|
Лингвистические особенности русских пословицОдним из разделов фразеологии русского языка является паремиология, объектом исследования которой являются народные изречения, обладающие рядом семантических, структурных особенностей, а также рядом специфических признаков, таких как естественность происхождения и устойчивость в воспроизведении в речи [Алефиренко 2009: 244]. Паремии, под которыми понимаются изречения народного происхождения – это, прежде всего, пословицы и поговорки. Пословицы – меткие, краткие выражения поучительного, назидательного характера, появились давно. Трудно определить, в какой конкретно период времени они зародились и вошли в активный обиход. Но, тем не менее, ясно одно: появившееся в определенное время пословицы, содержащие в себе народную мудрость, опыт поколений до сих пор сопутствуют в нашей речи и играют значительную и заметную роль в ней. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению пословиц, как фразеологической единицы языка, обратимся к ее определению. Согласно В.И. Далю, создателю первого и уникального сборника «Пословицы и поговорки русского народа», «пословица - коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это — суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности» [Даль 2000:12]. Краткое и емкое определение пословице дает С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка: «пословица– краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм» [Ожегов 1999: 568]. Пословица, по своей сути, явление народного происхождения, а потому носящее в себе всю многогранность жизни, быта людей. Они содержат в себе эмоционально-экспрессивную оценку поступков людей, их качеств, событий, явлений; воплощают собой все аспекты трудовой деятельности людей и взаимоотношения между ними. В пословицах нашло отражение отношение людей к знаниям: корень учения горек, да плод его сладок; ученый водит, неученый следом ходит; кто хочет много знать, тому надо мало спать [Даль: Интернет-ресурс]. Пословицы обличают любовь русского народа к своей Родине, готовность постоять за неё, восхваляют храбрость, мужество и героизм: жить — Родине служить; береги Родину как зеницу ока; будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа; смелость города берёт; русский в поле не сробеет [Даль: Интернет-ресурс]. В народных изречениях осуждаются лень, безделье, нерасторопность, а труд, умение и талант, наоборот, прославляются: труд человека кормит; а лень портит; у лодыря что ни день, то лень; лень до добра не доводит; не печь кормит, а руки; дело мастера боится (а иной мастер дела боится); кто рано встает, тому Бог подает [Даль: Интернет-ресурс]. Много пословиц отражают материальное неравенство людей, а также отношение народа к деньгам: богат, да крив; беден, да прям; богачи едят калачи, да не спят ни в день, ни в ночи; бедняк чего ни хлебнет, да заснет; когда деньги говорят — правда молчит; кто нужды не видал, и счастья не знает; лучше нищий праведный, чем богач ябедный; при сытости помни голод, а при богатстве — убожество [Даль: Интернет-ресурс]. Взаимоотношения людей, а также их пороки и недостатки также нашли отражение в пословицах. Например: любить - чужое горе носить; не любить - свое сокрушить; любить тяжело; не любить тяжелее того; любовь не пожар, загорится - не потушишь; без беды друга не узнаешь; друг до поры - тот же недруг; не ставь недруга овцою, а ставь его волком; в лихости и зависти нет ни проку, ни радости; всякий трус о храбрости беседует; плохой плясун всегда музыканта хает; чужую крышу кроет, а своя течет [Даль: Интернет-ресурс]. Пословицы, как один из видов паремий, отличается, прежде всего, своей структурой, а именно, структурой предложения. Таким образом, пословица представляет собой полное, законченное суждение. Причем в большинстве случаях, пословицы состоят их двух частей, где первая часть представлена общим суждением, поучением, а вторая часть – толкованием поучения, его расшифровкой. Например: (38) не рой яму другому – сам в неё попадешь; (39) назвался груздем – полезай в кузов; (40) сколько вору ни воровать, а виселицы не миновать; (41) не имей сто рублей, а имей сто друзей. Смысловая структура пословиц представляет собой сложное взаимодействие лексического состава таковых и умозаключения, создаваемое на основе лексем, входящих в состав пословиц и ситуации употребления. Так пословица (42) без труда не вытащить и рыбку из пруда означает то, что любое дело требует усилий и труда. Данная пословица может использоваться в различных контекстах, когда речь идет необходимости применения усилий и стараний. К тому же, пословица дает некую рекомендацию, своего рода поучение, назидание, которое можно сформулировать следующим образом: желая добиться успеха в том или ином деле, нужно потрудиться и приложить немало усилий. Реализация нескольких значений и смыслов становится возможным благодаря иносказательной, но достаточно прозрачной внутренней формой пословиц. Рассуждая о внутренней форме пословиц, следует обратить внимание на их лаконичность, которая зачастую достигается путем ритмико-фонетической форме. Рифма – важный фактор, который способствует легкой запоминаемостью и воспроизводимостью пословиц в речи. Но не менее важным является и ритм. Залогом идеальной пословицы является сочетание рифмы и ритма, которое преобразует пословицу в некое поэтическое произведение. Например: (43) без дела жить – небо коптить; (44) без троицы дом не строится; (45) в болоте тихо, да жить там лихо; (46) дал Бог денечек, даст и кусочек; (47) добрые вести не лежат на месте [Даль: Интернет-ресурс]. С точки зрения семантики, смыслового содержания пословиц, то тут речь идет об обобщенном значении данного вида паремий. Более подробное пояснение к такому виду значения приводит З.К. Тарланов в своих трудах, выделяя два признака обобщенного значения: отсутствие в предложении конкретного лица, осуществляющего действие, при наличии самого действия и отсутствие в пословице указания на конкретное время [Тарланов 1999: 44]. Такая особенность пословиц вытекает из стилистических свойств, а именно использование определенных синтаксических моделей и лексики, не конкретизирующей лица и время действий, которая и позволяет строить суждения, охватывая всех сразу в любой промежуток времени. Обобщающий характер пословиц активно прослеживается в структурно-грамматическом аспекте данного вида паремий. Большая часть пословиц представлены в виде простых неопределенно-личных, обобщенно-личных предложений или в виде сложных предложений, состоящих их двух частей – 2 простых предложений, где субъект действия мыслится обобщенно. Пословицы со структурой неопределенно-личных предложений: (48) дареному коню в зубы не смотрят; (49) деньги не пахнут; (50) цыплят по осени считают. Обобщенно-личные предложения: (51) с кем поведешься, от того и наберешься; (52) что написано пером, не вырубишь топором; (53) без труда не вытащишь и рыбку из пруда; (54) шила в мешке не утаишь; что посеешь, то и пожнешь [Даль: Интернет-ресурс]. Обобщенность достигается также путем употребления в составе пословиц глаголов повелительного наклонения. Выше уже было сказано, что пословицы носят поучительный и назидательный характер, а повелительного наклонение призывает к тому или иному действию или предостерегает от совершения такового. Например: (55) Родина - мать, умей за нее постоять; (56) семь раз отмерь - один отрежь; (57) береги одежку снову, а честь-смолоду; (58) делай добро и жди добра; (59) друга ищи, а найдешь – береги [Даль: Интернет-ресурс]. Пословицы – это достояние народных знаний и народной мудрости, прекрасный способ выражения мыслей, мнения, отношения к ситуации, как и на разговорно-бытовом уровне, так и в художественных произведениях, в публицистическом жанре, придавая выразительность, образность описываемым событиям. Таким образом, пословица – это народная мудрость, характеризующаяся своей краткостью, лаконичностью, образностью и мелодичностью. Пословицы обладают структурно-семантическими, грамматическими и стилистическими особенностями, отличающими их от других фразеологических единиц.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|