Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Категория времени в языковой картине мира





Картиной мира в философии, лингвистике, психологии называется представление о мире, отраженное в человеческом сознании. Также иногда

используются синонимичные понятия: «видение мира», «образ мира», «мировидение», «восприятие мира», «модель мира», «образ действительности», «тезаурус». Картина мира выражает «специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире». [Постовалова, 1988: 11].

Время – это одно из ключевых понятий, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Оно отражено и в языковой системе в целом, и в частности в значениях ряда предлогов.

Для языка, как и для науки в целом, важно различение двух понятий:

1) реального пространства и времени, относящихся к сфере объективно-реального внешнего мира;

2) перцептуального пространства и времени, относящихся к сфере восприятия внешнего мира человеком. Фактически это отражение объективного пространства и времени в человеческом сознании [Слюсарева, 1976: 48].

Первичным является время объективной реальности, восприятие же времени выступает отражением объективного времени, т.е. является вторичным, производным. Таким образом, существуют два отдельных явления разной природы: реальное и воспринятое человеком, существующее в виде концепта в его сознании. Второе является очень существенным для настоящего исследования.

О важности концептов в речи мышлении человека писали Дж. Лакофф и М. Джонсон: «Мы думаем, что действуем автоматически по определенным правилам поведения. Следовательно, что это за правило – ни в коей мере не ясно. Поэтому необходимо посмотреть на язык, чтобы узнать, какова наша концептуальная система» [Lakoff, Johnson, 1980: 35].

Многие когнитологи вообще отрицают возможность объективного отражения мира в сознании человека. Дж. Миллер и Ф. Джонсон-Лэрд писали, что можно описывать не сами объекты, а ощущения от объектов [Miller, Johnson-Laird, 1976: 30]. Аналогичные высказывания есть в работах Р. Джекендоффа.

Время является одной из главных онтологических и языковых категорий, которые отражают суть объективной действительности и составляют основу любой языковой системы, это «всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем» [Философский энциклопедический словарь, 1983: 189]. Поэтому время было и по сей день остается объектом пристального внимания со стороны самых разных наук: от естественных (физика, математика, биология, геология) до гуманитарных (прежде всего философия и лингвистика). Особый интерес к проблеме времени проявляют ученые, работающие в области лингвокультурологии, опирающейся на тезис о связи языка и культуры на основе их онтологической общности и наличия изоморфизма этих явлений. В культуре каждого народа время фиксируется и воспринимается не одинаково. В зависимости от разных аспектов отношения к времени уже у средневекового человека формируется несколько его моделей: время природное (аграрное), или циклическое; родовое или генеалогическое, династическое; библейское, или мифологическое; циклически-историческое [Михеева, 2006: 92]. Следовательно, даже у одного человека конкретной эпохи могут сложиться разные представления о времени, которые не только не противоречат друг другу, но находятся в отношении взаимодействия.

Н.Д. Арутюнова, в частности, пишет, что «Онтология происходящего моделируется в виде системы концептов, реконструируемых по данным языка» [Арутюнова, 1988: 102]. Несколько ранее об этом же писал и Л.В. Щерба: «Язык и мышление образуют неразрывное единство, и наблюдения над языком являются наблюдениями над мышлением, т.к. это последнее нельзя и наблюдать вне языковых форм» [Щерба, 1974: 25].

Интересно происхождение самого слова «время»: оно произошло от ст.-сл. «ВРУМЯ», а в древнерусском было слово «веремя», имевшее тот же корень, что и современные слова «вертеть», «вращать», «ворота», «веретено». Таким образом, первоначально человек обратил внимание на цикличность течения времени, повторяемость определенных событий. Фактически это связано с определением места того или иного события в цепи следования подобных ему. У слова «веремя» первоначальное значение было «вращение», «коловращение» [Преображенский, 1995: 101]. В настоящее время такое представление лежит в основе понятия циклического времени.

В культуре циклическое время считается первым видом времени, освоенным человеком. Поэтому, как предполагается, именно в связи с этим своя собственная жизнь представлялась ему как нечто циклическое. Наш календарный счет основан именно на таком восприятии времени. Но это лишь частный случай существования временного параметра; он был, как утверждают ученые, исторически первой формой представлений о времени в человеческом сознании. Позже представления усложнялись и уточнялись, и лишь в этимологии слова и во временных циклах осталась идея повторяемости явлений.

Время можно определить как порядок следования явлений, а под понятием «течение времени» понимают последовательную смену событий с точки зрения их существования. Заметим, что понятие течения времени, или временного потока, является чрезвычайно существенным для настоящего исследования. Временной поток един, в нем невозможно различить отдельные, дискретные единицы. Затем представления о времени, как было отмечено выше, расширялись и усложнялись: место, координата события на шкале времени определялась уже не по сравнению с аналогичными событиями, а как бы более абстрактно, например, возникло датирование: отправной точкой бралось какое-либо существенное событие, по отношению к которому отсчитывалась временная координата других событий. Таким образом, мы приходим к семантике изучаемых в данном исследовании предлогов: они обозначают временную координату исходного события по отношению к событию-релятуму.

Вместе с тем есть определения времени как некоей среды, субстанции. Например, Н.А. Потаенко утверждает, что «Время – это особая среда, пространство, где развертываются события; эта среда является как бы внешней по отношению к событиям, а они занимают определенное положение (место) в этой среде, имеют хронологию» [Потаенко, 1996: 10].

Таким образом, нельзя согласиться с утверждением, что время – это особая среда или пространство. Вероятно, правильнее говорить, что время – это объективная категория, отражающая порядок следования событий и их длительность. Именно такое определение встречается во многих работах. В частности, М.В. Всеволодова пишет, что это объективная категория, и, следовательно, «система временных значений должна являться... отражением общей модели временных отношений» в реальности [Всеволодова, 1975: 283]. Автор пишет только о системе значений глагольных форм, но, вероятно, можно говорить об отражении категории времени в языке на разных уровнях, в том числе различными частями речи (например, предлогами). Таким образом, это согласуется с тем, о чем мы писали выше, т.е. о существовании двух понятий: реального и перцептуального времени. Перцептуальное время, в частности, существует на разных языковых уровнях.

Об объективном содержании категории «время» пишет Ю.Б. Молчанов, а именно, он, в частности, утверждает, что это то, какие аспекты реальности она отражает [Молчанов, 1977: 96]. Как уже отмечалось выше, время – это сложная категория, связанная со многими областями жизнедеятельности человека. И, как представляется, различные аспекты реальности отражены и в существующих типах времени.

Прежде всего, существует перцептуальное время. Поэтому можно говорить о психологическом времени, для которого характерны несколько иные свойства, чем для реального времени. Например, возможно нарушение линейности в будущем (можно рассматривать альтернативные варианты последовательности событий). Таким образом, время связано с таким аспектом жизни человека, как его психика.

Разумеется, время связано и с естественным языком. В естественных языках для отражения временных категорий существуют два типа средств: грамматические и лексические.

Далее, существует несколько разновидностей времени в культуре: циклическое, мифологическое, каузальное, эпическое, спиральное время.

Интерес ученых к времени огромен. В.П. Казарян отмечает связь трактовки понятия время с «самыми фундаментальными представлениями о действительности. Понятие времени пронизывает всю культуру человечества» [Казарян, 1980: 47]. В последние десятилетия интерес философов, логиков, а затем и лингвистов «переключился с предметно-пространственного аспекта на его событийно-временные характеристики и соответствующие им концепты» [Арутюнова, 1988: 101].

З. Вендлер, который занимался изучением непредметных объектов, считал, что для событий главной характеристикой является не связь с пространством, а расположение во времени: «события, прежде всего, временные сущности» [Вендлер, 1967: 144].

У времени есть два рода характеристик, которые учитывались в данном исследовании, т.к. все они в той или иной степени отражены в языке:

1) объективные характеристики;

2) субъективные характеристики.

Итак, время объективно характеризуется следующим образом.

1. Оно однонаправлено: движется только в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему. Таким образом, термин направленность обозначает ориентацию течения событий, процессов, действий, фиксацию направления его изменения [Кандрашина, Литвинцева, Поспелов, 1989: 126].

Однонаправленность времени связана и с такой его характеристикой, как необратимость. Это свойство отмечается в большинстве исследований по философии. Существует противоположная точка зрения, согласно которой время может быть обратимым, а значит, нельзя однозначно утверждать, что ему присуще свойство необратимости. Е.С. Яковлева полагает, что убеждение в необратимости времени – это «один из укоренившихся предрассудков» [Яковлева, 1994: 96-97]. Человек в силах сделать его обратимым, внося изменения в окружающий мир, а затем возвращая первоначальное состояние. В связи с этим можно вспомнить утверждение древних философов, что нельзя дважды войти в одну реку, потому, что все меняется. Таким образом, на проблему прерывности / непрерывности времени существуют противоположные точки зрения, и исследователи приводят разные доводы.

2. Время одномерно, т.е. при наличии начала отсчета любой момент времени может быть задан с помощью одного числа, одной координаты. О. Есперсен, исходя из этих двух характеристик, пишет, что время можно изобразить в виде «одной прямой линии» (one straight line) [Jespersen, 1931: 2]

3. Время делимо (состоит из частей). Любая часть времени называется отрезком времени.

Это положение приводится во многих исследованиях, посвященных свойствам времени. Но, как показывают языковые данные (они будут приведены во второй главе настоящей работы), не всегда можно говорить о делимости времени на дискретные единицы. Встречаются случаи, когда оно воспринимается как движущаяся последовательность точек, и тогда выделить в течении времени дискретную точку (или набор дискретных точек) не представляется возможным.

4. «Отрезки времени могут быть какой угодно длины (в том числе точкой) и в свою очередь делимы» [Леонтьева, 1964: 34].

5. Время – это упорядоченная последовательность. Эта характеристика является следствием того, что время однонаправленно. Последнее свойство, как упоминалось выше, не является однозначно принятым всеми учеными, существуют и другие точки зрения на проблему.

6. Время также обладает такой характеристикой, как однородность. Это свойство состоит в том, что все точки времени равноценны, т.е. перенос начала отсчета времени не влияет на характеристики и закономерности движения времени [Аскин, 1966: 45]. Упорядоченность времени проявляется в том, что его моменты расположены друг относительно друга в определенной линейной последовательности, подобно порядку точек на прямой линии. Именно потому, что все точки времени равноценны, любую из них (а также событие или события, имевшие место в это время) можно взять за координату, по отношению к которой определяется позиция других событий. Это положение оказалось актуальным при анализе семантики временных предлогов.

Таковы вкратце объективные характеристики времени. Отметим еще раз, что некоторые из них являются «абсолютными», т.е. не вызывают возражений у ученых. Некоторые же свойства времени до сих пор обсуждаются философами, лингвистами, психологами, историками. Наличие нерешенных проблем, связанных со временем и его характеристиками, существующими в человеческом сознании, доказывают тот факт, что концепт времени достаточно сложен, многоаспектен и в разных контекстах раскрывается одна из его возможных, потенциальных характеристик.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.