Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сословно-представительная монархия





В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочетается с представительством от сословий – Генеральными штатами.

Можно выделить три основных причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

 

Генеральные штаты

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из представителей высшего духовенства первого сословия. Во второй – заседали выборные от второго сословия – дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, заседавшее в третьей палате, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное ему решение.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название “Великий мартовский ордонанс”. Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

Однако закрепить эти полномочия Генеральным штатам не удалось. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и восстания крестьян – Жакерии – король отверг требования “Великого мартовского ордонанса”.

В конце XIV в. король добился права устанавливать самостоятельно прямой налог – талью.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться до XVIII в..

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль за отдельными звеньями государственного аппарата, и Счетная палата – орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявших текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

Абсолютизм

К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы государства – короля. Соответственно, ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматриваются как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

В 1516 г. Болонский конкордат предоставил королю исключительное право назначать высших иерархов католической церкви.

Высшими органами государственного управления Франции в этот период были: Государственный Совет, который выполнял функции высшего совещательного органа при короле, его дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д. Из старых государственных должностей сохраняет свое влияние канцлер, представлявший короля в советах.

Большую роль в управлении играл Генеральный контролер финансов. Он осуществлял руководство экономической политикой государства, составлял государственный бюджет, контролировал деятельность администрации, работу по составлению законопроектов. Под его началом действовало 29 различных служб и бюро.

С XVI века возрастает роль государственных секретарей: по военным, иностранным, морским делам и делам двора, которым поручаются отдельные сферы управления.

В системе местного управления центральное место занимают интенданты – назначаемые из центра чиновники, контролирующие фискальные, административные и судебные органы на местах.

2. Основные черты права Франции

Источники права

В IХ-ХI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории проживания населения. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары – “страна писаного права”, так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался “страной обычного права”, так как там основным источником были местные обычаи – кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на “Юге” оно выступало в качестве основного источника права, то на “Севере” оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник “писаного разума”.

Вещное право

Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держания.

Аллод – форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего Средневековья.

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное с целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном, фьефом. В Х-ХI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

Феод – благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины – рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания –цензива. Цензива – это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы – ее плательщиком и именовался вилланом.

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, нести определенные повинности в пользу сеньора: ценз – сеньор имел право на 1/10 дохода от земельного участка, барщина в течение 3-12 дней в году. Сеньор имел право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д.

При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании.

 

Обязательства

Характер феодального хозяйства тормозил развитие обязательственного и, прежде всего, договорного права.

В ранний период купля-продажа вещей, особенно недвижимости, совершалась в торжественной форме и должна была обеспечить стабильность договора. С XII в. под влиянием римского права наиболее важные сделки начинают составляться в письменном виде, а позднее – и удостоверяться нотариусами. В период абсолютизма широкое распространение получают договоры аренды земли. На договор займа долгое время оказывал влияние запрет церкви на взимание процентов.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.