|
Рациональное размещение предприятий сферы сервиса.Рациональное размещение предприятий сервиса Рациональное размещение предприятий службы быта имеет решающее значение для повышения эффективности обслуживания населения. Исходными требованиями к размещению предприятия и его подразделений являются: обеспечение каждого населенного пункта комплексом бытовых услуг; минимальные сроки выполнения заказа при высоком качестве услуг и обслуживания; доступность услуг всему населению эффективность производства бытовых услуг. Виды услуг, формы и методы обслуживания чрезвычайно многообразны и находятся в непосредственной зависимости от конкретных условий: структуры потребностей населения в услугах, плотности населения, характера занятости населения, степени развития транспортных магистралей и т. п. При размещении предприятий сферы обслуживания учитываются следующие основные факторы: - уровень потребления услуг на одного жителя; - нормативные затраты времени на посещение населением предприятия службы быта; - нормативные затраты времени или нормативные расстояния для связи специализированных предприятий со своими приемными пунктами; - транспортные затраты, затраты времени на перемещение между зонами обслуживания рассматриваемого региона; - основные типы предприятий сферы обслуживания. При анализе и планировании размещения предприятий сферы услуг составляется карта территории, на ней отмечаются все предприятия, оказывающие данный вид услуг и их основные характеристики. Необходимо выявить места, наиболее подходящие для размещения новых точек обслуживания. На более крупных территориях данная задача решается с помощью математических моделей оптимального размещения. Экономико-математическое решение задачи размещения предприятий бытового обслуживания базируется на трех основных принципах. 1. Принцип доступности предприятий, согласно которому размещение предприятий по каждому виду и комплексу услуг должно учитывать затраты времени потребителей на посещение предприятий. Принцип доступности имеет социальное значение и является одним из основополагающих принципов размещения. 2. Принцип максимальной концентрации обслуживания, предполагающий обеспечение возможно большей концентрации производства услуг путем строительства крупных предприятий с современной техникой и технологией оказания услуг. 3. Принцип рентабельности или самоокупаемости предприятий, требующий, чтобы все предприятия были рентабельны. Исходя из этого принципа, следует выбирать тип, размер, специализацию предприятия. Рентабельность является необходимым условием нормального функционирования предприятия. Уровень рентабельности задается с учетом местных условий, особенностей в зависимости от типа предприятий, потребления услуг одним жителем, числа потребителей на одно предприятие и т. д. Экономико-математическая модель реализует основные принципы размещения и обеспечения многовариантность при выборе решений. Следовательно, сущность решения задачи заключается в определении оптимальных соотношений доступности, размера и рентабельности предприятия. Изыскание наилучшего сочетания их даст оптимальный вариант размещения. Территория обслуживания имеет определенные объективные граничные условия. Классическая классификация по территориальной доступности, которая формировалась для определения оптимального размещения предприятий, предусматривала деление на услуги каждодневного и повседневного спроса, периодического спроса, эпизодического спроса. Однако за последние годы сильно изменились технологии обслуживания, появились принципиально новые виды услуг, что требует учета кроме факторов периодичности использования услуг еще и учета места ее исполнения. Можно предложить такую классификацию по размерам территории обслуживания: 1. услуги, выполняемые на дому у клиента приходящим мастером (ремонт крупной бытовой техники, уборка дома и т.п.). Территория обслуживания определяется соотношением цены услуг и затратами мастера на дорогу; 2. услуги каждодневного и повседневного спроса, выполняемые на предприятии услуг (мелкий и срочный ремонт обуви, услуги парикмахерских и т.п.). Они должны быть максимально приближены к потребителям, т.е. находиться в пределах пешеходной досягаемости 15-20 минут; 3. услуги периодического спроса (пошив одежды, услуги химчисток и т.п.) имеют больший радиус действия, который составляет обычно 1-2 района, и размещаются на оживленных улицах, вблизи остановок; 4. услуги эпизодического спроса (крупный ремонт бытовой техники, центральная химчистка и др.), оказываемые предприятиями районного, городского и областного радиуса обслуживания следует размещать в торговых и культурных центрах района, городов, на главных магистралях, совмещая с другими предприятиями сферы обслуживания; 5. услуги, для оказания которых требуется перемещение клиента к месту оказания услуги, т.к. используются ресурсы территории (туристско-экскурсионные, оздоровительные и т.п.). Территория, на которой они оказываются, и определяет размеры зоны обслуживания; 6. услуги, для которых личная встреча клиента с мастером необязательна, т.к. используются современные системы связи – почта, телефон-факс, интернет, удаленные терминалы (банковские, информационно-консультационные, учебные, рекламные и т.п.). Они имеют практически не ограниченную территорию обслуживания. В отрасли бытового обслуживания населения используется четыре типа экономико-математических моделей: 1) модель размещения предприятий, имеющих непосредственный контакт с потребителями услуг; 2) модель размещения специализированных предприятий без контакта с потребителями услуг; 3) модель размещения предприятий без материально-технического снабжения, подключения к ним предприятий бытового обслуживания и определения рациональной структуры и величины запасов материалов; 4) модель рациональной транспортировки заказов из приемных, пунктов на специализированные предприятия и обратно, а также из одного специализированного предприятия на другое. Модели каждого типа позволяют определить показатели схемы рационального размещения и имеют конкретную специфику для условий района, города, области. В целях достижения оптимального размещения предприятий бытового обслуживания все услуги делятся на три группы: 1.Услуги каждодневного и повседневного спроса (мелкий и срочный ремонт обуви, прокат, услуги парикмахерских). 2. Услуги периодического спроса (пошив одежды, мелкий ремонт бытовой техники и часов, фотоуслуги, ремонт мебели, услуги химчисток и прачечных). 3.Услуги эпизодического спроса (централизованный пошив одежды, крупный ремонт бытовой техники и часов, центральная химчистка и др.), оказываемые предприятиями районного, городского и областного радиуса обслуживания. Предприятия бытового обслуживания, оказывающие услуги периодического характера имеют радиус действия, который составляет обычно 1-2 района, и размещаются на оживленных проспектах, улицах, вблизи остановок. Предприятия, оказывающие услуги повседневного спроса должны быть максимально приближены к потребителям и находиться в пределах пешеходной досягаемости 15-20 минут. Крупные предприятия сферы быта, которые оказывают услуги эпизодического характера, следует размещать в торговых и культурных центрах района, городов, на главных магистралях, с другими предприятиями сферы обслуживания. Среднее время, затрачиваемое на контакт с предприятием не должно быть больше установленного нормативом для данного типа предприятия. Для специализированного предприятия транспортная доступность 30-60 мин., для комплексного приемного пункта - 3-7 мин, для парикмахерской 15-20 мин. Размещение предприятий службы быта в пределах региона необходимо начинать с размещения самых крупных предприятий, имеющих наибольшие нормативы доступности. Это позволяет отобрать те зоны обслуживания, которые в сферу действия самых крупных предприятий. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|