Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принцип сочетания общественных интересов и интересов граждан.





В целом регулирование земельных отношений осуществляется с учётом общественных интересов, но при этом должны быть обеспечены гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение своим земельным участком (это вытекает из ст.36 Конституции РФ).

Все принципы взаимосвязаны. Нормы-принципы проводятся в жизнь органами государства.

5. Понятие, становление и развитие земельного права. Система земельного права как отрасли права.

 

Земельное законодательство – совокупность нормативно-правовых актов, в которых нормы земельного права находят своё выражение.

Земельное законодательство направлено на:

· Обеспечение рационального использования земли, её надёжной охраны.

· Создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.

· Воспроизводство плодородия земли, сохранение и улучшение окружающей среды.

· Охрана прав на землю граждан и ЮЛ.

Периоды развития земельного законодательства:

1. Дореволюционный (до 1917 г.)

2. Советский (до 1990 г.)

3. Современная Россия.

 

Дореволюционный период развития земельного законодательства.

Земельный строй России сложился на основе реформы 1861 г. и аграрной реформы 1906 г. Сложная связь феодального и капиталистического элементов.

Земельный фонд делился на следующие земли:

· Государственные.

· Удельные (собственность царской семьи примерно 8 млн десятин).

· Майоратные (земли, пожалованные царём на праве потомственного пользования без дробления с правом наследования).

· Общественные (земли, переданные земствам, обществам дворян и товариществам помещиков)

· Крестьянские (земли крестьянской общины).

· Церковные.

· Монастырские.

· Посессионные (земли владельцев посессионных заводов).

Земельные отношения регулировались гражданским правом, а поземельное право не было развито, но были определённые разработки, публикации.

Выделим некоторые нормативные акты этого периода:

· Закон от 6 июня 1904 г. О переселении крестьян в малозаселённые земли из густонаселённых районов, но без основных льгот (в основном – в Сибирь).

· Указ от 10 марта 1906 г. О переселении всех желающих крестьян + помощь государства при переселении (Правительство выделяло большие средства: на дороги, медицинское обслуживание, обустройство).

· Указ Правительства от 9 ноября 1906 г. " О льготном порядке выделения крестьян из общины" (предоставлялся кредит Правительства). Община была обязана предоставить крестьянину надел.

Реформы были направлены на аграрные преобразования, разрушение общины и создание крепких крестьянских хозяйств.

 

Советский период развития земельного законодательства.

С 1917 г. по 1990 г. – земельное законодательство развивалось при решающей роли КПСС.

Выделим 2 этапа:

1. октябрь 1917 – коллективизация (30-е гг.)

Выделим некоторые важные акты этого периода:

· Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Отличительная особенность – регулировал преимущественно землепользование крестьян-единоличников.

· Но была группа нормативных актов, регулирующих коллективные формы землепользования.

· Устав трудовой земледельческой коммуны 1918 года. Значительно опередил своё время, так как всё обобщалось, не предусматривались личные подсобные хозяйства. Действовал принцип уравнительного распределения по семьям.

· Положение "О земельных порядках в городах"1925 г.

· "Общие начала землепользования и землеустройства" 1926 г.

2. 30-е – 60-е годы. Акты:

· Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г.

· Устав закрепил задачи коллективизации.

· Основы земельного законодательства СССР 1969 г.

· Земельный кодекс РСФСР 1970 г.

Вывод: упорядоченного регулирования земельных отношений по рациональному использованию земли не происходило.

 

Современный период развития земельного законодательства.

С 1990 г. начинается земельно-аграрная реформа и возникает необходимость развития рынка, нового земельного законодательства. Принимается ряд законодательных актов:

· "О земельной реформе"

· "О социальном развитии села"

· Земельный кодекс 1991 г.

· "О крестьянском фермерском хозяйстве"

· Конституция РФ

· Закон "О государственном земельном кадастре" и др.

Позитивные стороны нового законодательства:

1. Расширило права граждан как землепользователей.

2. Создало условия для развития фермерских хозяйств.

3. Земля стала недвижимостью (особого рода).

4. Судебная защита землепользователей.

5. Закрепление приоритета земельного законодательства перед ГП в регулировании земельных отношений (ст. 3 Земельного кодекса РФ).

6. Создание легального оборота земли, то есть земельного рынка.

 

Негативные стороны нового земельного законодательства:

1. ЗК 1991 г. не мог полностью обеспечить проведение земельной реформы, требовалось новое законодательство.

2. Указ президента "О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ" от 24 декабря 1993 г. отменил более 40 статей ЗК, в результате чего возник правовой вакуум.

3. Неполное правовое регулирование: нет статей о задачах земельного законодательства:

· Обеспечение рационального использования и охраны земель.

· Создание условий для равного развития различных форм собственности.

· Защита прав на землю граждан и юридических лиц.

· Ряд принципов (устойчивость, нормированность землепользования).

4. Ст. 74 ЗК указывает, что виновные в земельных правонарушениях несут административную и уголовную ответственность, но не закреплён перечень составов (в отличие от ЗК 1991 г.)

Направления совершенствования земельного законодательства:

· Совершенствование и дополнение ЗК РФ

· Подготовка и принятие иных НПА о земле на базе ЗК.

6. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права.

Право в целом характеризуется системностью.

В реальных жизненных условиях для принятия решения бывает недостаточно норм одной отрасли права. Требуется субсидиарное применение норм, т.е. совместное применение норм из разных отраслей права.

 

Соотношение ЗП и КП.

КРФ закрепляет общие принципы положения в ст.8, 9, 36, 42, 72.

Ст.9 позволяет судить об особом отношении к земле и природным ресурсам в праве.

Ст.72 – общие принципы земельного законодательства.

Самостоятельно.

 

Соотношение ЗП и иных природоресурсных отраслей права.

Ч.2 ст.3 ЗК - К земельным отношениям нормы по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира, иных природных ресурсов применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

 

Соотношение ЗП и ГП.

Нормативное соотношение в ч.3 ст.3 ЗК. К имущественным отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

· Ч. 1 ГК вступила в силу в 1994 году, за исключением главы по земельному праву (вступила в силу, с принятием ЗК в 2001 году) – главы 17 ГК.

· Ст. 18-21 ЗК говорят о праве на пользование, распоряжение, владение. Эти статьи согласовали с собой статьи гл.17 ГК.

· Кроме того, взаимодействие ЗП и ГП осуществляется в вопросах ответственности, поскольку понятия земельной ответственности нет. База – ст.15 ГК (возмещение убытков – не только способ восстановления, возмещения ущерба, но и защиты нарушенных прав). Возмещение убытков производится по двум основаниям: возмещение упущенной выгоды и реального ущерба.

Соотношение ЗП и АП.

· Взаимодействие идет по институту управления, в рамках императивных методов.

· Соотношение по институту ответственности за земельные правонарушения (КоАП, составы в гл.8).

Соотношение ЗП и УП.

· Соотношение по институту ответственности за земельные преступления (гл.26 УК «Экологические преступления» - ст.254 «Порча земли». Остальные составы носят эколого-правовой, а не земельно-правовой характер).

Соотношение ЗП и ФП.

· Земельный налог (с 2005 года). Раньше была плата за землю.

Соотношение ЗП и предпринимательского права.

· Многие рассматривают как разновидности ГП, только с участием специфических субъектов (субъектов предпринимательской деятельности). Это систематическая рисковая деятельность с целью получения прибыли.

7. Понятие, особенности и система источников земельного права.

Источник – это то что дает начало чему либо или то из чего что-либо исходит. Источник права – это правовая норма, которая выражена в воле всего народа – в материальном смысле слова. В формальном смысле – это внешне форма выражение закрепление существования правовых норм, регулирующих земельные отношения.

 

Классификация источников (в формальном смысле):

Критерий классификации - по форме: источники в письменной форме; в устной форме.

· 1 - в письменной форме все источники подразделяются по органу (его компетенции) который принимает данный источник и порядку принятия. Виды:

· - нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый в установленном порядке компетентным или компетентными органами, которые содержит правовые нормы и рассчитанный на многократное применение.

· - нормативно-правовые договоры – соглашение двух или более компетентных органов власти, содержащих правовые нормы, как правило, на определенный срок.

 

Классификация нормативно-правовых актов как источников земельного права

По юридической силе (действием в пространстве и времени и по кругу лиц) которая обусловлена в компетенции:

· - законы (большая сила)

· - подзаконные нормативные акты

По уровню принятия и территории действия (ст. 71,72,76). ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления; ст. 2 ЗК.

· - федеральные нормативно-правовые акты (законы; подзаконные акты: указы президента, постановления, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти).

· - нормативно-правовые акты субъектов РФ – законы (закон СО от 7.07.2004 «об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области; иные нормативно-правовые акты, издаваемые исполнительными органами государственной власти).

· - нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (строго в рамках компетенции).

По предмету регулирования:

· - нормативно-правовые акты комплексного эколого-правового регулирования (ФЗ об охране окружающей среды).

· - нормативно-правовые акты отраслевого регулирования (ЗК РФ, ФЗ о землеустройстве).

· - нормативно-правовые акты иных отраслей законодательства (Налоговый Кодекс, ФЗ о крестьянском и фермерском хозяйстве, ГК).

Классификация нормативно-правовых договоров как источников земельного права.

· В зависимости от субъектного состава договора и территории действия соглашения:

· - внешние (международные). Участниками могут быть государства в лице уполномоченных органов. Эти договоры прежде всего касаются установления государственных границ; природоохранные договоры.

· - внутренние договоры. Они появились в период пробела в регулировании земельных отношений на федеральном уровне. Данные договоры касались предметов ведения и полномочий между РФ.

 

Источники в устной форме:

· - правовой обычай (сложившиеся на определенной территории, не имеющий письменной формы и добровольно применяемый участниками отношений правило поведения регулирующее земельные отношения. Как источник правовой обычай может регулировать только горизонтальные отношений (основанные на равенстве). В местах проживания малочисленных народов, этнических групп, их природопользования.

 

Особенности источников земельного права:

· - многоуровневость. Они подразделяются на несколько уровней

· - множественность. Несогласованность и противоречивость.

· - комплексный характер и возможность применения к земельным отношениям источников других отраслей права.

 

8. Современное земельное законодательство России. Общая характеристика Земельного кодекса РФ.

Источник – форма выражения и закрепления правовых норм.

Система источников ЗП включает в себя (по юридической силе):

  1. КРФ (статьи указаны в первой лекции); международно-правовые акты – часть российской правовой системы (ратифицированные)
  2. ФЗ (ЗК – акт, первый среди равных, «конституция отрасли законодательства», другие ФЗ: «О землеустройстве», «О государственном кадастре и недвижимости», «о плате за землю», «о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».)
  3. Указы Президента (теперь их нет, кроме заимствованных из иных отраслей права)
  4. Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле», «О мониторинге земель». Основное содержание раскрыто в постановлениях, которые развивают материальные нормы в процессуальном праве.
  5. Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство природных ресурсов было единоличным регуляторов до административной реформы: ФА по лесному хозяйству, ФА по природопользования. ФА кадастра объектов недвижимости входит в состав Минюста.
  6. Акты субъектов федерации (законы и подзаконные акты – для решения задач – нужны законы Свердловской области 2004г)
  7. Акты местного самоуправления (утвержденные администрацией муниципального образования правила землепользования и застройки).
  8. Судебные акты вышестоящих инстанция (КСРФ, ВАС, ВС РФ) – цель:
    1. руководящие начала для нижестоящих инстанций,
    2. база для формирования законодательства,
    3. Формирование практической позиции сторон в судебном процессе.
  9. Обычаи – неписанные правила поведения, сложившиеся с частотой применения.
    1. Делового оборота – используются в специфичной – предпринимательской деятельности (партнерские соглашения и т.д.)
    2. Обычаи потребительского землепользования.
  10. Технические регламенты и стандарты. НПА содержит права и обязанности. Регламенты и стандарты содержат технические характеристики. 07.12.2002 – ФЗ «о техническом регламентировании». Производитель обязан следовать минимуму регламента, стандарты – добровольно исполняются.
  11. Локальные акты. Закреплены в ТП.

 

Существующий ЗК был принят в условиях действия ряда новых, отвечающих требованиям времени, законов, регулирующих земельные отношения.

«О государственном земельном кадастре», «О разграничении государственной собственности» и прочее. Считается, что не нужно применять кодификацию, т.к много изменений.

  • Четко выраженных принципов законодательства у нас не существовало до ЗК
  • Разграничение действия земельного и гражданского законодательства, а также земельного и природоресурсного законодательства.
  • Получило закрепление единство судьбы земельного участка и объектов недвижимости, находящихся над и под земельным участком
  • Устанавливаются условия оборотоспособности земельных участков
  • В отличие от ГК, приводится четко определение частной собственности на земельные участки.
  • Чётко урегулирована процедура предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. жилищного строительства и комплексного освоения детей.
  • Закон о введении в действие устанавливает критерии разграничения государственной собственности на землю. Важно: для бремени содержания земельных участков и распределения доходов для бюджетов совершенств.

 

9. Понятие и общая характеристика права собственности на земельные участки.

Собственность - это принадлежность чего-либо кому-либо.

Собственность как экономическая категория – отношение лица к вещи как к своей, характеризующая определенную присвоенность вещи данному лицу в качестве объекта владения, пользования, распоряжения.

 

· Право собственности понимается как правовой институт в объективном смысле

· Как субъективное право.

· Как правоотношение.

Правовой институт – совокупность правовых норм по владению, пользованию и распоряжению.

Субъективное право – это мера возможного поведения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Это совокупность правомочий собственника.

Субъективное право собственности на землю защищено законом.

Согласно ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землёй

осуществляется собственниками свободно, но при соблюдении 2-х условий:

1) не причинение вреда окружающей среде

2) если это не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Как правоотношение – наиболее полное вещное право, абсолютное (правомочность и обязанность воздерживаться), имущественное.

Вопрос «дачной амнистии» - упрощенный порядок признания права на землю.

Разграничение прав (право государственной собственности на земельные участки.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.