Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сферы исследования психологии потребления





Экономистам удалось со своей стороны выделить следующие эффекты поведения покупателей:

ü эффект «цены» заключается в том, что спрос на товар обусловлен качествами, присущими самому товару;

ü эффект «присоединения к большинству» – это тот случай, когда товар покупается потому, что его покупает большинство людей;

ü эффект «сноба» объясняет потребление во имя статуса;

ü эффект «Веблена» заключается в показательном, демонстративном потреблении товара.

 

В психологии выделяется две основных сферы психологии потребления:

1 изучение процесса выбора товара и

2 изучение факторов, влияющих на этот выбор.

 

Во-первых, это особенности потребления рекламируемых товаров, т.е. насколько реклама влияет на потребление. Джон Б. Ватсон в своих исследованиях, а именно рекламе «Джонсон и Джонсон» сделал упор на чувство матерей, а именно их некомпетентности в правильной заботе об их детях. В рекламном ролике он также привлёк экспертов, которые рекомендовали данный товар, как новый товар и усовершенствованный.

Во-вторых, это психологические особенности покупок в Internet: тут не маловажное значение играют факторы как: проблемы доверия, интересов, надежности, влияние оформления сайта на покупку и т.д.

В-третьих, это психологическое содействие брэндингу. Брэндэто фирма, товар, обладающие субъективной значимостью для большого числа потребителей.

Главной составляющей любого бренда является – его субъективная значимость. Самое главное психологам сделать так, чтоб товар ассоциировался, например, со вкусом, безопасностью или престижем и т.д. В психологии считается, что у потребителя с брендом должно создаться 2-ве ассоциации:

1. исследование товара на основе ассоциативной памяти – процесс, направленный на прошлый опыт;

2. и исследование на основе адаптивности - процесс, направленный на будущий опыт.

Требуется также при изучении бренда кросс-культурные различия в суждении о бренде.

В психологии активно исследуются гендерные особенности, т.е. исследуются мотивы выбора покупок мужчин и женщин.

В проведенных исследованиях было установлено, что мужчины и женщины по-разному относятся к материальному имуществу.

Мужчины лучше относятся к особенностям имущества, выбирали товар касающийся досуга и комфорта, т.е. который связан с использованием, деятельностью и самовыражением. Женщины выбирали товар сентиментального значения, видели в этом имуществе эмоциональный комфорт, который они обеспечивают, отношения с другими людьми отображают его в символической форме.

Надо подметить, что покупательское поведение может объясняться изменением дохода, сиюминутным желанием, капризом.

Макдональд психометрическими методами выделил6-ть различных типов покупателей:

1. первый тип «оценивающие» – т.е. это заинтересованные в поиске оптимального соотношения цены и качества;

2. второй тип, это «модники» – интересуются последними моделями, ориентированы на собственный имидж;

3. третьи, это «лояльные» – т.е. постоянно покупают продукцию одних и тех же респектабельных фирм, уделяют значение, как качеству, так и имиджу;

4. четвертый тип, это «любители разнообразия» – они непостоянны, капризны и непоследовательны;

5. пятый тип, это «покупатели на отдыхе» – ценят удовольствие, связанное с приобретением покупок;

6. шестой тип и последний, это «эмоциональные» – часто растеряны, импульсивны и не систематичны в своих пристрастиях.

 

 

Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГ

 

Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

Проблема денег относится к наиболее интересным и перспективным вопросам экономической психологии.

Деньгинеобходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс.[xxviii]

Психологию отношения к деньгам изучали в чаще всего когнитивном[2], психоаналитическом, социокультурном, дифференциально-психологическом и возрастном, а также социально-психологическом подходах.

Психологи считают, что различные суммы денег, являются объектом психологической оценки, так как сумма денег может оказать сильное влияние на человека.

Исследовались психологами отношения субъекта:

ü крупным и;

ü мелким купюрам.

В этих исследованиях было замечено, что крупные купюры у человека ассоциируются с – накоплением, а мелкие купюры с потреблением. Для примера можно привести следующее, не во всех случаях субъект экономических отношений может поступить рационально так, как увидев более дешевый товар, человек не выявляет желание разменять более крупную по номинальной стоимости купюру – хотя с точки зрения экономии это будет являться рациональным шагом, а с учетом использования более мелкого наминала купюры субъект экономических отношений может приобрести больше чем планировалось изначально.

Такая же картина часто наблюдается в период реформирования денег:

ü «новые»;

ü «старые» деньги.

Человек пытается избавится от «старых» денег и здесь он зачастую проигрывает в расчетах при покупки вещи, пытаясь обладать «новыми» деньгами или совершить нерациональную покупку не обращая внимания, что правовой статус от реформирования не изменяется в данный исторический период.

Психология денег зависит также от того каков был «источник их происхождения». Если деньги были заработаны, в качестве непосредственной выполнения трудовой функции - заработная плата, то такие деньги расходуются менее расточительно, по сравнению с той частью денег от заработной платы, которые приходятся на часть премий. По аналогии, в соответствии с наблюдениями психологов, было зафиксировано, что деньги, которые достались незаконным путем (кража) расходуются также нерационально, чем деньги, которые достались по наследству. Подобные действия наблюдаются не только на уровне человека – субъекта экономических отношений, но и на уровне государственных структур.

Деньги в жизнедеятельности субъекта могут являться:

Ø универсальной обменной единицей, на которую субъект обменивает свои способности, знания и умения. Он приобретает на них необходимые для реализации своих потребностей предметы и блага;

Ø деньги имеют адаптивное значение для личности: каждое общество задает свои границы финансовой состоятельности, оказавшись за которыми субъект может чувствовать себя дезадаптированным; их наличие придает ему определенный социальный статус;

Ø деньги имеют ценностно-целевое значение как терминальное, так и инструментальное;

Ø деньги есть мерило нравственности и ответственности личности;

Ø деньги имеют социализирующее, этно-культурное значение;

Ø деньги имеют эстетическое значение;

Ø деньги имеют формирующее значение, для развития некоторых психических качеств;

Ø деньги имеют компенсирующее значение. [xxix]

накапливая деньги используя их, человек может пытаться компенсировать отсутствие у себя ряда физических или психологических качеств, например, внешних дефектов.

Различные психологические оттенки использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).

Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается предосудительным.[xxx]







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.