Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды, формы и способы управления.





 

Хотя и нет в науке и практике четкой классификации об­ширной гаммы видов управления, однако наиболее употребляе­мые виды, формы и способы управления в литературе встре­чаются.

По виду субъекта управления основными разновидностями управления являются:

- индивидуальное, личностное управление — это управле­ние, при котором права и полномочия находятся у одного человека, называемого начальником, руководителем;

- коллективное управление — это управление, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, за которым сохраняется право вырабатывать и принимать решения сообща;

- международным считается управление, когда объектами и процессами управления осуществляют уполномоченные меж­дународные организации (ассоциации, агентства, фонды) и органы;

- государственное управление — это управление со стороны государственных, исполнительных, правовых органов и ру­ководящих их лиц;

- муниципальное, местное управление — это управление осуществляемое местными органами власти;

- ведомственное управление — управление специальными организациями или органами, именуемые ведомствами;

- управление со стороны собственника — осуществляет сам собственник объекта;

- уполномоченное управление — это управление, при кото­ром управленческие действия осуществляются уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками.

С позиций макроэкономического подхода по признакам объекта управления различают управление мировой экономи­ки, то есть экономическими объектами, в которых участвуют несколько государств. Управление в одной стране разделяется на виды, называемые управление сферами экономики, отрас­лями, хозяйства, направлениями экономической деятельности. В составе управления экономикой выделяют региональное управление, управление предприятиями, компаниями, фир­мами. Отдельно по признаку объекта управления выделяют управление индивидуальным предпринимательством и домаш­ним хозяйством.

На микроэкономическом уровне, в организационных системах выделяют управление технической подготовкой производст­ва, основным и вспомогательным производством, персоналом, инновациями, финансами, сбытом продукции, затратами, производительностью, факторами интенсификации и т. д.

Управляющие воздействия бывают централизованные, ког­да управляющие действия формируются одним органом и пере­даются многочисленным объектам управления, и децентрализо­ванные — когда управляющие воздействия какого-то объекта передаются самому объекту.

В теории и практике менеджмента различают три способа или метода управления. К ним относится организационно-рас­порядительное управление, экономический, стимулированный метод управления и социально-психологическое управление, содержание которых будет рассмотрено в последующих главах.

 

 

Понятие и классификация организаций.

 

Понятие «организация» происходит от французского слова organisation — сообщаю стройный вид, и имеет три толкования:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимо­действие дифференцированных и автономных частей целого.

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию взаимосвязей между частями целого.

3. Объединение людей, совместно реализующих доставлен­ию цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Под организацией понимается устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

С учетом сложившихся в наших странах традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются как взаимозаменяемые. Организации представляют собой сложный организм, в котором переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и неформальные инициативы. Каждая организация имеет свои традиции, свои ценности и поведение, которые вызвали к жизни понятие организационной культуры.

Культура организации представляет собой систему коллек­тивно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающие определенное влияние на поведение людей, работающих в ней, а последовательно, и на процессы по достижению конечных результатов.

Любая организация характеризуется рядом таких парамет­ров, как целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, внешняя и внутренняя среда, система экономических связей и отношений. В соответствии с набором параметров все многообразие организаций в зависимо­сти от однородности критерия подразделяется на классы и виды.

Наиболее часто используется классификация организаций по следующим признакам и критериям:

На основании критерия формализации выделяются:

· формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структура и связи; сюда входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

· неформальные организации — это группы, которые возни­кают спонтанно, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Практически неформальные организации существуют во всех формальных организациях, кроме, возможно, очень маленьких.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие, которые ставят в качестве главной цели дости­жение прибыли от своей деятельности и некоммерческие — не стремятся извлекать и распределять между участниками полу­ченную прибыль, а осуществляют деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Бела­русь предусмотрены организационные формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.

По размерам организации группируются на: крупные — численность занятых от 300человек и выше; средние — численность занятых определяется в интервале от 100до 300 человек; к малым относят:

· в промышленности, строительстве и на транспорте до 100 чел.;

· в сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 чел.;

· в оптовой торговле до 50 чел.;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 чел.;

· в других отраслях непроизводственной сферы до 25 чел.

 

Жизненный цикл организации.

 

Жизненный цикл организации подобен жизни человека, как и люди, организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают либо обновляются и процветают, либо прекращают свое существование.

Наиболее часто жизненный цикл организации делят на вре­менные отрезки, которые предусматривают следующие этапы.

1. Этап рождения. Организация находиться в стадии станов­ления и формирования производственных задач, цели являются еще нечеткими и творческий процесс протекает слабо.

2. Этап роста. Организация стремительно растет в том на­правлении, для которого она первоначально предназначалась. Формируется миссия организации, развиваются инновационные процессы.

3. Этап стабилизации. В организации наступает состояние зрелости, консолидации. Стабилизируется структура организа­ции, вводятся правила, определяются процедуры. Увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг.

4. Этап спада. Организация ухудшает результаты деятель­ности, сокращается спрос на продукцию или услуги, число конф­ликтов нередко увеличивается, руководители ищут пути диверсификации рын­ков и использования новых возможностей. Приходит новая ко­манда руководителей, происходит реорганизация и обновление продукции или ликвидация организации.

 

Внешняя среда организации.

 

Целостность организации и ее открытость как системы обуславливают четкое взаимодействие ключевых факторов внутренней и внешней среды.

Факторы внешней среды характеризуются как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации, практически не контролируются и не являются объектом непос­редственного воздействия со стороны аппарата управления орга­низации. При изучении внешних факторов воздействия выделяют два их типа:

· факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшее окружение;

· факторы косвенного воздействия, иногда называемые общее окружение.

К факторам среды прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации — поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, собственники.

Факторы среды косвенного воздействия относят к общему окружению организации и не оказывают такого влияния на операции организации, как факторы прямого воздействия. Од­нако среда косвенного воздействия считается обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, ввиду того, что принимать реше­ния о такой среде приходится без достоверной информации.

Состояние экономики. Руководство организации должно пред­видеть, как скажутся на операциях организации общие изме­нения экономических процессов на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать производимые товары и оказывать услуги. Следует также учитывать состояние экономики на возможности получения организацией капиталов для нужд организации.

Политическое окружение. Следует иметь в виду, что меха­низм управления экономикой страны во многом зависит от поли­тических целей и задач правительства. Применяемые в стране законы, часто являются следствием политической ситуации и давления лоббистов, которые отражают соответствующие тече­ния в определенных сферах.

Технологическое окружение. Технология является одновре­менно и внешним фактором организации и ее внутренней состав­ляющей. Как фактор внешней среды технология отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на процессы организации, например, в области коммуникацион­ных технологий, информационных технологий и др. Поэтому для удержания сегментов рынка необходимо использовать научно-технические достижения, в первую очередь те, от которых зависит стабильность организации.

Социально-культурное окружение. Каждая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде, которая влияет на спрос населения, уровень зарплаты, занято­сти населения. Важное значение имеют и отношения организа­ции с местным населением, средствами массовой информации, которые формируют имидж организации и создают рекламу ее товаров и услуг.

Международное окружение. Чтобы приспособить свою дея­тельность к характерным чертам того или иного международного окружения, руководители предприятий обязаны научиться понимать факторы каждой международной среды, так как они могут оказывать не только косвенное, но и прямое воздействие на развитие организации.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.