|
Принцип сочетания общественных интересов и интересов граждан.В целом регулирование земельных отношений осуществляется с учётом общественных интересов, но при этом должны быть обеспечены гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение своим земельным участком (это вытекает из ст.36 Конституции РФ). Все принципы взаимосвязаны. Нормы-принципы проводятся в жизнь органами государства. 5. Понятие, становление и развитие земельного права. Система земельного права как отрасли права.
Земельное законодательство – совокупность нормативно-правовых актов, в которых нормы земельного права находят своё выражение. Земельное законодательство направлено на: · Обеспечение рационального использования земли, её надёжной охраны. · Создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. · Воспроизводство плодородия земли, сохранение и улучшение окружающей среды. · Охрана прав на землю граждан и ЮЛ. Периоды развития земельного законодательства: 1. Дореволюционный (до 1917 г.) 2. Советский (до 1990 г.) 3. Современная Россия.
Дореволюционный период развития земельного законодательства. Земельный строй России сложился на основе реформы 1861 г. и аграрной реформы 1906 г. Сложная связь феодального и капиталистического элементов. Земельный фонд делился на следующие земли: · Государственные. · Удельные (собственность царской семьи примерно 8 млн десятин). · Майоратные (земли, пожалованные царём на праве потомственного пользования без дробления с правом наследования). · Общественные (земли, переданные земствам, обществам дворян и товариществам помещиков) · Крестьянские (земли крестьянской общины). · Церковные. · Монастырские. · Посессионные (земли владельцев посессионных заводов). Земельные отношения регулировались гражданским правом, а поземельное право не было развито, но были определённые разработки, публикации. Выделим некоторые нормативные акты этого периода: · Закон от 6 июня 1904 г. О переселении крестьян в малозаселённые земли из густонаселённых районов, но без основных льгот (в основном – в Сибирь). · Указ от 10 марта 1906 г. О переселении всех желающих крестьян + помощь государства при переселении (Правительство выделяло большие средства: на дороги, медицинское обслуживание, обустройство). · Указ Правительства от 9 ноября 1906 г. " О льготном порядке выделения крестьян из общины" (предоставлялся кредит Правительства). Община была обязана предоставить крестьянину надел. Реформы были направлены на аграрные преобразования, разрушение общины и создание крепких крестьянских хозяйств.
Советский период развития земельного законодательства. С 1917 г. по 1990 г. – земельное законодательство развивалось при решающей роли КПСС. Выделим 2 этапа: 1. октябрь 1917 – коллективизация (30-е гг.) Выделим некоторые важные акты этого периода: · Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Отличительная особенность – регулировал преимущественно землепользование крестьян-единоличников. · Но была группа нормативных актов, регулирующих коллективные формы землепользования. · Устав трудовой земледельческой коммуны 1918 года. Значительно опередил своё время, так как всё обобщалось, не предусматривались личные подсобные хозяйства. Действовал принцип уравнительного распределения по семьям. · Положение "О земельных порядках в городах"1925 г. · "Общие начала землепользования и землеустройства" 1926 г. 2. 30-е – 60-е годы. Акты: · Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. · Устав закрепил задачи коллективизации. · Основы земельного законодательства СССР 1969 г. · Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Вывод: упорядоченного регулирования земельных отношений по рациональному использованию земли не происходило.
Современный период развития земельного законодательства. С 1990 г. начинается земельно-аграрная реформа и возникает необходимость развития рынка, нового земельного законодательства. Принимается ряд законодательных актов: · "О земельной реформе" · "О социальном развитии села" · Земельный кодекс 1991 г. · "О крестьянском фермерском хозяйстве" · Конституция РФ · Закон "О государственном земельном кадастре" и др. Позитивные стороны нового законодательства: 1. Расширило права граждан как землепользователей. 2. Создало условия для развития фермерских хозяйств. 3. Земля стала недвижимостью (особого рода). 4. Судебная защита землепользователей. 5. Закрепление приоритета земельного законодательства перед ГП в регулировании земельных отношений (ст. 3 Земельного кодекса РФ). 6. Создание легального оборота земли, то есть земельного рынка.
Негативные стороны нового земельного законодательства: 1. ЗК 1991 г. не мог полностью обеспечить проведение земельной реформы, требовалось новое законодательство. 2. Указ президента "О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ" от 24 декабря 1993 г. отменил более 40 статей ЗК, в результате чего возник правовой вакуум. 3. Неполное правовое регулирование: нет статей о задачах земельного законодательства: · Обеспечение рационального использования и охраны земель. · Создание условий для равного развития различных форм собственности. · Защита прав на землю граждан и юридических лиц. · Ряд принципов (устойчивость, нормированность землепользования). 4. Ст. 74 ЗК указывает, что виновные в земельных правонарушениях несут административную и уголовную ответственность, но не закреплён перечень составов (в отличие от ЗК 1991 г.) Направления совершенствования земельного законодательства: · Совершенствование и дополнение ЗК РФ · Подготовка и принятие иных НПА о земле на базе ЗК. 6. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права. Право в целом характеризуется системностью. В реальных жизненных условиях для принятия решения бывает недостаточно норм одной отрасли права. Требуется субсидиарное применение норм, т.е. совместное применение норм из разных отраслей права.
Соотношение ЗП и КП. КРФ закрепляет общие принципы положения в ст.8, 9, 36, 42, 72. Ст.9 позволяет судить об особом отношении к земле и природным ресурсам в праве. Ст.72 – общие принципы земельного законодательства. Самостоятельно.
Соотношение ЗП и иных природоресурсных отраслей права. Ч.2 ст.3 ЗК - К земельным отношениям нормы по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира, иных природных ресурсов применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Соотношение ЗП и ГП. Нормативное соотношение в ч.3 ст.3 ЗК. К имущественным отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. · Ч. 1 ГК вступила в силу в 1994 году, за исключением главы по земельному праву (вступила в силу, с принятием ЗК в 2001 году) – главы 17 ГК. · Ст. 18-21 ЗК говорят о праве на пользование, распоряжение, владение. Эти статьи согласовали с собой статьи гл.17 ГК. · Кроме того, взаимодействие ЗП и ГП осуществляется в вопросах ответственности, поскольку понятия земельной ответственности нет. База – ст.15 ГК (возмещение убытков – не только способ восстановления, возмещения ущерба, но и защиты нарушенных прав). Возмещение убытков производится по двум основаниям: возмещение упущенной выгоды и реального ущерба. Соотношение ЗП и АП. · Взаимодействие идет по институту управления, в рамках императивных методов. · Соотношение по институту ответственности за земельные правонарушения (КоАП, составы в гл.8). Соотношение ЗП и УП. · Соотношение по институту ответственности за земельные преступления (гл.26 УК «Экологические преступления» - ст.254 «Порча земли». Остальные составы носят эколого-правовой, а не земельно-правовой характер). Соотношение ЗП и ФП. · Земельный налог (с 2005 года). Раньше была плата за землю. Соотношение ЗП и предпринимательского права. · Многие рассматривают как разновидности ГП, только с участием специфических субъектов (субъектов предпринимательской деятельности). Это систематическая рисковая деятельность с целью получения прибыли. 7. Понятие, особенности и система источников земельного права. Источник – это то что дает начало чему либо или то из чего что-либо исходит. Источник права – это правовая норма, которая выражена в воле всего народа – в материальном смысле слова. В формальном смысле – это внешне форма выражение закрепление существования правовых норм, регулирующих земельные отношения.
Классификация источников (в формальном смысле): Критерий классификации - по форме: источники в письменной форме; в устной форме. · 1 - в письменной форме все источники подразделяются по органу (его компетенции) который принимает данный источник и порядку принятия. Виды: · - нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый в установленном порядке компетентным или компетентными органами, которые содержит правовые нормы и рассчитанный на многократное применение. · - нормативно-правовые договоры – соглашение двух или более компетентных органов власти, содержащих правовые нормы, как правило, на определенный срок.
Классификация нормативно-правовых актов как источников земельного права По юридической силе (действием в пространстве и времени и по кругу лиц) которая обусловлена в компетенции: · - законы (большая сила) · - подзаконные нормативные акты По уровню принятия и территории действия (ст. 71,72,76). ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления; ст. 2 ЗК. · - федеральные нормативно-правовые акты (законы; подзаконные акты: указы президента, постановления, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти). · - нормативно-правовые акты субъектов РФ – законы (закон СО от 7.07.2004 «об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области; иные нормативно-правовые акты, издаваемые исполнительными органами государственной власти). · - нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (строго в рамках компетенции). По предмету регулирования: · - нормативно-правовые акты комплексного эколого-правового регулирования (ФЗ об охране окружающей среды). · - нормативно-правовые акты отраслевого регулирования (ЗК РФ, ФЗ о землеустройстве). · - нормативно-правовые акты иных отраслей законодательства (Налоговый Кодекс, ФЗ о крестьянском и фермерском хозяйстве, ГК). Классификация нормативно-правовых договоров как источников земельного права. · В зависимости от субъектного состава договора и территории действия соглашения: · - внешние (международные). Участниками могут быть государства в лице уполномоченных органов. Эти договоры прежде всего касаются установления государственных границ; природоохранные договоры. · - внутренние договоры. Они появились в период пробела в регулировании земельных отношений на федеральном уровне. Данные договоры касались предметов ведения и полномочий между РФ.
Источники в устной форме: · - правовой обычай (сложившиеся на определенной территории, не имеющий письменной формы и добровольно применяемый участниками отношений правило поведения регулирующее земельные отношения. Как источник правовой обычай может регулировать только горизонтальные отношений (основанные на равенстве). В местах проживания малочисленных народов, этнических групп, их природопользования.
Особенности источников земельного права: · - многоуровневость. Они подразделяются на несколько уровней · - множественность. Несогласованность и противоречивость. · - комплексный характер и возможность применения к земельным отношениям источников других отраслей права.
8. Современное земельное законодательство России. Общая характеристика Земельного кодекса РФ. Источник – форма выражения и закрепления правовых норм. Система источников ЗП включает в себя (по юридической силе):
Существующий ЗК был принят в условиях действия ряда новых, отвечающих требованиям времени, законов, регулирующих земельные отношения. «О государственном земельном кадастре», «О разграничении государственной собственности» и прочее. Считается, что не нужно применять кодификацию, т.к много изменений.
9. Понятие и общая характеристика права собственности на земельные участки. Собственность - это принадлежность чего-либо кому-либо. Собственность как экономическая категория – отношение лица к вещи как к своей, характеризующая определенную присвоенность вещи данному лицу в качестве объекта владения, пользования, распоряжения.
· Право собственности понимается как правовой институт в объективном смысле · Как субъективное право. · Как правоотношение. Правовой институт – совокупность правовых норм по владению, пользованию и распоряжению. Субъективное право – это мера возможного поведения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Это совокупность правомочий собственника. Субъективное право собственности на землю защищено законом. Согласно ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землёй осуществляется собственниками свободно, но при соблюдении 2-х условий: 1) не причинение вреда окружающей среде 2) если это не нарушает права и законные интересы иных лиц. Как правоотношение – наиболее полное вещное право, абсолютное (правомочность и обязанность воздерживаться), имущественное. Вопрос «дачной амнистии» - упрощенный порядок признания права на землю. Разграничение прав (право государственной собственности на земельные участки. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|