|
Тема 2.2. Функции, механизмы, средства, структура общения.Вопросы: 1. Классификация функций общения в социальной психологии. 2. Средства общения.
Классификация функций общения в социальной психологии. Общение ¾ многофункциональный процесс, обслуживающий практически все сферы человеческой жизнедеятельности. К основным функциям общения можно отнести следующие: информационная, побудительная, координирующая, социализирующая, эмотивная, влияющая, гедонистическая. 1) информационная: прием и передача сведений, обмен мнениями, идеями, замыслами, решениями, намерениями; 2) побудительная: стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; 3) координирующая: взаимное ориентирование и согласование действий партнеров при организации совместной деятельности; 4) социализирующая: передача и усвоение социальных опыта, норм, ценностей, правил поведения; 5) эмотивная: обмен эмоциями и чувствами, возбуждение у партнера нужных переживаний и изменение с его помощью своих собственных переживаний и состояний; 6) влияющая: изменение поведения и личностных образований партнера (психологических установок, намерений, мнений, интересов, потребностей, решений); 7) гедонистическая (от греч. hedone ¾ наслаждение): получение удовольствия от общения, удовлетворение потребности в общении. В. Н. Панферов предлагает посмотреть на эту проблему несколько иначе, а именно с позиций функций человека как субъекта общения. Тогда выделяются шесть его функций. 1. Коммуникативная: осуществление взаимосвязи людей и их социальной интеграции в различные общности. 2. Информационная: передача сведений. В зависимости от цели и характера сообщения, заключенная в нем информация несет различную нагрузку: осведомительную, побудительную или эмоциональную. 3. Когнитивная: познание и понимание других людей. 4. Эмотивная: первичное переживание человеком своих отношений к другим людям и вторичное преобразовниае этих переживаний в устойчивые виды взаимоотношений (симпатия ¾ антипатия, дружба ¾ вражда, любовь ¾ ненависть и т. д.). 5. Конативная: регуляция поведения партнеров и координация их взаимодействий. 6. Креативная: изменение и воспитание личности через действие механизмов эмоционального заражения, подражания, внушения и убеждения (о них см. дальше). Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным: передача информации или обмен ею; восприятие друг друга; взаимооценка партнеров. Средства общения – это способы, с помощью которых оно реализуется. Они могут быть естественными и искусственными. Первые даны человеку от природы: жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Вторые – это средства общения, которые изобрели или придумали сами люди: многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи информации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Структура общения по Г.М. Андреевой представляется как: коммуникация, перцепция, интеракция. Соответственно, в структуре общения выделяются коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны, между которыми существует тесная взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью. Структура общения, по Лассуэллу, выглядит следующим образом: ……………….
Основные категории: формы общения, типы и виды общения, потребности общения, средства общения, функции общения. Контрольные вопросы: 1. Какие виды и средства общения вам известны? 2. Назовите основные типы, виды и функции общения. 3. Основные стороны общения и их взаимосвязь? 4. Какова структура общения по Г.М. Андреевой? 5. Какова структура общения по Лассуэллу? Литература: - Основная: 1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981. 3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, - 326 с. - Дополнительная: 1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991. 2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. 3. Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978. 4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999. 5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998. 6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001. 7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990. Тема 2.3. Общение как обмен информацией. Вопросы: 1. Содержание и структура коммуникативного процесса. 2. Особенности вербальной и невербальной информации. 3. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. 4. Барьеры общения. Содержание и структура коммуникативного процесса. Все, что мы хотим выразить в процессе коммуникации, существует в виде “ментальных образов”: невысказанных чувств (раздражения, тревоги, радости), побуждений (желаний, потребностей), воображаемых картин реальности (как будет выглядеть работа после ее завершения). Поскольку люди не могут непосредственно читать мысли друг друга, “отправитель информации” должен каким-то образом закодировать свое сообщение и использовать какой-либо информационный канал, чтобы оно дошло до “получателя информации”: информационный канал Существует много способов, посредством которых мы можем “доставить” свое сообщение по адресу: например, выражать его словами устно или в письме. В этом случае мы будем иметь в виду два различных используемых канала коммуникации. Коммуникационные каналы (средства) - это инструменты или приемы, способствующие передаче коммуникационного сообщения. Но это не просто средства, обеспечивающие контакт участников коммуникации. Коммуникационные каналы помогают достичь общего понимания того, кто к кому обращается, с какой целью, по какому поводу, в каких условиях, с какой степенью доверия. Кроме того, в качестве канала коммуникации могут быть использованы и невербальные средства: прикосновение, особая поза, жест и т.д. Проходя по каналу коммуникации, сообщение достигает “получателя информации”, который, для того чтобы правильно понять его, должен раскодировать его. Понятно, что основным средством кодирования и раскодирования информации служит письменная и устная речь. Эта модель коммуникации носит название линейной. Линейная модель коммуникации характеризует этот процесс как односторонний: информация передается от “активного” источника к “пассивному” получателю. Мысли, эмоции, смыслы (т.е. ментальные образы) принимают вид сообщения и “внедряются” в получателя информации. Однако, более или менее полно отображая процесс коммуникации, например, в случае радио- или телевизионной передачи, линейная модель перестает работать при рассмотрении межличностной коммуникации. Она не учитывает реакцию на сообщение получателя информации. Эта реакция (вербальная или невербальная) является обратной связью, а модель коммуникации, учитывающая наличие обратной связи называется интерактивной:
В данном случае, естественно, сохраняется кодирование и раскодирование информации, разнообразные коммуникационные каналы. Однако, наиболее важно, что в процессе коммуникации отправитель информации в то же время является и ее получателем, и наоборот, тот, кто получает информацию, не остается пассивным, а в той или иной форме реагирует на поступающие к нему сигналы. Функция обратной связи состоит в том, чтобы по мере развития коммуникационного процесса обеспечить согласованность “ментальных образов” вовлеченных в него людей, Однако по собственному опыту мы знаем, что достичь согласованности (иначе говоря, взаимопонимания) удается не всегда. Объяснить это можно, если принять во внимание, что у каждого из участников коммуникации имеется свое собственное пространство, которое он использует, обмениваясь ментальными образами со своими партнерами. При этом здесь имеется в виду не просто физическое пространство, но скорее опыт человека в общении, его состояние, настроение. Средства общения делятся на вербальные и невербальные. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|