|
Шаг 3. Нахождение значения понятий(Что именно означает закон?)
Принципы
В зале суда истец совершает значительно больше, чем просто зачитывает вменяемую подсудимому статью закона. Он очень дотошно пояснит ключевые моменты закона, чтобы показать, как он был нарушен. Например, он может объяснить значение
Метод
1. Эталонный случай. Вы и ваш клиент выбираете пример корректного использования ключевого понятия, взятого прямо из анализируемого суждения. Пример должен быть идеальным, таким, чтобы фактически каждый мог бы считать его обоснованным. Пример. Дафния пришла ко мне на прием, потому что страдала от сильнейшего чувства вины. Она ощущала себя плохой, аморальной и злой и была убеждена, что должна быть наказана, потому что неоднократно оскорбляла чувства любимого человека. Чтобы определить, может ли ее поведение оцениваться как «плохое», я попросил ее припомнить такой эталонный случай, который практически все посчитали бы примером скверного поступка. Она вспомнила газетную статью, прочитанную недавно. Несколько лед назад трое мужчин охотились на оленей. Им не повезло, и они уселись на вершине холма и заскучали. Вдруг они заметили человека, идущего по дороге через долину у подножия холма. Они никогда не видели его раньше и ради спортивного интереса начали в него стрелять. Человек пытался убежать, но после нескольких выстрелов они ранили и затем убили его. Потом они оставили тело на дороге и пошли домой обедать. Я согласился с Дафнией, что это Выл прекрасный пример того, что каждый назвал бы «плохим» поведением. 2. Контрастная модель. Выберите пример противоположного случая. Подберите идеальную ситуацию, как можно более похожую на первую, но в которой понятие ясно (по мнению большинства людей) не употребляется. (Например, этот случай не должен являться однозначным примером содержания слова «плохой».) Пример. (Мы с клиенткой выбрали следующий случай.) Мужчина вел машину по улице, окаймленной огромными деревьями и растительностью. Уже было поздно, и он вел осторожно, со скоростью ниже разрешенной, он был непьющим. Внезапно из-за большого куста прямо перед машиной выскочил мальчик. Мужчина нажал на тормоза, но было уже поздно. Он сбил мальчика, и тот погиб. Он попытался помочь мальчику, но увидел, что уже слишком поздно. Он позвонил в полицию и дождался их появления. 3. Сравнение эталонного случая с противоположным. Определите, какие ключевые принципы присутствовали в первой модели, которых не было во второй. Какие между двумя случаями есть сходства и различия? Перечислите их. Пример. Когда мы изучили компоненты эталонного случая, которые помогают определить, почему поведение мужчин правильнее всего будет назвать «плохим», мы пришли к таким выводам. а. Был убит неизвестный человек (произошло плохое событие). б. Трое мужчин убили его (они были причиной). в. У них не было причин убивать его (неоправданно). г. Они выбрали убить его (намеренно). д. Они могли не убивать его (у них был свободный выбор). е. Они знали, что они делают (сознательно). Когда мы изучили противоположный случай, мы обнаружили только такие сходства. а. Был убит мальчик (произошло плохое событие). б. Его убил водитель (он был причиной). в. У него не было причин убивать его (неоправданно). 4. Чтобы определить, какие принципы или комбинации принципов являются существенными для понятия, возьмите по одному правилу за раз и вспомните ситуации, в которых присутствует все правила, кроме этого одного. Если понятие не приложимо к такой ситуации, то правило существенно. а. Например, могли бы мы оценить поведение охотников как «плохое», если бы ничего плохого не произошло, если бы они стреляли в консервные банки, а не в человека? Нет. Если никто не был убит, ранен, обижен или напуган каким-либо образом, мы не смогли бы назвать поступок плохим. б. Является ли поступок плохим, если один человек не был причиной смерти другого? Если путник был убит молнией, мы не обвиняли бы охотников. в. Является ли поступок плохим, если у охотников была причина стрелять в него? Нет. Полицейский имеет право стрелять в нападающего хулигана. г. Является ли поступок плохим, если охотники совершили его ненамеренно? Нет. Как в примере с водителем, единственным оправданием для него было то, что он убил мальчика неумышленно. д. Является ли поступок плохим, если его невозможно было избежать? Нет. Представьте, что взрослый берет руку ребенка и заставляет его ударить свою сестру. Ребенок будет невиновен за это действие. е. Является ли поступок плохим, если человек не осознает, что он делает? Нет. Если психически больной ветеран застрелит человека во время галлюцинаций, воображая, что на него напал древний враг, он не будет виновен. В нашем примере все правила оказались необходимыми для того, чтобы назвать поступок «плохим». Дафния использовала это понятие следующим образом: поведение будет плохим, если произошло что-то плохое, если другой человек стал этому причиной, если для поступка не было уважительной причины, он был намеренным, у человека был выбор его не совершать, он осознавал, что делал. Если отсутствует хотя бы одно правило, то поведение не может называться плохим. Водитель, сбивший мальчика, не несет ответственности за это, потому что в этом случае отсутствуют три правила, которые были в ситуации с охотниками: преднамеренность, свобода, осознанность. Понятно, что человек не может назвать себя однозначно плохим, если он просто обидел другого безо всякой причины. Если все же он думает о себе плохо и чувствует себя виновным, то его рассуждения ложны. И его иррациональность — это не просто игра в академического лингвиста, это определяющее, жизненно важное различие. Из-за присутствия правил 4, 5, 6 охотники должны обвиняться в убийстве; если правила не выполняются, как в ситуации с водителем, то он виновен только в несчастном случае. 5. Как только посредством анализа вы найдете существенные правила, приложите их к собственным убеждениям клиента. Пример. Моя ощущающая вину клиентка пришла к выводу, что не может однозначно назвать какой-либо свой предыдущий поступок плохим, поскольку по крайней мере одно правило не выполнялось. А к некоторым описанным ею «плохим» действиям нельзя было приложить ни одно правило! Постижение Дафнией нелогичности своего мышления позволило ей использовать и другие когнитивно-реструктурирующие техники в нашем дальнейшем консультировании.
Шаг 4. Оценка доказательств (Присяжные изучают доказательства)
Принципы
В зале суда стороны предоставляют доказательства за и против подсудимого, и присяжные удаляются на их изучение. В процессе консультирования клиент и терапевт применяют методы индукции, чтобы изучить доказательства за и против убеждения. Многие клиенты испытывают трудности в индуктивных рассуждениях, т. е. в формировании общих гипотез и выводов из конкретных фактов. Они делают суждения на основе интуитивных догадок, а не доказательств, и часто эти догадки ведут к ошибочной интерпретации событий, что, в свою очередь, оборачивается еще большей эмоциональной неразберихой. Если таких клиентов обучить некоторым базовым принципам, они могут перестать строить случайные предположения, уменьшая эмоциональную боль, которую вызывают эти предположения. Методов обучения индуктивному рассуждению существует множество, и некоторые из них достаточно сложны и требуют солидной подготовки в области философии научной методологии (я рассматривал некоторые из них в своей более ранней работе Me Mullin, 1986, pp. 225-226). Для клинической же практики я нашел более легкий метод, обеспечивающий подобные результаты. Он называется анализом графиков. Чтобы понять анализ графиков, подумайте, что означает слово «доказательство». В контексте логических процедур доказательство показывает связь между двумя или более явлениями. Если выражаться научной терминологией, доказательство показывает корреляцию между двумя или более переменными. В зале суда этими переменными могут быть совершение преступления (например, угон машины) и его корреляция с конкретным подсудимым (свидетели, видевшие, как подозреваемый взломал машину, и полицейские, арестовавшие его, когда он вел эту машину). В консультировании применяется тот же принцип. Терапевт и клиент ищут корреляции между двумя и более переменными, которые могут иметь отношение к симптомам клиента. Например, терапевт может поискать связь между приемом лекарств и симптомами мании, злоупотреблением алкоголем и избиением жены, Я-концепцией и достижениями или между депрессией клиентки и ее замужеством. Поэтому для того, чтобы собрать доказательства, клиенту и терапевту нужно поискать корреляции, которые показывают отношения между определенными переменными и симптомами клиента. Но это процесс сложный. С любым симптомом может быть связано огромное множество факторов. Как можно определить, какие переменные коррелируют, а какие — нет? Анализ графиков предоставляет способ проанализировать только те переменные, которые кажутся многообещающими. В настоящее время я использую анализ графиков почти со всеми своими клиентами, и обычно с хорошими результатами. Это также ценная техника для обучения тех клиентов, которые могут подготовить и построить график своих собственных переменных.
Метод
1. На чертежной бумаге постройте график двух или более переменных, которые могут быть важными для вас и вашего клиента. (Например, вы хотите узнать, что вызывает приступы паники у Фреда. Вы думаете, они могут быть вызваны проблемами на работе или в семье.) 2. На оси Y отметьте интенсивность искомого симптома, эмоции или поведения. (В нашем примере мы построили график частоты приступов паники у Фреда. См. рис. 6.1.) Чем выше линии, тем выше интенсивность паники, проблем в семье или на работе 3. На оси X отметьте период времени, в течение которого случались эти симптомы или поведение. Вы можете использовать любой масштаб времени — часы, недели, месяцы, годы, вся жизнь клиента (это называется графиком жизненного пути) — или какое-то время до или после определенного травматического события. (Если приступы начались у Фреда два года назад, мы перечислим все месяцы за последние два года.) 4. На том же графике постройте кривую любой переменной, которая, как вы считаете, может иметь отношение к прослеживаемому симптому, эмоции или поведению. (Мы отобразили на оси Y интенсивность проблем Фреда в семье и на работе.) Обсудите с клиентом отношения между кривыми. (Мы показали Фреду, что затруднения на работе кажутся несвязанными с приступами паники. Однако его семейные проблемы и приступы коррелируют. Из одного графика мы не можем узнать, что является причиной, а что — следствием, но дальнейшее исследование, возможно, раскроет эту связь.) На графике могут быть отмечены любые переменные. Следующие примеры на историях разных клиентов демонстрируют разнообразие факторов, для которых можно построить график.
Примеры
Рисунок 6.2 наводит на мысль об обратной зависимости между ощущением счастья у Карен и ее зависимостью. Чем больше Карен зависела от других, тем менее счастливой она была. Карен подверглась сексуальному насилию в детстве, и оба ее мужа били ее. Только когда она была независима и сама отвечала за свою жизнь, она была счастлива. Графики можно строить не только для отдельных клиентов, но также и для групп клиентов с определенными симптомами. Рисунок 6.3 представляет собой объединенный график, отражающий корреляцию между злоупотреблением алкоголем и счастьем у 244 клиентов из четырех различных клиник в трех странах. График показывает, что среднестатистический клиент-алкоголик в выборке не отличается очень неблагоприятным детством. Это в среднем, но у некоторых клиентов было позитивное детство (40%), у некоторых — нейтральное (19%), у остальных — негативное (41%). В то время когда они начали употреблять алкоголь (средний возраст — 13.9), их счастье стало резко падать. График показывает точку в возрасте 35 лет, которая представляет тех клиентов, которые бросили пить, но потом начали снова. В целом график иллюстрирует, что ощущение счастья в общем имеет обратную связь с употреблением алкоголя. Графики могут использоваться как для выяснения эффективности того или иного лечения, так и понимания причин определенных симптомов. Рисунок 6.4 демонстрирует, что в лечении маниакальных симптомов Алана оказался эффективным прием им препаратов лития. На седьмой день приема полной дозы лекарство возымело свое действие. Графики также могут применяться для того, чтобы проследить корреляции между когнициями и поведением. На рисунке 6.5 прослеживается влияние пяти убеждений на то, могут ли психически больные клиенты успешно жить в обществе или они продолжают возвращаться в больницу. Чем выше линия, тем больше принимали клиенты те или иные убеждения. Пять баллов означает, что они сильно верили в данную идею, «1» — сильно ее отвергали. Как видно из графика, пациенты, более способные жить в обществе, скорее признавали то, что они психически больны и им необходимо принимать лекарства, в то время как группа госпитализировавшихся верила, скорее, в то, что у них нет проблем с психикой и медикаменты им не нужны (дальнейшую информацию по данному вопросу смотрите в разделе, посвященном терапии серьезно психически больных пациентов).
Комментарий
Мой бывший тесть Гарри Джессап Данхэм (1913-1993) показал мне важность использования графиков. Он был инженером в программе НАСА «Аполлон», по которой в конце шестидесятых—начале семидесятых люди отправлялись на Луну. Однажды я занимался корреляционным анализом многих переменных, чтобы найти возможные причины приступов паники у моих клиентов. Он понаблюдал за мной немного, затем подошел и подсказал, что гораздо проще и экономнее по времени было бы составить хотя бы приблизительное представление о том, какие переменные могут быть связаны между собой, и затем приступать к расчетам. Он напомнил мне, что это можно сделать при помощи графиков. Анализ графиков был у меня одним из основных разделов курса статистики, но в своей терапевтической практике я никогда его не использовал. Инженеры НАСА, работающие на «Аполлоне», использовали их постоянно. Мистер Данхэм сказал, что пришлось бы потратить месяцы, чтобы обсчитать все возможные зависимости всех возможных переменных, касающихся отправления ракеты на Луну, и вместо этого инженеры строят графики и анализируют только те переменные, связь между которыми оказалась значимой. Он сказал мне, что все, что нужно сделать, — это взять чертежную бумагу и отметить интенсивность каждой переменной на вертикальной оси Y (ордината) и ее частоту во времени по оси X (абсцисса). Каждая переменная, в свою очередь, должна быть отображена на одном и том же графике. Те кривые, которые имеют подобные или абсолютно противоположные изгибы, скорее всего, связаны и заслуживают корреляционного анализа, другие же можно опустить. Таким образом, общее число переменных, подлежащих анализу, уменьшается до разумных пределов.
Шаг 5. Решение и обязательства (Присяжные выносят вердикт)
Принципы
Цель всего судебного процесса — вынесение присяжными решения о виновности или невиновности подсудимого. Подобным образом, конечной целью логического анализа для клиента является решение об истинности или ложности его суждения. Часто клиенты избегают заключительного шага, потому что не желают брать на себя обязательство изменить образ мыслей. Гораздо проще продолжать находиться в неопределенности и уклоняться от решения. Для того чтобы произошли когнитивные изменения, очень валено, чтобы были приняты обязательства.
Метод
1. Скажите клиенту, что решение о том, является ли в истинным или ложным, он должен принять здесь и сейчас. 2. Если в истинно, то клиент должен сделать что-либо, чтобы изменить ситуацию, или, если это невозможно, принять ее. 3. Если в ложно, пусть клиенты возьмут на себя обязательство работать против в мыслях и действиях, независимо от того, сколько это может занять времени. 4. Пусть клиенты запишут решение и заключат контракт о том, что они собираются сделать, чтобы изменить мысли. Доказательством принятого обязательства становятся действия. 5. Терапевт иногда оказывается в ситуации, когда клиент убежден в истинности суждения, а он считает иначе. Если клиент прошел все стадии процесса логического анализа, очень важно, чтобы терапевт поддержал его решение, даже если сам с ним не согласен. Клиент имеет право не работать над ког-ницией и верить даже в то, что вы считаете иррациональным. Вы можете указать на результаты такого образа мыслей, отдаленных последствий, но принятие решения зависит от клиента. Акт принятия решения сам по себе психотера-певтичен, и я пришел к выводу, что клиенты позднее могут его изменить, если оно иррационально. 4 Дополнительная информация
Философия не психология, содержит большее число полезных рекомендаций по логическому анализу. Лучшие рекомендации по превращению чувств в когнитивные суждения можно найти в лингвистическом анализе (Klemke, 1983; Langacker, 1972; особенно у Wilson, 1967). Великолепные примеры определения слов и понятий ищите у Ауег (1952, 1984, 1988), Munitz (1981), Quine (1987), Ryle (1949, 1957, 1960), Urmson (1950), Wilson (1967). Подход, подразумевающий определение понятий, — это модификация метода анализа Вильсона (Wilson, 1963). За более подробными разъяснениями читатель должен обратиться непосредственно к его работе. Описание теоретических положений, необходимых для нахождения причин, включены в основные работы следующих авторов: Brown and Ghiselli (1955), Ray and Ravizza (1981), Simon (1978). Метод согласования и расхождения полностью раскрывается в классических работах Милля (Nagel, 1950). Оценка доказательств и использование индуктивных рассуждений объясняются в работах Бертрана Рассела (Russell, 1945, 1957, 1961), Альфреда Уайтхэда (Whitehead, 1967) и других (Ackermann, 1965; Taylor, 1963). Схожие описания в когнитивной психологии есть в работах Bruner, Goodnow and Austin (1956), Haygood and Bourne (1965), Johnson (1972), Popper (1-959), Trabasso and Bower (1968), Watson and Johnson—Laird (1972). Более сложные примеры можно найти в работах Андерсона (Anderson, 1980), Тиздейл (Teasedale, 1993, 1996; Teasedale & Barnard, 1993) описывает влияние на логичность рассуждения формы «схем». Теория графиков — одна из главных и самых сложных составляющих математики, информатики, химии и многих других дисциплин. Но для наших целей мы не предлагаем подключать все вышеперечисленное. Вид графиков, используемый в терапии, можно найти в любом учебнике по введению в статистику. Виктория Коулман разработала более детальную процедуру построения графика жизненного пути (Coleman, 1998). Принятие решения и обязательств — ключевые характеристики терапии признания и обязательств (Hayes, Strosahl & Wilson, 1996; Hayes & Wilson, 1994). ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Принципы
Логические ошибки — это необоснованные суждения, которые зачастую произносятся с такой убежденностью, что начинают звучать как доказанные факты. Некоторые из этих ошибок исходят от извращенного восприятия клиента (например, сверхобобщение), иные — от психологических заблуждений (например, катастрофизирование), в то время как остальные являются просто логическими искажениями (априорное мышление). Иногда ошибки происходят из-за установления ложных связей между случайными событиями. Каким бы ни был их источник, ошибки, популяризованные средствами массовой информации, могут начать жить собственной, особой жизнью и стать частью национального кредо. Достигнув таких масштабов, они становятся привлекательными для тех, кто ищет одобрения других, прибегая к помощи этих общеупотребительных заблуждений. Ошибки имеют тенденцию проникать во взаимодействие клиента и терапевта во время процесса логического анализа, когда клиент манипулирует доказательствами, собранными за и против деструктивного убеждения. «Лучше быть в безопасности, чем сожалеть», — может сказать наш клиент, цитируя популярную банальность и не осознавая, что она не имеет никакого отношения к установленным правилам логического доказательства и поэтому не может выдаваться за довод к какому-либо утверждению. Лучший способ рассказать клиенту о логических ошибках — это обратить его или ее внимание на подобные высказывания в тот момент, как они произносятся, и незамедлительно заметить, что они ничего не дают нам в оценке истинности или ложности убеждения. В очень редких случаях они служат слабыми заслонками, которые помогают клиентам избежать попадания в тиски накопленных в течение жизни ошибочных взглядов. Положите на одну чашу весов все логические ошибки, какие вы сможете собрать, а на другую — одно неопровержимое доказательство, и оно всегда будет перевешивать. Метод
Как только клиент признает, насколько бессмысленны логические заблуждения, его можно научить тому, как не прибегать к этим лингвистическим шорам. Наилучшим образом это можно сделать, приведя примеры и мотивировав клиента на то, чтобы он опровергал любое произнесенное или услышанное им заблуж-; дение до тех пор, пока он не пресытится их бестолковостью. Пример
Ниже приводится список наиболее распространенных логических ошибок, а также определение и примеры для каждой из них.
Чувствительность Простые, невинные эмоции, которые бывают у каждого, превращаются в ужасающие, всеохватывающие, психиатрические крайности.
Сверхобобщение Отдельные примеры, относящиеся к какой-либо категории, считаются представляющими всю категорию в целом.
Персонализация Случайные события воспринимаются как персональная угроза.
Антропоморфизм Приписывание человеческих характеристик неодушевленным объектам.
Увековечивание Превращение кратковременных явлений в долговременные.
Поиск виновного Поиск того, кого можно обвинить, когда что-то не ладится (других или себя).
(или я)».
Патологизирование Выученная реакция называется клиентами заболеванием.
Перфекционизм Подбор для себя и других высших из теоретически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь, и последующее использование их в качестве общей мерки для определения ценности личности.
Дихотомическое мышление Оценка понятий, которые в действительности располагаются на континууме, как одного из двух взаимоисключающих вариантов (также называется мышлением по типу «все или ничего» «или плохо, или хорошо»).
«Ужастификация» Для каждого события предвидится наихудший из возможных исходов.
Долженствование Превращение «хочу» в «должен», «обязан», «надо».
Притязания на исключительные привилегии, которых не существует («синдром непризнанного принца»). • «Я не должен мириться со всеми мелочными вещами, которыми меня вынуждают заниматься на работе». • «Это несправедливо, что я должен показывать свои водительские права, чтобы обналичить чек». • «Почему я должен стоять в очереди в аэропорту, как все остальные?»
Психологизирование Для всех событий подыскиваются психологические причины, а все другие игнорируются. • «Я ударился о стол, потому что пытался навредить себе». • «Больное плечо, должно быть, вызвало мою подсознательную тревогу». • «Вы забыли мое имя, потому что вытесняете его». • «Вы одиноки, потому что боитесь жениться». • «Вы не добились успеха, потому что боитесь его». • «Вы потерпели крах, потому что хотели этого».
Неэкономные рассуждения Предпочтение простым объяснениям более сложных. • «Тебе не нравится, когда я тебя критикую, потому что с отцом у тебя были отношения типа «любовь-ненависть», а все мужчины представляют для тебя фигуру отца». • «Ты просто переносишь на меня свою подавленную детскую жестокость». • «Люди становятся психически больными, потому что они регрессируют на более примитивные стадии своего психосексуального развития».
Материализация абстрактного Предположение о том, что та или иная абстракция (например, личностные черты, коэффициент умственного развития, шизофрения) обозначает реальную, конкретную сущность. • «Ему не хватает смелости». • «Он по сути ленив». • «Справедливость, красота и добродетель — это первичные формы реальности» (греческие философы). • «У нее меньше силы воли, чем у других». • «У меня расшатались нервы».
Гомоцентрическая ошибка Предположение о том, что человеческая раса — божьи любимцы. • «Бог создал эту планету для людей». • «Солнце вращается вокруг Земли».
Эгоцентрическая ошибка Вывод о том, что, раз ты являешься центром собственного мира, то ты центр всех других миров. Практикум по когнитивной терапии • «Все должны любезно со мной обращаться». • «Я должен получить от жизни все, что я хочу». • «Мир должен быть справедливым».
Субъективная ошибка Вера в то, что ты являешься причиной поведения и эмоций других людей. • «Я сожалею о том, что вызвал твою депрессию». • «Я делаю своего мужа несчастным».
Скользкий скат Предположение о том, что то, что верно в одном случае, будет верно и во всех последующих. • «Если мы позволим им наложить запрет на штурмовые орудия, то вскоре они запретят наши винтовки».
Априорное мышление Выведение фактов из принципов (дедукция) вместо выведения принципов из фактов (индукция). • «У женщин меньше зубов, чем у мужчин, потому что у них меньше челюсти» (Аристотель). • «Таяние снега не вызовет поднятие вод Нила, так как в районе экватора слишком жарко для снега» (Платон). • «Когда люди любезны с тобой, значит, они пытаются что-то получить».
Преувеличение силы Попытки разрешить все проблемы, разровняв их, как бульдозером. • «Когда путь становится трудным, тверже становится шаг». • «Алкоголизм можно победить одной только силой воли». • «Все, что тебе нужно, — это сердце». Возможности, равные вероятностям Если событие возможно, значит, оно вероятно. • «Если что-то плохое может произойти, то оно неизбежно». • «Я должен побеспокоиться, чтобы не заработать болезнь от растений». • «Опасно летать на самолетах».
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|