Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАДАЧИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





Результаты педагогического процесса в физическом воспита­нии зависят от качества учебной и воспитательной работы, прово­димой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспита­тельные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей вы­полнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяю­щейся обстановке. Последовательное выполнение образователь­ных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длитель­ное время (ряд последовательных уроков), а для решения дру­гих— достаточно лишь одного урока.

Например, научить лазанью по канату определенным спосо­бом и с правильным чередованием движений на одном уроке нельзя. Следовательно, на одном уроке такая задача невыполни­ма. Это будет общая задача, для выполнения которой потребует­ся серия уроков. Ознакомить учеников с захватом каната ногами при лазанье можно в течение одного урока, это будет не­большая, частная задача, и ее можно ставить как одну из конк­ретных задач данного урока.

К образовательным задачам относится также получение деть­ми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здо­ровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правиль­ном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с ре­шением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках фи­зической культуры воспитывается внимание, дисциплинирован­ность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, само­стоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Но могут быть специальные уроки с установкой на решение воспитательных задач.


Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, созна­тельно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения. Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке упражнений, требующих проявления этих качеств (прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.).

Ставя в своей повседневной работе задачи воспитания совет­ского патриотизма, учитель рассказывает детям о жизни, труде и достижениях советских спортсменов, демонстрируя монтажи и фотографии.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны ре­шаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костю­мах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий, проведение уроков на открытом воздухе—все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

СТРУКТУРА УРОКА

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком фи­зической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, ко­торым можно пользоваться как основой при составлении отдель­ного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении мате­риала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением про­граммного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответ­ствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма зани­мающихся. К этой работе организм должен быть соответству­ющим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки орга­низма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педа­гогике постепенность и тренировка — основное физиологическое правило.

Это указание обязывает учителя решать педагогические зада­чи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Ре­шение основных задач урока требует и соответствующей органи­зационной подготовки занимающихся, создания у них необходи­мого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.


После того как проведена необходимая организационная под­готовка учащихся и выполнено павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основ­ной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащих­ся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в по­строении урока отражается постепенный переход к состоянию по­коя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части: первая часть — организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наи­более трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть — направленная на выполнение основных задач урока, ус­ловно называется основной; третья, во время которой органи­зованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление урока на части является относительным. Каждый от­дельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содер­жание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Для начальных классов принята типовая структура урока. Она служит основой для построения конкретного урока в соот­ветствии с его задачами.

Типовая структура урока

Вводная часть—5—10 минут.

Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, под­готовить организм занимающихся к предстоящей физической на­грузке и выполнению упражнений.

Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с дополнительными движениями рук, ног, ту­ловища, бег, прыжки, общеразвивающие и танцевальные упраж­нения, игры.

Основная часть — 25—30 минут.

Задачи: решение основных задач урока — изучение нового. повторение с целью совершенствования в выполнении пройденно­го материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, сме­лости.

Содержание: общеразвивающИ'е упражнения без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелезание, висы, акробатические упражне­ния, равновесие, игры с большой подвижностью и др.

В основную часть урока мож'ет быть включен любой материал из программы данного класса.

Заключительная часть — 3—5 минут.


Задачи: обеспечить постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к от­носительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать за­дание на дом, организованно перейти к новым действиям (орга­низованный уход из зала в класс или домой).

Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмичес­кие и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спо­койные игры, заключительное слово учителя, задание па дом.

Вводная часть урока. Хорошая организация учащихся — необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще на перемене.

По звонку на урок дети должны быть построены. Учитель да­ет указание, где и как строиться и кто из учащихся руководит построением. Все это он разъясняет на первом уроке, а на после­дующих добивается выполнения установленного порядка.

В начале урока лучше всего строиться по длинной стороне за­ла, на расстоянии 1—2 м от стены спиной к окнам, в шеренгу по росту. В таком строю дети хорошо видят учителя, а учитель — детей. Кроме того, они быстро запоминают свои места.

На первых уроках в I классе дети строятся под руководством учителя. После того как они научатся самостоятельно размещать­ся один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся (вначале тем, кто лучше усвоил, более активен и пользу­ется доверием детей, затем дежурным по классу). После постро­ения, которое начинается еще до звонка, а заканчивается одно­временно со звонком или вскоре после него, дежурный в присут­ствии учителя подает команды «Равняйсь!» и «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с III класса дежурные отдают рапорт учителю. С этого организацион­ного момента должен начинаться каждый урок.

Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действий учащихся, с упражнений типа за­даний и игр. Это зависит от плана урока и состояния детей. С учениками, пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, после контрольной работы или очень эмо­ционального урока), не следует начинать занятия с перестроений, поворотов и обычной ходьбы. В этом случае лучше применить иг­ры или упражнения типа заданий, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку физической культуры, и включают их в занятия физическими упражнениями. Наоборот, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными, с ни­ми можно сразу изучать новый материал (элементы строя и пере­строения).

В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению уп­ражнений.

В начале вводной части учитель знакомит школьников с зада­чами урока.


Из перечисленных выше упражнений учитель включает в урок лишь те, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока.

Упражнения подбираются таки'е, которые в сумме обеспечи­вали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание.

Общеразвивающне упражнения применяются как средства об­шей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.

Игры во вводной части урока применяются, как правило, ор­ганизующие, с элементами строя, не вызывающие резкого воз­буждения.

Частично вводная часть урока может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гим­настических перестроений.

Построение и проведение вводной части урока в известной степени зависят от условий, в каких будут проходить занятия. Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает еще одна, дополнительная задача — хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается ко­личество общеразвнвающих упражнений, темп выполнения пред­лагается более быстрый и времени на вводную часть урока за­трачивается несколько больше.

Во вводную часть уроков лыжной подготовки, как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передви­жение на лыжах к мест)1 занятий, общеразвивающие упражне­ния, «разогревание» организма детей путем проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.

Основная часть урока. Резкой границы между вводной и основной частями урока нет.

Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.

Само название, хотя и является условным, определяет значе­ние этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.

В основную часть урока можно включить любой программ­ный материал.

Общеразвивающие упражнения применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.

Упражнения с предметами и для осанки могут быть включе­ны для решения частной задачи — овладения этими видами дви­жения.

Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражне­ния в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, приемы игры в баскетбол вводятся в основную часть урока для


решения конкретных педагогических задач, а также с целью зна­чительного физиологического воздействия.

На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. С учащимися I—II классов в течение урока чаще всего проводятся две игры, при этом одна обязательно в основной части, а другая может быть и в ос­новной и в других частях.

С учащимися III классов, как правило, проводится одна иг­ра (в одной из частей урока).

В основной части урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, ла­заньем и др.).

Часто игры становятся средством решения одной из конкрет­ных задач основной части урока, а такие, как «Лапта», «Пионер­ский мяч» и др., занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока.

Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упраж­нений. Для учеников I—II классов необходимо большее много­образие и более частая смена движений, поэтому в основную часть обычно включают три-четыре вида упражнений. С ученика­ми III классов проводится два-три вида упражнений, так как от них требуется уже более точное выполнение движений и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение.

Примерное содержание основной части урока:

1) упражнения в равновесии, упражнения с мячами, прыжки
в высоту, игра с бегом;

2) общеразвивающие упражнения типа зарядки, метание в
цель, лазанье, игра с прыжками;

3) упражнения на осанку, перелезание, прыжки в длину,
игра с метанием. В основной части уроков лыжной подготовки
имеют место передвижение на лыжах, спуски и подъемы на
склонах, игры на лыжах.

Большое значение имеет правильное расположение практиче­ского материала внутри основной части.

В начале основной части изучается новый материал и упраж­нения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения (например, упражнения в равновесии предшествуют знакомым играм).

Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на орга­низм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания на­грузки.

Например, если в основную часть урока включены метание в цель и игра с бегом, то вначале проводится метание, а потом игра.


Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основ­ную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений. Например, при совершенствовании умений в лазанье по гимнастической стенке способом, с которым учащиеся были ознакомлены на предыдущих двух-трех уроках, и з прыжках в высоту способом «согнув ноги», с которыми уча­щиеся знакомы значительно раньше, вначале проводятся упраж­нения в лазанье, а потом прыжки.

Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложне­ние условии выполнения упражнений.

Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональ­ное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтоб"ы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отра­зилось на выполнении технически трудных и точных движений.

На уроках физической культуры регулярно учитывается сте­пень усвоения учащимися пройденного материала. По большин­ству видов физических упражнений это делается в основной ча­сти урока. При этом вначале осуществляется подготовка к вы­полнению упражнений, а затем проводится учет знаний, умений и навыков.

Заключительная часть урока. Правильно проведен­ная основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.

Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащих­ся к другому виду деятельности, организм школьников необхо­димо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окон­чанием урока.

Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построершй, ходьбы, рит­мических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.

В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, дела­ет замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКАМ

Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения.

Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным мате­риалом, продумывает последовательность его изучения. Много снимания учитель уделяет планированию программного материа-


ла в соответствии с конкретными условиями школы и климатиче­скими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знако­мится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги пре­дыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повто­рить, а какой изучить.

При подготовке к уроку составляется план и определяются конкретные образовательные задачи урока.

Формулировка задач должна быть предельно четкой и ясной, например: «ознакомить с рапортом», «ознакомить с размыканием приставными шагами», «ознакомить с метанием малого мяча способом «из-за спины через плечо», «ознакомить с одновремен­ным бесшажным ходом», «ознакомить с игрой «Все к своим флажкам» и т. д. Такая формулировка на!5более правильна при проведении первых уроков по отдельным видам упражнении. В начале обучения вполне конкретной будет формулировка «на­чать обучение прыжку в высоту способом «перешагивание». Во время обучения задача формулируется так: «продолжить обуче­ние прыжку в длину с разбега — разбег (или толчок, полет и т. д.)», приемлемой будет и формулировка «совершенствовать умения в метании мяча в цель», а позднее—«совершенствовать навыки в спусках на лыжах со склонов по прямой».

Если одни и те же упражнения проводятся на нескольких уроках, то возможна формулировка «повторить», но с обязатель­ным указанием, для чего повторить, с какой целью.

После определения конкретных задач урока подбирается ма­териал сначала для основной части, а потом для вводной и за­ключительной. При подборе материала определяется дозировка (количество повторений, количество времени, затрачиваемого на выполнение упражнений). Она имеет решающее значение и для нагрузки, и для формирования двигательных умений и навыков

В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из де­тей проверить и т. д.) н определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учи­тель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.

Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего пе­ред зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.

Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения.

Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть


учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будет использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будет готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприя­тия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столк­новении (соответствующее размещение оборудования и инвента­ря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Уроки физической культуры проводятся со значительно боль­шим успехом, если умело используется музыкальное сопровожде­ние. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетичес­кого воспитания учащихся.

На уроках применимы различные формы музыкального сопро­вождения. На музыкальном инструменте может играть учитель или специально приглашенный музыкант. С успехом могут быть использованы также проигрыватели и магнитофоны.

В каждом уроке очень много видов физических упражнений, которые можно сопровождать музыкой (ходьба, фигурная мар­шировка, бег, танцевальные шаги и танцы, ритмические и дыха­тельные упражнения, общеразвивающие упражнения без предме­тов и с предметами, упражнения в лазанье, равновесии, прыжки с длинной и короткой скакалкой). Музыкальное сопровождение обогащает проведение игр, делает игровой процесс эмоционально насыщенным. В таких играх, как «У ребят порядок строгий», «Совушка», «К своим флажкам», «Охотники и утки», «Музыкаль­ные змейки», «Быстро по местам» и др., музыка (различное зву­чание) может служить основой для обозначения начала и конца игры, для перехода от одних действий к другим. Например, в иг­ре «Совушка» громкая музыка соответствует словам «День на­ступает— все оживает», тихая — словам «Ночь наступает — все замирает». В игре «Охотники и утки» команда «охотников» стре­ляет в «уток» до тех пор, пока играет музыка, после чего коман­ды меняются ролями. Здесь применяется одна и та же музыкаль­ная пьеса два раза, а счет в игре ведется на большее количество попаданий.

Музыкальное сопровождение на уроке только тогда даст по­ложительный результат, когда учитель хорошо к этому подгото­вится: в порядке будет музыкальный инструмент или проигрыва­тель, будут подобраны соответствующие мелодии или пластинки.

Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий — на площадке или в закрытом помещении. Н'е исключа­ется возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с из­менением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому


целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.

Важное значение имеет очередность урока физической культу­ры в расписании. Последний урок позволяет полностью исполь­зовать время (45 минут), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к оче­редному уроку.

Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внеш­нему виду: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей.

Детям, так же как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в ус­тановленной спортивной форме, готовые в любое время выпол­нить поручение учителя, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т. д.

Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятие, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.

Во время беседы с детьми надо определить место для перео­девания, рассказать им, как складывать или развешивать по­вседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком.

Установленный порядок должен соблюдаться и по окончании урока.

Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.

Как правило, при планировании содержания урока предус­матриваются организационно-методические указания или приме­чания.

Примерный план урока в III классе

Вторая четверть. Урок 6-Й.

Задачи урока: \) ознакомить с ходьбой протнвоходом; 2) совершенствовать умения в равновесии и акробатических упражнениях; 3) ознакомить с игрой «Эстафета с прыжками».

Место проведения: зал.

Оборудование и инвентарь: 1) бревно для равновесия; 2) маты для акро* батики; 3) стойки для прыжков и планка (веревочка).

Содержание урока

Вводная часть— 10 минут.

Построение в шеренгу. Рапорт. Задачи урока. Повороты кругом. Ходьба в колонне по одному противоходом. Построение в круг. Общеразвивающие уп­ражнения без предметов (перечислить).

Основная часть—30 минут.

Упражнения в равновесия: ходьба по бревну с хлопкзмп под поднятой со­гнутой ногой; опускание на колено и вставание с помощью рук.

Ш


Акробатические упражнения: перекат в сторону в упоре стоя на коленях; кувырок вперед.

Игра «Эстафета с прыжками».

Заключительная часть — 5 минут.

Построение в колонну по одному. Ходьба с постепенным замедлением. Под­ведение итогов урока.

Конспект урока отличается от плана урока более подробными записями со­держания урока и составляется обычно на один предстоящий урок.

Примерный план-конспект смешанного урока в III классе

Четвертая четверть. Урок 14-й.

Задачи урока:

1. Провести учет успеваемости по прыжкам в длину «в шаге»,

2. Совершенствовать умение детей:

а) в метании мячей с места на дальность;

б) в игре «Мяч среднему».

Место проведения: школьная площадка.

Инвентарь: малые мячи на половину общего количества учащихся, два на­дувных мяча (волейбольных или баскетбольных), красный и белый флажки.


План урока


Дозировка


Ход урока (содержамиг)


Примечание


 


Вводная часть

1. Построе­
ние в шеренгу

2. Рапорт

 

3. Задачи
урока

4. Повороты

5. Ходьба, че­редующаяся с пробежкой


12 мин 30 сек

1 мин

30 сек

1 ман 30 сек

1 мин 30 сек


Дежурный приводит класс на площадку в колонне по два и вы­страивает учащихся в одну шеренгу

После построения а шеренгу дежурный сда­ет рапорт учителю. Учи­тель принимает рапорт, делает замечания по ра­порту, объявляет оцен­ку и разрешает дежур­ному встать в строй

Учитель здоровается с классом и сообщает о задачах и ходе урока

По командам учителя учащиеся зыполняют не­сколько поворотов на­право, налево и кругом

После поворотов уча­щиеся в колонне по од­ному идут по границам площадки и по команде учителя дважды перехо­дят на бег и ходьбу


Для построения в ше­ренгу подается коман­да: «В одну шеренгу становись!»

Перед рапортом по­даются команды: «Рав-няйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!» Дежурному приготовить письменный рапорт. Де­журный после рапорта возвращается в строй кратчайшим путем

Команды: «Напра-во!», «Нале-во!» Во время поворота следить, что­бы дети не размахива­ли руками и сохраняли правильную осанку

Во время бега обра­щать внимание детей на параллельную постанов­ку стоп


192


Продолжение


План урока


Дозировка


Ход урока (содержание)


Примечание


 


6. Перестро­ение в круг и размыкание

7. Общераз­вивающне уп­ражнения без предметов

а) упражне­ния характера «потягивания»

б) приседа­ния

в) повороты туловища

г) взмахи ногами


1 мин

5-6 мин

1 мин (5 раз с каж­дой но­ги)

1 мин

(8 раз)

1 мин (6 раз в каж­дую сто­рону)

1 мин (8 раз каждой ногой)


После бега и ходьбы в колонне учащиеся по команде учителя пере­страиваются в круг, по­ворачиваются лицом к центру, берутся за руки и размыкаются на вы­тянутые в стороны ру­ки

В кругу выполняются общеразвивающие уп­ражнения

Исходное положе-

ние — основная стойка. 1—2 — поднять руки впе­ред и вверх, правую но­гу назад на носок, про­гнуться, смотреть между рук (вдох); 3—4 — ру­ки через стороны вниз, ногу приставить (вы­дох)— темп медленный. То же, с другой ноги

Исходное положение — основная стойка. 1— «и»— подняться на но­ски, руки на пояс, 2— «и»— присесть, руки впе­ред; 3—«и»— подняться на носках, руки на пояс; 4—«и»— основная стой­ка. Темп средний

Исходное положе-

ние — ноги на ширине плеч. 1 — руки перед грудью; 2 — повернуть туловище вправо, руки развести в стороны ла­донями вверх, смотреть на кисть руки; 3—туло­вище прямо, руки перед грудью; 4 — исходное положение.

Темп медленный. То же, в другую сторону

Исходное положение— основная стойка, 1 — правую ногу назад, 2— руки вперед, ладони вниз, правой ногой взмахнуть вперед; 3 — исходное положение. Темп средний


Команды: «По кругу марш»!, «Класс, стой!», «Взяться за руки и, от­ходя назад, разомкнуть­ся на вытянутые руки!»

Следить, чтобы руки были ладонями внутрь и на ширине плеч, пра­вая нога прямая. При опускании рук ладони вниз

Следить за сохране­нием правильной осан­ки. Спина прямая. Ко­лени во время приседа­ния разводить, пятки вместе

Следить, чтобы локти были на высоте плеч, го­лова прямо, при пово­роте туловища вправо ноги все время прямые, пятки, не отрываются от земли

При отставлении ноги назад не наклоняться вперед. Взмах правой ногой к правой руке, ле­вой ногой к левой руке. Опускать ногу мягко с носка


 


13 Заказ № 6005



Продолжение


План урока


Дозировка Ход урока (содержание)


Примечание


 


д) прыжки на месте

е) ходьба на месте

Основная часть

1. Деление на две группы


20 сек

40 сек

27 мин 1 мин


Исходное положение— основная стойка. 1 — прыжок ноги врозь, ру­ки в стороны; 2 — ноги вместе, руки вниз. Пры­гать на носках

После прыжков пере­ход на быструю ходьбу на месте с постепенным замедлением

После общеразвиваю-щих упражнений класс делится на две группы, которые выстраиваются лицом друг к другу в шеренги


Во время прыжков туловище и ноги пря­мые, руки в стороны до уровня плеч, о бедра не ударять

Следить, чтобы во вре­мя прыжков и ходьбы учащиеся дышали через нос, рот закрыт

Учитель делит круг пополам. Одной группе учащихся предлагает построиться в разомкну­тую шеренгу на одной стороне площадки, дру­гой — на другой, проти­воположной. Расстояние между группами — 30— 35 м~


 


2. Метание мяча с места на дальность

3. Занятия в двух группах

а) прыжки в длину «в ша­ге»


6 мин (9 брос­ков де­лает каждый ученик)

20 мин


Учитель демонстриру­ет метание мяча с ме­ста на дальность, напо­минает о правильном выполнении упражнения. Предлагает продемонст­рировать одному-двум лучшим ученикам. После этого дежурные раздают мячи и по команде учи­теля дети бросают мячи другой шеренге. Проис­ходит организованное перебрасывание мячей

После метаний одна группа занимается с учителем прыжками в длину, другая самосто­ятельно играет в «Мяч среднему»

Учитель напоминает о требованиях к выполне­нию прыжка «в шаге», о критерии оценок. Пос­ле этого учащимся раз­решается сделать 1—2 пробных прыжка, а за­тем каждый ученик по вызову учителя выпол­няет прыжок на оценку.


Во вторую группу на­значить старшего

«Зона отталкивания» шириной 40 см. Главное внимание на толчок од­ной ногой и приземле­ние на обе. Оценки объ­являть и комментиро­вать


Продолжение


План урока


Дозировка


Ход урока (содержание)


Примечание


 


б) игра «Мяч среднему»

Заключи­тельная часть

1. Построе­
ние в колонну
по одному

2. Игра
«Смотри сиг­
нал»

3. Подведе­ние итогов уро­ка и организо­ванное возвра­щение в класс


6 мин

30 сек

2 мин

3 мин 30 сек


Другая группа под ру­ководством выделенного старшего делится на две команды, которые игра­ют между собой в «Мяч среднему». Смена заня­тий в группах происхо­дит после окончания прыжков в длину

После окончания

прыжков в длину в обеих группах класс вы­страивается в колонну по одному

По сигналу учителя начинается игра. Крас­ный флажок вверх — идти на носках, руки к плечам; белый флажок вверх — идти с коллек­тивным подсчетом; оба флажка вверх — остано­виться

По ходу игры «Смот­ри сигнал» дети оста­навливаются. В одноше-реножном строю учитель говорит об итогах уро­ка, объявляет оценки, после чего класс в ко­лонне по два переходит в помещение школы


Еще до занятий в группах проверить зна­ния правил игры и на­помнить требования к ор­ганизованной игре. Су­дей выделить из числа тех учащихся, которые не занимаются на уроке

Напомнить правила игры, пройденной ранее.


ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА УРОКЕ

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызыва­емое всем процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется до­зировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упраж­нений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся — одни более, другие менее сильное. Урок, состо­ящий из большого количества упражнений, дает и большую фи­зическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может


13*



быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допу­скать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и от­разиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует огра­ничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние фи­зических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллель­но с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма, Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Су­ществует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава кро­ви и др. Из указанных способов учитель чаще всего может исполь­зовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеря­ется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь из­меряется пульс (два-три раза на протяжении 2—3 минут). Пока­затели пульса до упражнения и после него срав







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.