Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СИНТЕЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИСЕКИХ АСПЕКТОВ





 

В современной науке до сегодняшнего дня отсутствует единство в понимании сущности данного явления – предпринимательство, а также его отличительных признаков, но самое главное четкого и общепринятого определения данного явления.

В экономике предпринимательскую деятельность рассматривают как - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

В юридической науке предпринимательская деятельность определяется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ - как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Причиной такого обстоятельства в первую очередь служит тот факт, что это явление (понятие) в историческом масштабе развития общества существует не очень длительный период.

Это явление подвергается серьезным изменениям с развитием общества, а значит и меняется характеристика данного понятия.

Как заметил В.Н. Дружинин: «одной из трудностей определения понятия «предпринимательской деятельности» состоит в том, что это слово является одновременно как:

a) обще употребляемым термином;

b) и в то же время общенаучным понятием. [xiii]

Если провести исторический анализ термина «предприниматель» (antreprener – посредник), то оно показывает, что данное понятие появляется в Западной Европе в средние века и первоначально обозначало:

ü организаторов крупных музыкальных представлений и парадов;

ü а так же строительных и производственных проектов.

С XVII века под понятием «предприниматель» называли лиц:

· с которыми, заключали государственные контракты на выполнение каких – либо работ, а так же эти лица занимались поставкой продукции.

Другими словами выступали «посредниками» между заказчиками и исполнителем. В соответствие с данными договорными отношениями между субъектами заранее оговаривались условия отношений. Данные отношения конкретизировали стоимость оказанных услуг, а отсюда у предпринимателя появляется собственная прибыль, которой он мог самостоятельно распоряжаться, но не надо забывать, что предприниматель в этих отношениях мог понести и убытки от неправильной реализации договорных отношений.

Следующим этапом развития послужило разграничение функций от представленного капитала для рискованного предприятия (венчурный капиталист) и реализации самого предприятия (естественно предприниматель).

Множество различных мыслителей подошли к вопросу рассмотрения данного феномена, как предпринимательство, особый вклад внесли в разработку данного понятия, такие как М. Вебер, В. Зомбарт, который дает развернутый портрет типов предпринимателей. Из отечественных исследователей особо хотелось бы выделить С.Н. Булгакова, П.Н. Савицкого, П.Б. Струве.

Отличительной чертой отечественных исследований предпринимательской деятельности от европейской мысли, является подход к рассмотрению вопроса о понятии предпринимательской деятельности. Здесь они рассматривали понятие предпринимательская деятельность с точки зрения: проблем общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в хозяйственной деятельности.

П.Н. Савицкий в своих трудах подходит к пониманию предпринимательства:

ü как к хозяйственно – экономической деятельности;

ü так и как к духовно – экономической деятельности.

П.Н. Савицкий утверждал, что хозяйственная (предпринимательская) деятельность включает в себя следующие аспекты:

· стремление получения максимального дохода;

· стремление к сохранению и удовлетворению работающих в этом хозяйстве людей.

Еще один представитель отечественной мысли Е.В. Морохов подметил, что такие объединения, как товарищество (артели) помимо своей непосредственной хозяйственной деятельности (для каких целей была создана организация) выполняют функцию общения, объединение людей в различные группы, а эти группы требуются для оказания:

ü взаимной помощи;

ü доверия;

ü взаимной ответственности.

Йозеф Алойз Шумпетер (австрийский, американский экономист, политолог, социолог) определил предпринимателя в качестве основной (ключевой) фигуры для развития экономики.

Фридрих Август фон Хайек, представитель либеральной экономики и свободного рынка, обратил внимание, на такой момент, что между предпринимателями идет очень жесткая конкурентная борьба, а это подталкивает предпринимателя к поиску новых идей, для получения прибыли и это будет являться отличительной чертой данного субъекта хозяйственной деятельности.

Экономист Питер Фердинанд Друкер в концепции «предпринимательского общества» заострил внимание на инновационной активности, которая связана с использованием имеющейся возможности (оборудование, денег, трудовых ресурсов) и на основе этих возможности и идей получать максимальную выгоду в сфере экономики, а так же в социальной сфере.

Отсюда можно инфицировать предпринимательскую деятельность:

1. что она заполняет ниши рынка (потребности рынка);

2. существуют между предпринимателя жесткая конкурентная борьба;

3. требуется постоянно максимизировать выгоду исходя из своих возможностей;

4. требуется постоянная инновационная идея, чтобы увеличить свою прибыль по сравнению с конкурентами;

5. предпринимательство служит вектором для развития экономики, как в макро, так и в микро масштабе;

6. не каждый человек сможет стать предпринимателем, для этого требуется отвечать определенным качествам;

7. предпринимательство заключается не только в получение прибыли от хозяйственной (предпринимательской) деятельности, но и социальной сфере предприниматель участвует.

Если подойти к вопросу, что предприниматели это «отдельная социальная группа» граждан, то такие попытки были сделаны Татьяной Ивановной Заславской, доктором экономических наук.

С помощью эмпирических исследований были идентифицированы представители предпринимательского слоя современного российского общества. В рамках данного исследования Т.И. Заславская выделила группы и подгруппы, которые различаются условием и содержанием предпринимательской деятельности:

1. «собственно предприниматели»;

они одновременно выступают собственниками и руководителями предприятия, в отдельную подгруппу здесь Т.И. Заславская выделяет из их числа лиц, которые занимаются индивидуальным делом.

2. «полупредприниматели»;

такие лица совмещают предпринимательскую деятельность с наемным трудом, а в отдельные подгруппы входят руководители организаций и простые рядовые работники.

Менеджеры».

по Т.И. Заславской, это лица, которые осуществляют функции руководства и распоряжаются ресурсами организации, но надо учитывать, что они не являются собственниками. В отдельные подгруппы, она относит здесь совладельцев и наемных менеджеров.

В соответствие с проведенным анализом, можно сказать, что требуется каждый раз идентифицировать субъекта предпринимательской деятельности и что существует неоднородность предпринимательского слоя.

Психологию предпринимательства наиболее полно раскрывается в работах австрийского экономиста Й. Шумпетера. Подходя к вопросу раскрытия этого понятия, он предпринимателя, раскрывает не просто как «субъекта хозяйственной деятельности», а как «особого психологического типа», отличительные свойства которого могут проявляться и рассматриваться безотносительно к содержанию выполняемой функции. Основной идеей послужил поиск специфических качеств, которые послужили основанием:

Ø к занятию предпринимательской деятельности;

Ø и второе, что обеспечивает эффективное выполнение предпринимательских функций.

Подходя к исследованию мотивации предпринимательской деятельности, американский психолог Д. Макклеланд развивая теоретические идеи и используя эмпирические подходы, пришел к следующему результату, что отличительной чертой предпринимателей: является более высокий уровень мотивации достижения, который он сравнил с неким стандартом существующим. Эта мотивация проявляется:

ü ситуация поведения индивида характеризуется наличием определенных стандартов, по которым оценивается успешность или не успешность решения индивидом поставленных задач;

ü индивид рассматривает себя как субъекта, ответственного за результаты своего поведения;

ü достижение успеха в решении задачи не является заранее предрешенным, но связано с определенным уровнем риска.

С помощью ТАТ (тематический апперцепционный тест) Д. Макклеланд выдвигает гипотезу, что предприниматели имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем какой-либо профессионал, который не является предпринимателем.

Человек, который обладает чертой предпринимателя, как правило, устанавливал для себя средний уровень трудности и стремился к достижению максимального успеха в решении задачи.

Еще отличительной чертой послужило, то, что для решения какой либо задачи было:

ü позитивное отношение к ситуации достижения;

ü стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач;

ü уверенность в успешном решении задачи;

ü высокая настойчивость в достижении поставленной цели;

ü стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложным и очень простым задачам;

ü интерес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный поиск информации о своих результатах;

ü проявление активности, решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях;

ü повышение уровня притязаний при достижении успеха и его снижение при неудаче.

Исследования проведенные (Д. Аткинсон, X. Хекхаузен) помогают определить мотив достижения успеха и мотив избегания неудач.

Для человека, у которого характерны выше перечисленные мотивы, преобладает:

1. четкая постановка позитивных целей деятельности, а отсюда активное последовательное стремление к ее достижению;

2. уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка

Такой человек предпочитает задачи среднего уровня сложности, а если этот человек терпит неудачи, он начинает мобилизовать свои силы и повышает свою деловую активность.

Для простого человека характерно ставить для себя «завышенные» или «заниженные» по трудности задачи, так как успех повысит активность, а при неудаче будет зеркальный эффект.

Отличительной чертой успешных предпринимателей является преобладание достижения успеха над таким мотивом как избегание неудач.

Р. Брокхауз сделал вывод о том, что более успешные предприниматели характеризуются предпочтением умеренного риска. В сравнительном исследовании менеджеров и предпринимателей (руководителей – собственников фирм) он обнаружил отсутствие значимых различий между ними по отношению к риску. Однако, в сравнении со средними (нормативными) значениями, обе группы показали более высокую склонность к риску.

Анализируя результаты этого и других исследований отношения предпринимателей к риску, К.Э. Вернерид (1988) отмечает, что при исследовании отношения к риску нельзя ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать и особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами, т.е. предпринимателями. Эта субъективная оценка во многом зависит от их субъективной оценки благоприятности условий и собственных возможностей достижения успеха. При высокой оценке собственных способностей и усилий предприниматель может субъективно оценивать ситуацию для себя как менее рискованную, чем она представляется внешнему наблюдателю или исследователю.[xiv]

В социологии предпринимательское поведение определятся как - активный тип экономического поведения с выраженными компонентами инновационного поведения.

Й. Шумпетер в своей работе сказал о предпринимательском поведении, что «это особый тип поведения, когда субъект делает не то, что другие и не так как другие (в хозяйстве)».

Предпринимательское поведение зачастую содержит: догадку, чутье, способность видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать настоящим моментом.

К.-Э. Варнерид охарактеризовал предпринимательское поведение, что это такое поведение которое начинается с восприятия определенной проблемной ситуации, но эта проблемная ситуация играет роль некой благоприятной возможности. Проблемная ситуация связана как правило с риском, а уверенность в благополучном исходе дела, подкрепляется переживанием, то что предприниматель доведет задуманное до конца – все это говорит о предпринимательском поведении человека.

 

Своеобразие выделенного типа заключается в огромном напряжении духовных сил, неавтоматических поступках свободе от рутины, умении действовать в непривычных рамках, в отсутствии необходимых для принятия решений правил.

В структуре предпринимательского поведения В.И. Верховин, выделяет ряд относительно самостоятельных подфункций.

1. перманентный поиск редких экономических ресурсов (благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей).

2. изобретение новых экономических ресурсов (инновационных процессов, продуктов и информации).

3. накопление и концентрация редких ресурсов (благ, услуг, информации) в собственности отдельных агентов с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот.

4. формирование благоприятной рыночной конъюнктуры через оптимальную комбинацию имеющихся ресурсов, новых организационных решений, контрактных и коммерческих сделок.

5. оперативный поиск конъюнктурной ценовой информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства, внедрения и сбыта инновационного продукта.

6. защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов.

7. минимизация конкурентного воздействия тех, кто преследует аналогичные цели.

8. защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательского успеха.

9. обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных ситуациях.

10. консервация и передача новым поколениям предпринимательской культуры.[xv]

В социологии выделяют ряд моделей предпринимательского поведения:

Инвестиционная модель базируется на организации и внедрении венчурных инвестиционных проектов, которые осуществляются собственниками свободных или пользователями заемных капиталов на свой страх и риск.

Инвенторная модель характеризует поведение продуциента и собственника инновационных продуктов и процессов, самостоятельно продвигающего товары на рынок или передающего на контрактной или иной основе свое ноу-хау другим агентам.

Организационная модель описывает действия рыночных субъектов, реализующих инновационные методы интегрирования и комбинирования человеческих ресурсов с целью максимизации нестандартных управленческих решений.

Посредническая модель обеспечивает интеграцию экономических интересов и получение дополнительной выгоды, возникающей как следствие нестандартных арбитражных сделок.

Аквизиционпая модель характеризует действия рыночных субъектов, устанавливающих контроль над экономическими ресурсами других собственников с целью их концентрации в своих руках и последующего запуска в «предпринимательский оборот».

Коммерческая модель направлена на создание новых нестандартных каналов обмена (купли-продажи) благ, услуг и информации, позволяющих резко повысить норму прибыли.

Конъюнктурно-игровая модель основана на венчурных методах комбинирования ценовой и другой конфиденциальной информацией с целью получения преимуществ по сравнению с другими агентами.

Консалтинговая модель обеспечивает профессиональную поддержку по широкому кругу вопросов экономической деятельности.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.