|
Виды, формы и способы управления.
Хотя и нет в науке и практике четкой классификации обширной гаммы видов управления, однако наиболее употребляемые виды, формы и способы управления в литературе встречаются. По виду субъекта управления основными разновидностями управления являются: - индивидуальное, личностное управление — это управление, при котором права и полномочия находятся у одного человека, называемого начальником, руководителем; - коллективное управление — это управление, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, за которым сохраняется право вырабатывать и принимать решения сообща; - международным считается управление, когда объектами и процессами управления осуществляют уполномоченные международные организации (ассоциации, агентства, фонды) и органы; - государственное управление — это управление со стороны государственных, исполнительных, правовых органов и руководящих их лиц; - муниципальное, местное управление — это управление осуществляемое местными органами власти; - ведомственное управление — управление специальными организациями или органами, именуемые ведомствами; - управление со стороны собственника — осуществляет сам собственник объекта; - уполномоченное управление — это управление, при котором управленческие действия осуществляются уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками. С позиций макроэкономического подхода по признакам объекта управления различают управление мировой экономики, то есть экономическими объектами, в которых участвуют несколько государств. Управление в одной стране разделяется на виды, называемые управление сферами экономики, отраслями, хозяйства, направлениями экономической деятельности. В составе управления экономикой выделяют региональное управление, управление предприятиями, компаниями, фирмами. Отдельно по признаку объекта управления выделяют управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством. На микроэкономическом уровне, в организационных системах выделяют управление технической подготовкой производства, основным и вспомогательным производством, персоналом, инновациями, финансами, сбытом продукции, затратами, производительностью, факторами интенсификации и т. д. Управляющие воздействия бывают централизованные, когда управляющие действия формируются одним органом и передаются многочисленным объектам управления, и децентрализованные — когда управляющие воздействия какого-то объекта передаются самому объекту. В теории и практике менеджмента различают три способа или метода управления. К ним относится организационно-распорядительное управление, экономический, стимулированный метод управления и социально-психологическое управление, содержание которых будет рассмотрено в последующих главах.
Понятие и классификация организаций.
Понятие «организация» происходит от французского слова organisation — сообщаю стройный вид, и имеет три толкования: 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого. 3. Объединение людей, совместно реализующих доставлению цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Под организацией понимается устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. С учетом сложившихся в наших странах традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются как взаимозаменяемые. Организации представляют собой сложный организм, в котором переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и неформальные инициативы. Каждая организация имеет свои традиции, свои ценности и поведение, которые вызвали к жизни понятие организационной культуры. Культура организации представляет собой систему коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающие определенное влияние на поведение людей, работающих в ней, а последовательно, и на процессы по достижению конечных результатов. Любая организация характеризуется рядом таких параметров, как целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, внешняя и внутренняя среда, система экономических связей и отношений. В соответствии с набором параметров все многообразие организаций в зависимости от однородности критерия подразделяется на классы и виды. Наиболее часто используется классификация организаций по следующим признакам и критериям: На основании критерия формализации выделяются: · формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структура и связи; сюда входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы; · неформальные организации — это группы, которые возникают спонтанно, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Практически неформальные организации существуют во всех формальных организациях, кроме, возможно, очень маленьких. По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие, которые ставят в качестве главной цели достижение прибыли от своей деятельности и некоммерческие — не стремятся извлекать и распределять между участниками полученную прибыль, а осуществляют деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрены организационные формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. По размерам организации группируются на: крупные — численность занятых от 300человек и выше; средние — численность занятых определяется в интервале от 100до 300 человек; к малым относят: · в промышленности, строительстве и на транспорте до 100 чел.; · в сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 чел.; · в оптовой торговле до 50 чел.; · в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 чел.; · в других отраслях непроизводственной сферы до 25 чел.
Жизненный цикл организации.
Жизненный цикл организации подобен жизни человека, как и люди, организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают либо обновляются и процветают, либо прекращают свое существование. Наиболее часто жизненный цикл организации делят на временные отрезки, которые предусматривают следующие этапы. 1. Этап рождения. Организация находиться в стадии становления и формирования производственных задач, цели являются еще нечеткими и творческий процесс протекает слабо. 2. Этап роста. Организация стремительно растет в том направлении, для которого она первоначально предназначалась. Формируется миссия организации, развиваются инновационные процессы. 3. Этап стабилизации. В организации наступает состояние зрелости, консолидации. Стабилизируется структура организации, вводятся правила, определяются процедуры. Увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг. 4. Этап спада. Организация ухудшает результаты деятельности, сокращается спрос на продукцию или услуги, число конфликтов нередко увеличивается, руководители ищут пути диверсификации рынков и использования новых возможностей. Приходит новая команда руководителей, происходит реорганизация и обновление продукции или ликвидация организации.
Внешняя среда организации.
Целостность организации и ее открытость как системы обуславливают четкое взаимодействие ключевых факторов внутренней и внешней среды. Факторы внешней среды характеризуются как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации, практически не контролируются и не являются объектом непосредственного воздействия со стороны аппарата управления организации. При изучении внешних факторов воздействия выделяют два их типа: · факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшее окружение; · факторы косвенного воздействия, иногда называемые общее окружение. К факторам среды прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации — поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, собственники. Факторы среды косвенного воздействия относят к общему окружению организации и не оказывают такого влияния на операции организации, как факторы прямого воздействия. Однако среда косвенного воздействия считается обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, ввиду того, что принимать решения о такой среде приходится без достоверной информации. Состояние экономики. Руководство организации должно предвидеть, как скажутся на операциях организации общие изменения экономических процессов на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать производимые товары и оказывать услуги. Следует также учитывать состояние экономики на возможности получения организацией капиталов для нужд организации. Политическое окружение. Следует иметь в виду, что механизм управления экономикой страны во многом зависит от политических целей и задач правительства. Применяемые в стране законы, часто являются следствием политической ситуации и давления лоббистов, которые отражают соответствующие течения в определенных сферах. Технологическое окружение. Технология является одновременно и внешним фактором организации и ее внутренней составляющей. Как фактор внешней среды технология отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на процессы организации, например, в области коммуникационных технологий, информационных технологий и др. Поэтому для удержания сегментов рынка необходимо использовать научно-технические достижения, в первую очередь те, от которых зависит стабильность организации. Социально-культурное окружение. Каждая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде, которая влияет на спрос населения, уровень зарплаты, занятости населения. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, средствами массовой информации, которые формируют имидж организации и создают рекламу ее товаров и услуг. Международное окружение. Чтобы приспособить свою деятельность к характерным чертам того или иного международного окружения, руководители предприятий обязаны научиться понимать факторы каждой международной среды, так как они могут оказывать не только косвенное, но и прямое воздействие на развитие организации.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|