|
Соскоб (мазок) на энтеробиоз.
Показание:
- подозрение на энтеробиоз;
- контактные по энтеробиозу;
- дети при поступлении в ДДУ.
Оснащение:
- предметные стекла 2 шт.;
- 50% раствор глицерина, пипетка;
- спичка, отточенная в виде лопаточки (или палочка с ватным тампоном);
- бланк направления, стеклограф;
- резиновые перчатки;
- крафт–бумага, резиновое кольцо.
Обязательное условие:
- перед проведением исследования ребенка не подмывать с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов с прианальных складок.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить ребенку/родственникам цель и ход процедуры.
| Формирование мотивации к сотрудничеству.
| Подготовить необходимое оснащение. Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления. Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
Обеспечение достоверности исследования.
| Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Выполнение процедуры
| Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе. Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка.
| Создание положения, позволяющего правильно взять материал.
| Смочить отточенный конец спички (или палочку с ватным тампоном) в капле глицерина на предметном стекле и провести соскоб (мазок) с прианальных складок и нижнего отдела прямой кишки.
| Типичные места отложения яиц острицами.
| Сделать мазок спичкой (палочкой) по предметному стеклу в капле глицерина. Закрыть вторым предметным стеклом, соединить их резиновым кольцом и завернуть в крафт-бумагу.
| Глицерин является консервантом на исследование на энтеробиоз.
| Завершение процедуры
| Использованный материал замочить в дез. растворе
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их, вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Как можно раньше транспортировать материал в лабораторию в сопровождении направления.
| Ранее исследование взятого материала увеличивает процент положительного результата.
|
Постановка очистительной клизмы новорожденному и грудному ребенку.
Цель:
- добиться отхождения каловых масс.
Оснащение:
- резиновые перчатки, фартук;
- клеенка, пеленка;
- резиновый баллончик (№ 1-6) с наконечником;
- емкость с водой комнатной температуры (20-22оС);
- вазелиновое масло;
- лоток для отработанного материала;
- полотенце;
- горшок.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
| Подготовить все необходимое оснащение.
Постелить клеенку накрыть ее пеленкой.
Выложить полотенце для подсушивания ребенка после процедуры.
| Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры.
| Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Взять резиновый баллончик в правую руку выпустить из него воздух набрать в него воду температуры 20-22о.
Примечание: необходимое количество воды:
- новорожденному – 25-30 мл;
- грудному 50-150 мл;
- 1-3 года – 150-250 мл.
| Вода комнатной температуры не всасывается в кишечник, разжижает каловые массы и вызывает перистальтику.
| Смазать наконечник вазелиновым маслом методом полива.
| Обеспечение введения наконечника в прямую кишку. Предупреждение возникновения неприятных ощущений ребенка.
| Выполнение процедуры
| Уложить ребенка на левый бок, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать к животу.
Примечание: ребенка в возрасте до 6 месяцев положить на спину, приподнять ноги вверх.
| Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки.
| Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.
|
| Расположив резиновый баллон наконечником вверх нажать на него снизу большим пальцем правой руки и до появления воды.
| Удаления из баллончика воздуха и предупреждение введения воздуха в прямую кишку.
| Не разжимая баллончика ввести наконечник осторожно без усилий в анальное отверстие и продвинуть в прямую кишку вначале к пупку, а затем преодолев сфинктеры параллельно копчику.
| Учет анатомических изгибов прямой кишки.
| Медленно нажимая на баллон снизу ввести воду, и не разжимая его извлечь наконечник из прямой кишки одновременно левой рукой сжать ягодицы ребенка.
Баллон поместить в лоток для отработанного материала.
| Предупреждение развития неприятных ощущений у ребенка.
Предотвращение всасывания воды обратно в баллон.
| Уложить ребенка на спину, прикрыв промежность пеленкой (до появления стула или позывов на дефекацию).
| Обеспечение времени для разжижения каловых масс и начала перистальтики.
| Завершение процедуры
| Подмыть ребенка после акта дефекации, подсушить полотенцем промокательными движениями.
Одеть, уложить в постель.
| Обеспечение комфортного состояния после завершения процедуры.
| Снять фартук, перчатки, поместить в дезраствор. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
Лекарственная клизма.
Цель:
- ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.
Оснащение:
- резиновые перчатки, фартук;
- клеенка, пеленка;
- резиновый баллончик (№ 1-2);
- емкость с лекарственным препаратом в изотоническом растворе;
- вазелиновое масло;
- лоток для отработанного материала;
- полотенце (пеленка);
- газоотводная трубка;
- марлевая салфетка.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
| Подготовить все необходимое оснащение.
Постелить клеенку накрыть ее пеленкой.
Выложить полотенце (пеленку) для подсушивания ребенка после процедуры.
| Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры.
| Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Подогреть лекарственный препарат до 37–380 и набрать его в резиновый баллончик.
| Теплый лекарственный препарат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность появления преждевременной перистальтики и ответ на раздражение холодом.
| Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива.
| Обеспечение введения трубки в прямую кишку. Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка.
| Выполнение процедуры
| Уложить ребенка на левый бок, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать к животу.
Примечание: ребенка в возрасте до 6 месяцев положить на спину, приподнять ноги вверх.
Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.
| Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки.
| Пережав свободный конец газоотводный трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2/3 ее длины, направляя, в начале, к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику.
| Предупреждение возможного вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки.
Учет анатомических изгибов прямой кишки.
| Расположив резиновый баллон наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки до появления воды. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке.
| Удаление из баллончика воздуха и предупреждение введения воздуха в прямую кишку.
| Медленно нажимая на баллон снизу, ввести лекарственный раствор, и не разжимая его отсоединить от газоотводной трубки, предварительно пережав её свободный конец.
Баллон поместить в лоток для отработанного материала.
Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку положить в лоток для отработанного материала).
| Предупреждение развития неприятных ощущений у ребенка.
Предотвращение всасывания лекарственного раствора обратно в баллон.
Предохранение окружающей среды от загрязнения.
| Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 минут.
Уложить ребенка на живот.
| Время необходимое для уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата.
| Завершение процедуры
| Обработать перианальную область тампоном, смоченным вазелиновым маслом.
Одеть ребенка уложить в постель, проследить, чтобы ребенок находился в горизонтальном положении в течение 30 мин. после проведения процедуры.
| Профилактика раздражения кожи.
Обеспечение комфортного состояния.
Достижение максимального эффекта.
| Снять фартук, перчатки, поместить в дезраствор. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
Мазок из зева и носа.
Цель:
- собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение:
- маска, резиновые перчатки;
- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами 2 шт.;
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк- направление в лабораторию;
- стеклограф.
Обязательное условие:
- забор материала из зева проводить натощак до орошения или полоскания горла.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить ребенку (маме) цель и ход выполнения процедуры.
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
| Подготовить все необходимое оснащение.
Выписать направление в лабораторию.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
| Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З» (нос, зев).
| Создание удобства при проведении процедуры.
| Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника (мамы):
- ноги ребенка помощник охватывает своими коленями;
- руки и туловище фиксирует одной рукой;
- голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку.
| Необходимое условие для проведения процедуры.
| Выполнение процедуры
| Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированный знаком «Н» (нос), взяв его правой рукой за пробку в которую он вмонтирован.
Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка. Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой плотно прикасаясь к их стенкам.
Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.
| Обеспечение доступа к слизистой оболочке носа.
Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры.
Обеспечение достоверности результата исследования.
| Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него.
| Обеспечение доступа к зеву.
| Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З» (зев) взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован.
Осторожно не касаясь языка и щек ввести тампон в полость рта. Снять слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок- дужка- миндалина.
Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию- материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани.
Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.
|
Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках.
Обеспечение достоверности процедуры.
| Завершение процедуры
| Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 2 часов после забора при условии хранения в холодильнике).
| Обеспечение достоверности результата.
|
Мазок из носоглотки на менингококк.
Цель:
- собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение:
- резиновые перчатки, маска;
- стерильные пробирки с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 1350 на расстоянии 3-4 см от нижнего конца и вновь поместите его в стерильную пробирку);
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие:
- забор материала из носоглотки проводить натощак до орошения или полоскания горла.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре.
| Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
| Подготовить необходимое оснащение.
Выписать направление в бак лабораторию.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
| Вымыть осушить руки, надеть перчатки, маску.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку).
| Создание удобства для выполнения процедуры.
| Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
- ноги ребенка помощник охватывает своими коленями;
- руки и туловище фиксирует одной рукой;
- голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку.
| Необходимое условие для выполнения процедуры.
| Выполнение процедуры
| Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него.
| Обеспечение доступа для проведения процедуры.
| Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробирку в которую он вмонтирован.
| Выполнение процедуры.
| Осторожно не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон изогнутым концом вверх, за язычок в носоглотку. Двумя- тремя легкими движениями собрать слизь с носоглотки.
Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.
| Место максимальной локализации менингококка – носоглотка.
| Завершение процедуры.
| Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках. Снять перчатки, маску. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 37-380
| Обеспечение достоверности исследований.
Менингококк неустойчив во внешней среде.
|
Введение вакцины АКДС.
Цель:
- профилактика коклюша;
- столбняка;
- дифтерии.
Оснащение:
- стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом;
- перчатки;
- вакцина АКДС;
- мензурка для помещения в нее ампулы с вакциной;
- светозащитный конус из черной бумаги;
- шприц, иглы;
- лоток с дезраствором для сбрасывания шприцев;
- емкость с дезраствором для отработанного материала;
- 70% этиловый спирт.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Организовать выполнение п.1-4 принципов иммунопрофилактики (см.принципы иммунопрофилактики)
| Профилактика поствакцинальных осложнений.
| Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
| Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Достать из упаковки ампулу с вакциной, протереть шейку ампулы ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском.
Накрыть стерильной салфеткой и надломить.
Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в емкость с дезраствором.
Ампулу поставить в мензурку.
| Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции.
Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду.
Что касалось вакцины, должно обеззараживаться во избежание заражения окружающей среды.
Предотвращение падения ампулы и, следовательно, попадания вакцины в окружающую среду.
| Вскрыть упаковку шприца.
Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле. Снять с иглы колпачок.
| Предупреждение падения шприца во время работы.
| Взять шприц с АКДС-вакциной и набрать в шприц 0,5мл препарата (пустую ампулу сбросить в дезраствор).
| Строгий учет вакцины.
| Взять пинцетом со стерильного стола салфетку и выпустить в нее воздух из шприца (сбросить салфетку в емкость с дезраствором). Положить шприц внутрь стерильного стола.
| Предупреждение попадания вакцины в окружающую среду.
| Выполнение процедуры
| Обработать среднюю треть передней поверхности бедра 2-мя шариками, смоченными 70% этиловым спиртом.
Ввести вакцину внутримышечно.
| Выполнение процедуры.
| Извлечь иглу. Обработать место инъекции третьим шариком, смоченным 70% спиртом.
| Профилактика развития постъинъекционного абсцесса.
| Использованные шарики и шприц (предварительно промытый дезинфицирующим средством) сбросить в лоток с дезраствором.
| Предотвращение заражения окружающей среды.
| Завершение процедуры
| Снять перчатки и сбросить их в дезраствор.
| Все, что касалось вакцины, должно быть обезврежено.
| Организовать выполнение п. 6-7 принципов иммунопрофилактики.
| Четкая регистрация введенной вакцины. Учет поствакцинальных осложнений.
|
Сбор мочи на общий анализ
У девочек раннего возраста.
Цель:
- определить патологические изменения в моче.
Оснащение:
- резиновые перчатки;
- полотенце, клеенка;
- резиновый круг и две пеленки;
- тарелка;
- сухая чистая баночка для мочи с этикеткой;
- бланк-направление.
Обязательное условие:
- не допускать длительного хранения мочи, так как при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить ребенку/родственникам цель и ход процедуры.
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
| Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в клиническую лабораторию.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
| Вымыть и осушить руки, одеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Положить на постель клеенку.
| Предупреждение попадания мочи на постель.
| Слегка надуть резиновый круг и обернуть его пеленками.
| Исключение негативной реакции ребенка при соприкосании с холодной резиновой поверхностью.
| Поставить на клеенку тарелку и положить на нее обернутый пеленками резиновый круг (края пеленки не должны попадать в тарелку).
| Необходимое условие для сбора мочи у девочек грудного возраста.
| Просушить половые органы полотенцем промокательными движениями.
| Профилактика раздражения кожи.
| Подмыть девочку под проточной водой в направлении спереди назад.
| Исключение побочного загрязнения мочи и получение достоверного результата.
| Выполнение процедуры
| Уложить девочку на резиновый круг.
Под голову подложить подушку.
Открыть кран и попоить водой.
| Для правильной ориентации тела. Стимуляции мочеиспускания.
| После мочеиспускания снять девочку с круга.
|
| Пеленкой или полотенцем осушить половые органы ребенка промокательными движениями.
| Создание гигиенического комфорта.
| Завершение процедуры
| Осторожно снять из тарелки собранную мочу в чистую сухую баночку.
| Обеспечение достоверности результата.
| Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее одного часа после сбора.
| Обеспечение достоверности результатов исследования.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|