|
Тепловой расчёт червячной передачиЧервячные передачи вследствие их низкого КПД из-за значительного расхода энергии на преодоление трения работают с большим тепловыделением. Нагрев масла до температуры, превышающей допустимую [ t ] м, приводит к снижению его защитной способности, разрушению масляной плёнки и возможности заедания в передаче. Расчётная формула для определения температуры масла в редукторе (оC) при установившемся режиме работы червячной передачи, определённая из условия равенства теплоты, выделяемой в передаче и отводимой в окружающую среду, имеет вид tм = t 0 + , (5.26) где t 0– температура воздуха вне корпуса (внутри цеха обычно t 0 = 20 о C); Допустимая температура масла обычно принимается равной [ t ] м= 90 оC. Повторно-кратковременный режим работы снижает температуру масла. Если при расчёте tм [ t ] м,это означает, что естественного охлаждения достаточно. В противном случае необходимо применять искусственное охлаждение. При 1 < tм / [ t ] м 2 применяют воздушное охлаждение, при котором корпус редуктора обдувается воздухом с помощью вентилятора (крыльчатка вентилятора устанавливается на свободном конце червяка). При tм / [ t ] м > 2 применяют водяное охлаждение, при котором устанавливают в корпусе редуктора водяные полости или змеевики с проточной водой. Для смазки червячных передач применяются масла: · цилиндровое 24 (вискозин); · цилиндровое 52 (вапор); · трансмиссионное автотракторное летнее (нигрол летний); · трасмиссионное с присадкой летнее; · тракторное АК-15 (автол 18); · автотракторное АКЗп – 10; · автотракторное АКЗп – 6.
РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
6.1. Общие сведения Ременная передача – передача трением с гибкой связью.Она состоит из ведущего диаметром d 1, ведомого диаметром d 2 шкивов и ремня l, надетого на шкивы с предварительным натяжением. В состав передачи может также входить натяжное устройство 2 (рис. 6.1). Ременная передача первой из передач получила промышленное применение. Передачу энергии на средние и большие расстояния в XIX веке стали осуществлять металлической лентой, а затем тросом. После зубчатой передачи ременная – наиболее распространенная из механических передач. а) б)
Рис. 6.1. Схема ременной передачи: а – без натяжного устройства; б – с натяжным устройством
По принципу действия различаются передачи трением (нагрузку передают силы трения между шкивами и ремнем) и зацеплением (зубчато-ременные). Последние существенно отличаются по своим свойствам от передач трением и рассматриваются отдельно. Применение. Ременные передачи применяют в приводах для передачи движения от электродвигателя или ДВС, когда по конструктивным соображениям межосевое расстояние должно быть достаточно большим, а передаточное отношение и может быть не строго постоянным (приводы металлорежущих станков, конвейеров, транспортных, дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин и др.). Передачи зубчатым ремнем можно применять и в приводах, требующих постоянного значения и (приборные и робототехнические устройства). Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно не превышает 50 кВт, хотя может достигать 2000 кВт и более. Скорость ремня колеблется в пределах от 5 до 50 м/с, а в высокоскоростных передачах – до 100 м/с и выше. Безусловным требованием нормального функционирования ременных передач трением является наличие натяжения ремня, которое достигается либо предварительным упругим растяжением ремня, либо перемещением одного из шкивов относительно другого, либо натяжным роликом, либо автоматическим устройством, обеспечивающим регулирование натяжения в зависимости от передаваемой нагрузки. Достоинства ременных передач: 1) возможность передачи движения на значительные расстояния (до 15 м); 2) возможность работы с высокими частотами вращения; 3) плавность и низкий уровень шума вследствие эластичности ремня; 4) смягчение вибраций и ударов вследствие упругости ремня; 5) защита от перегрузок вследствие возможного проскальзывания ремня по шкиву (кроме передач зубчатым ремнем); 6) простота конструкции, эксплуатации, отсутствие смазочной системы и малая стоимость. Недостатки:1) большие радиальные размеры; 2) большие нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня, необходимость устройств для натяжения ремня; 3) непостоянное передаточное число вследствие неизбежного упругого скольжения ремня; 4) малая долговечность ремня в быстроходных передачах; 5) чувствительность нагрузочной способности к наличию паров влаги и нефтепродуктов. Ремни передач трением в зависимости от формы поперечного сечения ремня различают плоским ремнем (рис. 6.2, а), клиновым ремнем (рис. 6.2, б), поликлиновым ремнем (рис. 6.2, в), круглым ремнем (рис. 6.2, г). Наибольшее применение в машиностроении нашли клиновые и поликлиновые ремни.
а) б) в) г)
Рис. 6.2. Ременные передачи: а – плоским ремнем; б – клиновым ремнем;
Ремни изготовляют из прорезиненных тканей или синтетических материалов. Передача плоским ремнем обладает повышенными работоспособностью и долговечностью (в связи с меньшими напряжениями изгиба в плоских ремнях). Ее рекомендуют применять при больших межосевых расстояниях (до 15 м) или высоких скоростях ремня (до 100 м/с). За счет клинового эффекта в передачах клиновым и поликлиновым ремнями можно реализовать большие силы трения и уменьшить габариты передачи. Ремни круглого сечения используют впространственных передачах малой мощности (оборудование полиграфической и текстильной промышленности, настольные станки, приборы, бытовые машины). Скорость ремня до 30 м/с. 6.2. Основные геометрические параметры Основные геометрические параметры показаны на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Геометрические параметры ременной передачи
1. d 1, d 2 – диаметры ведущего и ведомого шкивов, мм. 2. а – межосевое расстояние передачи, мм. 3. Угол γ между ветвями ремня (в радианах). Угол γ между ветвями ремня находят из треугольника О 1 АО 2: sin(γ/2) = (∆/2), где ∆ = (d 2 – d 1)/2. Тогда угол между ветвями ремня в радианах; γ = 2arcsin(∆/ а) ≈ 2∆/ а. Угол α1 охвата ремнем малого шкива (в градусах). α1 = 180о – γо ≈ 180о – (2∆/ а)∙57,3о. Допускается использовать при расчетах выражение: α1 = 180о – γо ≈ 180о – (2∆/ а)∙57о. Минимальный угол охвата α1min для плоскоременной передачи должен быть 150о, для клиноременной α1min – 120 о. 4. Длина ремня L, мм (без учета его деформации на шкивах) определяется как сумма длин прямолинейных участков и длин дуг охвата ремнем малого и большого шкивов. L = 2 a (cos γ/2) +π/2 (d 2 + d 1) + γ/2(d 2 – d 1). Принимая (d 2 + d 1) /2 = dср и используя разложение в ряд Маклорена, согласно которому cos(γ/ 2) ≈ 1– (1/2)(γ/2)2, получаем зависимость для нахождения длины ремня L ≈ 2 a + π dср + ∆2/ а. При этом для бесконечных ремней следует уточнить из полученного для длины L выражения предварительно заданное межосевое расстояние: 6.3. Силовые соотношения в передаче Для нормальной работы ременной передачи необходимо обеспечить определенное трение между ремнем и шкивом, поэтому ремню после установки на шкив придают предварительное натяжениесилой F 0 (причем, чем больше F 0, тем выше тяговая способность передачи и меньше срок службы). До приложения нагрузки (передача в состоянии покоя или холостого хода) каждая ветвь ремня натянута одинаково с силой F 0 (рис. 6.4, а). а) б) Рис. 6.4. Натяжение ветвей ремня: а – в состоянии покоя; б – после приложения вращающего момента
При приложении рабочего вращающего момента Т 1 происходит перераспределение сил натяжения в ветвях ремня: ведущая ветвь (ВЩ) дополнительно натягивается до силы F 1,а натяжение ведомой ветви (ВМ) уменьшается до F 2(рис. 6.4, б). Из условия равновесия моментов относительно оси вращения – Т 1 + F 1 d 1/2 – F 2 d 1/2 = 0 или F 1 – F 2 = F t, где F t = 2∙103 Т 1 / d 1 – окружная сила на шкиве, Н. Здесь Т 1 в Н ∙ м; d 1 в мм. Общая геометрическая длина ремня не зависит от нагрузки и во время работы передачи остается неизменной. Дополнительное упругое удлинение ведущей ветви под действием силы ∆ F = F 1 - F 0компенсирует равное сокращение ведомой ветви под действием силы ∆ F = F 0– F 2. Следовательно, насколько возрастает сила натяжения ведущей ветви ремня, настолько же снижается сила натяжение ведомой, т.е. F 1 = F 0 +∆ F и F 2 = F 0– ∆ F или F 1+ F 2 = 2 F 0. Решая совместно уравнения F 1– F 2 = F t и F 1+ F 2 = 2 F 0, получим F 1 = F 0 + Ft / 2; F 2 = F 0 – Ft / 2. (1) При обегании ремнем шкивов на него действует центробежная сила Fц, Н: Fц = 10-6 ρАv 2, где А – площадь сечения ремня, мм2; ρ – плотность материала, к г /м3, v – скорость ремня, м/с. Сила Fц отбрасывает ремень от шкива, снижая тем самым силы трения и нагрузочную способность передачи. Таким образом, силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня: при передаче полезной нагрузки (F 1 + Fц)и (F 2+ Fц)соответственно; на холостом ходу (F 2+ Fц). Нагрузка на валы и подшипники. Силы натяжения ветвей ремня нагружают шкивы, валы, на которых шкивы установлены, и опоры валов – подшипники. В покое ветви ремня нагружены силами F 0,предварительного натяжения (рис. 6.5, а): угол между векторами (80° ≤ α1). а) б)
Рис. 6.5. Нагрузка на валы и подшипники: Из рассмотрения треугольников равнобедренного ОАС и прямоугольного ОВА следует: ОС = 2 ОВ =2 ОА sin(α1/2). Сила, действующая на валы в неработающей передаче, таким образом, определяется как Fв = 2 F 0 sin(α1/2), где α1 – угол обхвата. При передаче ремнем полезной нагрузки и без учета центробежной силы имеем (рис. 6.5, б): . Вектор Fв отклонен на угол θ от линии центров на малом шкиве в сторону ведущей ветви, а на большом – в сторону ведомой ветви. Обычно сила Fв, действующая на валы ременной передачи, в 2... 3 раза больше окружной силы Ft,что является серьезным недостатком ременных передач. 6.4.Напряжения в ремне При работе ременной передачи напряжения по длине ремня распределены неравномерно (рис. 6.6). Различают следующие виды напряжений в ремне:
Рис. 6.6.Эпюры напряжений в ремне
1. Напряжение σ 0 от силы предварительного натяжения. В состоянии покоя или при холостом ходе (вращение без передачи полезной нагрузки) каждая ветвь ремня натянута силой F 0 .Таким образом, σ 0 = F 0/ А, где А – площадь поперечного сечения ремня. 2. Полезное напряжение σ t. Отношение окружной силы (полезной нагрузки) Ft к площади поперечного сечения ремня А называют полезным напряжением σt: σt = Ft / А, F t = F 1– F 2 А так как F t = F 1– F 2, то полезное напряжение σt является разностью напряжений σ 1 в ведущей и σ 2 в ведомой ветвях ремня при рабочем ходе на малой скорости (пока не сказывается влияние центробежных сил): σt = σ 1– σ 2 . Напряжения σ 1в ведущей и σ 2 в ведомой ветвях от сил F1и F2 с учетом (1): σ 1 = F 1/ А = F 0/ А + 0,5 Ft / А = σ 0 + 0,5 σt; σ 2 = F 2/ А = F 0/ А – 0,5 Ft / А = σ 0 – 0,5 σt. Значением σt оценивают тяговую способность ременной передачи. 3. Напряжение изгиба σи возникает в ремне при огибании им шкивов. По закону Гука: σи = εЕ, где ε = 2 y mах /d – относительное удлинение волокон на наружной стороне ремня при изгибе. Тогда σи = 2 y mах Е /d, (6.2) где Е – модуль продольной упругости материала ремня, у mах – расстояние от нейтральной линии до опасных волокон, с которых начинается разрушение ремня, d – расчетный диаметр. За расчетный диаметр d для передачи плоским ремнем берется диаметр наружной поверхности шкива; для передачи клиновым, поликлиновым и круглым ремнями – диаметр окружности по нейтральной линии ремня. Наибольшее напряжение изгиба в ремне (согласно (2)) возникает на шкиве меньшего диаметра d 1. Обычно для достижения минимальных габаритов передачи стремятся принимать небольшие значения диаметра d 1 малого шкива. Однако при этом возникают большие напряжения изгиба σи 1, которые могут в несколько раз превышать все другие напряжения. На практике значение σи 1 ограничивают минимально допустимым для каждого вида ремня значением d 1. Напряжение изгиба, изменяясь по отнулевому циклу, является главной причиной усталостного разрушения ремня. На тяговую способность передачи оно не влияет. 4. Напряжение от центробежной силы Fц σц = Fц / А. Влияние σц на работоспособность ременной передачи при v ≤ 25 м/с несущественно. Наибольшее напряжение (т. А на диаграмме, рис. 6.6) σ mах= σи 1 + σ 1 + σц = σи 1 + σ 0+ σ 1 + 0,5 σt + σц. Напряжение изгиба обычно значительно превышает все другие составляющие наибольшего напряжения. Максимальное напряжение действует в поперечном сечении ремня в месте его набегания на малый шкив и сохраняет свою величину на всей дуге покоя (рис. 6.6).
6.5. Скольжение ремня по шкивам. Передаточное число В ременной передаче различают два вида скольжения ремня – упругое и буксование. Упругое скольжение. В процессе обегания ремнем ведущего шкива сила его натяжения уменьшается от F 1 до F 2(рис. 6.3, б и 6.7). Так как деформация ремня пропорциональна силе натяжения, то при уменьшении силы натяжения ремень под действием силы упругости укорачивается, преодолевая сопротивление силы трения в контакте ремня со шкивом. При этом ремень отстает от шкива: возникает упругое скольжение ремня по шкиву. На ведомом шкиве также происходит скольжение, но здесь сила натяжения возрастает от F 2 до F 1,ремень удлиняется и опережает шкив. Упругое скольжение происходит не на всей дуге обхвата α, а лишь на части ее – дуге скольжения β, которая всегда расположена со стороны сбегания ремня со шкива. Длину дуги скольжения определяет условие равновесия сил трения на этой дуге и разности сил натяжения ветвей, т. е. окружной силы – F t = F 1– F 2. При нормальной работе: β 1 = (0,5... 0,7) α 1.
Рис. 6.7. Скольжение ремня по шкивам
Со стороны набегания ремня на шкив имеется дуга покоя (α – β), на которой сила в ремне не меняется, оставаясь равной силе натяжения набе-гающей ветви, а сам ремень движется вместе со шкивом без скольжения. Скорости v 1 и v 2 прямолинейных ветвей равны скоростям шкивов, на которые они набегают. Потерю скорости v 1 – v 2 определяет скольжение на ведущем шкиве, где направление скольжения не совпадает с направлением движения шкива (см. стрелки на дуге β 1 на рис. 6.7). I Упругое скольжение ремня неизбежно в ременной передаче, оно возникает в результате разности сил F 1 и F 2,нагружающих ведущую и ведомую ветви ремня. Упругое скольжение приводит к снижению скорости и, следовательно, к потере части мощности, а также вызывает электризацию, нагревание и изнашивание ремня, сокращая его долговечность. Упругое скольжение ремня характеризуют коэффициентом скольжения ξ: ξ = (v 1 – v 2)/ v 1 или v 2 = v 1 (1– ξ), где v 1 и v 2 – окружные скорости ведущего и ведомого шкивов. При нормальном режиме работы обычно ξ = 0,01...0,02. Буксование. С увеличением окружной силы Ft уменьшается дуга покоя, следовательно, уменьшается и запас сил трения. При значительной перегрузке дуга скольжения β 1 достигает значения дуги обхвата α 1 и ремень скользит по всей поверхности касания с ведущим шкивом, т.е. буксует. При буксовании ремня на ведущем шкиве ведомый шкив останавливается: передача теряет свою работоспособность. 6.6. Передаточное отношение Окружные скорости ведущего и ведомого шкивов соответственно v 1 = πd 1 n 1 /60 000 и v 2 = π d 2 n 2/60 000, где n 1 и n 2 – частоты вращения ведущего и ведомого шкивов, мин-1; Передаточное отношение ременной передачи: u = n1 /n2 = v 1 d 2/(v 2 d 1) = d 2/[ d 1 (1– ξ) ] Упругое скольжение, зависящее от значения окружной силы Ft,является причиной некоторого непостоянства передаточного отношения ременных передач. При проектировании рекомендуют принимать для передач плоским ремнем и ≤ 5, клиновым и ≤ 7, поликлиновым и ≤ 8, зубчатым и ≤ 12.
6.7. Критерии работоспособности и расчета ременной передачи Основные критерииработоспособности и расчета ременных передач: тяговая способность (прочность сцепления ремня со швом) и долговечность ремня. Расчет по тяговой способности является основным расчетом ременных передач, обеспечивающим одновременно и прочность ремней, и передачу ими требуемой нагрузки. Тяговую способность характеризует окружная сила Ft или полезное напряжение σt при данном натяжении силой F 0 ремня и скольжении ξ. Тяговая способность тем выше, чем больше угол обхвата α, коэффициент трения между ремнем и шкивом, сила F 0 предварительного натяжения. Тяговая способность понижается с увеличением скорости ремня из-за действия центробежных сил. Расчет на долговечность выполняют как проверочный. Тяговая способность ременной передачи обусловлена сцеплением ремня со шкивами. Экспериментально исследуя тяговую способность, строят графики – кривые скольжения и КПД(рис. 6.8); на их базе разработан метол расчета ременных передач. При постоянной силе предварительного натяжения F 0 кривые скольжения устанавливают связь между окружной силой Ft (тягой) и относительным скольжением. При построении графика по оси абсцисс откладывают относительную нагрузку, выраженную через коэффициент тяги φ: При возрастании коэффициента тяги от нуля до некоторого значения φК, называемого критическим (рис. 6.8), наблюдают только упругое скольжение ремня по шкиву. В этой зоне упругие деформации ремня приближенно соответствуют закону Гука, поэтому кривая скольжения близка к прямой. Этот участок характеризует устойчивую работу ремня. При дальнейшем увеличении коэффициента тяги от φК до φ max наблюдают как упругое скольжение, так и частичное пробуксовывание, которое по мере увеличения φ растет. Работа передачи становится неустойчивой. При φ mах окружная сила Ft достигает значения максимальной силы трения, дуга покоя полностью исчезает, а дуга скольжения β 1 распространяется на весь угол обхвата α1 – наступает полное буксование ремня на ведущем шкиве.
Рис. 6.8. Кривые скольжения и КПД
6.8. Потери в передаче и КПД. Долговечность ремня Потери в передаче и КПД. При работе ременной передачи возникают потери на: упругий гистерезис, скольжение ремня по шкивам, трение в подшипниках опор и аэродинамические сопротивления. В клиноременной передаче дополнительно возникают потери на радиальное скольжение ремня в канавке и на его поперечное сжатие. Наибольшая доля потерь приходится на гистерезис при изгибе, особенно для клиноременных передач. Потери, связанные с изгибом и аэродинамическим сопротивлением, не зависят от передаваемой нагрузки. Поэтому КПДпередачи при малых нагрузках невысок, так как велики относительные потери. Он достигает максимума η maх в зоне критического значения φК (рис. 6.8). В диапазоне значений коэффициента тяги от φК до φmax к упругому скольжению прибавляется частичное буксование, которое вызывает изнашивание и нагрев ремня, а также резкое снижение КПД передачи вследствие увеличения потерь на скольжение. Согласно кривым скольжения и КПД передаваемую силу Ft следует принимать вблизи значения φК, которому соответствует η max. При нормальных условиях работы для передачи плоским ремнем η max = 0,95... 0,97; для передачи клиновым и поликлиновым ремнем η max = 0,92... 0,96. Работу передачи при Критерием рациональной работы ремня служит коэффициент тяги φК значение которого определяет допускаемую окружную силу[ F t ]. Из формулы φ = Ft /(F 1+ F 2) = Ft / (2 F 0) = σt /(2 σ 0) следует: [ F t ] = 2 φК F 0. Значения φК установлены экспериментально для каждого типа ремня: для плоских ремней φК = 0,4... 0,5; для клиновых и поликлиновых φК = 0,7..,0,8. Долговечность ремня зависит не только от значений напряжений, но и от характера их изменения за один цикл, а также от числа таких циклов. Поскольку напряжения изгиба превышают все другие составляющие суммарного напряжения в ремне, то долговечностьв большой степени зависит от числа изгибов ремня на шкивах. Следует иметь в виду, что за один пробег ремня в передаче с u = 1 в нем дважды действуют максимальные напряжения(ремень испытывает два изгиба на шкивах равного диаметра). Одной из составляющих напряжений является напряжение от силы F 0 предварительного натяжения ремня. Чем больше F0 , тем выше тяговая способность передачи, но ниже долговечность ремня. Под влиянием циклического деформирования в ремне возникают усталостные разрушения – трещины, надрывы, расслаивание ремня. Снижению сопротивления усталости способствует нагрев ремня от внутреннего трения и от скольжения его по шкивам. Полный цикл напряжений соответствует одному пробегу ремня по шкивам, при котором уровень напряжений в поперечном сечении ремня меняется в соответствии с прохождением им каждого из четырех характерных участков: два шкива, ведомая и ведущая ветви Число пробегов ремня (число циклов нагружения) за весь срок работы передачи пропорционально частоте пробегов: υ = ν / Lр ≤ [ ν ], где v – скорость ремня, м/с; Lр – длина ремня, м; [ υ ] – допускаемая частота пробегов, с-1. Частота пробегов является показателем долговечности ремня: чем больше υ, тем больше число циклов при том же времени работы или тем меньше долговечность при том же уровне напряжений. Для достижения средней долговечности в 2000...3000 ч рекомендуют ограничивать частоту пробегов, принимая для ремней: • плоских (прорезиненных-синтетических) [ υ ] < 10 – 50 с-1; • клиновых[ υ ] < 20 с-1; • поликлиновых [ υ ] < 30 с-1. В основе уточненных методов расчета ремней на долговечность лежит уравнение кривой усталости σq max NE = С, где q и С – опытные постоянные; σ mах – наибольшее напряжение, определяемое в п. 8.4; NE эквивалентное число циклов нагружения, NE = 3600 υ zшк Lh / kи. Здесь υ – частота пробегов ремня, с-1; zшк – число шкивов в передаче; 6.9. Расчет клиноременных передач В машиностроении преимущественно применяют передачи клиновым или поликлиновым ремнем. Клиновые ремни имеют трапециевидное поперечное сечение (рис. 6.9), а шкивы канавки соответствующего ремню профиля. Профили ремней и канавок шкивов имеют контакт только по боковым (рабочим) поверхностям ремней и боковым граням канавок шкивов. Между внутренней поверхностью ремня и дном канавки шкива должен быть зазор. В передаче часто применяют несколько клиновых ремней (комплект). Достоинством этой передачи по сравнению с передачей плоским ремнем является то, что благодаря повышенному (до трех раз) сцеплению ремня со шкивами, обусловленному эффектом клина, она может передавать большую мощность, допускает меньший угол обхвата на малом шкиве, а следовательно, и меньшее межосевое расстояние а, допускает бесступенчатое регулирование скорости (ременные вариаторы).
Рис. 6.9. Поперечное сечение клинового ремня
Недостатками являются большие напряжения изгиба вследствие значительной высоты ремня, большие потери на внешнее и внутреннее трение, большая стоимость изготовления шкивов и неодинаковая работа ремней в комплекте вследствие отклонений в их длине. Рекомендуется применять передачиклиновыми ремнями при малых межосевых расстояниях, больших передаточных числах, вертикальном расположении осей валов. Клиновые передачи применяют для мощностей до 200 кВт. Типы ремней. Клиновые ремни состоят (рис. 6.9) из несущего слоя – корда 1на основе материалов из химических волокон (кордшнур или кордовая ткань), резины 2и оберточной ткани 3,свулканизированных в одно целое. В зависимости от конструкции несущего слоя, расположенного в зоне нейтральной линии, клиновые ремни бывают двух типов: кордтканевые и кордшнуровые. В кордтканевых корд состоит из нескольких рядов вискозной, капроновой или лавсановой ткани. В кордшнуровых ремнях корд состоит из одного ряда навитых по спирали шнуров из полиэфирных или полиамидных волокон; для передач с высокой нагрузкой – из кевлара. Кордтканевые ремни характеризует меньший модуль упругости, они лучше работают при ударной и вибрационной нагрузке. Клиновые ремни выпускают бесконечными. Перспективными являются ремни без обертки 3 (рис. 6.9). Коэффициент трения при этом в 2 раза выше, чем при наличии обертки, что увеличивает тяговую способность, позволяет уменьшить натяжение и тем самым повысить долговечность. Основные размеры клиновых ремней: расчетная ширина wP и расчетная длина LP по нейтральному слою, расположенному на расстоянии у0 от большего основания трапеции. В зависимости от отношения wP к высоте h (рис. 6.9) стандартные клиновые ремни изготовляют нормального (wP / h = 1,4), узкого Клиновые ремни нормальных сечений обозначают (в порядке увеличения поперечного сечения): Z, А, В, С, D, Е. В зависимости от применяемых материалов и технологии изготовления ремни выпускают четырех классов (в порядке повышения качества): I, II, III и IV. Из-за большой массы скорость их ограничена (до 30 м/с). Вследствие большой относительной высоты ремни нормальных сечений имеют ограниченную долговечность. Большая высота ремня приводит к значительным деформациям сечения при изгибе, прогибу ремня в канавке, неравномерному распределению нормальных давлений в зоне контакта ремня со шкивами и неравномерному распределению нагрузки по нитям корда. Клиновые ремни узких сечений изготовляют четырех сечений: SPZ, SPA, SPB, SPC. Благодаря меньшему отношению ширины ремня к высоте имеют более равномерное распределение нагрузки по нитям корда. Поэтому узкие ремни допускают большие натяжения, передают при той же площади сечения в Широкие клиновые ремни предназначены для вариаторов. Для двигателей автомобилей, тракторов и комбайнов применяют вентиляторные ремни. Расчетная длина LP соответствует длине клинового ремня на уровне нейтральной линии. Допускаемые отклонения длины ремней значительны, поэтому требуется тщательно подбирать комплекты ремней по длине. Например, при LP = 1250... 1900 мм допускают разность длин ремней одного комплекта до 4 мм. При разрушении одного ремня заменяют весь комплект. Использование новых ремней с ремнями, бывшими в употреблении, недопустимо. Ремни, бывшие в употреблении, подбирают отдельным комплектом. Поликлиновые ремни – бесконечные плоские ремни с продольными ребрами – клиньями, входящими в кольцевые клиновые канавки на шкивах (рис. 6.10). В поликлиновых ремнях корд 1 из высокопрочного полиэфирного шнура расположен в тонкой плоской части. Резина 2над кордом и по ребрам ремня защищена оберткой 3. Выпускают также ремни без обертки, обеспечивающие коэффициент трения в 2 раза выше, чем при наличии обертки, что увеличивает тяговую способность, позволяет снижать предварительное натяжение. Изготовляют ремни трех сечений (в порядке увеличения высоты Н ремня, высоты h ребра, шага р: К, Л и М). Размер δ определяет положение нейтрального слоя.
Рис. 6.10. Поперечное сечение поликлинового ремня
Поликлиновые ремни сочетают достоинства ремней плоских I (гибкость) и клиновых (высокая тяговая способность). Благодаря высокой гибкости допускают применение шкивов малых диаметров. Поликлиновые ремни могут работать при скоростях до 65 м/с. Рабочая поверхность расположена по всей ширине ремня, что обусловливает высокую нагрузочную способность: при одинаковой передаваемой мощности ширина b поликлинового ремня существенно меньше ширины комплекта клиновых ремней нормальных сечений. Поликлиновую передачу применяют при мощностях до 1000 кВт. Малая масса ремня способствует снижению уровня его колебаний. Однако передачи поликлиновыми ремнями чувствительны к относительному осевому смещению шкивов и отклонению от параллельности осей валов. В настоящее время в машиностроении получили наибольшее распространение передачи клиновыми (нормального и узкого сечения) и поликлиновыми ремнями. Скорость клиновых ремней не должна превышать 25–30 м/с, а поликлиновых ремней – 40 м/с. При одинаковых габаритных размерах передача узкими клиновыми ремнями в 1,5–2 раза выше по тяговой способности, чем передача клиновыми ремнями нормального сечения. Согласно ГОСТ 1284.3-96 производится подбор типа и числа клиновых ремней и расчет передачи. Расчет передачи клиновым и поликлиновым ремнем ведут из условий тяговой способности и долговечности. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|