Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы работы по физическому воспитанию школьников.





Формами работы по физическому воспитанию детей школьно* го возраста являются:

уроки физической культуры;

физкультурные мероприятия в режиме учебного дня: гимнасти­ка до занятий, физкультурные минутки на уроках, игры и упраж­нения на переменах;

внеклассная и внешкольная работа по физической культуре и спорту;

занятия физическими упражнениями дома.

Основной формой работы по физическому воспитанию детей школьного возраста являются уроки физической культуры, прово­димые учителями по государственной программе, в соответствии с учебным планом школы, по твердому расписанию. Уроки являются обязательными для всех учащихся, допущенных по состоянию здо­ровья к занятиям физическими упражнениями.

Учебные занятия на уроках физической культуры обеспечи­вают необходимый минимум знании и разносторонней физической подготовки учащихся и служат основой для организации всех других форм физического воспитания детей.

Значительная роль в физическом воспитании учащихся при­надлежит физкультурным мероприятиям в режиме учебного дня школы. Главными из них являются: ежедневная гимнастика перед уроками, физкультурные минутки, проводимые учителями во вре­мя уроков для предупреждения утомления детей, и организо­ванное проведение перемен. Все эти мероприятия в течение учеб­ного дня направлены на решение определенных задач физического воспитания, на подготовку школьников к предстоящей умственной деятельности в процессе учебных занятий.


Кроме указанных форм организации физического воспитания, проводимых в течение учебного времени, важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная работа по физи­ческому воспитанию способствует углублению и расширению учеб­ной работы по физическому воспитанию в школах. Она прово­дится в виде игр, прогулок, экскурсии, походов, занятий в группах V, секциях коллектива физической культуры, на сборах пионерских звеньев, отрядов, дружин, путем организации спортивных развле­чений, соревнований, физкультурных выступлений и праздников.

Вся внеклассная работа организуется и проводится на основе самодеятельности и активности детей.

Внешкольная работа по физическому воспитанию учащихся осуществляется отделами народного образования, внешкольными учреждениями, Домами и Дворцами пионеров, детскими спортив­ными школами, экскурсионно-туристскими станциями, пионерски­ми лагерями, физкультурными организациями, добровольными спортивными обществами, парками культуры и отдыха, стадиона­ми, катками, лыжными станциями и другими спортивными базами. Внешкольная работа способствует широкому развитию различных форм занятий по физической культуре и спорту среди детей, удов­летворяет повышенный интерес многих учащихся к занятиям гим­настикой, играми и в доступной форме другими видами спорта, охватывает массы учащихся различными видами здорового куль­турного отдыха в свободное от учебных занятий время, в зимние, весенние и летние каникулы.

Большое значение для физического воспитания детей имеют различные формы занятий физическими упражнениями дома, в се­мье: гимнастика по радио, подвижные игры на свежем воздухе, летние и зимние спортивные развлечения (катание на санках, коньках, лыжах, купание и т. п.). К этим занятиям относится также и выполнение заданий на дом, которые даются учителем на уроках физической культуры.

Эти мероприятия приносят большую пользу, если они входят в режим дня учащихся и увязаны со школьными и внешкольными занятиями. Особенно успешно проходят занятия физическими уп­ражнениями дома, когда родители всячески поощряют эти занятия и создают для детей определенные условия: приобретают необхо­димый костюм, спортивный инвентарь, соответствующую литера­туру, помогают в подборе физических упражнений, участвуют в оборудовании спортивных площадок для детей по месту житель­ства, организуют кружки, секции, команды.

Важнейшим условием успеха в физическом воспитании учащих­ся является работа всего педагогического коллектива школы пол руководством директора.

Организация работы по физическому воспитанию в школе. Все работники школы должны правильно понимать цели, задачи, содержание и формы организации физического воспитания уча­щихся, принимать посильное участие в проведении практической


работы и активно пропагандировать физическую культуру и спорт среди учащихся и родителей.

Ответственность за правильную постановку физического вос­питания в школе возлагается на директора школы. Он лично и через заведующего учебной частью направляет и контролирует всю работу по физическому воспитанию в школе, проводимую учите­лями и пионервожатыми.

В обязанности директора школы входит:

обеспечение правильной постановки преподавания физической культуры в школе, охват различными формами внеклассной или внешкольной работы по физической культуре всех учащихся, от­несенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

организация занятий физическими упражнениями со школьни­ками специальной медицинской группы;

обеспечение регулярных медицинских осмотров учащихся с распределением их по медицинским группам для занятий физиче­скими упражнениями;

создание в школе необходимых условий для проведения за­нятий по физическому воспитанию: устройство и оборудование спортивной площадки, выделение помещения внутри школы (если нет специального зала) для занятий физическими упражнениями, приобретение оборудования и инвентаря для учебных и внеклас­сных занятий по физическому воспитанию;

систематический контроль за постановкой работы по физиче­скому воспитанию, проводимой учителями (посещение уроков и внеклассных занятий);

рассмотрение, утверждение и проверка выполнения планов учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию;

забота о постоянном повышении общей педагогической и спе­циальной подготовки учителей, необходимой для полноценной ра­боты по физическому воспитанию детей;

постановка и обсуждение вопросов физического воспитания на педагогическом совете школы.

Практическая работа по физическому воспитанию учащихся проводится учителями начальных классов школы. Они несут пол­ную ответственность за правильную организацию и проведение уроков физической культуры в соответствии с утвержденным учеб­ным планом и расписанием уроков.

Учителя начальных классов обязаны:

обеспечить высокое качество проведения уроков и полностью выполнить программу по физической культуре для соответствую­щего класса;

совместно с врачом обеспечить своевременное проведение ме­дицинского осмотра учащихся и учитывать данные этого осмотра в своей работе;

заботиться о надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии мест для проведения уроков;

4 Заказ № ЙЮ5 49


добипаться, чтобы все дети занимались физическими упраж- псииямп в удобных костюмах;

участвовать в организации и проведении внеклассной работы по физическому воспитанию и широко привлекать к ней учащихся;

проводить среди родителей разъяснительную работу о значе­нии физического воспитания детей;

постоянно повышать свои знания в области физического вос­питания детей;

заинтересовать учащихся физической культурой и сформиро­вать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям фи­зическими упражнениями.

Для повышения своей квалификации учителя обмениваются опытом, организуют взаимное посещение уроков, на методических объединениях заслушивают и обсуждают специальные доклады, планы учебной работы и методические разработки. Учителям на­чальных классов оказывает помощь учитель физической культуры, работающий в старших классах: он консультирует учителей по различным вопросам учебной и внеучебной работы, активно уча­ствует в организации внеклассной работы, в проведении массовых физкультурных мероприятий.

Учителя начальных классов, которые не могут вести работу по физическому воспитанию (по состоянию здоровья, в силу пре­клонного возраста или в связи с отсутствием необходимой подго­товки), освобождаются от проведения уроков физической культу­ры. Уроки в их классах могут проводить учителя других классов или же учитель физической культуры.

Большую работу по организации и проведению массовых вне­классных форм физического воспитания учащихся должен выпол­нять пионервожатый школы. Он организует пионерский актив для проведения в звеньях и отрядах игр, физкультурных выступлений, прогулок, походов, лыжных вылазок, катании на санках, на конь­ках, спортивных соревнований и др. Всю работу он проводит вме­сте с учителями соответствующих классов под руководством ди­ректора школы на основе утвержденного плана учебно-воспита­тельной работы школы.

Для проведения внеклассной работы в школе организуется кол­лектив (кружок) физической культуры, который работает в со­ответствии с «Положением о коллективе физической культуры», утвержденным Министерством просвещения РСФСР.

К работе по физическому воспитанию в школе рекомендуется привлекать шефствующие над школой организации, в том числе и добровольные спортивные общества, которые для этой цели выде­ляют в качестве руководителей секций (кружков) наиболее опыт-пых спортсменов, мастеров спорта, а также оказывают школе не­обходимую помощь в создание материальной базы для занятий физической культурой.

Медицинский контроль над физическим воспитанием. Одним из основных условий для правильной постановки физического воспи-


тания в школе является хорошо организованный медицинский контроль. Задачи медицинского контроля в школе — широкое при­менение основных средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья детей и контроль за их правильным приме­нением, а также содействие в создании надлежащих условий для работы по физическому воспитанию.

Для выполнения этих задач врач, прикрепленный к школе, проводит медицинские обследования учащихся для определения состояния их здоровья и физического развития, систематически контролирует занятия физическими упражнениями и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проводит санитарно-про-светительную работу среди учащихся, родителей и учителей, уча­ствует в разработке и проведении школой мероприятий по улучше­нию здоровья детей и предупреждению травматизма.

Школьный врач является ближайшим советчиком учителя по вопросам здоровья и физического воспитания детей и в то же вре­мя контролером в отношении выполнения санитарно-гигиенических требований. Все указания врача, касающиеся здоровья и физиче­ского воспитания детей, являются обязательными для учителя.

Все учащиеся школы в обязательном порядке подлежат еже­годному медицинскому освидетельствованию в соответствии с «Временным положением о врачебном контроле за физической культурой и спортом», утвержденным приказом министра здраво­охранения СССР № 826 от 9 ноября 1966 г.

В результате медосмотра школьники распределяются на тря медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

С учетом распределения детей по медицинским группам учи­тель осуществляет дифференцированный подход к учащимся при проведении всей учебно-воспитательной работы.

Об итогах медицинских осмотров врач докладывает на педа­гогическом совете школы.

При проведении медицинского обследования врач подробно знакомится с состоянием здоровья каждого школьника: выясняет, какие заболевания были в семье и у самого обследуемого; обра­щает внимание на частоту заболеваний ангиной, гриппом; интере­суется перенесенными инфекционными заболеваниями; проводит наружный осмотр и отмечает состояние кожи, лимфатических же­лез, грудной клетки, позвоночника, формы ног и стопы; по воз­можности проводит антропометрические обследования (рост, вес, окружность грудной клетки и др.); большое внимание уделяет ис­следованию состояния нервной системы, органов дыхания и крс-вообращения, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. По мере необходимости проводятся также рентгенография или рентге­носкопия, исследование крови, мочи н другие лабораторные ис­следования.

Школьники младшего возраста не всегда могут ответить на все интересующие вопросы, поэтому врач обращается к учителю и ро­дителям.

4* 51


К основной группе относятся учащиеся, не имеющие откло­нений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.

В подготовительную группу зачисляются дети, имеющие незна­чительные отклонения в физическом развитии и состоянии здо­ровья, с недостаточной физической подготовленностью.

Учащиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные откло­нения постоянного или временного характера, относятся к спе­циальной группе.

Некоторые учащиеся временно, впредь до улучшения состоя­ния здоровья полностью освобождаются от занятий физическими упражнениями. В необходимых случаях, при наличии соответст­вующих показаний отдельным учащимся могут быть назначены занятия лечебной физической культурой.

Дети, временно освобожденные от занятий физическими упраж­нениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры. Учитель может привлекать их себе в помощь для подготовки и проведения занятий.

Школьники, отнесенные к основной группе, допускаются: а) к занятиям по программам физического воспитания в полном объеме; б) к занятиям в секциях коллектива физической культуры; в) к участию в соревнованиях.

Учащиеся подготовительной группы допускаются к занятиям по общим программам физического воспитания, но при прохожде­нии программного материала следует соблюдать большую посте­пенность. В соответствии с указаниями врача учащиеся подгото­вительной группы ограничиваются в упражнениях, связанных с большим физическим напряжением, и прежде всего в беге и прыж­ках.

Для школьников подготовительной медицинской группы в школе организуются дополнительные занятия, проводимые один-два раза в неделю по 45—60 минут во внеурочное время. Основное содержание таких занятий составляют упражнения школьной про­граммы.

Особое внимание при проведении занятий обращается на ин­дивидуальный подход к детям, последовательность упражнении, нарастание числа повторений упражнений и нагрузки в течение одного урока и от одного урока к другому.

Со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, организуются занятия один-два раза в неделю во внеуроч­ное время. Занятия проводятся в соответствии со специальном про­граммой ' медицинскими работниками или учителями, имеющими необходимую подготовку.

1 См.: «Физическое воспитание детей п подростков с отклонениям» в состо­янии здоровья». Изд. Министерства просвещения СССР и Министерства здра­воохранения СССР. М., 1970.


Учащиеся, отнесенные к специальной группе, допускаются К занятиям по особой программе.

Планомерные занятия, проводимые в соответствии с данными медицинского осмотра и с учетом индивидуальных особенностей, способствуют улучшению здоровья и показателей физического развития учащихся. Обычно в результате таких занятий учащиеся из специальной группы переводятся в подготовительную, а из под­готовительной в основную. Перевод учащихся из одной медицин­ской группы в другую производится врачом во время ежегодных и очередных обследований и при досрочном дополнительном об­следовании по просьбе родителей или учителя.

Дополнительное обследование состояния здоровья обязательно в тех случаях, когда учащийся начинает посещать школу после какого-либо заболевания. Весьма возможно, что дети, относив­шиеся до заболевания к основной медицинской группе, после вы-здорозленпя будут заниматься в подготовительной, а может быть и в специальной.

Любой перевод учащихся из одной медицинской группы в дру­гую должен быть известен учителю класса и учителю физической культуры, которые в своей практической работе с детьми особенно внимательно осуществляют индивидуальный подход. Это прежде всего относится к физическим нагрузкам на уроках. С учащими­ся, переведенными в специальную медицинскую группу, занятия проводятся в строгом соответствии с предписаниями врача, определяющего и виды и дозировку упражнений. Учащиеся, переве­денные из подготовительной группы в основную и особенно из специальной группы в подготовительную, должны быть под по­стоянным и неослабным наблюдением учителя. Внимание учителя направляется на весьма умеренное нарастание физической нагруз­ки, на постепенную адаптацию организма занимающегося к этому нарастанию.


ГЛАВА III _____________________________________________________________







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.