|
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуiцествлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических. функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физи-ческими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование лично-стно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение обще- подготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникиовения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (О...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2—3 захода по 3—7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности трудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (табл. 9). При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).
В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и опенивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятльного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные разлцчия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно вiыючая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Таблица 9
Программный материал по спортивным играм.
Основная на- правленность
| классы
|
|
|
|
|
| Баскетбол На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
| Стойки игрока. Перемещения
стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
|
|
- - - - - - - - - -
| На освоение ловли и передач мяча
| Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)
| с пассивным сопротивлением защитника
| - - - - - - - - - -
| На освоение техники ведения мяча
| Ведение мяча в низкой, средней
высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости.
Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой
|
С пассивным сопротивлением защитника
| - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
| На овладение техникой бросков мяча
| Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
| То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м в прыжке
| - - - - - - - - - -
|
| Броски одной
и двумя руками
в прыжке
| На освоение индивидуальной техники защиты
| Вырывание и выбивание мяча
| Перехват мяча
|
| - - - - - - - - - -
| На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок
|
|
| - - - - - - - - - -
| На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
|
|
| - - - - - - - - - -
| На освоении тактики игры
| Тактика свободного нападения
|
|
|
| Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков
| с изменением позиций
| Позиционное нападение и личная за- щита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину
|
Нападение быстрым прорывом (1:0)
| (2:1)
| (3:2)
| - - - - - - - - - - -
| Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».
|
| Взаимодействие
двух игроков в на-
падении и защите
через «заслон»
| Взаимодействие
трех игроков
(тройка и малая
восьмерка)
| На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
| Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:3
| Игра по правилам
мини-баскетбола
| Игра по упрощенньтм правилам
баскетбола
- - - - - - -
| Гандбол
На овладение техникой передвяжений, остановок, поворотов и стоек
| Стойки игрока. Перемещения в
стойке приставными шагами боком и спиной вперед.
Остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
|
|
- - - - - - -
- - - - - - -
|
- - - - - - -
- - - - - - -
| На освоение ловли и передач мяча
| Ловля и зередача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)
| с пассивным сопротивлением защитника.
Ловля катящегося мяча
| - - - - - - -
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| На освоение техники ведения мяча
| Ведение мяча в низкой, средней и
высокой стойке на месте.
Ведение мяча в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой
|
с пассивным сопротивлением защитника
|
- - - - - - -
- - - - - - -
|
- - - - - - -
- - - - - - -
| На овладение техникой бросков мяча
| Бросок мяча сверху в опорном положении и в прыжке
| Броски мяча сверху, снизу и сбоку согнутой
и прямой рукой
| - - - - - - -
Семиметровый
штрафной бросок
| - - - - - - -
Бросок мяча из
опорного положения с отклонением туловища
| На освоение индивидуальной техники защиты
| Вырывание и выбивание мяча
Блокирование броска
| Перехват мяча
Игра вратаря
| - - - - - - -
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| На совершенствование техники
перемещений, владения мячом и
развитие кондиционных и координационных способностей
| Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
|
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| На освоение тактики игры
| Тактика свободного нападения
|
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| Позиционное нападение без изменения позиций игроков
| с изменением позиций
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| Нападение быстрым прорывом (1:0)
| (2:1)
| (3:2)
| Взаимодействие вратаря с защитником
| Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»
|
| Взаимодействие двух игроков в защите через «заслон»
| Взаимодействие трех игроков
| На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
| Игра по упрощенным правилам мини-гандбола
| Игра по правилам мини-гандбола
| Игра по упрощенным правилам гандбола
| - - - - - - -
| Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3
|
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| Футбол на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
| Стойки игрока; перемещения стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения)
|
| - - - - - - -
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| На освоение ударов по мячу и остановок мяча
| Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.
Остановка катяшегося мяча внутренней стороной стоны и подошвой
| Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью подъема
| Удар по катящемуся мячу внешней стороной
подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу)
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом
| Удар по летяще
му мячу внутренней стороной стоны
средней частью
подъема
| На освоение техники ведения мяча
| Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой
|
с пассивным сопротивлением защитника
| - - - - - - -
|
с активным сопротивлением защитника
| На овладение техникой ударов по воротам
| Удары по воротам указанными спо- собами на точность (меткость) по- падания мячом в цель
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| На освоение индивидуальной техники защиты
| Вырывание и выбивание мяча
Игра вратаря
| Перехват мяча
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинации из освоенньих элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| На освоение тактики игры
| Тактика свободного нападения
|
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| Позиционные нападения без изменения позиций игроков
| с изменением позиций
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот,
|
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей
| Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3
|
| - - - - - - -
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| Волейбол
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
| Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)
| - - - - - - -
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| На освоение техники приема и передач мяча
| Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку
| Передача мяча
над собой, во
встречных ко-
лоннах. Отбива-
ние мяча кула-
ком через сетку
| Передача мяча у сетки и в прьгжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели
| На овладение игрой и комплексное развитие психомо- торных способностеи
| Игра по упрощенным правилам мини-волейбола
Игры и игровые задания с ограни- ченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках
| - - - - - - -
| Игра по упро- щенным прави- лам волейбола.
- - - - - - -
| - - - - - - -
- - - - - - -
| На развитие координационных способностей[7] (ориентирование в пространстве быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, прост ранственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму)
| Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями
и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3
|
| - - - - - - -
| На развитие выносливости*
| Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.
|
| - - - - - - -
| На развитие скоростных и скоростно- силовых способностей
| Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным
мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность
|
|
| На освоение техники нижней прямой подачи
| Нижняя прямая подача мяча с рас- стояния 3—6 м от сетки
| Нижняя прямая подача мяча через сетку
| Нижняя прямая подача мяча. При- ем подачи
| Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки
| На освоение техники прямого нападающего удара
| Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером
|
| Прямой нападающий удар при встречных передачах
| На закреяление техники владения мячом и развитие координационных
способностей
| Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар
|
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей
| Комбинации из освоенных элементов техники перемещений
владения мячом
|
| - - - - - - -
| - - - - - - -
| На освоение тактики игры
| Тактика свободного нападения
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)
|
Позиционное нападение с изменением позиций
| - - - - - - -
| - - - - - - -
Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите
| На знания о физической культуре
| Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми
| На овладение организаторскими умениями
| Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию
разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
| Самостоятельные занятия
| Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию техничсскях приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближснные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля
| | | | | | | |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|