Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учебная мотивация: понятие, структура, развитие.





 

Общее понятие УМ и особенности ее изучения.

В педагогической психологии учебную мотивацию принято считать частным видом мотивации, включенным в процесс обучения. УМ определяется как совокупность различных побудителей к УД, среди которых есть и относительно более простые (рефлексы, установки, нужды), и более сложные – потребности, мотивы, цели и т.п.

 

У/Мотивация – важнейший компонент структуры УД, наряду с Учебной задачей, учебными действиями, а также контролем и оценкой.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения, деятельности, в том числе и учебной. УМ является своеобразным ключом к успешности обучения и многим аспектам развития. Исследования М.В.Матюхиной, проведенные на младших школьниках, показывают, что УМ высокозначимо и прямо пропорционально коррелирует с успеваемостью и с развитием умственных способностей. Исследования В.А.Якунина, выполненные на студентах, показывают, что успеваемость студентов 1 – 3 курсов даже в большей мере связана с их УМ и в меньшей – с их общим интеллектуальным развитием.

Выраженная УМ свидетельствует о том, что обучение, УД отражают важные потребности учащегося. Низкая УМ свидетельствует об отсутствии, блокировании ряда потребностей высокого уровня (познавательной, эстетической, саморазвития и др.).

 

В изучении проблемы УМ необходимо соблюдать ряд принципов:

1) учитывать особую роль аффективного, эмоционального компонента в общепсихологической структуре любой мотивации (например, ВСМ в структуре мотива выделял цепочку Нужда – Потребность – Цель, где центральным звеном является именно потребность как переживание нужды. Не случайно ВСМ подчеркивает – «Нет неэмоциональных мотивов!». Именно этот аспект позволяет понимать энергетику мотива, а в работе практического психолога находить пути для стабилизации или развития учебных мотивов.



2) необходимо учитывать всю гамму возможных побудителей к УД, поскольку любая д-ть, в т.ч. УД, полимотивирована;

3) среди всех составляющих этой «гаммы» для конкретного учащегося или группы следует найти доминирующие побудители;

4) необходимо учитывать мотивационную динамику, которая связана с: а) социально-историческими изменениями (отношение к школе в 1950-е гг и в начале 21 века различно); б) возрастными (мотивация учащихся в 1-2, 3, в 5, в 6 – 7, 9, 10-11 классах также различна)

5) всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной мотивации конкретного ученика.

Структура УМ.

 

Проблема мотивации человека занимает важное место в современной психологии в целом, в т.ч. и в педагогической. В нашей стране и за рубежом этой проблемой в разные годы занимались: Л.И.Божович, А.К.Маркова, В.Э.Мильман, М.В.Матюхина, Н.В.Елфимова, Е.П.Ильин, С.С.Занюк, Д.Аптер, Э.Дэси, Д.Смит, Д.Барбуто, Рич.Сколл, Х.Хекхаузен и многие другие.

В структуре мотивации той или иной деятельности обычно выделяют позитивную мотивацию, связанную с общим принятием деятельности, а также негативную мотивацию, связанную с неприятием этой деятельности, а также с выполнением ее по принуждению, из-за страха и т.п. В первом случае ученик в процессе УД является источником своего поведения, в то время как в случае преобладания негативной мотивации ученик ощущает себя лишь объектом воздействий (преобладает т.наз. «пешечная» мотивация).

Позитивные учебные мотивы, в свою очередь, подразделяют на внутренние (учебно-познавательные) и внешние (социальные).

Первые (внутренние или интеллектуально-познавательные) — порождаются самой учебной деятельностью и выражают непосредственный интерес школьника или студента к содержанию или процессу учения. К ним относятся познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Внутренние (познавательные) мотивы подразделяются на мотивы, связанные с содержанием и мотивы, связанные с процессом учебной деятельности. Каждая из этих подгрупп имеет разные уровни выраженности. Так, интерес к содержанию учебной деятельности проходит путь от совершенно недифференцированного интереса к любой новизне (т.е. от любопытства) – к любознательности (недифференцированному интересу к любым знаниям), а затем – к собственно познавательному интересу (это уже дифференцированный интерес, для которого характеры глубина, интерес к причинам явлений, длительное эмоциональное удовлетворение при его наличии). Процессуальная учебная мотивация, в свою очередь, проходит путь от интереса к повторению, репродукции – к поисковому интересу, а затем – к интересу творческому (ориентация на создание совершенно нового произведения или продукта).

Вторые (внешние или социальные) воз­никают на основе взаимоотношений ребенка с окружающей средой и связаны с потребностями человека в общении с людьми, их оценке и одобрении, желаниями ученика занять определенное место в систе­ме доступны: ему общественных отношений. Эти мотивы внешние по отношению к содержанию и процессу учебной деятельности. Они ориентированы на достижения в учебной деятельности. В этом плане они утилитарные, в некоторой мере «корыстные». Ну, например, я стараюсь учиться, чтобы заслужить похвалу.

В широком смысле к социальным мотивам учения относятся долг, ответственность, необходимость получить образование. Это придает определенный смысл учебной работе. Но главным среди социальных мотивов является мотив статусный, или позиционный, связанный с подтверждением школьником своего статуса, с самоутверждением в группе сверстников.

Собственно учебную или позитивную УМ достаточно чаще подразделяют на внутреннюю (познавательную) и внешнюю (социальную, мотивацию достижения в УД).

Внутренняя (интеллектуально-познавательная) УМ – «бескорыстный» интерес непосредственно к содержанию и процессу УД. В ней выделяют т.наз. содержательную и процессуальную мотивацию.

В свою очередь, в рамках «содержательной» мотивации выделяют такие ее формы, как любопытство (недифференцированный интерес к любой новизне, типичный для дошкольника), любознательность (недифференцированный интерес к знаниям, характерный для мл/школьника и подростка), а также собственно познавательный интерес, для которого характерны глубина, дифференцированность (невозможно всем одинаково глубоко заниматься), устойчивость и неизменно положительные эмоции в процессе его удовлетворения.

Основой внутренних мотивов является познавательная потребность.

Внешняя (социальная) УМ – совокупность побудителей к УД, связанная с ориентацией на достижения, социальное признание через УД. Среди внешних УМ выделяются следующие:

Широкие социальные мотивы (ШСМ) по Л.И.Божович это мотивы долга, ответственности, патриотизма, служения, соблюдения традиций семьи.

Мотивы вознаграждения (получения одобрения, отметки, подарков и т.п.).

Соревновательные мотивы, мотивы самореализации – соревнование с другими (быть первым, среди лучших или – не хуже других) - соревнование с самим собой, связанные с мотивами самопостроения (по В.А.Петровскому).

В основе внешних, социальных мотивов УД – социогенные потребности (достижения, самореализации и др.).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.