|
Виды персональных взаимоотношений: аффилиация, дружба, любовь, привязанность.Традиционно в качестве объекта изучения в социальной психологии выступают взаимоотношения, определяемые понятиями аффилиация, привязанность, дружба, любовь, власть, вражда и агрессивность, беспомощность и одиночество. Аффилиация стала одним из первых предметов специального исследования для социальных психологов. Существуют разные определения этого явления, но чаще всего она понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общаться, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения. Позитивно понимаемой аффилиации противостоит се негативная интерпретация, которая выражается в желании и стремлении человека не контактировать с людьми, не устанавливать с ними личных взаимоотношений, находиться от них на значительной социально-психологической дистанции. Позитивно понимаемая аффилиация иногда обозначается как «стремление к людям», а негативно определяемая — как «боязнь людей» или «боязнь быть отвергнутым (людьми)». Обе эти формы аффилиативного социального поведения считаются относительно независимыми друг от друга и фактически выступают как противоположно направленные. Доказано, что они действительно существуют как статистически не связанные друг с другом, однако, присутствуя в сознании и поведении одного и того же человека, они порождают в его психологии и поведении очевидный, трудноразрешимый конфликт. В ходе исследований аффилиации, рассматриваемой с позиции устойчивой потребности, было установлено, что дети, родившиеся первыми или являющиеся единственными в семье, имеют более сильно выраженную позитивную аффилиативную потребность, чем дети, родившиеся не первыми или же не являющиеся единственными в семье. Показано также, что аффилиация как потребность может конкурировать с другими социальными потребностями человека, например с потребностью достижения успехов или с потребностью власти. Наличие у человека двух таких сильных потребностей, например аффилиативной потребности и потребности достижения успехов, порождает внутренний конфликт, так как одновременно удовлетворять эти две несовместимые друг с другом потребности практически невозможно. Человек, стремящийся к достижению успехов, вое принимает других людей как потенциальных конкурентов, вступает в соревнование с ними, побеждает их, и это, естественно, негативно сказывается на его взаимоотношениях с этими людьми. Для того чтобы сохранить хорошие взаимоотношения с подобными соперниками, человек вынужден отказываться от конкуренции с ними или победы над ними. Привязанность, во-первых, может обозначать тесную эмоционально положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение между собой общению и контактам с другими людьми. В таком ее определении привязанность относится не только к детям, но и ко взрослым людям. Во-вторых, привязанность может пониматься как реальная эмоциональная связь, образуемая между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми. К людям, к которым он привязан, ребенок предпочитает обращаться в трудные минуты жизни. Их он совершенно не боится и рядом с ними не испытывает никакого чувства страха. Если же чувство страха у него уже возникло, то в присутствии тех людей, к которым у него имеется привязанность, этот страх исчезает. Ребенок больше всего поддается влиянию людей, к которым более всего привязан, и именно им он всегда старается подражать. Будучи в отдалении от этих людей, он испытывает чувство страха, беспокойства и тревоги. Виды привязанности. Личная (непосредственная) привязанность — это особое предрасположение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека. Транзитивная, или опосредствованная, — это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид. Надежной называют разновидность личной эмоциональной привязанности к человеку, при которой данный человек использует заботящегося о нем человека как надежную опору, постоянно получает от него помощь и утешение (поддержку). Ненадежной называют привязанность одного человека к другому, при которой он не проявляет характерных, ярко выраженных положительных признаков привязанности. Три типа ненадежной привязанности: Привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся типу проявляется в том, что человек, находясь в состоянии дистресса, ищет или стремится к близости с заботящимся о нем человеком, но одновременно с этим сопротивляется оказанию поддержки и утешению со стороны этого человека. Такое поведение означает, что один человек или не доверяет другому, или не желает оказаться зависимым от него. Привязанность по дезорганизованному типу представляет собой поведение, при котором человек демонстрирует сочетание двух типов привязанностей: избегающего и амбивалентно-сопротивляющегося. Иногда это происходит с явными проявлениями страха и неуверенности. Этот тип привязанности характеризуется внутренними конфликтами и противоречивым, непоследовательным поведением человека по отношению к объекту своей привязанности. Привязанность по избегающему типу представляет собой вариант ненадежной привязанности, при которой человек сознательно, целенаправленно избегает людей, которые должны заботиться о нем, не ищет их поддержки и утешения. Так нередко поступают не только взрослые люди, но и дети, претендующие на самостоятельность, независимость или несущие в себе обиду на того человека, к которому они раньше были привязаны. Три характерных стиля привязанности. 1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привязаны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в условиях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми. 2. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся, и опасаются близких взаимоотношений. 3. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его отличает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отношений между привязанными друг к другу людьми. Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения всегда бескорыстны. В них люди получают удовольствие от того, чтобы доставлять приятное друг другу. Нельзя, однако, утверждать, что дружба представляет собой лишь такие взаимоотношения людей, задача которых состоит только в доставлении удовольствия от общения друг с другом. Дружба представляет собой многоцелевой и очень полезный для людей вид человеческих отношений. Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. психологически это означает возможность общаться друге другом практически без слов, в основном при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и хорошо понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям, но не воспринимаемых окружающими людьми. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения хода мыслей, которые приходят в голову другу по поводу того или иного жизненного эпизода. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер и гораздо глубже простого знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения в отношении друг друга. Нормы и правила, которыми руководствуются люди в своих дружеских отношениях, — это равноправие, уважение, способность и умение понять друг друга, готовность всегда прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут прощать друг другу подобные нарушения личных взаимоотношений ради сохранения связывающих их более глубоких чувств. Друзья делятся друг с другом новостями преимущественно личного характера или выражают собственное мнение по поводу того, что происходит вокруг, причем это мнение, как правило, также бывает сугубо личным. Темы для разговоров друзей обычно выбираются такие, которые интересны и значимы для каждого из них. Этим, в частности, содержание общения друзей отличается от общения просто знакомых или приятелей. В межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, то есть идет от души. В индивидуальной жизни человека дружба возникает как закономерное явление. Появляется она в раннем юношеском возрасте тогда, когда у растущего человека возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера — такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Вначале отношения между людьми носят характер товарищества или приятельства, а затем постепенно трансформируются в подлинно дружеские взаимоотношения. Для того чтобы стать полноправным участником таких взаимоотношений, человек как личность должен созреть нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 15-16 годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявляются в полном объеме. Затем, спустя год или два, они начинают дифференцироваться и от них отделяются еще более близкие отношения любви. При этом, однако, дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам, сохраняясь иногда в течение всей жизни человека. Если у юношей и девушек дружба содержательно ограничена общением по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения), то у взрослых людей дружеские связи обогащаются совместными профессиональными занятиями. Друзьями в старшем возрасте часто становятся коллеги по работе, которые, кроме общности личностных и интеллектуальных качеств, обладают еще и общностью профессиональных целей и намерений. С возрастом и с повышением уровня психологического развития человека меняются не только содержание, но и формы дружеских связей. От общения на личные темы друзья переходят к совместной продуктивной деятельности, включая творческую работу. Те, кто включен в тесные дружеские связи с другими людьми, лучше справляются со стрессами, в том числе с переживаниями по поводу тяжелых жизненных утрат. Люди считают себя более благополучными, если друзья и близкие проявляют постоянный интерес к их личной жизни, поддерживают их, заботятся о них, предлагают им свою помощь. На вопрос о том, что им необходимо для счастья, большинство людей называют друзей и хорошие взаимоотношения с людьми. Существование тесных, испытанных временем хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми повышает жизнеспособность индивида. Любовь — это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом — самосовершенствование, то есть поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Это также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно совершенствоваться. Любовь — такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, а каждая, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой. Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая ее, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать. Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии, обратно направленные движения душевной щедрости. Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этою, гам не может быть и настоящей любви. Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное познание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживания своеобразного психологического тождества с ним. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Его любовь свои благодатные качества распространяет на других окружающих людей. Виды любви: · Братская — это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей. · Материнская любовь — любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех. · Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Этот вид любви, в отличие от двух предыдущих, является исключительным в том смысле, что требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения. · Любовь человека к себе как ценность до недавнего времени находилась в полном пренебрежении в нашей научной литературе из-за господства идеологии, исключительно ориентированной на общественный идеал. Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди многих людей. Настоящая любовь к себе не бывает эгоистичной. От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви человек желает только для самого себя всего того, что он должен отдавать людям. · Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком, социально-психологическом смысле слова является универсальной и всеобщей, вбирает в себя все другие виды любви, в том числе описанные выше, поскольку Бог в душе верующего означает высшую добродетель. Можно выделить и разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Еще одна разновидность — фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую, в любовь-поклонение, в любовь-обожествление. Наконец, - сентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы. Альтруизм в его самом кратком и точном определении — это бескорыстное оказанием помощи людям. Альтруист помогает другим людям всегда, в том числе тогда, когда ничего не получает взамен и даже сам может пострадать из-за оказания помощи людям. Исполненный чувства сострадания к людям, он может отдать свое совершенно незнакомому человеку, не ожидая ни благодарности, пи вознаграждения. Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побуждает людей вести себя альтруистически. Тот или иной конкретный ответ на данный вопрос, как показывает практика, зависит от индивидуальных психологических особенностей того ученого, который этот ответ предлагает. Если сам он как человек убежден в том, что люди никогда и ничего не делают даром или просто так, не рассчитывая на определенную выгоду (она также может пониматься по-разному, как идеалистически, так и материалистически), то в объяснениях альтруистического поведения такой ученый обязательно ищет и находит какую-то «выгоду». Если он сам представляет собой по-настоящему альтруистическую личность, то соответственно объясняет подобное поведение других людей, подчеркивая отсутствие в нем и в его мотивации какой-либо выгоды. В отношении альтруизма сложились две противоположные точки зрения: 1. Биологическая точки зрения на происхождение альтруизма заключается в том, что он как потребность и форма поведения считается врожденным, унаследованным человеком от животных. Эта точка зрения обосновывается тем, что не только у человека, но и у животных, особенно высших, можно наблюдать случаи заботы друг о друге и оказания помощи друг другу. Кроме того, у детей довольно рано можно заметить альтруистические тенденции в поведении, и этот факт рассматривается также как косвенное подтверждение врожденного происхождения альтруизма. 2. Не менее убедительными представляются, однако, и доказательства социального происхождения данного мотива и соответствующей ему формы поведения. Они сводятся к следующему. Если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтруизм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтруизма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей. Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные». В первых утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь. Во вторых теориях содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно. Маленькие дети обычно проявляют альтруизм, просто подражая взрослым людям и другим детям, и это происходит задолго до того времени, когда они осознают необходимость вести себя подобным образом даже в том случае, если другие люди ведут себя иначе. Следствием простого подражания альтруизм может стать в группе или в толпе, когда другие люди, окружающие данного человека, ведут себя альтруистически. Замечено, что мы не только проявляем симпатии в отношении тех людей, кто на нас похож, но и в большей степени стремимся помогать именно таким людям. В данном случае альтруистическое поведение управляется соответственно сходством или отличием тех, кому мы помогаем, от нас самих. В большинстве современных культур принято считать мужчин сильным, а женщин — слабым иолом. Такое отношение к людям разного пола предписывает мужчине оказывать помощь женщине во всех ситуациях, где речь идет о недостатке физических усилий или об оказании чисто физической помощи. Поэтому нормы культуры предписывают мужчинам в подобных социальных ситуациях вести себя альтруистически по отношению к женщине. Если же ситуация такова, что мужчине требуется женская помощь, то подобным образом ведут себя женщины. Это — мотивация альтруизма, основанная на тендерных различиях. Аналогично обстоит дело в тех случаях, когда необходимо оказать помощь человеку определенного возраста. Признано, что дети и пожилые люди больше нуждаются в помощи, чем люди среднего возраста. Поэтому в отношении этих двух возрастных категорий людей проявляется больше альтруизма, чем в отношении взрослых людей, которые способны сами себе помочь. Все три оставшихся фактора (собственное психологическое состояние человека в данный момент времени; индивидуальные особенности человека; отношение человека к религии) имеют отношение к индивидуальным особенностям человека, проявляющего альтруизм. Следовательно, объясняя альтруистическое поведение, необходимо принимать во внимание состояние (настроение) как того, кто проявляет альтруизм, так и того, кто принимает альтруистическую помощь. Имеются личностные свойства, которые способствуют или препятствуют проявлениям альтруизма. Содействуют такому поведению, например, эм-патия, доброта, ответственность, порядочность, а мешают эгоизм, агрессивность, черствость и безразличие к людям. Власть. Существует немало различных определений мотива власти, но во всех этих определениях подчеркивается внутреннее желание и стремление человека, обладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участниками. Другими словами, мотив власти выражается в явном желании человека руководить, управлять, повелевать, распоряжаться людьми, контролировать их поведение, решать за них их судьбу. Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стремятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются. Такие люди всегда стараются занимать руководящие посты, являются активными участниками различных политических движений и общественных организаций, причем, участвуя в их деятельности, обычно не довольствуются ролью рядовых членов, а стремятся возглавить соответствующее движение или организацию. В социальных группах и коллективах, к которым эти люди принадлежат, они стремятся стать лидерами и сохранить за собой это положение. У некоторых детей и взрослых людей мотив власти может превратиться в устойчивую черту личности и сочетаться в структуре личности с жестоким обращением с людьми, зависимыми от данного человека, более слабыми, чем он сам, вынужденными в силу сложившихся обстоятельств подчиняться ему. Поскольку склонность к авторитаризму некоторыми западными и американскими учеными, особенно после окончания Второй мировой войны, определенно связывалась со склонностью к фашистской идеологии, постольку и стремление к власти как мотив ими рассматривалось как негативная и крайне нежелательная черта личности. Впервые на существование у человека мотива власти как отдельной потребности обратили внимание А. Адлер, Э. Фромм, Г. Меррей, Д. Ве-рофф. А. Адлером этот мотив был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения вообще. Стремление и получение власти над людьми, по Адлеру, особенно выражено у тех, кто имеет комплекс неполноценности. Использование власти, по Адлеру, способно нейтрализовать, устранить этот комплекс. Человек, получивший власть над теми, по отношению к кому он раньше испытывал комплекс неполноценности, избавляется от него, так как теперь он этих людей явно превосходит и не он, а они должны ему завидовать. Этологи и зоопсихологи полагают, что мотив власти имеет свой аналог среди животных и проявляется в форме стремления и борьбы животных за то, чтобы стать вожаком в стаде. С точки зрения некоторых этологов, этот мотив является врожденной потребностью и, более того, может играть положительную роль в борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных к жизни живых существ. Такой позиции придерживался, например, К. Лоренц. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|