Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Источники права. Основные черты права





Для раннефеодального права Японии было характерно преобладание норм обычного права. Первые записи правовых норм, как конституция Сётоку 604 г., носили характер наставлений, моральных заветов своим чиновникам. Введение в VII в. надельной системы и деления общества на ранги привело к появлению законодательных кодексов (рицу-ре). Эти сборники включали нормы уголовного (рицу) и административного (ре) характера.

В XVI в., после введения в Японии структуры населения, основанной на жесткой иерархии, исключается сама мысль о правах низших в отношении высших слоев населения. Между представителями феодальных групп отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств. И тем более она отрицалась между помещиками и земледельцами.

Существовал целый комплекс норм (гири), регулирующих поведение людей во всех случаях жизни. Эти нормы, правила поведения, заменяли собой право, а иногда и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось позором.

Раздел 8.

1. Буржуазное государство нового времени

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.



Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии,

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это была последняя революция, проходившая под "религиозным знаменем", так как основным идейным требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и восстановление "старинных вольностей и обычаев".

Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля (роялисты) – представители "старого" феодального дворянства и английского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви. Оппозиция объединяла новое дворянство "джентри" и буржуазию. Так как противники абсолютизма выступали с лозунгами "очищения" английской церкви, завершения реформации и вывода церкви из-под королевской власти, то их стали именовать "пуритане".

Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения:

1) пресвитериане - движение объединяло крупную буржуазию и верхушку "джентри", которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.

2) Индепенденты - выражали интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.

3) Левеллеры - выделились в ходе революции из лагеря индепендентов, объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном манифесте" 1647 г: народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе "огораживания", реформа общего права.

В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на землю и предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма и значительного распространения не получили.

Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом "Петиции о праве", содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Поскольку петиция апеллировала к старинной "Хартии вольностей", Карл I был вынужден утвердить "Петицию о праве" как закон. Но в 1629 г. он распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого "беспарламентского" правления. Это был период полного королевского произвола, приведшего страну в состояние кризиса. В 1640 г. Карл I был вынужден снова созвать парламент. С этого момента принято начинать хронологию английской революции. В целом историю английской революции принято делить на четыре этапа:

1) конституционный (ноябрь1640 -август 1642г.),

2) первая гражданская война (1642 - 1646),

3) борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649),

4) индепендентская республика (1649 -1653).

[Подробнее о событиях этого времени см.: История государства и права зарубежных стран. Ч.II. М., 1991.]

Наивысшей точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных побед, пленения и казни Карла I Англия была объявлена республикой. Палата лордов упразднялась, высшей властью стала палата общин. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило противодействовать восстановлению монархии, руководить вооруженными силами страны, устанавливать налоги, проводить внешнюю политику и руководить торговлей.

Но в скором времени в республике устанавливается диктатура вождя английской революции О.Кромвеля. В конце 1653 г. конституция, так называемое "Орудие управления", юридически закрепила его власть, объявив Кромвеля пожизненным лордом-протектором. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и исполнительная власть. Существовал и однопалатный парламент, но высокий имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до революции) существенно ограничивал его влияние. Государственный совет, как непосредственный орган управления страной, назначался лордом-протектором.

По существу, "Орудие управления", закрепив режим единоличной власти, определило обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила эти события.

В 1660 г. была реставрирована королевская власть Стюартов. Новый король - Карл II, хотя и гарантировал в "Бредской декларации" новой господствующей элите сохранение статус-кво и отказ от преследований, тем не менее стал активно проводить политику восстановления прежних абсолютистских порядков. При его сыне Якове II эта политика приняла настолько открытый антибуржуазный характер, что правящие круги, в целях самосохранения, организовали дворцовый переворот, прозванный "славной революцией". С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

Юридическое выражение этого мы видим в принятии трех законов, носивших конституционный характер (Хабеас Корпус Акт, Билль о правах, Акт об устроении).

Хабеас Корпус Акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточении за морями), принятый в 1679 г., был призван ограничить возможность тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой подданный, задержанный за уголовное деяние, исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление, имел право обратиться в суд (лично или через представителей) с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус. Судья должен был выдать такой приказ арестованному через должностное лицо (тюремщика, шерифа), в чьем ведении находился арестованный. Получив приказ, эти лица должны были в течение суток доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить заключенного под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего явиться в ближайшую сессию суда для рассмотрения дела.

Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в тюрьмах заморских владений Англии.

За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.

Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности.

В "Билле о правах" (1689 г.) утверждалось верховенство парламента в законодательной и финансовой политике, в этом проявилось его главное предназначение. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю с петициями.

"Акт об устроении", принятый в 1701 г., кроме разрешения вопроса о порядке- престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского содержал еще два важнейших положения. Во-первых, вводился так называемый принцип контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра. Во-вторых, устанавливался принцип несменяемости судей. С этого времени отстранить судью от должности можно было только по решению парламента. По существу, это означало отделение суда от исполнительной власти.

Таким образом к XVIII в. в Англии были заложены основные принципы буржуазного государства, как-то: верховенство парламента в области законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей. Дальнейшее развитие буржуазного государства в Англии шло по пути конституционных реформ.

Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиеся как "конституционный прецедент". Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Развитие органов государственной власти Англии этого периода идет по двум направлениям: возвышение роли парламента и становление кабинета министров. К концу XVIII века парламент сосредотачивает в своих руках контроль не только за законодательной, но и за исполнительной властью, а английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед парламентом. Такое правительство стало именоваться ответственным правительством и является отличительным признаком парламентской системы, сложившейся в Англии к концу XVIII века.

Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной политической системы, возвышение исполнительной власти.

Основное содержание избирательных реформ 1832, 1867, 1884-1887 гг. заключалось в снижении избирательного ценза (имущественного и возрастного), перераспределение избирательных округов в соответствии с численностью населения и ликвидация "гнилых местечек", введение тайного голосования.

В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте виги и тори, выражавшие интересы соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии: либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре Англии консервативная партия постепенно превращается в политическую партию крупной промышленной и финансовой буржуазии. Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и политическое влияние.

В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы (профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной партиями.

В конце XIX - начале XX в. английский парламент превращается в орудие в руках правительства, располагающего большинством в парламенте. Организационная структура, партийная дисциплина, а также процедуры, ограничившие свободу прений в парламенте, дали возможность правительству определять направления работы палаты общин и подчинить ее своим интересам.

Важной мерой усиления роли правительства было и принятие в 1911 г. Акта о парламенте, ограничивающего полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет он становился законом и без одобрения палаты лордов.

Во второй половине XIX века в Англии была проведена реформа местного самоуправления, в ходе которой были созданы однотипные представительные органы в городах и графствах, а реальная власть перешла из рук аристократии к буржуазии.

Кроме того, в результате судебной реформы все высшие суды, созданные еще при феодализме, были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.