Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Высшее физкультурное образование





Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф. Лесгафта.

Как особая система учебных заведений профессиональное физкультурное об­разование сформировалось в СССР в 20-30-х годах нашего столетия. Сейчас в Рос­сии существует 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов в педагогических вузах и 14 техникумов. Образование во всех учебных заведениях унифицировано. Подготовку специалистов в области физической культуры регули­рует общий для всей системы высшего образования Государственный образова­тельный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный пра­вительством Российской Федерации 12 августа 1994г. Он определяет структуру выс­шего профессионального образования, которая подразделяется на первый уровень - неполное высшее образование в объеме не менее первых двух лет обучения, с получением соответствующего диплома, второй уровень, дающий полное высшее профессиональное образование, обеспечивающий подготовку специалиста с тра­диционной для России квалификацией "учитель", "инженер", "экономист", либо с квалификацией "бакалавр" и третий уровень, обеспечивающий подготовку специалистов с квалификацией "магистр". Нормативные сроки обучения "бакалавр" - не менее 4 лет, "магистр" - 6 лет с итоговой аттестацией, удостоверяемой дипломом. Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-соци­альному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России систе­ме классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом при­общения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе "чело­век-человек" и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-эко­номических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологи­ческих знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры.

Это обусловливает широкий набор учебных дисциплин, знание которых необхо­димо для специалиста этого профиля. Система этих дисциплин в общем виде со­стоит из гуманитарных и социально-экономических, математических и естествен­но-научных, общих и специальных профессиональных дисциплин. В состав гумани­тарных и социально-экономических дисциплин входят философия, психология, ис­тория, культурология, педагогика, социология, экономика, политология и право. Специалист-бакалавр должен быть знаком с важнейшими отраслями и этапами раз­вития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и при­емами работы сними. В области филологии - свободно владеть литературным рус­ским языком, знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профес­сиональную терминологию, обладать лексическим минимумом одного из иностран­ных языков.

По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представ­ление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, тео­рии вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культу­ры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культу­ре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнасти­ке, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д.

В программу обучения также входит цикл специальных дисциплин, устанавлива­емых вузом (факультетом), дополнительные виды подготовки - гражданская оборо­на и др., а также факультативы. Общая продолжительность теоретического обуче­ния - 7 344 ч. (136 недель). Продолжительность практики - 10 недель. Продолжи­тельность экзаменационных сессий - 30 недель и итоговой квалификационной ат­тестации - 2 недели.

Образование по способу его финансирования может быть бесплатным или плат­ным. Бесплатное, в свою очередь, - государственным, общественным, организуе­мым за счет тех или иных общественных организаций (религиозных и нерелигиоз­ных). Организуется оно по территориальному, ведомственному или профессиональному принципу. В США, к примеру, каждый штат организует у себя университет, ко­торый содержится в основном за счет местных (муниципальных) средств. Ведом­ственный характер носят там военные вузы, "чисто профессиональных" там прак­тически нет. В России с самого зарождения вузы финансировались государством и строились по профессиональному принципу. В нынешней России вузы финанси­руются государством, носят преимущественно профессиональный характер, часть из них управляется Государственным комитетом Российской Федерации по выс­шему образованию, часть - ведомствами. Высшее физкультурное образование в нашей стране строится по профессиональному принципу, финансирование и уп­равление им осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по фи­зической культуре и туризму.

Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учи­теля-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицирован­ных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения.

Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреж­дениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных за­ведениях, сборных командах по видам спорта.

Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Спе­циализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по фи­зическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровитель­ной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физи­ческими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвали­ды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоох­ранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта специализация "Адап­тивная физическая культура", предназначенная для инвалидов и лице предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здо­ровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств.

Высшее специализированное физкультурное образование необходимо для ра­боты с людьми, деятельность которых связана с особыми условиями - пожарные, работники милиции и другие профессиональные группы. Физкультурное образова­ние в этом случае включает в себя изучение характера будущей деятельности в эк­стремальных условиях, решает специальные задачи, такие, как овладение приема­ми захвата, формирует умения действовать в составе штурмовых групп, выработку умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия "пора­жать" противника в единоборстве с ним средствами рукопашного боя и различны­ми видами борьбы.

Специализированное физкультурное образование предполагает знание социаль­но-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфе­ре общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычай­но изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельнос­ти выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями.

Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза су­ществует образовательное учреждение дополнительного профессионального об­разования (повышения квалификации) специалистов.

Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:

удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечествен­ном и зарубежном опыте;

организация и проведение повышения квалификации и профессиональной пе­реподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государ­ственных служащих и др. категорий лиц;

организация и проведение научных исследований, научно-технических и опыт­но-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.

Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специаль­ности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессио­нального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соот­ветственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессиональ­ного образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответ­ствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкуль­турного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физ­культурного образования.

Непрофессиональное физкультурное образование представляет собой форми­рование ценностного отношения к физической культуре, к ее целям и обучение фи­зическим упражнениям, физкультурным занятиям, как правило, рекреационного ха­рактера. Непрофессиональное физкультурное образование в отличие от профес­сионального не используется для зарабатывания на жизнь, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных соци­альных групп. Непрофессиональное физкультурное образование должно начинать­ся как можно раньше - с освоения сущности и содержания физической культуры в процессе дошкольного и младшего школьного возраста - с обучения физическим упражнениям. Принципиальным является то, что акцент должен быть сделан на об­разовании, на получении знаний и уже на основе их - формировании физических качеств и навыков, разумеется, в соответствии с возможностями обучаемых.

Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков явля­ется формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передви­гаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревно­ваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, нагляд­ными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое зна­чение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.