Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественное призрение в России в 1725 – 1796 гг.





Период с 1725 по 1762 гг. вошел в историю России как эпоха дворцовых переворотов. Неустойчивость власти не способствовала делу укрепления и нормализации системы государственного призрения. Наоборот, происходит заметное ухудшение в этой области. Главенствующим направлением становится ужесточение мер по борьбе с нищенством, т.е. происходит дальнейшая регламентация системы наказания. При Елизавете дальнейшее развитие получает рабочее социальное законодательство. В 1741 г. издаются такие нормативные документы как “Регламент” и “Рабочие регулы” для суконных фабрик. В “Регламенте” содержался целый ряд предписаний для фабрикантов. Им предписывалось обеспечивать рабочих и низший административный персонал жильем, обязательным условием было открытие лечебниц, повелевалось одевать рабочих в приличную одежду за счет зарплаты. Разрешая штрафовать рабочих за некачественную работу, правительство указывало, что оставшиеся штрафные деньги должны использоваться на нужды лечебниц и поощрения работных людей.

“Рабочие регулы” (правила) 1741 г. утвердили тарифы за все виды работ, причем хозяева были обязаны выдавать плату еженедельно. Следует отметить, что законы пытались облегчить положение рабочих лишь в определенной степени и не покушались на право собственников.

Серьезные изменения в деле благотворительности, направленные на создание стройной системы государственного участия в попечении о больных и неимущих, происходит в царствование Екатерины II (1762-1796 гг.). Она стремилась создать совершенную государственную систему благотворительности со своим управленческим аппаратом, финансами, формами и методами работы. С 1764 г. Екатерина II прекратила использование монастырей как государственных заведений социального призрения и решила заняться совершенствованием системы государственного призрения. В ноябре 1775 г. издается закон “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”, на основании которого во всех 40 губерниях в системе губернского управления создавались Приказы общественного призрения. Приказы общественного призрения координировали деятельность народных школ для сирот и неимущих, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен для престарелых и убогих, домов для неизлечимо больных, сумасшедших домов, работных домов, бесплатных аптек.

Приказы были переведены на самофинансирование, каждому единовременно было выделено по 15 тысяч руб., их следовало обратить в первоначальный уставный капитал и умножать через раздачу в займы или получать проценты на вклады в банке. Кроме того, приказы имели право принимать частные пожертвования, а города, селения и частные лица могли устраивать увеселительные мероприятия для сбора средств в пользу неимущих. Приказы общественного призрения обязаны были иметь работные дома, которые давали бы работу и кров тем трудоспособным нищим, которые являлись бы туда добровольно.

Екатерина II значительно смягчила карательную систему по отношению к нищим. Ею были приняты меры по учреждению в каждой из 26 епархий по одной богадельне, составлены правила о пристройстве безумных. В годы царствования Екатерины II были регламентированы обязанности полиции по борьбе с уличным нищенством. Обязанность кормить своих бедных и не допускать их бродить была возложена на помещиков и дворцовых. Чьи же крестьяне нищенствовали, налагался штраф.

Кроме того, при Екатерине II было положено начало созданию филантропических обществ. Особое место занимало основанное в Москве в 1761 “Дружеское ученое общество”, которое возглавлял Н.Н.Новиков, Обществом издавался ежемесячник “Утренний свет”, доходы от которого шли на содержание духовных училищ для бедных детей и сирот в Санкт-Петербурге); бесплатной аптеки для бедняков, больницы для бедных; за счет пожертвований издавались книги, помогающие молодым людям в обучении.

Таким образом, при Екатерине II появились новые подходы к общественному призрению, были созданы государственные органы управления (приказы), в обязанности которых вошло попечение о нищих, сиротах и убогих, внедрялось строгое деление на учреждения закрытого типа и общественные заведения, расширялась категория нуждающихся в призрении. Однако в губерниях деятельность институтов социальной помощи не была постоянной, и они не могли удовлетворять потребности населения. Тем не менее система призрения, созданная в этот период просуществовала на протяжении многих лет.

Значительное место в сфере общественного призрения отводится деятельности супруги Павла I - императрице Марие Федоровне. 12 ноября 1796 г. Павел Iименным указом назначил Марию Федоровну покровительницей Воспитательного общества благородных девиц и его мещанское отделение.

2 мая 1797 г. императрица приняла в свое ведение Воспитательные дома, Сохранные казны, Коммерческое училище. Этим было положено создание Ведомства учреждений императрицы Марии.

За 30 лет своей деятельности Мария Федоровна значительно расширила сеть благотворительных учреждений, учебных заведений, строила учреждения просветительского характера, проявляла внимание к детям, страдающим различными недугами, открывала воспитательные дома для глухонемых и слепых детей. После смерти Марии Федоровны в период с 1828 г. по 1881 г. все учреждения Ведомства были приняты под покровительство императора Николая I.

Итак, в XVIII в. в России оформилась система государственной благотворительности, появились специальные органы призрения (приказы). В сельской местности призрение нуждающихся оказывалось в ведении местных общин и помещиков. Итогом XVIII столетия стала также и фактическая законодательная ликвидация системы открытого призрения в городах.

В первой половине XIX века в период царствования Александра I (1801-1825) с учреждением в 1802 г. Министерств, приказы вошли в ведение Министерства внутренних дел. Первая четверть XIX в. прошла для приказов под знаком мелочной опеки и роста формализма в их работе. Регламентацией деятельности приказов досконально занимался министр внутренних дел В.С. Кочубей. В 1823 г. В.С. Кочубей сделал распоряжение относительно правил внутреннего устройства богоугодных заведений приказов. Все заведения были разделены на 4 разряда в зависимости от числа призреваемых. Выбор разрядности заведения предоставлялся на усмотрение местного начальства.

В 1856 г. приказам было воспрещено заниматься кредитно-ссудными операциями, что предполагало возвращение их к чисто благотворительным организациям. К 1857 г. были составлены отчеты об их состоянии. На один приказ (следовательно - на одну губернию) в среднем приходилось 9-10 больницу, 1 дом для младенцев или сиротский приют, 0,5 работного дома. Работа приказов вызывала все большие нарекания. Выявились две серьезные болезни системы. Во-первых, возраставшая бюрократизация и мелочная опека над деятельностью приказов со стороны МВД. Канцелярская рутина поглотила всякое живое дело, деятели приказов были превращены в обычных чиновников. Во-вторых, денег приказов не хватало на организацию квалифицированной помощи в благотворительных заведениях.

В начале XIX в. дальнейшее развитие получило создание благотворительных обществ. В мае 1802 г. в Петербурге при содействии императора Александра I было основано Благодетельное общество.

Ежегодно государем выделялось по 40 тыс. руб. на счет общества. С 1814 г. общество было переименовано в Императорское человеколюбивое общество. Во главе общества стоял комитет, состоявший из 11 человек, в числе которых находился главный попечитель в звании председателя и его помощник. С течением времени функции и возможности общества расширялись, и в конце XIX века оно превратилось вместе с учреждениями императрицы Марии в некоторый сверхгосударственный орган социального призрения и обеспечения. Число учреждений общества достигло 210. К ним относились учреждения постоянного призрения (учебно-воспитательные заведения для детей, богадельни, бесплатные и дешевые квартиры), учреждения для оказания временной помощи (медицинские, благотворительные, выдававшие единовременные пособия, ночлежные приюты).

Ко времени царствования Александра I относится также образование обществ, основанных на принципах взаимного вспоможения. Их члены, принадлежавшие к одному какому-либо сословию, составляли капитал посредством ежегодных взносов, который использовался на вспомоществование как людям из их среды, так и вдовам и сиротам.

В царствование Александра I были также сделаны попытки провести социально-защитные мероприятия в отношении рабочих. Своими указами правительство проявляло намерение регулировать продолжительность рабочего для, снизив его до 12 часов, размеры оплаты труда, а также социальное призрение инвалидов и престарелых фабричных людей.

Значительным явлением в социальном законодательстве Александра I стало “Горное положение” 1806 г. о предприятиях горнозаводской промышленности. В соответствии с этим Положением, каждый государственный или частный завод, имевший более 200 рабочих, должен иметь госпиталь для их обслуживания, причем бесплатно. Положение обязывало начальников предприятий учредить при всех заводах горные школы для обучения детей грамоте, а также богадельни. Право социального призрения в богадельнях получали все увечные, престарелые, нетрудоспособные люди при условии их принадлежности к заводским селениям и округам. Кроме взрослых в богадельни принимались и малолетние сироты с перспективой их дальнейшего использования на горной службе. Следует отметить, что законы эпохи Александра I относительно рабочих имели гуманные положения. Однако эти законы имели ограниченный характер, поскольку касались лишь рабочих - приписных крестьян. Не случайно польза от них работным людям была незначительной.

В период правления Николая I эффективно продолжает действовать Ведомство учреждений императрицы Марии. Большая часть женских учебных заведений поступила в заведование императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Несмотря на серьезные мероприятия, проводимые в сфере призрения к середине XIX в. система государственного призрения в России заходит в тупик. Церковно-монастырская отрасль призрения находилась в состоянии кризиса. Бездеятельность государственных органов сочеталась с крайними трудностями в учреждении как общественных, так и частных благотворительных обществ, так как они открывались с ведома МВД и с разрешения императора. В основном, учреждения призрения были сосредоточены в столицах России: Москве и Санкт-Петербурге. К 1861 году благотворительные общества существовали лишь в 8 городах, а к 1863 г. были учреждены еще в 9 губерниях. Многие благотворительные учреждения находились в бедственном положении, не могли вместить всех нуждающихся в призрении. Нужны были иные методы социальной политики, либеральные круги общества не устраивали жесткие бюрократические ограничения самодеятельности в социальной сфере и других областях российской жизни. Активные выступления либеральных кругов за расширение местного самоуправления стали важным фактором, под воздействием которых правительство пошло на проведение административных реформ.

Вопрос







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.