Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Субъекты экологических правоотношений





В экологические правоотношения в соответствии с законодательством может вступать достаточно широкий круг субъектов, которых можно классифицировать на публичные и частные.

К публичным субъектам относятся:

Российская Федерация;

субъекты РФ;

муниципальные образования;

высшие органы государственной власти РФ (Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ);

специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и природопользования;

представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В число частных субъектов входят:

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отделения международных неправительственных экологических организаций;

российские и иностранные юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом.

При этом правоотношения между частными субъектами, как правило, носят гражданско-правовой характер, в то время как правоотношения между публичными и частными субъектами по большей части подразумевают императивность.

Экологические правоотношения – это отношения в сфере оздоровления, охраны и улучшения природной окружающей среды. Также они направлены на устранение и предупреждение пагубных последствий человеческой деятельности. Она специально для этого регулируется с помощью экологического права



 

Классификация

Экологические правоотношения включают в себя непосредственное их содержание, а также субъекты и объекты. Основываясь на этой общепринятой структуре, можно выделить различные виды их классификации. Различать подобные правоотношения можно по субъектам (то есть участникам), объектам, уровню правовой охраны и т. д.

Одна из самых распространенных классификаций основана на видах общественного природосберегающего взаимодействия.

Она включает в себя экологические правоотношения, существующие в сфере государственного регулирования. Эта группа наиболее обширна и многослойна. Она, в свою очередь, также делится на несколько дополнительных разновидностей.

· Учет природных ресурсов. Он необходим для обеспечения экологического мониторинга государством, а также для ведения различных кадастров (земельного, водного, лесного и т. д.).

· Охрана экологического благополучия. Сюда входит применение административной и судебной защиты прав государства или граждан. Самый очевидный пример – наказание за браконьерство в виде взыскания стоимости незаконно выловленной рыбы. То же самое касается несанкционированной вырубки леса, когда взимается штраф, соизмеримый стоимости восстановительных работ.

· Экологопользование. К этому типу относится система разрешения распоряжения природными объектами (регистрация прав собственности и предпринимательства, сделки, лицензирование лесо- и водопользования и т. д.).

Данные экологические правоотношения требуют того, чтобы одной из сторон обязательно выступало государство.

 

Виды правоотношений

Другая широкая группа включает в себя правоотношения, связанные с правом на собственность в области природных ресурсов.

· Во-первых, это купля-продажа земельных участков, а также их приватизация, осуществляемая согласно законам страны. Сюда же относится и передача государством физическому или юридическому лицу угодий с расположенными на них объектами природного характера (лесными площадями, водоемами и т. д.).

· Осуществление собственником его правомочий, касающихся эксплуатации земли, а также ресурсов, расположенных на ней.

· Прекращение права собственности. Оно может быть связано с куплей-продажей или меной участка, а также принудительным изъятием, если использование ресурсов оказывается нерациональным.

Одной из сторон этих правоотношений обязательно должен выступать собственник земельного участка или объектов на нем.

Последняя группа затрагивает вещные права на земельные угодья. Они могут быть закреплены правом на пожизненное наследуемое владение участком, постоянное или бессрочное использование, а также сервитут (ограниченное пользование). В данном случае правомочия касаются только собственника земли, а не землепользователей или землевладельцев.

Другая классификация затрагивает содержание экологических правоотношений. Это важное явление. Материальные экологические правоотношения затрагивают конкретные вещественные объекты, которые находятся под экологической правовой охраной. К процессуальным относят случаи обеспечения природосберегающей деятельности.

И, наконец, последняя классификация. Регулятивные экологические правоотношения формируются из осуществления мероприятий по охране природы. Такие меры необходимы в случае невыполнения установленных законом правил по защите окружающей среды.

 

1. Основные экологические права граждан:

На благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду(ст. 42 Конституции РФ)

На достоверную информацию о состоянии природной среды (ст. 42 Конституции РФ)

На возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ)

Создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей природной среды, быть членами таких формирований

Участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды

Обращаться с письмами, заявлениями, жалобами в государственные органы по вопросам охраны окружающей природной среды

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о её результатах

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве и эксплуатации экологически вредных объектов

Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды обеспечивается:

Планированием и нормированием качества окружающей природной среды

Мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий

Социальным страхованием и организацией медицинского обслуживания

Предоставлением возможностей для проживания в условиях благоприятной окружающей среды

Возмещением вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения окружающей среды

Государственным контролем за состоянием природной среды и соблюдением экологического законодательства

 

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ

В соответствии со ст.11 Закона "Об охране окружающей среды" граждане РФ обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

Сохранение среды обитания человека имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений. Поэтому обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основных, конституционных. Закрепление данной обязанности на самом высоком правовом уровне одновременно выступает гарантией конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, которое является основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.