Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура физической культуры





Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятель­ности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компо­ненты (части, виды), и, во-вторых, строение - взаимосвязи и отношения между эти­ми компонентами, их внутренняя организация, упорядоченность. В структуру куль­туры, в качестве одного из важнейших ее видов входит физическая культура, кото­рая, в свою очередь имеет свою собственную структуру. Основными ее видами яв­ляются неспециальное физкультурное образование, физическая рекреация, спорт и двигательная реабилитация. Эта структура сформировалась исторически, в про­цессе удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Ранее уже говорилось о том, что в процессе исторического развития в недрах культуры человеческого общества постепенно формируются относительно само­стоятельные области деятельности, представляющие собой виды культуры (произ­водственная, художественная, политическая). Их возникновение и развитие обус­ловлено потребностями человеческого общества на каждом этапе его развития. Это полностью относится и к физической культуре как виду культуры общества.

Именно поэтому, в недрах физической культуры, по мере развития обществен­ного опыта и науки о человеке, его возможностях, способностях и предназначении в жизни, формируются ее виды или формы. Общество, в лице своих передовых мыслителей, всегда стремилось к всестороннему и гармоническому развитию людей. Эти идеи находили частичное эмпирическое отражение в быту народа, в само­деятельных и использовались представителями господствующего класса в органи­зованных формах.

Первой специфической формой удовлетворения потребностей общества и лич­ности средствами физической культуры стало неспециальное физкультурное обра­зование. Оно сформировалось в качестве органического вида образования чело­века в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправлен­ной физической подготовке подрастающих поколений и практической деятельнос­ти, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содер­жание входит совокупность знаний и связанных сними двигательных навыков и уме­ний, физических качеств, приобретенных в процессе самообразования, в семье, в учебных заведениях. Неспециальное физкультурное образование формирует слож­ный, органически взаимосвязанный комплекс информации, основанный на исто­рическом житейском опыте и научных данных.

Это самые древние формы функционирования физической культуры, которые своими корнями уходят в первобытную педагогику. Вместе с тем, неспециальное физкультурное образование на этапе среднего и высшего образования является наиболее организованным и регламентированным видом физической культуры. Он имеет стройную, исторически сложившуюся систему знаний, адекватных возрасту, полу, физическому развитию и состоянию здоровья занимающихся. В соответствии с его конкретными целями и задачами используются наиболее эффективные сред­ства, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функ­циональные возможности человеческого организма, развивать врожденные и фор­мировать новые двигательные умения, навыки, физические способности (качества). Все многообразие его средств и форм реализуется в интересах личности с помо­щью многообразных методов.

В процессе неспецифического физического образования осуществляется и фи­зическое воспитание, т.е. формирование отношения к физической культуре. Вос­питание (в широком смысле слова) включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности, подготовки ее к жиз­ни, к труду. В более узком, собственно педагогическом смысле слова, воспитание -это воздействие на ум, чувства, волю человека с целью формирования у него миро­воззрения, нравственного облика, качеств, необходимых обществу. Оно находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. Дру­гими словами, воспитание - это формирование отношения личности к фактам, яв­лениям, видам деятельности. Отсюда физическое воспитание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гармонического развития человека, формирова­ние познанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Образование в сфере физической культуры осуществляется, в основном, в трех аспектах:

1. Общее "двигательное образование", или базовое физкультурное образова­ние, которое предполагает совершенствование природных, естественных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с усвоением минимума знаний, достаточного для повседневной жизни, для укрепления здо­ровья человека, развития его физических способностей. Базовыми, непременны­ми двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности - сила, вы­носливость, быстрота, ловкость и гибкость.

2 Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направ­лено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эф­фективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспо­собность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

3. Образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредель­ных и предельных уровнях двигательной деятельности. Это наиболее сложный ас­пект образовательной программы, ибо имеет направленность не только на овладе­ние знаниями, но и на решение "сверхзадач" в двигательной деятельности челове­ка, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных на­выков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне. Поэтому комплекс наук, обеспечивающий информацией эту программу, значительно шире, и сами знания о закономерностях воздействия двигательной деятельности на развитие физических качеств, формирование и совершенствование техники дви­гательных действий более глубокие.

Едиными средствами для реализации всех образовательных программ в сфере физической культуры являются физические упражнения, естественные силы при­роды, содержание и режим питания, труда и отдыха, информационное обеспече­ние.

"Базовое" общее физкультурное образование начинается в семье с самого ран­него детства, с младенчества. Далее оно осуществляется самодеятельным путем, в физкультурных организациях, в процессе самовоспитания и самообразования. Ос­тальные аспекты образовательной программы предполагают осуществление обра­зования в организованных формах под руководством специалистов, достаточно ком­петентных в данных видах деятельности (в школах, вузах, секциях, командах, спе­циальных учебных заведениях),

Таким образом, образование в сфере физической культуры предполагает со­здание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятель­ности человека во имя его гармоничного физического развития, укрепления здо­ровья, создания базы для экономичной и эффективной деятельности во всех областях его жизни, труда, быта.

Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскрываются способнос­ти человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лабора­тория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность де­ятельности человека в экстремальных условиях. Каждый рекордсмен, чемпион ис­полняет роль первопроходца, показывающего остальным людям возможность дос­тижения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное - над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнацио­нальном уровне он способствует установлению взаимопонимания между народами разных стран.

Относительно самостоятельной формой функционирования физической культу­ры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении является физическая рекреация. Это осо­бенно важно в настоящие время, в неблагоприятных экономических условиях жиз­ни людей, потере или смешении ценностных ориентиров. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может прояв­ляться в связи с воздействием производственной среды (загазованность, шум, виб­рация, и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), осо­бенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических ус­ловий и другими факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и са­мочувствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, активного отдыха, релаксации.

Наконец, потребности в ускоренном и наиболее эффективном лечении травм удовлетворяет двигательная реабилитация, которая направлена на восстановле­ние или компенсацию с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и фи­зических способностей. Совокупность всех этих форм функционирования физичес­кой культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, воен­но-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укреплении здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоничном развитии. Совокупность всех видов физической культуры создает основу для раскрытия всего многообразия дви­гательных возможностей человека. Конкретные цели каждой формы физической культуры, специфика их задач и форм организации занятий позволяют использо­вать все бесконечное многообразие физических упражнений целенаправленно и рационально.

Как указывалось выше, структура физической культуры характеризуется не только строением (т.е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти свя­зи могут носить либо координационный характер (взаимодействие "по горизонта­ли", на одном уровне), либо подчиненный, субординационный ("по вертикали"). Все вышеперечисленные виды носят однопорядковый характер. Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органически­ми компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относи­тельно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культуры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. На­пример, в процессе неспециального физкультурного образования широко исполь­зуются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физичес­кими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образова­ние, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным ин­вентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образова­ния и спорта.

В содержание теории неспециального физкультурного образования входит оп­ределение специфических понятий, терминов, формулирование целей и конкрет­ных задач, содержания, методов, средств физкультурного образования, которые широко используются в других видах физической культуры. Главным, "сквозным" средством для всех форм физической культуры являются физические упражнения. Однако каждая из них решает, прежде всего, свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации. Разумеется, каждая из этих частей также имеет свою структуру (т.е. состав и строение), которая находит отражение в их теории.

Функции физической культуры

Специальные функции того или иного явления - это способ его бытия, способ­ность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции физической культуры, невозможно точно опре­делить ее роль и значение для развития личности и общества.

Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции, которые вытекают из зако­номерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретное прояв­ление в решении задач, которые порождаются объективными условиями на каж­дом этапе ее развития. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитатель­ную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции. Основная же функция культуры заключается в формировании и прогрессивном развитии ценностей, выс­тупающих в качестве средств и способов, обеспечивающих прогрессивное разви­тие личности и общества.

Физическая культура, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет свои специфические функции, выражающие в конкретной форме ее соци­альное бытие как области социально необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социального положения.

Специфические функции можно свести по признакам общности в следующие группы:

1. Общее развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; про­тиводействие неблагоприятным условиям жизни и быта; сдерживание процессов инволюции, создание основы для здорового образа жизни и т.п.

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (по­вышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная физическая подготов­ка и т.п.).

3. Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рацио­нальном использовании свободного времени (развлечения, игры, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

4. Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей чело­века.

Функции физической культуры, ее главное назначение как вида культуры, как средства и способа преобразовательной деятельности (в духовном, материальном, социальном аспектах) и, прежде всего - физическое преобразование самого чело­века. Одним из таких видов преобразовательной деятельности является измене­ние форм и функций человеческого организма под воздействием целенаправлен­ных физических упражнений, применение которых научно обосновано с позиции физиологии, педагогики и психологии, теории и методики видов физической куль­туры.

На каждом этапе своего развития общество разрабатывает концепции и созда­ет общие программы развития, реализация которых ведет к намеченной цели. На методологической основе этих программ разрабатываются конкретные програм­мы в области физической культуры (базисные учебные программы, единая спортив­ная классификация и т.п.). По отношению к природе преобразовательная деятель­ность носит опосредованный характер, поскольку осуществляется через человека и его преобразующую деятельность. По отношению к обществу.эта деятельность проявляется в области организации, создания государственных и общественных органов управления физической культурой.

Частные функции - это функции ее компонентов (частей).

Таким образом, физической культуре как органическому виду культуры обще­ства присущи три категории функций: общекультурные, специфические и частные. Понимание сущности этих функций и дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, принципы, средства и методы их использова­ния.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.