Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первые исследования явлений социальной патологии





На рубеже ХIХ-ХХ вв. появились исследования, посвященные анализу явлений социальной патологии: нищенства, проституции, пьянства, самоубийства. Российское общество заинтересовалось проблемами благотворительности. «Нищими на Руси называется сословие людей, ничего не делающих и промышляющих сбором подаяний Христа ради». Этот христианский обычай милостыни привел к скоплению неимоверного числа нищих в городах, в Москве. Согласно исследованиям, в период с XI до начала XVII века нищенство порождалось исключительно голодом. В отдельные годы голод был жесток, что отмечались случаи людоедства. Но и в относительно спокойное время нищие в Москве встречались повсюду. В Москве XVII века были нищие царские, богадельные, кладбищенские, патриаршие, соборные, монастырские, церковные, гулящие и леженки.   Кроме ежедневной милостыни щедрое подаяние по традиции следовало раздавать в радостные дни и в дни горя. Сострадание к нуждающимся покоилось на господстве личного чувства милосердия, неразрывно с глубоким религиозным чувством. С течением времени инстинкт самосохранения общественного организма стал ощущать угрозу в виде толп нищих и бродяг своему спокойному существованию и развитию. В 1551 году Стоглавый собор постановил выявлять истинно нуждающихся, прокаженных и состарившихся и призревать их по богадельням. Богадельни содержались не столько на деньги казны, сколько на ту же милостыню, но передаваемую через монастыри и церкви. Осознанное движение государства навстречу нуждам обездоленных было не эффективным, не столько из-за мизерности средств на призрение, сколько из-за того, что большинство нищих в больших городах составляли праздношатающиеся, воры, пьяницы и пр. изгои общества. Поэтому во второй половине 17 века главная мера борьбы с нищенством - репрессия. В 1682 году появился указ Федора Алексеевича, где была высказана идея репрессивных мер против нищих, особенно профессиональных. Предполагалось наказание взрослых и исправление детей через школы, не был воплощен в жизнь из-за смерти царя. Последующее российское законодательство четко разделяло нищенство на истинное и ложное, предусматривало призрение для истинных нищих в специальных заведениях и наказание для нищих-профессионалов. Ожесточенная борьба с нищенством велась в правление Петра Великого. Законы того времени определяли: всех задержанных нищих приводить в Монастырский приказ, а оттуда расселять по богадельням. Законодательство ужесточалось - вышло запрещение просить по церквям. Вскоре взыскания за нищенство сравнивались с наказаниями за тяжкие преступления: пойманных во второй раз били кнутом на площади и ссылали на каторжные работы, баб и детей отправляли принудительно трудиться на мануфактурах. Принимались меры против подающих милостыню - подвергались штрафу в 5 рублей. Такой же штраф ждал помещика, допустившего нищенствовать своего крепостного. В 1734 году, желая очистить улицы Петербурга, правительство запретило пускать нищих через заставы в город. Однако это не уменьшило числа просящих Христа ради. В царствование Екатерины 2 помощь обездоленным впервые осознана как обязанность государства. Было предложено вести борьбу с профессиональным нищенством, суровость репрессий заметно снизилась по сравнению с прежним временем, так было отменено «нещадное битье» нищих. Павел 1 повелел содержать городских нищих за счет городов, помещичьих - за счет помещиков, казенных - за счет своих селений, чтоб только «нигде и никуда не шлялись». У городов и селений не было средств, а нищие предпочитали бродячую жизнь. Император Александр 1 решил бороться с нищенством с другой стороны, предусмотрев в указе 1809 года строгие кары против виновных в не смотрении за нищими. Но все эти меры не смогли решить проблемы нищенства, количество людей живущих подаянием не уменьшалось. Среди нуждающихся больше половины могло зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, профессиональные нищие.   Профессиональный нищий - лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам и состоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промысла занимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-либо действительно бывшего или вымышленного несчастья. В конце 19 века 70-80% нищих - профессионалы, для них попрошайничество - легкий, чем работа, способ заработать на пропитание. Существовали «школы нищих». 2 разряд- нищие, которые по сиротству, временной болезни и по другим причинам впали в нищету, но по летам и силам могут снискивать себе пропитание и лишь не имеют ни случая, ни способов к работе и занятиям. Таким лицам Комитет доставлять работу или в своих мастерских, или у посторонних лиц, или же помещать их в дома трудолюбия, на фабрики, заводы казенные и частные. От комитета получают одежду и денежное пособие. 3 разряд - нищие, которые по летам и крепости сил могли бы трудиться, но по лености и привычке к праздности бродяжничают, составив для себя из прошения милости род ремесла. Такие передаются суду и, по отбытию наказания, иногородние высылаются в местожительства с воспрещением выдачи паспортов на отлучку в течение двух лет, а столичные передаются в распоряжение Градоначальника. 4 разряд - нищие случайные или временные от непредвиденных несчастных обстоятельств: а) просрочившие паспорт по болезни, неграмотности, поэтому лишившиеся возможности приискать место или работу и б) находящиеся в отдаленности от своих хозяйств, лишившиеся взятых из дома денег и потому не могущих ни найти занятий, ни продолжить дорогу, ни вернуться на родину. Таким нищим комитет испрашивает отсрочку паспортов, выписывает новые паспорта, дает работу у себя или помещает к частным лицам, помогает вернуться домой, снабжая или деньгами или бесплатным билетом на проезд по железной дороге. Это хорошо на бумаге, на деле столичные Комитеты, (Петербургский), не имел достаточных средств для того, чтобы справиться с нищими; собственных мастерских не было; фабриканты, и заводчики нищих не брали, т.к нищие - плохие работники. Полиция доставляла в комитет не всех задержанных нищих, а не более 10 - 15 %, остальные высылались административным порядком на родину, откуда сразу возвращались в столицу. Нищих в городах было очень большое количество. Лица, живущие подаянием, вынуждены ввиду своей многочисленности, разбиться на разные специальности. Формы нищенства (А. Ф. Кони) - четыре группы: ищущие труда, бегущие от него, неспособные к нему и испорченные для него. Нищие отнесены к трем последним группам Л. Семилужинский - классификация «бродяг», пять их видов: «бродяги-работники», «бродяги-нищие», «бродяги-воры», «бродяги-обманщики» и «бродяги-монетчики». Здесь смешивались и вольнонаемные работники, и профессиональные нищие, и обычные уголовники. А.И.Свирский составил целый реестр нищенства. Разделил нищих: на городских и сельских. Городские нищие, (стрелки), делятся на две группы - на христодатников и охотников. Христодатники имеют 11 отдельных видов: богомолы (просящие милостыню на церковной паперти); (имеют строго определенное место и входят в артель со старостой); могильщики (просящие на кладбищах); (то же самое); горбачи (побирающиеся с сумою); (ходят по домам; войдя в квартиру или дом рассказывают о больной тифом или оспой жене или детях. Ему дают подаяние и выпроваживают); ерусалимцы (мнимые странники); (разносят щепотки от гроба Господня или пузырьки с ваксой уверяя, что это тьма Египетская и тому подобное. Обходят и христиан и католиков и староверцев.); железнодорожники (просящие в вагонах железной дороги); севастопольцы (отставные солдаты, утверждающие, что они были ранены при севастопольсткой обороне);барабанщики (стучащиеся по окнам); безродники (бродяги); складчики (берущие милостыню не только деньгами, но и хлебом, яйцами, овощами и старым платьем); "погорельцы" – «пострадавшие» от пожара; "переселенцы" – возвращающихся на родину «неудачных переселенцев». Второй класс нищих "охотники" - 2 вида: сочинители (подают благотворителям просительные письма); "протекционисты" (являющиеся в дом якобы по рекомендации близкого знакомого). Сельские нищие, по роду промысла, -просящие на церковь и просящие на себя. А.Левенстим дополнил список «профессий» нищенства: женщина с «больным ребенком» (иногда вместо ребенка полено, иногда свой ребенок, но часто за определенную плату берут в аренду чужого ребенка по-крикастей, если ребенок помирает, то, не желая потерять деньги, женщина продолжает работать с трупом на руках); собирающие «на погребение младенца» (с гробиком в руках); собирающие «на приданое невесте»; обирающие «по слабости здоровья ввиду выписки из больницы»; «калеки» и «слепые»; собирающие «на угнанную или павшую лошадь»; собирающие «на билет для возвращения на родину»; «благородные, потерпевшие за правду»; «бывшие» купцы, студенты и пр.; шарманщики, музыканты, дети с «ученым барсуком». Нищие, приноравливаясь к общему прогрессу и к интересам дня, постоянно изобретают новые формы попрошайничества. А.Бахтиаров, отказавшись от попыток выделить «профессии» нищенства, описал несколько устойчивых видов и приемов попрошайничества, применявшихся по всей России: «На паперти». Это был самый невинный и безопасный способ, т.к. полиция не трогала нищих у церквей и на кладбищах.«Стойка» — пребывание на постоянном месте в городе при скоплении народа, но вдали от полицейских. «Ход» — движение по городу или железнодорожным пригородным вагонам. «Ходоки» делились на «сухих», презиравших брать не деньгами, и «савотейщиков», берущих хлебом. «Сесть на якорь» — просить милостыню, сидя на голой земле, зимой на снегу, часто притворяясь калекой. «Круговая» — сбор милостыни в субботу, когда нищие обходили лавки. «Суббота — праздник нищих». «Стрелять по знакомым местам» — совершать планомерный обход домов состоятельных граждан, уже известных своей благотворительностью. А. Бахтиаров в типологии нищих выделил, исходя из психологических мотивов нищенской деятельности, 6 разрядов, присоединив к ним возможные практические меры уничтожения нищенства: Лица «злой воли», «притворного лукавства», сознающие безнравственность своей деятельности, но продолжавшие заниматься обманным промыслом даже при возможности жить честно. Меры профилактики карательные. Лица, не вполне сознающие аморальность обмана и занимавшиеся им «бессознательно» и добровольно. Мягкая система мер принудительного труда, моральное воспитание, простое человеческое понимание способны вырвать их из нищенской среды. Лица, не сознающие позора нищенства и обмана, с ним связанного, вследствие своего «воспитания» улицей, нравственной деформации и физического вырождения. Часто нищие во втором и третьем поколении, иногда калеки. Для этих людей нужны богоугодные заведения, приюты и лечебницы. Лица, которые побирались по постороннему внешнему давлению как ситуационному (неудачи, драмы, скверные обстоятельства жизни), так и персональному. Серия организационных мер — личных, общественных и государственных. Лица, руководствовавшиеся религиозными побуждениями и оценивавшие сбор милостыни как дело, «угодное Богу. Лица, убежденные в своем жизненном праве на подаяние, не замечавшие, что оно несообразно с человеческим достоинством. Старики и старушки, под конец жизни получить своеобразный пансион и отдых от забот и труда. Средство - создание сети богаделен и лечебниц для престарелых. Исследовалось во что обходились нищие населению. И.Прыжов, определяя заработок нищего в 25 коп. в день, подсчитал, что нищим разных категорий раздается 27 375 000 руб. ежегодно; Недоховский, утверждает, что крестьянское население тратит в год на милостыню колоссальную сумму в 230 миллионов рублей. Журнал «Трудовая помощь» за 1898 год №1 пишет о других размерах. «на одних нищих москвичи расходуют много больше миллиона рублей... В сельской местности каждый сколько-нибудь зажиточный крестьянин просящих Христовым именем имеет от 3 до 4 рублей. Если уменьшить расчет вчетверо, то и тогда выйдет, что сельское население Европейской России уделяет на помощь бедным 10 млн. рублей.» Исследовались причины его появления и существования. Так И.Мещанинов считал, что причины нищенства могут быть разбиты на две группы: причины частные и общие. К частным: ссылка на поселение, высылка из столиц, народные бедствия. Общие делятся на: Экономические - обеднение крестьян, переселение деревни в город и появление заводского пролетариата, неудачные переселения на новые места, влекущие за собой или бедствование в новом месте, или возвращение разоренными на старое; Этнографические – цыгане, башкиры, татары и другие. В сельской местности «нищенские гнезда» - все жители жили за счет профессионального нищенства. Исторические - промысловое нищенство и пьянство. Бытовые - убеждение, что подать нищему все равно, что подать Самому Христу. С одной стороны, а с другой существующий обычай идти на поклонение св. местам, допускается и людьми состоятельными, наконец, обычай щедрой раздачи милостыни в определенные дни (среда, пятница и суббота у раскольников), в дни свадеб, поминок и смерти - вся эта щедрая и бессистемная раздача милостыни значительно содействует развитию нищенства. Е. Максимов- другие причины нищенства. Индивидуальные - физические и психические причины нищенства. (полная потеря сил,временная болезни).Семейные причины - многосемейность, смерть одного из супругов, смерть в семье работника, уход его для отбывания воинской повинности и семейные разделы. Социальные причины - Все социальные условия можно подразделить на три больших группы. Первая - условия экономические, вторая - правовые, третья - бытовые. Экономические причины - коренные т.к. нищета относится к области экономических явлений. В 18- 19 веке к этим причинам относили: недостаточное обеспечение крестьянского населения землей, слабая производительность, недостаточность развития промыслов и заработков, преобладание среди занимающихся чернорабочих, малое распространение профессиональных умений. Обеднение крестьян вследствие семейных разделов и раздробление на мелкие части хозяйства. Переселение из деревни в города и фабричные центры. И многое другое. Бытовые проблемы: во-первых, обычай низших слоев населения подавать просящему милостыню, а во-вторых, убеждения тех же слоев, в силу которых милостыня составляет богоугодное дело.
 

Первые исследования о явлениях социальной патологии. Основные итоги развития системы социальной помощи в началу XX в. Исследование причин и проблем пьянства (И.Прыжов); связи алкоголизма с ростом числа половых преступлений, самоубийств и с увеличением детской смертности (И.Сикорский). Феномен нищенства на Руси (И.Прыжов). Попытки классификации нищих по «профессиям» и «разрядам» (А.И.Свирский, А.Левенстим, И.Мещанинов) Проблема экономических, этнографических и бытовых причин (А.Левенстим, Е.Максимов, И.Мещанинов). «Нищенские гнезда»: их организация и сущность (И.Мещанинов). А.Бахтиаров о причинах русского нищенства. Исследование проблем самоубийств: причины и мотивы суицида (А.В.Лихачев, В.О.Бехтерев). Антропологический (В.Тарновский) и социологический (П.Е.Обозненко) подходы к проблеме проституции. Организация проституции в России (В.Окороков, И. Приклонский, Д.Бородин). Значение и черты первых исследований по явлениям социальной патологии. Итоги развития системы социальной помощи в России в начале XX в.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.