|
Раздел второй: тактильная памятьТелесная линия времени, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат – внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы. За несколько минут до работы с воспоминаниями полезно сделать гимнастику на повышение кровоснабжения соответствующих отделов мозга: 1. Встаньте прямо, плечи расправлены, позвоночник прямой. Наклоняем голову вниз, словно стараясь дотянуться подбородком до живота. Выполняется 10-15 наклонов. 2. Также в положении стоя поднимаем голову вверх, стараясь поднять подбородок как можно выше. Выполняется 10-15 раз. 3. Вращения головой вокруг горизонтальной оси, мысленно проведённой через кончик носа и затылок. 10-15 вращений. Эту гимнастику можно делать хоть каждый день, она благотворно влияет на процессы памяти. Когда на занятиях мы подходим к нахождению телесной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальта. · Начинаем с простого упражнения на концентрацию, которое мы делаем, когда находим зрительную линию времени. У кого есть навык сверхобучаемости или КЛЮЧ Алиева, берут соответствующий настрой на нахождение телесной линии времени, и внутренний разум начинает им помогать. Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками сорок минут назад. Люди вспоминают, и многие обычно начинают видеть картинку. Я предлагаю всем участникам, продолжая вспоминание, выключить изображение, сосредоточившись на ощущениях прикосновений. И после этого почувствовать, с какой стороны от себя они воспринимают воспоминание об этом ощущении. Как только локализация воспринимаемых воспоминаний, ощущений об этом событии установлена, я прошу перенести это ощущение на левый луч линии времени. На расстояние примерно в девять сантиметров от лица. И закрепить ощущение мысленным физическим усилием, фиксируя его в этом месте в течение 10-15 секунд. Затем включаем и зрительное изображение в этом месте пространства. Я понимаю, что при заочном обучении это упражнение почти невыполнимо без дополнительных аналогий с чем-то, что подсказало бы человеку, что именно требуется ощутить, чтобы найти, где воспринимаются телесные воспоминания. И как вообще их можно ощутить. Поэтому я предлагаю простое дополнительное упражнение. Представьте, что перед вашим лицом примерно в сорока сантиметрах кто-то держит щипчиками раскалённый докрасна кусок металла. Вы закрываете глаза и человек отводит раскалённый металл на несколько сантиметров то в одну, то в другую сторону. Вы сможете примерно определить, где находится металл, слева или справа, даже не открывая глаз, не правда ли? Как у вас это получится? Скорее всего, вы почувствуете металл как некий источник тепла, расположение которого может нами ощущаться даже с закрытыми глазами. Примерно так же большинство людей воспринимают локализацию воспоминания о том или ином телесном ощущении. - Где вы воспринимаете телесное ощущение о том, что чувствовали 40 минут назад? Наташа: - Я воспринимаю ощущение в руках, точнее в пальцах в тех местах, где я касалась стола. Это правильно? - Не следует путать воспоминание о телесном прикосновении и ощущения в той части тела, которой вы непосредственно касались чего-либо. Я понимаю, что она нашла не то, что требуется, и прошу сосредоточиться на других ощущениях при воспоминании: - Представьте, что вы несколько минут назад сидели и держали карточки тренажёров в руках, но с закрытыми глазами. Теперь сосредоточьтесь и почувствуйте то самое ощущение или еле уловимого тепла или ещё что-то, что вами может почувствоваться в пространстве. Возможно рядом с вашим лицом. Наташа: - Да, я стала ощущать что-то мягкое, примерно в двадцати сантиметрах прямо перед лицом! Это так необычно! - Вот и хорошо, именно такого рода ощущения телесных воспоминаний вы и будете находить и переставлять на левый луч на соответствующие расстояния. Виктор: - А я почувствовал как будто ощущение ветерка. Как будто что-то подуло передо мной на уровне живота. Мария: - Я просто вижу свет справа и немного вперёд. Александр: - Вот теперь мне понятно, что значит воспринимать воспоминания об ощущении. Я чувствую это как мягкую сладкую вату. Знаете, как раньше продавали, съедобную, из сахара. И как будто она передо мной на уровне солнечного сплетения на расстоянии около тридцати сантиметров. Анжела: - А у меня такое ощущение, что я воспринимаю это как что-то вроде шарфика с обеих сторон головы, почти лежащим на плечах. Такое может быть? - Да, такое бывает. Мы говорим “локализация ощущений”, но ощущения не всегда воспринимаются в одном месте в пространстве. Это может быть по форме как мячик от пинг-понга или как варежка, как нечто мягкое и пушистое, размером с котёнка, так и как два ощущения одновременно в двух разных местах. Если это два ощущения, что само по себе бывает довольно редко, то чаще всего они воспринимаются симметрично, слева и справа одновременно. Люди могут воспринимать воспоминания о телесных ощущениях как сгусток тепла, как комочек чего-то мягкого, как дуновение ветерка. Кто-то говорит, что почувствовал, как будто что-то вот здесь прошло. Кто-то как едва ощутимую вибрацию или как свет. Многие ощущают, но словами описать это ощущение не могут. Вполне естественно, что это ощущение сложно описать, поскольку открывается совершенно новая, неизвестная ранее сфера ощущений воспоминаний о прикосновениях. Поэтому ничего страшного, если у вас с первого раза не получилось, попробуйте ещё раз. Выберите недавнее воспоминание, в котором вы что-то трогали и, мысленно “выключив” картинку, сосредоточьтесь на телесных ощущениях этого воспоминания. Найдите, где оно вами воспринимается, и перенесите мысленно на левый луч, на расстояние, соответствующее этому временному промежутку. У вас получилось – позвольте вас поздравить с открытием для себя целого мира незнакомых вам ранее ощущений – ощущений воспоминаний ментального (мысленного) плана. Аналогичным образом находим, где хранятся другие воспоминания о прикосновениях, соответственно отстоящие от настоящего времени на 2 часа, 14 часов, сутки, неделю, месяц, год и на 9 лет и последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти. Сразу же после выставления телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение: Максимально сконцентрировавшись (упражнение на концентрацию № 1) представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях на нём. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях, когда либо нами воспринимавшимися в жизни, начинают собираться на левый луч голограммы. Одна – две минуты – и все телесные воспоминания собираются на левый луч. На нахождение и выставление телесной линии времени у нас во время занятий в группах уходит в среднем около тридцати минут. Причём довольно часто у ярко выраженных кинестетиков именно телесная линия времени бывает основной, то есть они именно её выставляли в первый раз. И вспоминая во второй раз телесные воспоминания, они обнаруживают, что всё вроде бы и так находится на месте. Что делать? В таком случае я предлагаю вспоминать просто изображения, как на фотографии, тех моментов, какие они использовали в этом упражнении. Причём вспоминать, максимально отстраняясь, без ощущений и звуков. И уже затем находить в пространстве и выставлять свои «зрительные файлы» по порядку на левый луч голограммы. Если у вас получилось таким же образом, и первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выставления большого значения не имеет. Главное, выставить все основные компоненты голограммы. Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается на выработке любых моторных навыков, освоении различных упражнений в спортивной практике, в танцах, улучшении навыков игры на музыкальных инструментах, овладении десятипальцевым методом работы за компьютером и во многом другом. Несмотря на то, что для нахождения этой составляющей голографической памяти требуется несколько больше усилий, само упорядочивание информации в памяти помогает оптимальному включению целого ряда процессов ментального плана. Возможно, что в случаях органических повреждений мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств может позволить быстрее выработать компенсаторные механизмы восстановления нарушенной функции. Ещё несколько немаловажных моментов относительно нахождения и выстраивания телесной линии времени. · Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии. · Необходима максимальная концентрация: или упражнение из гештальта, которое рассмотрено в начале книги, или настрой на концентрацию в нейтральном состоянии, или применение сверхобучаемости. · При нахождении телесной линии времени желательно перевести свой организм в режим кинестеника: дыхание животом, взгляд вниз прямо перед собой или вправо вниз, положение тела на стуле слегка округлое. Упражнение по переходу в режим кинестетика я рекомендую начинать за две – три минуты до начала нахождения телесной линии времени и продолжать находиться в таком режиме во время всего поиска телесной линии времени. В случае, если вам в таком положении некомфортно, можно ограничиться обычным: сядьте так, чтобы вам было удобно, позвоночник прямой. Приручение мира звуков Как известно, самая лучшая слуховая, или звуковая, память у музыкантов, композиторов, исполнителей и т.д. Вероятно и у мастеров пародии. Многие просто от природы обладают хорошей памятью на различные звуки, голоса. Для меня, например, всегда было загадкой, как мама моей супруги отличает, что к дому подъезжает на машине именно её сын: – Вон, Виктор едет – говорит она, а через пару минут Виктор действительно появляется на пороге. В то же время по улице каждые несколько минут проезжают другие машины, и отличить шестую модель «Жигули» по звуку двигателя, да ещё из дома, мне всегда казалось чем-то необыкновенным. Человек так гениально устроен, что всё в нём поддаётся тренировке. И телесные функции, и психические. Но прежде чем перейти к тренировке звуковой памяти, оптимальным является приведение её в порядок. Обычно это упражнение выполняется в отдельный день, после нахождения и выстраивания зрительной линии времени. · Нахождение звуковой линии времени начинаем с двух стандартных упражнений. Первое – на повышение концентрации внимания – из гештальта, оно приведено в самом начале работы с линией времени. · Второе упражнение помогает лучше воспринимать воспоминания о звуках и их пространственное восприятие в нашей памяти. Я называю это переводом психики в аудиальный режим: взгляд влево и в сторону, голова слегка наклонена, дыхание средней частью лёгких – рёбрами. · Третье подготовительное упражнение – лёгкий массаж точек в основании козелка ушных раковин. 5 – 10 вращательных движений в одну и в другую сторону. После двух – трёх минут подготовки нужно вспомнить что-то, что было сорок минут назад. Если именно сорок минут ничего толком не вспоминается, “оживите” любые звуки, которые вы слышали в ближайший час – хоть пять минут назад, хоть пятнадцать, хоть пятьдесят. Затем выключаем изображение и стараемся вспоминать только звуки из этого воспоминания. И стараемся определить, с какой стороны воспринимается воспоминание об этих звуках. Наташа: - Я вспоминаю, как зашёл Александр и поздоровался. Звуки воспринимаются справа. С той стороны, где входная дверь. - При выполнении этого упражнения очень важно разграничить не с какой стороны до нас доносились звуки, а где мы в данный момент воспринимаем воспоминания о них: в пространстве вокруг или внутри себя. Это не одно и тоже. Постарайтесь выключить картинку и просто мысленно “включите” в своей памяти “звуковой файл”. Наташа: - Вот теперь по-другому! Как будто передо мной, немного слева и снизу стоит маленький магнитофончик и из него исходит этот звук. Это так странно. Виктор: - А я слышу звук голоса Александра как бы сзади, где-то в области затылка, почти внутри головы. Как только находим, где воспринимается воспоминание о звуках, переносим это ощущение на соответствующий участок линии времени и закрепляем его там (продолжаем мысленно слышать и ощущать) в течение 10-15 секунд. При этом мы не только воспринимаем в соответствующем месте на левом луче звуки, но и затем включаем там же и изображение того, что мы вспоминаем. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|