Как это ни удивительно, но передача образа будущего начинается не с «общей картины» (уровень 3), а с «фрагмента» (уровень 1), но будет успешной лишь тогда, когда лидер способен влиять на уровень 2 («промежуточный образ»).

 

Определите, что тормозит передачу образа будущего — Уровень 1

 

Мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каковы мы сами. Распространению представления о будущем организации мешают не события, а люди. Можно выделить десять типов людей-«тормозов».

1. Ограниченные лидеры

От лидера зависит взлет и падение возглавляемой им организации. У человека с ограниченными лидерскими навыками либо не будет четкой картины будущего, либо не будет умения «заражать» ею подчиненных.

Премьер-министр Франции однажды сказал: «Чтобы совершать великие дела, следует привлекать великих людей. От мелких людей обычно бывают лишь проблемы». Он помолчал, покачал головой и продолжал: «У нас великое множество проблем».

2. Люди, мыслящие конкретно

Английский писатель Джордж Бернард Шоу говорил: «Есть люди, которые видят то, что есть, и спрашивают: «А почему?» (это человек, мыслящий конкретно). А я мечтаю о том, чего никогда не было, и говорю: «А почему бы нет?» (это человек, мыслящий творчески)».

В одной из серий популярного комикса Чарли Браун сказал подружке Люси, показывая на свои руки: «В один прекрасный день эти руки могуг совершить великие дела. Эти руки могут создавать чудесные вещи. Они могут строить прекрасные мосты, лечить больных или писать захватывающие повести. Может быть, эти руки когда-нибудь изменят судьбу всей страны!».

Люси, которая всегда мыслила конкретно и видела только то, что есть, сказала: «Твои руки перемазаны вареньем!».

3. Догматики

Как часто мечта не становилась реальностью из-за того, что на ее пути вставали убежденные догматики. Человек может быть абсолютно уверенным в чем бы то ни было лишь в двух случаях: либо он знает о предмете все, либо не знает ничего. В большинстве случаев догматики не знают ничего или знают не все, но делают уверенные заявления.

«Все, что могло быть изобретено, уже изобретено». Эту фразу произнес в 1899 году не кто иной, как Чарльз Дуэлл, директор Патентного бюро США!

Разумеется, он был не одинок. В 1905 году президент США Грувер Кливленд заявил, что «благоразумные и ответственные женщины не захотят участвовать в выборах». Нобелевский лауреат в области физики Роберт Мил-ликен в 1923 году сказал: «Невероятно, чтобы человек когда-либо смог высвободить энергию атома». Лорд Кельвин, президент Английского Королевского общества (научной организации), в 1885 году заявил: «Невозможно создать летающую машину, которая была бы тяжелее воздуха».

4. Люди, привыкшие к поражению

Многие, вспоминая свои былые поражения, боятся мечтать и рисковать. Их девиз: «Если не получилось с первого раза, уничтожь все напоминания о неудачной попытке». Остановив себя, эти люди стараются остановить других и не дают им сделать еще одну попытку.

5. Удовлетворенные

Стремление к комфорту, предсказуемости и стабильности — нормальное явление. Но здесь кроется опасность: вслед за комфортом приходит самодовольство, вслед за предсказуемостью — скука, вслед за стабильностью — отсутствие образа будущего. Гнездышко — лучшее место для яйца или птенца, но взрослой, оперившейся птице нечего засиживаться там, где нет места для полета. Как жаль, что люди часто хотят просидеть в гнездышке всю свою жизнь.

В статье Линна Андерсона, опубликованной в журнале «Leadership», я нашел замечательный пример того, что происходит, когда люди теряют образ будущего. Около 370 лет назад группа паломников высадилась на американский берег. Люди отважно смотрели в будущее, и будущее виделось им великим. С такими мыслями они заложили первое поселение европейцев в незнакомой земле. В первый год они построили поселок, на следующий — избрали городской совет. Через год члены совета предложили построить дорогу протяженностью пять миль, углубляющуюся в необжитые земли по направлению к западу. Но поселенцы решили, что прокладывать дорогу в лесу — пустая трата денег, и потребовали отставки правительства. Так люди, чей взор совсем недавно был способен пересечь океан, не смогли заглянуть на пять миль дальше собственного поселка!

6. Любители традиции

Британия — страна традиций. Об истории одной британской традиции рассказал Джон Паркер в книге «Поименное голосование». На протяжении свыше двадцати лет у подножия лестницы, ведущей в Палату общин британского парламента, каждый день стоял служитель, не выполняющий никакой дру-

гой работы. Когда кто-то решил, наконец, узнать, в чем дело, то оказалось, что этот пост занимает уже третье поколение одной семьи. Когда-то давно перила лестницы были покрашены, и деда нынешнего служителя поставили у подножия лестницы, чтобы он предупреждал посетителей об опасности измазаться свежей краской.

Комментируя этот случай, журналист одной из британских газет съязвил: «Краска высохла, работа осталась».

7. Любители быть «как все»

Есть люди, чувствующие себя очень неуютно при необходимости выделяться из толпы. Они хотят быть частью группы и принимают образ будущего лишь тогда, когда его принимает большинство членов группы. Таких людей никогда не встретишь на переднем крае.

Настоящие лидеры всегда находятся в меньшинстве, так как мыслями они всегда впереди подавляющего большинства. К тому времени, когда большинство начинает разделять убеждения лидеров, они уже ушли вперед — и опять остались в меньшинстве.

8. Люди, думающие о проблемах

Есть люди, видящие проблемы в любом принятом решении. Но обычно человек видит препятствия тогда, когда отводит взгляд от своей цели. Интересно, что многие считают способность видеть проблемы признаком зрелости. Ничего подобного! Это признак не зрелости, а отсутствия умения видеть будущее. Заявляя о проблемах и не предлагая решений, такие люди способны убить любую мечту.

Как говорил английский кардинал, выдающийся религиозный мыслитель XIX столетия Джон Генри Ньюмэн, если бы каждый человек ждал идеальных возможностей для безукоризненных действий, то ничего и никогда вообще не было бы совершено.

9. Эгоисты

Люди, живущие только для себя, не способны на великие свершения и значительные дела. Невозможно достичь великой цели в одиночку, для нее необходимы объединенные усилия множества людей. Эгоисты тормозят воплощение образа будущего.

10. Предсказатели неудач

У некоторых людей есть настоящий дар «жать не на те клавиши». Даже из самого лучшего инструмента они не способны извлечь ничего, кроме какофонии. Все их песни звучат в миноре. Все их образы мрачны, все их слова пронизаны пессимизмом. Для них всегда все плохо, а в будущем должно стать еще хуже. У них всегда «плохие времена» и «нет денег». В жизни этих людей все только увядает, гаснет, сжимается, но ничего и никогда не растет и не расцветает. Как-то давным-давно толпа людей собралась на берегу залива посмотреть на отправление в плавание первого парохода. Среди зрителей был человек, подобный тем, о ком вы прочитали в предыдущем абзаце. «Они не сдвинут его с места, вот увидите!» — повторял он без конца. Когда пароход, извергая клубы пара, начал быстро набирать скорость, пессимистичный зритель стал повторять: «Они не смогут его остановить, вот увидите!».

Мне очень нравится китайская пословица: «Говорящий о невыполнимости дела не должен мешать тому, кто делает это дело».

 

Создайте надлежащую среду — Уровень 2

 

Когда лидер знает людей, знает их взгляды на жизнь и себя в ней, то он может перейти на уровень промежуточного образа. Важно, что на этом уровне лидер начинает оказывать влияние на то, что видят другие. Помните: если лидер и меньшинство членов группы видят на уровне 3, то остальным можно показать эту картину лишь через уровень 2.

Не отрывайтесь от людей

Пусть люди увидят вначале ваше сердце, и лишь тогда они увидят вашу надежду. Людям все равно, далеко ли вы видите, если они видят, что вам не все равно. Я подчеркиваю вновь и вновь: последователей подкупает личность лидера, а лишь затем — его видение мира. Создавайте атмосферу доверия, будьте открыты и терпеливы. Смотрите на мир глазами своих последователей и не пытайтесь заставить их перепрыгнуть через голову. Начинайте возводить мост между образом будущего вашей организации и личными целями членов организации. Если все будет сделано правильно, то будут достигнуты и общие, и личные цели. В результате выиграют все. Помните: если вы поможете людям достичь того, чего хотят они, то они помогут вам достичь того, чего хотите вы. Это возможно лишь, тогда, когда между лидером и остальными членами организации установились прочные, доверительные отношения.

 

Нарисуйте картину будущего

 

Однажды я где-то прочитал, что великие учителя не стремятся объяснить ученикам свое видение мира, а просто предлагают встать за собой и увидеть все своими глазами. Я не вполне согласен с этими словами: великие лидеры разъясняют другим свое видение будущего, но не словами, а образами. Они рисуют картину, понятную всем. Джон Паттерсон, основатель компании «National Cash Register», говорил: «Всю свою жизнь я старался вначале увидеть сам, а затем показать свое видение другим. Для успеха в бизнесе необходимо, чтобы другой смотрел на вещи так, как смотрите вы. Увидеть (...) — вот цель. В широком смысле слова я — визуализатор».

В любом великом образе будущего можно выделить составляющие части, и выдающиеся лидеры помогают своим последователям увидеть, понять и оценить их.

 

Горизонт

 

Представление лидера о горизонте дает возможность членам организации увидеть высоту своих возможностей. Каждому человеку решать, как высоко хочет он подняться. Ваша обязанность — дать в картине будущего как можно больше неба. Как сказал Пол Харви, мир слепца ограничен его осязанием, мир неуча ограничен его знаниями, мир великого человека — его видением будущего.

 

Солнце

 

Солнце — символ тепла и надежды. Свет дает людям оптимизм. Прямая обязанность лидера — поддерживать и укреплять в людях надежду. Наполеон говорил: «Лидер — продавец надежды».

 

Горы

В любой картине будущего есть нечто, бросающее людям вызов и требующее преодоления. Как сказал Эдвин Лэнд, основатель компании «Polaroid», «первое, что вы должны сделать, — дать людям почувствовать, что желаемый образ будущего чрезвычайно важен, но почти недостижим. Это порождает в людях побуждение настойчиво двигаться вперед».

 

Птицы

Птицы — образ свободы и человеческого духа. Наблюдая за орлом, взлетающим в небо, вы чувствуете, как поднимается ваш дух. «Войну ведут с оружием в руках, но победу приносит не оружие, а дух воинов и полководцев».

 

Цветы

 

Путь к великой мечте требует немало времени. Поэтому обязательно предусмотрите привалы, чтобы путники смогли вдохнуть аромат цветов — отдохнуть, набраться сил, освежиться умственно и физически. Успех — это последовательная реализация заранее намеченной достойной цели.

 

Дорога

 

Людям нужно знать, с чего они начинают и в каком направлении движутся. Однажды путник спросил своего проводника-индейца: «Как вам удается найти путь и не потерять направление в этих горах и ущельях?». «Я гляжу под ноги и смотрю вдаль, — ответил проводник. — Я вижу то, что рядом, и прокладываю путь по звездам».

 

Вы сами

 

Никогда не забывайте изобразить в своей картине самого себя. Это подтвердит твердость ваших намерений и ваше желание идти вместе с последователями. Людям нужен образец для подражания. Прежде чем поднимать других, вы должны подняться сами.

Для чего лидеру необходимо рисовать такой подробный пейзаж? Прекрасный ответ на этот вопрос дает писатель Роджер фон Эйч. «Оглянитесь вокруг и найдите пять предметов синего цвета. Выполните это упражнение прямо сейчас.

Настроив свой мозг на синее, вы обнаружите, что синий цвет так и посыплется из вас: синяя книга, синяя подушка на тахте, синеватый оттенок обоев и так далее.

То же самое происходит, когда вы покупаете новую машину. Какое-то время вы будете повсюду замечать такие же автомобили. Люди всегда находят то, что ищут».

Лидер помогает окружающим его людям развить в себе подобную зоркость, показывая, что следует искать. Если картина нарисована четко и ярко и постоянно демонстрируется, то вскоре и другие начнут замечать, что она влияет на все их поступки. После того как люди настроились на общую картину будущего, остается лишь одно: чтобы люди стали считать эту картину своей.

 

Поместите в картину будущего то, что ценно для людей

 

Чтобы человек начал считать «корпоративный» образ будущего своим, в образе должно быть то, что этот человек любит, что для него ценно.

Во время второй мировой войны парашюты требовались тысячами. Шить парашюты — нелегкий труд. Сидишь по десять часов в день, согнувшись над швейной машиной, и сшиваешь бесконечные полосы бесцветного шелка, а в результате получается нечто бесформенное. Но каждое утро, приступая к работе, швеи слышали: каждый стежок — спасение чьей-то жизни. Может быть, вот этот парашют, над которым ты трудишься в данную минуту, достанется твоему мужу, сыну, брату.

Эти слова делали тяжелый труд швей осмысленным. Люди понимали, что долгие часы, проведенные за тяжелой работой, — это их вклад в общую победу.

 

Откройте людям глаза на благоприятные возможности — Уровень 3

 

На этом уровне встает вопрос, как помочь людям дорасти до масштаба образа будущего. Но в этом и заключается неотъемлемая обязанность лидера.

Прежде всего лидер обязан искать и находить новых людей с мышлением победителей. В своем поиске исходите из следующих качеств, присущих победителям:

■ Победители в меньшей степени чувствительны к непризнанию и отвержению, они способны не обращать на них внимания.

■ Победители думают о конечном результате.

■ Победители сосредотачиваются на выполнении задачи данного момента.

■ Победители не страдают суеверием.

■ Победители никогда не позволяют неудачам умалить свое чувство собственного достоинства.

■ Победители не ограничивают свое мышление жесткими общепринятыми рамками.

■ Победители видят «общую картину» происходящего.

■ Победители встречают трудности с оптимизмом.

■ Победители не тратят времени на непродуктивные мысли.

Когда в команду приходят люди с психологией победителя, они становятся одними из наиболее влиятельных людей в организации. Крайне важно, чтобы лидер находил как можно больше времени для общения с этими людьми и отыскал «ключ» к ним. Лидер должен узнать, что для этих людей важнее всего, какие жизненные ценности стоят у них на первом месте. Лидер обязан помогать этим людям расти и развиваться, оказывать необходимую помощь при личных проблемах, высоко ценить их семью и работу, помогать им находить свои сильные стороны, поручать им важные дела в организации.

Лидер (и это чрезвычайно важно) должен стать наставником для этих людей. Знакомьте их с выдающимися личностями, знаменитыми местами, важными событиями и великими книгами настоящего и прошлого. Пусть они увидят в вас, лидере организации, источник великих идей. Когда окружающие вас люди-победители станут считать своим образ будущего вашей организации, они начнут передавать его другим.

Успешный лидер, находящийся на уровне 3, имеет три уровня видения:

Уровень 1. Восприятие: что видится в данный момент (объективная реальность). На этом уровне лидер слушает.

Уровень 2. Вероятность: что будет увидено (проницательность). На этом уровне лидер ведет других.

Уровень 3. Возможности: что может быть увидено (образ будущего). На этом уровне лидер живет.

Видение будущего — это мощное оружие в руках лидера. Он верит не только в возможность осуществления того, что видит внутренним взором, — он верит, что это должно быть осуществлено. Ученые провели исследование людей, выживших в концлагерях, и заодно выявили общие черты людей, погибших в лагерях смерти.

Живой пример выживания в самых тяжелых условиях — выдающийся австрийский психолог и философ Виктор Франкл. До нацистской оккупации он с успехом работал психиатром в Вене. Во время войны Франкл стал узником лагеря смерти. Много лет спустя, читая лекции, он повторял: «Я остался жив лишь по одной причине: это вы помогли мне выжить. Я мечтал, как однажды буду рассказывать о том, что я, Виктор Франкл, выжил в нацистском концлагере. Я никогда не был в этом зале, не знаком ни с кем из вас, но в своих мечтах я тысячи раз стоял перед вами, произнося эти слова».

Видение будущего — вот что дало людям возможность выжить в самых страшных условиях.

В молодости я прочитал строки, которыми хочу завершить эту главу:

Как замечательно верить в мечту

В молодости, стоя на берегу звездной реки.

Но намного лучше прожить всю жизнь

И в конце сказать: «Мечта сбылась».

Настоящие лидеры идут к мечте не для себя, а для других.

 

Глава девятая

ЦЕНА ЛИДЕРСТВА: САМОДИСЦИПЛИНА

 

«Читая биографии великих людей, я обнаружил, что свою первую победу они одержали над собой, — сказал тридцать третий президент США Гарри Трумэн. — Первое их приобретение — самодисциплина».

Греческое слово, означающее «самоконтроль», происходит от корня со значением «держать». Это слово используется для описания людей, желающих держать свою жизнь в собственных руках.

Этим же словом Аристотель описывал «способность проверять желание разумом, быть непоколебимым в готовности справляться со своими чувствами и болью». У людей, не контролирующих себя, пояснял Аристотель, возникают сильные желания, способные увести человека с пути разума. Чтобы достичь успеха, человек должен уметь держать свои желания под контролем.

Как-то на одном из семинаров я дал такое определение дисциплины: вначале дисциплина — это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Но удивительно: через какое-то время дисциплина превращается в решение достичь того, чего очень хочется достичь, делая то, что теперь уже хочется делать! Я твердо уверен, что человек может стать дисциплинированным и даже получать от этого удовольствие — через годы непрестанной практики.

Каждый выдающийся лидер знает, что его обязанность номер один — самодисциплина и личностный рост. Если человек не умеет вести себя, то он не сможет вести других. Лидер не в состоянии увести людей дальше, чем продвинется сам. Но никто не может начать двигаться снаружи, не продвинувшись вначале внутренне! Великий лидер может встать во главе великой организации, но она будет расти лишь в том случае, если лидер готов «заплатить» за этот рост. Многие потенциально одаренные лидеры решали «сэкономить», но обнаруживали, что экономия не окупает себя.

Как хорошо сказал об этом американский поэт Эдвин Маркхэм:

Мы слепы, пока не увидим,

Что ничего в нашей жизни

Делать не стоит, если

Это дело не созидает человека.

Зачем возводить великие города,

Если человек остается ничтожным?

Все зодчество мира напрасно,

Если при этом не растет сам строитель.

 

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Однажды прусский король Фридрих Великий, гуляя в окрестностях Берлина, повстречал глубокого старика.

— Кто ты? — спросил Фридрих.

— Король, — ответил старик.

— Король! — расхохотался Фридрих. — Каким же королевством ты правишь?

— Собой, — сказал старик. Чтобы «править собой», необходима личная дисциплина.

 

Начинайте с себя

 

Однажды журналист спросил великого американского проповедника XIX столетия Д. Л. Муди, кто из людей доставил ему наибольшие проблемы. «Ни с кем в жизни у меня не было таких больших проблем, как с Д. Л. Муди», — ответил тот.

Покойный Самуэль Хоффенштейн говорил о двух сторонах своей личности: «Куда бы я ни пошел, я обязательно тоже сунусь туда и все испорчу».

«Оглядываясь назад, я вижу свою жизнь как длинную непрерывную цепь препятствий, главным из которых был я сам». Эти слова Джека Паара стали классическими.

По моим наблюдениям, большинство потенциальных лидеров терпит неудачу не из-за внешних причин, а из-за внутренних. Каждый месяц я провожу «урок лидерства» для своих сотрудников. Это занятие записывается на пленку, а запись рассылается по всей стране. Недавно мой «открытый урок» был посвящен теме «Как можно сбиться со своего пути». После него я получил множество писем со словами: «Мне давно нужна была такая лекция. Главная проблема в моей жизни — это я!». Большинство из нас согласится с надписью, где-то увиденной мною: «Если бы я мог дать хорошего пинка человеку, виновному в большинстве моих проблем, я пару недель не смог бы сидеть!».

У меня есть враг, чье лицо я стремился увидеть.

Куда бы я ни шел, он невидимо становился мне поперек дороги.

Он разрушал мои планы и закрывал передо мной двери.

Когда я хотел идти к высокой цели, он бросал мне жестокое «Нет».

Но однажды я схватил его, сорвал с него маску, посмотрел наконец ему в лицо... и увидел себя.

Когда мы глупы, мы желаем покорить весь мир. Когда мы мудры, мы желаем покорить себя.

 

Начинайте пораньше

 

Может быть, самый важный результат любого обучения — способность заставить себя делать то, что надо и когда надо, вне зависимости от того, хочется это делать или нет. Этому человек должен научиться в первую очередь. Но это — самый трудный урок в жизни человека, как бы рано его образование ни начиналось.

Я не уверен, что мои родители читали только что процитированные слова английского биолога Томаса Гексли, соратника Дарвина, но они следовали им всю жизнь. Мои родители стали для своих трех детей образцом самодисциплины и воспитывали нас в том же духе. Нас всегда учили трудолюбию, настойчивости, честности, ответственности, умению распоряжаться временем и позитивному взгляду на мир независимо от обстоятельств. Однако я не мог оценить родительских усилий, пока не поступил в колледж. Там я увидел ровесников, неспособных организовать ни свою учебу, ни свою жизнь. Я начал понимать, что у меня есть немалое преимущество, потому что родители научили меня самодисциплине. Когда вы делаете то, что должны, и тогда, когда должны, то наступит день, когда вы будете делать то, что хотите, и тогда, когда хотите. Тяжелый труд — это нагромождение легких дел, которые мы поленились сделать вовремя.

 

Начинайте с малого

 

Уже сегодня вы начинаете становиться тем, кем собираетесь быть завтра. Очень важно начинать развитие самодисциплины с малого, чтобы в конце концов стать высокодисциплинированым.

Краткий план развития самодисциплины

1. Запишите пять областей, в которых вам не хватает самодисциплины.

2. Пронумеруйте их в порядке важности для вас.

3. Начинайте бороться с ними поочередно в выбранном вами порядке.

4. Обеспечьте себя необходимыми ресурсами, в том числе книгами и записями лекций, где вы найдете рекомендации для преодоления проблем в каждой из отмеченных вами областей.

5. Попросите человека, уже обладающего необходимым вам качеством личности, следить за вашим прогрессом.

6. Каждое утро в течение пятнадцати минут сосредоточьтесь на мысленном обсуждении своего «слабого места».

7. В середине дня сделайте пятиминутную самопроверку.

8. Вечером в течение пяти минут обдумайте свой прогресс.

9. Работайте над каждой проблемной областью в течение шестидесяти дней и лишь затем переходите к следующей.

10. Когда увидите, что достигли существенного прогресса, отпразднуйте его вместе с человеком, следившим за вашим успехом.

Не забывайте: ничто не дается сразу. Начинайте с малого и постепенно продвигайтесь вперед, сосредотачиваясь на сегодняшнем дне. В один прекрасный день вы заметите, что медленное накопление самодисциплины принесло плоды, и вы стали другим. Как сказал Бенджамин Франклин, «легче подавить первое желание, чем удовлетворять все последующие».

 

Начинайте сейчас

 

Джон Хэнкок Филд сказал: «У всех достойных людей добрые мысли, добрые идеи и добрые намерения, но лишь немногие хоть когда-нибудь превращают все это в действие».

В 1976 году баскетбольная команда университета штата Индиана прошла весь сезон без поражений и стала чемпионом Национальной студенческой спортивной ассоциации США. Возглавлял команду Бобби Найт, личность противоречивая и яркая. Вскоре после завершения чемпионата Найта пригласили принять участие в телепрограмме «60 минут». Ведущий программы спросил:

— Почему ваша команда всегда играет так спешно? В чем дело, в желании победить?

— Желание победить очень важно, — ответил Найт, — но я скажу, что важнее: это желание готовиться к матчу, желание каждый день тренироваться, накачивать мускулы, оттачивать свое мастерство».

Авраам Линкольн говорил: «Когда я буду готов, возможно, именно в тот момент и придет моя счастливая возможность». Слишком часто люди упускают счастливую возможность из-за недостаточной самодисциплины. Как выразился Чарли Браун, герой комиксов, «вся моя жизнь перепуталась, потому что я пропустил все репетиции». Чтобы стать звездой, нужно начать восхождение к звездным высотам. Сейчас — самое время!

 

Организуйте свою жизнь

 

«Одно из преимуществ неорганизованности заключается в постоянных приятных открытиях». Английский писатель Алан А. Милн, автор «Винни-Пуха», сказавший эти слова, был прав, но к неорганизованным людям приятные открытия, как правило, приходят слишком поздно, и в результате теряется благоприятная возможность. Когда вас, лидера, начинают считать неконтролируемым и неорганизованным, в среде последователей возникает чувство неуверенности и нестабильности.

Организованный человек приобретает особую силу. У него есть твердое чувство целенаправленности, он ясно понимает, что ему нужно, и способен мастерски дирижировать сложными событиями. Когда он объявляет о своих планах, все расставляется по своим местам как будто само по себе. Не тратя лишних сил, он плавно переходит от одного дела к следующему. Люди верят его обещаниям, так как он всегда держит слово. Он готов ко многим неожиданностям. Он становится победителем.

Из всех определений процесса организации я больше всего люблю то, которое дал Кристофер Робин, герой книги «Винни-Пух»: «Прежде чем приступить к делу, надо все организовать, и тогда все получается, как надо».

 

Моя «золотая десятка» организованности

 

1. Установите приоритеты

Людей очень трудно заставить делать две вещи: во-первых, браться за дела в порядке их важности, и, во-вторых, продолжать делать дела в порядке их важности. Четырехкратный премьер-министр Великобритании во второй половине XIX столетия Уильям Глад-стон говорил: «Мудр тот, кто не тратит сил на дело, для которого не годен; но еще мудрее тот, кто из многих дел, на которые он способен, решительно выбирает и делает лучшее».

Важные события в моей жизни (например, выступления на семинарах) расписаны на год-два вперед. В последнюю неделю каждого месяца я трачу два часа на планирование своего расписания на следующий месяц. Я составляю список своих обязанностей, оцениваю их важность и предполагаемые затраты времени на их выполнение. Это позволяет мне без задержек продвигаться вперед и не сбиться с пути. Когда задание выполнено в намеченное время, я вычеркиваю его из месячного плана.

2. Занесите намеченные мероприятия в деловой календарь

Когда список готов, я даю его своему секретарю Барбаре, заносящей мероприятия в мой деловой календарь. Это позволяет мне противостоять давлению множества посторонних дел, каждый день требующих моего внимания и времени. Помимо этого, месячный план работы повышает мою ответственность за их выполнение, так как в планируемых мероприятиях принимают участие и другие люди.

3. Предусмотрите время для неожиданных дел

Время, предусматриваемое для неожиданных дел или преодоления проблем, зависит от характера вашей работы. Чем в большей степени ваша работа связана с контактами с людьми, тем больше времени следует предусмотреть «про запас». Я выделяю на неожиданные дела полчаса в неделю, и это время заносится в мой деловой календарь.

4. Выполняйте дела по одному

Хороший генерал не будет вести битву на несколько фронтов одновременно. То же самое можно сказать и о хорошем лидере. Если сразу несколько дел будут требовать вашего внимания, вы можете почувствовать, что вот-вот утонете под ними. На протяжении многих лет я использую следующие принципы:

■ Составьте список необходимых дел.

■ Проранжируйте их по степени важности.

■ Отведите для каждого дела отдельную папку.

■ Делайте все дела по очереди.

5. Организуйте рабочее пространство

Мое рабочее пространство разделено на два: административное и творческое. Административное пространство — кабинет, где стоит мой рабочий стол и стол моего секретаря, есть место для совещаний с ведущими членами моей организации. Здесь висит мой план работы на месяц, стоят компьютеры, хранятся папки с документами. Мое творческое пространство — уединенный кабинет, где стоят книги и копировальный аппарат, хранятся мои рукописи. Доступ сюда ограничен. В этом кабинетике я могу спокойно читать, работать или просто думать.

6. Работайте в соответствии с особенностями своей личности

Если вы— «жаворонок», самые важные дела вам следует планировать на утро. Естественно, если вы «сова», то намечайте важные дела ближе к вечеру. Так или иначе, не позволяйте, чтобы особенности вашего характера или образа жизни стали отговоркой для недостаточно результативной работы.

7. Время, потраченное на дорогу, используйте для легкой работы и личного роста

Когда мне исполнилось шестнадцать и я получил водительские права, отец дал мне замечательный совет. Он сел в машину рядом с местом водителя и сунул в «бардачок» книгу. «Никогда не выезжай из дому без книги, — сказал он. — Когда застрянешь в пробке, тебе будет что почитать».

Кроме книги, у меня всегда с собой в машине есть аудиозаписи лекций и блокнот, чтобы записывать интересные мысли. По дороге на работу и с работы я делаю звонки но мобильному телефону. Один раз, сидя за рулем, я сделал двадцать один звонок, сэкономив не один час рабочего времени. Часто в поездках меня сопровождает один из коллег, и мы имеем возможность обсудить вопросы работы, а заодно и установить более близкие отношения.

По моим прикидкам, если с толком использовать время, проведенное в дороге, то можно получить в среднем восемь дополнительных часов в неделю для работы и личностного роста.

8. Создавайте систему, эффективную для вас

Боб Биль говорит: «Все системы, от списка дел и планов мероприятий до библиотек и компьютеров, — ваши слуги. Они помогают вам работать быстрее и лучше. Чем лучше системы, тем меньше затраты времени, а результаты— выше». Не боритесь с системами, а совершенствуйте их.

9. Всегда имейте наготове план для промежутков времени между совещаниями

Если с умом использовать минуты, можно сэкономить часы. У меня всегда есть список дел, которыми можно заняться в любую свободную минуту: сделать телефонный звонок, написать благодарственную записку, передать информацию. Составьте список таких «минутных» дел и носите его с собой.

10. Сосредоточьтесь на результатах, а не на действиях

Вы не забыли, чем производительность (когда мы делаем дела так, как необходимо) отличается, по словам Питера Друкера, от эффективности (мы делаем необходимые дела)? Производительность — основа выживания, эффективность — основа успеха. Планируя рабочее время, убедитесь, что вы основное внимание уделяете необходимым делам, действительно важным для общего успеха. Для создания стратегии работы пользуйтесь следующими принципами:

■ 80 процентов времени работайте в сфере, где вы сильнее всего.

■ 15 процентов времени работайте в сфере, где вы учитесь.

■ 5 процентов времени работайте в сфере, где вы слабы.

Будьте ответственны

Уинстон Черчилль говорил: «Плата за величие — ответственность».

 

Шаги к ответственности

 

Несите ответственность за то, кем вы являетесь. Американский футболист и актер О. Дж. Симпсон говорил: «В тот день, когда вы берете полную ответственность за себя, когда вы прекращаете находить оправдания, — в этот день вы начинаете путь к вершине». Я уверен, что Симпсон совершенно прав. Во всяком случае, предлагаю вам подумать, насколько эти слова соответствуют результатам психологического исследования, проведенного на самом социальном дне — в тюрьме.

Психолог задавал заключенным один и тот же вопрос: «Почему вы оказались здесь?». Ответы говорят сами за себя: «Меня подставили», «Они все сговорились против меня», «Меня ошибочно опознал свидетель», «Я сижу за чужое преступление». Психолог, проводивший исследование, пошутил: нигде, сказал он, не найдешь столько «невинных» людей, как в тюрьме!

Я вспоминаю историю, которую очень любил повторять Авраам Линкольн. Юноша, убивший своих родителей, на суде умолял о снисходительности на том основании, что он сирота. Другая история — о политике-коррупционере. «Это не моя вина, ваша честь, — сказал он судье. — Я никогда не сделал бы ничего подобного, если бы народ не избрал меня!».

Несите ответственность за то, что вам подвластно. Нелегко найти человека, готового полностью взять на себя ответственность за свой труд — за правильность выполнения задания и его завершенность. Если на ваш стол ложатся наполовину завершенные дела — для проверки, уточнения, согласования или совершенствования, — то это значит, что кто-то из подчиненных не желает нести бремя ответственности.

Пусть я всего лишь один,

Но все же я — это кто-то.

Пусть я не могу сделать все,

Но все же я могу сделать что-то.

Именно потому, что я не могу сделать все,

Я не откажусь сделать то,

Что в моих силах.

Несите ответственность за то, что вам дано. Джон Д. Рокфеллер-младший говорил: «Я уверен, что любое право подразумевает обязанность, любая благоприятная возможность — долг, любая собственность — обязательство».

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль говорил: «Недостаточно, чтобы мы работали как можно лучше. Иногда нам приходится делать то, что о







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.