|
ЗАДАЧИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫРезультаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока. Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных уроков), а для решения других— достаточно лишь одного урока. Например, научить лазанью по канату определенным способом и с правильным чередованием движений на одном уроке нельзя. Следовательно, на одном уроке такая задача невыполнима. Это будет общая задача, для выполнения которой потребуется серия уроков. Ознакомить учеников с захватом каната ногами при лазанье можно в течение одного урока, это будет небольшая, частная задача, и ее можно ставить как одну из конкретных задач данного урока. К образовательным задачам относится также получение детьми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений. Выполнение образовательных задач обычно сочетается с решением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей. Но могут быть специальные уроки с установкой на решение воспитательных задач. Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, сознательно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения. Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке упражнений, требующих проявления этих качеств (прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.). Ставя в своей повседневной работе задачи воспитания советского патриотизма, учитель рассказывает детям о жизни, труде и достижениях советских спортсменов, демонстрируя монтажи и фотографии. Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костюмах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проведение уроков на открытом воздухе—все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач. СТРУКТУРА УРОКА Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока. Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке. Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала. Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения. Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен. И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки организма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка — основное физиологическое правило. Это указание обязывает учителя решать педагогические задачи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. После того как проведена необходимая организационная подготовка учащихся и выполнено павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся. После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части: первая часть — организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть — направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной; третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной. Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи. Для начальных классов принята типовая структура урока. Она служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами. Типовая структура урока Вводная часть—5—10 минут. Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений. Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с дополнительными движениями рук, ног, туловища, бег, прыжки, общеразвивающие и танцевальные упражнения, игры. Основная часть — 25—30 минут. Задачи: решение основных задач урока — изучение нового. повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости. Содержание: общеразвивающИ'е упражнения без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелезание, висы, акробатические упражнения, равновесие, игры с большой подвижностью и др. В основную часть урока мож'ет быть включен любой материал из программы данного класса. Заключительная часть — 3—5 минут. Задачи: обеспечить постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала в класс или домой). Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмические и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спокойные игры, заключительное слово учителя, задание па дом. Вводная часть урока. Хорошая организация учащихся — необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще на перемене. По звонку на урок дети должны быть построены. Учитель дает указание, где и как строиться и кто из учащихся руководит построением. Все это он разъясняет на первом уроке, а на последующих добивается выполнения установленного порядка. В начале урока лучше всего строиться по длинной стороне зала, на расстоянии 1—2 м от стены спиной к окнам, в шеренгу по росту. В таком строю дети хорошо видят учителя, а учитель — детей. Кроме того, они быстро запоминают свои места. На первых уроках в I классе дети строятся под руководством учителя. После того как они научатся самостоятельно размещаться один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся (вначале тем, кто лучше усвоил, более активен и пользуется доверием детей, затем дежурным по классу). После построения, которое начинается еще до звонка, а заканчивается одновременно со звонком или вскоре после него, дежурный в присутствии учителя подает команды «Равняйсь!» и «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с III класса дежурные отдают рапорт учителю. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок. Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и состояния детей. С учениками, пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, после контрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятия с перестроений, поворотов и обычной ходьбы. В этом случае лучше применить игры или упражнения типа заданий, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку физической культуры, и включают их в занятия физическими упражнениями. Наоборот, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными, с ними можно сразу изучать новый материал (элементы строя и перестроения). В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению упражнений. В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока. Из перечисленных выше упражнений учитель включает в урок лишь те, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока. Упражнения подбираются таки'е, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание. Общеразвивающне упражнения применяются как средства обшей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока. Игры во вводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя, не вызывающие резкого возбуждения. Частично вводная часть урока может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений. Построение и проведение вводной части урока в известной степени зависят от условий, в каких будут проходить занятия. Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает еще одна, дополнительная задача — хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество общеразвнвающих упражнений, темп выполнения предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько больше. Во вводную часть уроков лыжной подготовки, как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передвижение на лыжах к мест)1 занятий, общеразвивающие упражнения, «разогревание» организма детей путем проведения игр или произвольного передвижения на лыжах. Основная часть урока. Резкой границы между вводной и основной частями урока нет. Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной. Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока. В основную часть урока можно включить любой программный материал. Общеразвивающие упражнения применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений. Упражнения с предметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи — овладения этими видами движения. Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, приемы игры в баскетбол вводятся в основную часть урока для решения конкретных педагогических задач, а также с целью значительного физиологического воздействия. На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. С учащимися I—II классов в течение урока чаще всего проводятся две игры, при этом одна обязательно в основной части, а другая может быть и в основной и в других частях. С учащимися III классов, как правило, проводится одна игра (в одной из частей урока). В основной части урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и др.). Часто игры становятся средством решения одной из конкретных задач основной части урока, а такие, как «Лапта», «Пионерский мяч» и др., занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока. Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упражнений. Для учеников I—II классов необходимо большее многообразие и более частая смена движений, поэтому в основную часть обычно включают три-четыре вида упражнений. С учениками III классов проводится два-три вида упражнений, так как от них требуется уже более точное выполнение движений и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение. Примерное содержание основной части урока: 1) упражнения в равновесии, упражнения с мячами, прыжки 2) общеразвивающие упражнения типа зарядки, метание в 3) упражнения на осанку, перелезание, прыжки в длину, Большое значение имеет правильное расположение практического материала внутри основной части. В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения (например, упражнения в равновесии предшествуют знакомым играм). Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания нагрузки. Например, если в основную часть урока включены метание в цель и игра с бегом, то вначале проводится метание, а потом игра. Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений. Например, при совершенствовании умений в лазанье по гимнастической стенке способом, с которым учащиеся были ознакомлены на предыдущих двух-трех уроках, и з прыжках в высоту способом «согнув ноги», с которыми учащиеся знакомы значительно раньше, вначале проводятся упражнения в лазанье, а потом прыжки. Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложнение условии выполнения упражнений. Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтоб"ы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и точных движений. На уроках физической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимися пройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делается в основной части урока. При этом вначале осуществляется подготовка к выполнению упражнений, а затем проводится учет знаний, умений и навыков. Заключительная часть урока. Правильно проведенная основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания. Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока. Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построершй, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр. В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки). ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКАМ Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения. Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много снимания учитель уделяет планированию программного материа- ла в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе. Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить. При подготовке к уроку составляется план и определяются конкретные образовательные задачи урока. Формулировка задач должна быть предельно четкой и ясной, например: «ознакомить с рапортом», «ознакомить с размыканием приставными шагами», «ознакомить с метанием малого мяча способом «из-за спины через плечо», «ознакомить с одновременным бесшажным ходом», «ознакомить с игрой «Все к своим флажкам» и т. д. Такая формулировка на!5более правильна при проведении первых уроков по отдельным видам упражнении. В начале обучения вполне конкретной будет формулировка «начать обучение прыжку в высоту способом «перешагивание». Во время обучения задача формулируется так: «продолжить обучение прыжку в длину с разбега — разбег (или толчок, полет и т. д.)», приемлемой будет и формулировка «совершенствовать умения в метании мяча в цель», а позднее—«совершенствовать навыки в спусках на лыжах со склонов по прямой». Если одни и те же упражнения проводятся на нескольких уроках, то возможна формулировка «повторить», но с обязательным указанием, для чего повторить, с какой целью. После определения конкретных задач урока подбирается материал сначала для основной части, а потом для вводной и заключительной. При подборе материала определяется дозировка (количество повторений, количество времени, затрачиваемого на выполнение упражнений). Она имеет решающее значение и для нагрузки, и для формирования двигательных умений и навыков В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из детей проверить и т. д.) н определяется возможное задание на дом. При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять. Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку. Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения. Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будет использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будет готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение. При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновении (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.). Уроки физической культуры проводятся со значительно большим успехом, если умело используется музыкальное сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетического воспитания учащихся. На уроках применимы различные формы музыкального сопровождения. На музыкальном инструменте может играть учитель или специально приглашенный музыкант. С успехом могут быть использованы также проигрыватели и магнитофоны. В каждом уроке очень много видов физических упражнений, которые можно сопровождать музыкой (ходьба, фигурная маршировка, бег, танцевальные шаги и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения в лазанье, равновесии, прыжки с длинной и короткой скакалкой). Музыкальное сопровождение обогащает проведение игр, делает игровой процесс эмоционально насыщенным. В таких играх, как «У ребят порядок строгий», «Совушка», «К своим флажкам», «Охотники и утки», «Музыкальные змейки», «Быстро по местам» и др., музыка (различное звучание) может служить основой для обозначения начала и конца игры, для перехода от одних действий к другим. Например, в игре «Совушка» громкая музыка соответствует словам «День наступает— все оживает», тихая — словам «Ночь наступает — все замирает». В игре «Охотники и утки» команда «охотников» стреляет в «уток» до тех пор, пока играет музыка, после чего команды меняются ролями. Здесь применяется одна и та же музыкальная пьеса два раза, а счет в игре ведется на большее количество попаданий. Музыкальное сопровождение на уроке только тогда даст положительный результат, когда учитель хорошо к этому подготовится: в порядке будет музыкальный инструмент или проигрыватель, будут подобраны соответствующие мелодии или пластинки. Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий — на площадке или в закрытом помещении. Н'е исключается возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока. Важное значение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последний урок позволяет полностью использовать время (45 минут), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к очередному уроку. Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей. Детям, так же как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить поручение учителя, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т. д. Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятие, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями. Во время беседы с детьми надо определить место для переодевания, рассказать им, как складывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком. Установленный порядок должен соблюдаться и по окончании урока. Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка. Как правило, при планировании содержания урока предусматриваются организационно-методические указания или примечания. Примерный план урока в III классе Вторая четверть. Урок 6-Й. Задачи урока: \) ознакомить с ходьбой протнвоходом; 2) совершенствовать умения в равновесии и акробатических упражнениях; 3) ознакомить с игрой «Эстафета с прыжками». Место проведения: зал. Оборудование и инвентарь: 1) бревно для равновесия; 2) маты для акро* батики; 3) стойки для прыжков и планка (веревочка). Содержание урока Вводная часть— 10 минут. Построение в шеренгу. Рапорт. Задачи урока. Повороты кругом. Ходьба в колонне по одному противоходом. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения без предметов (перечислить). Основная часть—30 минут. Упражнения в равновесия: ходьба по бревну с хлопкзмп под поднятой согнутой ногой; опускание на колено и вставание с помощью рук. Ш Акробатические упражнения: перекат в сторону в упоре стоя на коленях; кувырок вперед. Игра «Эстафета с прыжками». Заключительная часть — 5 минут. Построение в колонну по одному. Ходьба с постепенным замедлением. Подведение итогов урока. Конспект урока отличается от плана урока более подробными записями содержания урока и составляется обычно на один предстоящий урок. Примерный план-конспект смешанного урока в III классе Четвертая четверть. Урок 14-й. Задачи урока: 1. Провести учет успеваемости по прыжкам в длину «в шаге», 2. Совершенствовать умение детей: а) в метании мячей с места на дальность; б) в игре «Мяч среднему». Место проведения: школьная площадка. Инвентарь: малые мячи на половину общего количества учащихся, два надувных мяча (волейбольных или баскетбольных), красный и белый флажки. План урока Дозировка Ход урока (содержамиг) Примечание
Вводная часть 1. Построе 2. Рапорт
3. Задачи 4. Повороты 5. Ходьба, чередующаяся с пробежкой 12 мин 30 сек 1 мин 30 сек 1 ман 30 сек 1 мин 30 сек Дежурный приводит класс на площадку в колонне по два и выстраивает учащихся в одну шеренгу После построения а шеренгу дежурный сдает рапорт учителю. Учитель принимает рапорт, делает замечания по рапорту, объявляет оценку и разрешает дежурному встать в строй Учитель здоровается с классом и сообщает о задачах и ходе урока По командам учителя учащиеся зыполняют несколько поворотов направо, налево и кругом После поворотов учащиеся в колонне по одному идут по границам площадки и по команде учителя дважды переходят на бег и ходьбу Для построения в шеренгу подается команда: «В одну шеренгу становись!» Перед рапортом подаются команды: «Рав-няйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!» Дежурному приготовить письменный рапорт. Дежурный после рапорта возвращается в строй кратчайшим путем Команды: «Напра-во!», «Нале-во!» Во время поворота следить, чтобы дети не размахивали руками и сохраняли правильную осанку Во время бега обращать внимание детей на параллельную постановку стоп 192 Продолжение План урока Дозировка Ход урока (содержание) Примечание
6. Перестроение в круг и размыкание 7. Общеразвивающне упражнения без предметов а) упражнения характера «потягивания» б) приседания в) повороты туловища г) взмахи ногами 1 мин 5-6 мин 1 мин (5 раз с каждой ноги) 1 мин (8 раз) 1 мин (6 раз в каждую сторону) 1 мин (8 раз каждой ногой) После бега и ходьбы в колонне учащиеся по команде учителя перестраиваются в круг, поворачиваются лицом к центру, берутся за руки и размыкаются на вытянутые в стороны руки В кругу выполняются общеразвивающие упражнения Исходное положе- ние — основная стойка. 1—2 — поднять руки вперед и вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, смотреть между рук (вдох); 3—4 — руки через стороны вниз, ногу приставить (выдох)— темп медленный. То же, с другой ноги Исходное положение — основная стойка. 1— «и»— подняться на носки, руки на пояс, 2— «и»— присесть, руки вперед; 3—«и»— подняться на носках, руки на пояс; 4—«и»— основная стойка. Темп средний Исходное положе- ние — ноги на ширине плеч. 1 — руки перед грудью; 2 — повернуть туловище вправо, руки развести в стороны ладонями вверх, смотреть на кисть руки; 3—туловище прямо, руки перед грудью; 4 — исходное положение. Темп медленный. То же, в другую сторону Исходное положение— основная стойка, 1 — правую ногу назад, 2— руки вперед, ладони вниз, правой ногой взмахнуть вперед; 3 — исходное положение. Темп средний Команды: «По кругу марш»!, «Класс, стой!», «Взяться за руки и, отходя назад, разомкнуться на вытянутые руки!» Следить, чтобы руки были ладонями внутрь и на ширине плеч, правая нога прямая. При опускании рук ладони вниз Следить за сохранением правильной осанки. Спина прямая. Колени во время приседания разводить, пятки вместе Следить, чтобы локти были на высоте плеч, голова прямо, при повороте туловища вправо ноги все время прямые, пятки, не отрываются от земли При отставлении ноги назад не наклоняться вперед. Взмах правой ногой к правой руке, левой ногой к левой руке. Опускать ногу мягко с носка
13 Заказ № 6005 Продолжение План урока Дозировка Ход урока (содержание) Примечание
д) прыжки на месте е) ходьба на месте Основная часть 1. Деление на две группы 20 сек 40 сек 27 мин 1 мин Исходное положение— основная стойка. 1 — прыжок ноги врозь, руки в стороны; 2 — ноги вместе, руки вниз. Прыгать на носках После прыжков переход на быструю ходьбу на месте с постепенным замедлением После общеразвиваю-щих упражнений класс делится на две группы, которые выстраиваются лицом друг к другу в шеренги Во время прыжков туловище и ноги прямые, руки в стороны до уровня плеч, о бедра не ударять Следить, чтобы во время прыжков и ходьбы учащиеся дышали через нос, рот закрыт Учитель делит круг пополам. Одной группе учащихся предлагает построиться в разомкнутую шеренгу на одной стороне площадки, другой — на другой, противоположной. Расстояние между группами — 30— 35 м~
2. Метание мяча с места на дальность 3. Занятия в двух группах а) прыжки в длину «в шаге» 6 мин (9 бросков делает каждый ученик) 20 мин Учитель демонстрирует метание мяча с места на дальность, напоминает о правильном выполнении упражнения. Предлагает продемонстрировать одному-двум лучшим ученикам. После этого дежурные раздают мячи и по команде учителя дети бросают мячи другой шеренге. Происходит организованное перебрасывание мячей После метаний одна группа занимается с учителем прыжками в длину, другая самостоятельно играет в «Мяч среднему» Учитель напоминает о требованиях к выполнению прыжка «в шаге», о критерии оценок. После этого учащимся разрешается сделать 1—2 пробных прыжка, а затем каждый ученик по вызову учителя выполняет прыжок на оценку. Во вторую группу назначить старшего «Зона отталкивания» шириной 40 см. Главное внимание на толчок одной ногой и приземление на обе. Оценки объявлять и комментировать Продолжение План урока Дозировка Ход урока (содержание) Примечание
б) игра «Мяч среднему» Заключительная часть 1. Построе 2. Игра 3. Подведение итогов урока и организованное возвращение в класс 6 мин 30 сек 2 мин 3 мин 30 сек Другая группа под руководством выделенного старшего делится на две команды, которые играют между собой в «Мяч среднему». Смена занятий в группах происходит после окончания прыжков в длину После окончания прыжков в длину в обеих группах класс выстраивается в колонну по одному По сигналу учителя начинается игра. Красный флажок вверх — идти на носках, руки к плечам; белый флажок вверх — идти с коллективным подсчетом; оба флажка вверх — остановиться По ходу игры «Смотри сигнал» дети останавливаются. В одноше-реножном строю учитель говорит об итогах урока, объявляет оценки, после чего класс в колонне по два переходит в помещение школы Еще до занятий в группах проверить знания правил игры и напомнить требования к организованной игре. Судей выделить из числа тех учащихся, которые не занимаются на уроке Напомнить правила игры, пройденной ранее. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА УРОКЕ При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое всем процессом урока и физическими упражнениями. Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения. Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся — одни более, другие менее сильное. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может 13* быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным. Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма, Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и др. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса. Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий. До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2—3 минут). Показатели пульса до упражнения и после него срав ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|