Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кризисная помощь в практике социальной работы.





Содержание понятий: кризис и стресс. Виды, причины, стадии протекания, продолжительность кризисных ситуаций. Психологические особенности переживания кризиса и утраты. Феномен посттравматического расстройства. Проблема суицида и суицидального поведения.

Особенности организации кризисной помощи: кризис-интервентная модель работы, формы индивидуальной и групповой кризисной помощи. Реабилитация индивида с вторичной травмой.

Кризисная помощь различным категориям населения: подросткам, пожилым, женщинам, мужчинам, безработным, осужденным (в местах лишения свободы) и т.п. Типы социальных учреждений, использующие кризис–интервентную модель работы с клиентом. Требования к профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

 

140. Дети как клиенты социальных служб. Основные детские про­блемы и пути их решения.

Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети, подростки и моло­дежь. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последова­тельности решения проблем детства и отрочества зависит будущее России. А проблем этих в России немало. Ухудшилось качество пи­тания детей, обострились проблемы обеспечения их одеждой, об­щедоступной медицинской помощью. Ежегодно растет число детей-инвалидов и сирот, социально-экономическое положение которых особенно тяжелое. Постоянно увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растет число внебрачных детей.

В последние годы значительно возросло число детей с врож­денными аномалиями развития и наследственными заболеваниями.

Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Растет чис­ло несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутрен­них дел в связи с совершением правонарушений.

В то же время отсутствует четкая система выявления и учета детей с отклонениями в развитии, слабо развиты службы, обеспе­чивающие профилактику инвалидности с детства, нет комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабили­тации детей с отклонениями в развитии.

Особое внимание общественности привлекает проблема сирот­ства. Сиротство является вечной проблемой человеческого обще­ства, решить которую раз и навсегда невозможно. Войны, эпиде­мии, стихийные бедствия, голод и другие причины приводили во все времена к значительному росту детей-сирот. Однако с середи­ны XX в. сиротство стало приобретать угрожающие масштабы во многих странах мира. В международной перспективе взгляд на ре­бенка, воспитывающегося вне семьи, подвергся значительным из­менениям.

За последнее десятилетие в России отмечен стремительный рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В России более 600 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно их количество увеличивается на 100 тыс. Подавляющее боль­шинство таких детей — социальные сироты, т. е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, которые не выполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Рост социального сиротства вызывает особую тревогу: около 42 тыс. чел. ежегодно лишаются родительских прав. В отечественном законода­тельстве выделяются категории "дети-сироты" и "дети, оставшие­ся без попечения родителей".

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социаль­ной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие пер­выми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде от­носится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа об­щего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обуче­ние; ориентация многих звеньев образования на "поточное" воспро­изводство рабочих, служащих и специалистов без учета требова­ний потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессио­нальной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающе­еся отставание материально-технической базы всех уровней от нор­мативных требований; снижение интеллектуального уровня аспи­рантского корпуса — будущего российской науки, отток одарен­ных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

В последние годы принят ряд государственных мер, направ­ленных на обеспечение минимальных социальных гарантий детям, в области улучшения питания, охраны здоровья, сохранения дос­тупа к образованию, дошкольному и внешкольному воспитанию, предупреждения безнадзорности и преступности. Особое внимание обращено на детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных семей, малолетних правонарушителей. Эти меры играют положи­тельную роль, но их позитивное воздействие нейтрализуется быс­трыми темпами ухудшения качества жизни и дезорганизацией со­циальной инфраструктуры детства.

Вопрос о коренном изменении российской системы государствен­ного попечения детей, оставшихся без родительской заботы, или переходе к иным, более гуманным формам их устройства, остается открытым. Организации перехода от традиционных детских домов к альтернативным типам домов представляется трудной задачей в российских условиях, так как в последнее десятилетие количество детских домов увеличивается, а общество имеет ограниченные воз­можности финансирования. Традиционные семейные формы уст­ройства детей-сирот (усыновление, опека, приемная семья) также представляются достаточно проблематичными. Маловероятно, что семьи, большинство из которых крайне ограничены в средствах и жилплощади, изъявят желание принять одного или нескольких детей на воспитание в массовом порядке. Поэтому необходим поиск новых форм устройства детей-сирот в замещающую семью, а так­же усиление профилактической работы по своевременному выяв­лению проблем семьи, социальной помощи и поддержке и сохране­нию ребенка в кровной семье. Новой для России формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Эта система предусмат­ривает создание в России института профессиональных воспитате­лей, замещающих семей на определенное время.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных про­блем не может быть реализовано без организации социальной ра­боты, разворачивания деятельности социальных служб для несо­вершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обес­печение наиболее благоприятных социально-экономических усло­вий развития каждого молодого человека, способствующая соци­альному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценнного участия индивидов в жизни общества.

Дальнейшее развитие получила сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования Российской Федерации. Информация, поступившая из 79 территорий России, свидетель­ствует о том, что в основном сформировалась служба практичес­кой психологии в образовательных учреждениях. Во всех регионах наблюдается тенденция роста числа профессиональных социальных работников и психологов, однако обеспеченность такими специали­стами в различных образовательных учреждениях остается недо­статочной.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.