Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов.





Жизнь в согласии с природой - один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид - разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
До середины 20 века природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность как необоснованная. И до сих пор в России немногие осознают всю глубину поразившего Россию экологического кризиса.
Термин "экология" (от греческого oikos- дом, жилище, место пребывания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 году. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
натуралистическая, когда природа рассматривается в качестве божества, некого идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!»;
потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».
Крайние проявления двух названных концепций иногда называют концепций алармизма (аларм - тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса (нулевой или ограниченный рост - в качестве примера м. назвать теорию Мальтуса), концепцией глобального управления ОПС; концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).
Самая современная концепция охраны и развития была наиболее обоснована на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и Всемирном саммите по устойчивому развитию , проведенном в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге - Концепция устойчивого развития . Можно выделить несколько ее основных принципов:
человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий. Сохранение окружающей среды именно для человека;
необходимость учёта интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;
охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.
При реализации данных принципов, анализируя Концепцию устойчивого развития, можно
выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:
экологический фактор (состояние окружающей среды, в которой живёт человек);
экономический фактор (преобразование рыночной системы);
социальный фактор (с.-х. производство, права человека, демография).
В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трёх факторов, упущение хотя бы одного проведёт к возникновению другой проблемы взамен старой.
Основным документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является "Повестка дня на XXI век". Именно в "Повестке дня на XXI век" отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах. Так, например, одна их программных областей первого раздела называется "Создание эффективной правовой и нормативной структуры". Речь здесь идет о повышении эффективности законов и других нормативно-правовых актов, о разработке судебных и административных процедур, создании совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития, разработке эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области развития.
Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации Концепции устойчивого развития, способствовать укреплению международного управления устойчивым развитием.
Однако в большинстве стран-участниц этих конференций не выполнены практически ни одна рекомендация, предвестником которой можно считать учение Вернадского . Наше Российское государство первоначально довольно активно отреагировало на Концепцию устойчивого развития. 4 февраля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития , 1 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию , 8 мая 1996 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации" .
Идеи и принципы, заложенные в Концепции устойчивого развития, должны определять основные направления развития юриспруденции современной России. Прежде всего, Концепция устойчивого развития должна быть учтена наукой теории государства и права, которая призвана формировать понятия и категории юриспруденции, соответствующей современным требованиям (экологическую функцию государства, социальное назначение права, право каждого на благоприятную окружающую среду в настоящее время и ее сохранение для будущих поколений).
Концепция устойчивого развития затрагивает вопросы, связанные с развитием экологического права, всего законодательства Российской Федерации, основы и принципы его построения.
Согласно данной концепции должны быть переосмыслены роль и значение самого государства в обществе. Если государство свои интересы ставит на первое место, не считается с глобальными проблемами, например теми же проблемами сохранения биосферы, то при подобном отношении всех государств планеты в мире воцарится культ силы и разрушений. Такое развитие будет антиустойчивым и довольно быстро приведет к экологической катастрофе. Напротив, если все государства в мире, подчиняясь стремлениям ограничить вредоносное влияние человеческой деятельности на биосферу, уменьшат траты на вооружение, на изобретение новых разрушительных технологий и направят эти средства на защиту окружающей природной среды, то в мире опасностей будет меньше и всем людям станет лучше.
В Концепции отмечается, что переход к устойчивому развитию - процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей - рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей - совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно: «Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.
На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существеннаяэкологизация процесса социально- экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.
В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества». Безусловно, Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Однако, официальный план перехода к устойчивому развитию предполагает много времени для его реализации. На наш взгляд, показательным фактом, определяющим отношение к экологическим проблемам нашего государства, является разработка в ноябре 1997 г. проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. С тех пор прошло одиннадцать лет, а проект так и не был рассмотрен и принят.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.