|
Кризисная помощь в практике социальной работы.Содержание понятий: кризис и стресс. Виды, причины, стадии протекания, продолжительность кризисных ситуаций. Психологические особенности переживания кризиса и утраты. Феномен посттравматического расстройства. Проблема суицида и суицидального поведения. Особенности организации кризисной помощи: кризис-интервентная модель работы, формы индивидуальной и групповой кризисной помощи. Реабилитация индивида с вторичной травмой. Кризисная помощь различным категориям населения: подросткам, пожилым, женщинам, мужчинам, безработным, осужденным (в местах лишения свободы) и т.п. Типы социальных учреждений, использующие кризис–интервентную модель работы с клиентом. Требования к профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.
140. Дети как клиенты социальных служб. Основные детские проблемы и пути их решения. Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети, подростки и молодежь. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем детства и отрочества зависит будущее России. А проблем этих в России немало. Ухудшилось качество питания детей, обострились проблемы обеспечения их одеждой, общедоступной медицинской помощью. Ежегодно растет число детей-инвалидов и сирот, социально-экономическое положение которых особенно тяжелое. Постоянно увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растет число внебрачных детей. В последние годы значительно возросло число детей с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями. Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений. В то же время отсутствует четкая система выявления и учета детей с отклонениями в развитии, слабо развиты службы, обеспечивающие профилактику инвалидности с детства, нет комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии. Особое внимание общественности привлекает проблема сиротства. Сиротство является вечной проблемой человеческого общества, решить которую раз и навсегда невозможно. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, голод и другие причины приводили во все времена к значительному росту детей-сирот. Однако с середины XX в. сиротство стало приобретать угрожающие масштабы во многих странах мира. В международной перспективе взгляд на ребенка, воспитывающегося вне семьи, подвергся значительным изменениям. За последнее десятилетие в России отмечен стремительный рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В России более 600 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно их количество увеличивается на 100 тыс. Подавляющее большинство таких детей — социальные сироты, т. е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, которые не выполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Рост социального сиротства вызывает особую тревогу: около 42 тыс. чел. ежегодно лишаются родительских прав. В отечественном законодательстве выделяются категории "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей". Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на "поточное" воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны. В последние годы принят ряд государственных мер, направленных на обеспечение минимальных социальных гарантий детям, в области улучшения питания, охраны здоровья, сохранения доступа к образованию, дошкольному и внешкольному воспитанию, предупреждения безнадзорности и преступности. Особое внимание обращено на детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных семей, малолетних правонарушителей. Эти меры играют положительную роль, но их позитивное воздействие нейтрализуется быстрыми темпами ухудшения качества жизни и дезорганизацией социальной инфраструктуры детства. Вопрос о коренном изменении российской системы государственного попечения детей, оставшихся без родительской заботы, или переходе к иным, более гуманным формам их устройства, остается открытым. Организации перехода от традиционных детских домов к альтернативным типам домов представляется трудной задачей в российских условиях, так как в последнее десятилетие количество детских домов увеличивается, а общество имеет ограниченные возможности финансирования. Традиционные семейные формы устройства детей-сирот (усыновление, опека, приемная семья) также представляются достаточно проблематичными. Маловероятно, что семьи, большинство из которых крайне ограничены в средствах и жилплощади, изъявят желание принять одного или нескольких детей на воспитание в массовом порядке. Поэтому необходим поиск новых форм устройства детей-сирот в замещающую семью, а также усиление профилактической работы по своевременному выявлению проблем семьи, социальной помощи и поддержке и сохранению ребенка в кровной семье. Новой для России формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Эта система предусматривает создание в России института профессиональных воспитателей, замещающих семей на определенное время. Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценнного участия индивидов в жизни общества. Дальнейшее развитие получила сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования Российской Федерации. Информация, поступившая из 79 территорий России, свидетельствует о том, что в основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Во всех регионах наблюдается тенденция роста числа профессиональных социальных работников и психологов, однако обеспеченность такими специалистами в различных образовательных учреждениях остается недостаточной.
![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|