Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ученье - свет, а неученье - тьма





Ученье - свет, а неученье - тьма

Народная мудрость.

Да будет Свет! - сказал Господь

Божественная мудрость

NataHaus - Знание без границ:

Скромное воплощение народной и божественной мудрости.:-)

 

Библиотека

Форум

Каталог

-----------------------------------------------------------------------------

Аутогенная тренировка

Автор: Ханнес Линдеман

Серия: Здоровье в любом возрасте

Язык русский. Издательство Попурри. 2000г. 192 стр.

ISBN 985-438-426-8. Книга содержит классически полное описание теории и практики самовнушения. Используя этот мощный, надежный и совершенный метод, любой человек получает возможность благотворно воздействовать на свое физическое и психическое состояние, успешно бороться со стрессами, увеличить выносливость и интерес к жизни.

Перевод с немецкого С.Э. Борич


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наше здоровье подвергается сегодня большей опасности, чем когда-либо. Мы должны сами заботиться о его укреп­лении, несмотря на ту помощь, которую оказывают нам в этом деле государство, местные органы управления, стра­ховые компании, благотворительные общества и т.д. Ведь как сказал Гиппократ, „мудрый человек должен осозна­вать, что здоровье является его самым ценным достояни­ем, и научиться лечить болезни своими силами”. Однако для этого нам необходимы помощники. Одним из таких помощников — и в лечении, и в жизни - является ауто­генная тренировка.

Данная книга предназначена для всех, проходящих курс аутогенной тренировки или желающих принять в нем уча­стие. Такой курс лучше всего проходить под руководством врачей или дипломированных психологов. Однако это тре­бование не всегда выполняется, а иногда и просто невы­полнимо. Достаточно взглянуть на расписание лекций в институтах, чтобы понять, что не все руководители курсов являются медиками или психологами. Нет их и среди спе­циалистов по лечебной физкультуре, тренеров йоги и дру­гих учителей, включающих в свои программы несколько основных упражнений из области аутотренинга. В каждом из моих курсов принимают участие люди, которые уже приобрели таким путем некоторые познания. Кроме того, многие безуспешно пробовали самостоятельно освоить ауто­генную тренировку, причем зачастую по книгам, предна­значенным для врачей. Поэтому издательство и автор при­шли к выводу, что целесообразно издать подробную и до­ступно написанную книгу упражнений аутогенной трени­ровки. Мы также придерживаемся единого мнения, что лучше всего, если читатель будет осваивать эту книгу вместе с врачом или психологом. Если же такой возмож­ности нет, то в любом случае будет лучше упражняться самостоятельно на основании этой книги, чем не упраж­няться вообще. Для тех, кто пытается освоить аутотре­нинг самостоятельно, в книге содержатся ясные инструк­ции и правила, которые обеспечивают успех.

С момента своего появления книга выдержала множе­ство изданий и переведена на шестнадцать языков. Это свидетельствует о том, что она была хорошо воспринята заинтересованными людьми во всем мире. Предлагаемое вам новое переработанное издание содержит самые послед­ние достижения и результаты.

 

ПОМОЩЬ ДЛЯ КАЖДОГО

ЧЕЛОВЕК — „НЕУДАЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ”?

Несмотря на все успехи медицины, количество больных не уменьшается. Примерно две трети всех заболеваний име­ют полностью или частично психическую природу. Ниче­го удивительного: из-за высокого темпа сегодняшней ра­боты и жизни, из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических на­грузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, тре­бования.

На многих предприятиях оборудование не может рабо­тать с полной скоростью, так как человек не успевает за машиной. В век техники он стал тормозом. Поэтому уже приходится слышать о том, что человек представляет со­бой „неудачную конструкцию”.

Разумеется, современный человек испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает сам. Он взвинчивает себя и окружающих, становится обу­зой для них, то есть, другими словами, сам загоняет себя в стрессовые ситуации.

Рано или поздно следствием становятся болезни. А они подтачивают последние остатки здоровья. Создается закол­дованный круг! Его не удается разорвать даже самыми лучшими лекарствами. Говорим ли мы о вегетативной дистонии, которую в просторечии именуют „нервами”, или о поведенческих расстройствах в виде неврозов, о болез­нях цивилизации или о банальном запоре - речь идет о расстройствах здоровья, для лечения которых необходи­мо сотрудничество врача и пациента.

Хорошим методом для этого является аутогенная тре­нировка (аутотренинг), представляющая собой путь к выздоровлению или возможность обеспечить себе сносную жизнь. Аутотренинг помогает „плохо сконструированному” человеку приспособиться к технологической эре.

НАУЧНЫЙ МЕТОД

Аутотренинг привлекает многих людей ввиду того, что жизнь становится все более примитивной и происходит утрата основных ценностей. Люди интуитивно чувствуют, что этот метод может стать для них физической и психи­ческой помощью и поддержкой, однако зачастую имеют неправильные представления о нем. Лишь немногие зна­ют, что речь идет о научном методе, своего рода мягком самогипнозе, с помощью которого сила представлений пе­реносится на тело. Образное представление тяжести, на­пример, вызывает чувство действительной тяжести, кото­рое вскоре исчезает, сменяясь расслаблением мышц. Пе­ренос психических образов на физическое тело возможен лишь потому, что тело и душа составляют единство. Че­ловек — это „одушевленный организм".

Таким образом, сила представлений оказывает влияние на тело. Как подчеркивает основоположник данного метода врач-невропатолог И.Г.Шульц, это происходит в резуль­тате „концентрического саморасслабления”, о котором речь пойдет в следующей главе.

За исключением маленьких детей, освоить аутотренинг может практически каждый человек, если будет концент­рироваться на ощущении спокойствия и расслабления. Тот, кто с помощью аутотренинга сможет освободиться от сво­их забот и проблем, сможет и разорвать заколдованный круг современных болезней. Он придет к успеху. Многие из участников курсов путем аутотренинга избавились от многолетних заболеваний собственными силами. Они сами преодолели боли и слабости, страх и робость, а также многие другие недуги, которые прежде заставляли их хо­дить от одного врача к другому.

Для них это было таким же достижением, как и то, которого я добился в другой области благодаря аутотре­нингу. Мои приключения могут продемонстрировать, на­сколько разносторонне данный метод самовнушения может помочь человеку, применяющему его целенаправленно и си­стематически.

ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЕБЕ

Работая в 1952 году в Касабланке, я познакомился со сво­им французским коллегой Аленом Бомбаром, который ре­шил в качестве „добровольной жертвы кораблекрушения” пересечь Атлантический океан на надувной лодке без ка­ких бы то ни было продуктов и без запасов питьевой воды. Среди прочего он пропагандировал очень опасный тезис: потерпевшие кораблекрушение могут пить морскую воду.

Так как никто в то время не возразил против этой смер­тельно опасной теории, я как врач и яхтсмен был вынуж­ден опровергнуть ее путем эксперимента на самом себе. Под парусом я начал ходить еще в годы учебы в школе в Ратцебурге, а позднее в одиночку совершал плавания в Ат­лантическом океане.

Речь при этом шла не только об использовании морской воды. Меня занимали и другие проблемы, возникающие перед потерпевшими кораблекрушение, например, проблема питания, проблема поддержания физического здоровья и избежания опасностей, связанных с пребыванием в откры­том море. Меры безопасности для экипажей и пассажиров судов были в то время недостаточны. Это было мне хоро­шо известно от многих морских путешественников.

Для плавания я избрал западно-африканскую долбленую лодку «кру», так как работал в это время в Либерии. В этой ореховой скорлупке я в 1955 году за 65 дней пере­плыл океан и добрался до своей конечной цели — острова Таити. Разумеется, я был рад, что добрался туда целым и невредимым, но чем больше проходило времени, тем боль­шее недовольство ощущал. Хотя я приобрел важный опыт выживания в открытом море, мне не удалось справиться с психическими проблемами, связанными с подобным пла­ванием. Я тщательно подготовился к нему в физическом, техническом и навигационном, но не в психическом пла­не. Из-за этого попал в крайне опасную кризисную ситуа­цию, которая могла закончиться печально. Я знал, что большинство потерпевших кораблекрушение погибают скорее от паники, страха и отчаяния, чем из-за физичес­ких тягот, что психика, как правило, отказывает быст­рее, чем тело. И меня заинтересовал вопрос, каким обра­зом можно повлиять на психику и даже сделать ее своим союзником. Ответом был аутотренинг. Он должен был стать моим „тайным оружием”.

Поэтому к удивлению многих я решил предпринять новое плавание. Не имело смысла совершать его в такой же лод­ке. Необходимо было выбрать еще меньшее судно. На рынке я нашел только одно: обычную складную байдар­ку. На этом самом маленьком суденышке, которое до се­годняшнего дня (1999 года) пересекло Атлантический океан, я начал свое рискованное предприятие.

О СИЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Учение о силе позитивного мышления не является изоб­ретением нашего современника нью-йоркского священника Н В. Пила. Из древности пришла мудрая мысль, что «дух движет материей» (Вергилий, 70-19 гг. до н. э.). И это действительно так. „Каждому знакома сила представ­лений. Никто не сомневается, что люди могут заболеть из-за простого внушения. Разве не столь же возможно и не­измеримо лучше внушить себе здоровье?” - задавал себе вопрос великий врач Хуфеланд (1762-1836) в предисло­вии к малоизвестной и уже упоминавшейся работе фило­софа Иммануила Канта, чье название „О силе духа, позво­ляющей только путем постановки цели овладеть своими болезненными чувствами” полностью отвечает нашим пред­ставлениям.

Врач и поэт Эрнст фон Фойхтерслебен (1806-1849) по­шел еще дальше Канта: „Мы хотим овладеть не просто чувствами, но и по возможности самими болезнями”. И далее он говорит в предисловии к пятому изданию своей „Диеты для души”: „Надо стремиться развивать в себе силу мысли" и „Высвободите силу духа, и исчезнут тысячи бо­лезней”.

Это именно то, чего мы хотим достичь с помощью ауто­генной тренировки. Аутотренинг - испробованный наукой и снабженный указателями путь, на котором даже нови­чок не сможет заблудиться. Это больше, чем просто само­внушение.

Мысли способны претворяться в жизнь. Свободен лишь тот, кто владеет своими мыслями. Это в определенной степени касается и тех, кто „неважно себя чувствует”. „Ни один поистине свободный человек не может быть боль­ным”, - высказывался на эту тему писатель Кристиан Моргенштерн (1871-1914). Здоровье, следовательно, яв­ляется неизбежным следствием позитивного отношения к жизни. Правда, это нелегко доказать с точки зрения ста­тистики. Однако врачи могут подтвердить: позитивно на­строенные люди меньше болеют, а если уж действительно заболевают, то выздоравливают быстрее, чем те, кто на­ходится в плену своих сомнений и отрицательных пред­ставлений. Другими словами:

„Отрицательные представления хуже, чем рак или инфаркт. Это бич человечества”.

Каждому знакомы люди, которые болеют из-за самовну­шения. Я знаю многих, которые после долгих лет недомогания и походов от одного врача к другому снова выздоравливали только благодаря положительным пред­ставлениям, полученным в ходе аутотренинга, в соответ­ствии с девизом: „Что я о себе думаю, тем я и стану. Каж­дый представляет собой то, что думает о себе”.

Насколько велико влияние души на организм, доказы­вает опыт с маятником.

ОПЫТ С МАЯТНИКОМ

Наш маятник состоит из нити длиной 15-30 см и неболь­шого твердого предмета, например, кольца, подвешенно­го к ее концу. На бумаге рисуется большой круг, который вертикальной и горизонтальной линиями делится на че­тыре части.

Второй конец нити удерживается между большим и ука­зательным пальцами. Локтем лучше всего опереться на стол. Теперь маятник может колебаться в разных направлениях без нашего сознательного участия. Однако мы можем не только влиять на эти колебания, но и заранее определять их. Уже через несколько секунд маятник начнет выполнять те движения, на которых мы усиленно сосредоточиваем свою мысль. Если хотим, чтобы он двигался по вертикали, то есть от тела и обратно, то надо четко представить себе это дви­жение. При этом мы концентрируем мысль только на непро­извольном движении и стараемся не двигать пальцами. Если мы попытаемся сознательно помочь маятнику, то сразу почувствуем разницу в движениях.

Тот, кто может в достаточной степени сконцентрировать­ся, кто явственно представляет себе движение, добьется нужного результата. У многих людей опыт с маятником удается лучше и быстрее, когда они постоянно наблюдают за его движениями, чем когда проводят опыт с закры­тыми глазами.

Для нас этот опыт является всего лишь еще одним при­мером, что представления и внушение могут вызывать бессознательные реакции организма.

В США такие маятники можно уже в течение многих лет приобрести в магазинах, однако они служат для того, чтобы предсказывать будущее. Разумеется, при большом количестве попыток обязательно будут случайные совпа­дения. Но в целом чем больше конкретных желаний сто­ит за вопросами, обращенными к подсознанию, тем боль­ше неправильных ответов мы получим.

Один молодой служащий пытался с помощью маятни­ка получить ответ на вопрос, стоит ли ему разводиться. На все пятнадцать вопросов, которые он ему задал, был получен ответ „да”, хотя в каждом опыте в качестве по­ложительного ответа загадывалось другое направление дви­жения маятника. К счастью, он не был убежден в правиль­ности такого метода предсказания будущего, поскольку сегодня счастливо живет в браке все с той же женой (по­сле опыта прошло двадцать лет).

И все же на некоторые вопросы можно получить удиви­тельные ответы. Так, например, два участника опыта с маятником на вопрос, имеет ли их болезнь преимуществен­но психический характер, получили ответы, что язва же­лудка у одного обусловлена психическими причинами на 75 процентов, а астма у другого - на 90 процентов. Оба до этого не принимали психический фактор во внимание. Позволительно ли делать из этого далеко идущие выводы, может сказать только их лечащий врач.

НОВЫЕ ЗНАНИЯ, НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Если ложные представления могут даже убить человека, если отрицательные мысли могут ускорить смерть, то, видимо, можно и замедлить ее благодаря положительным представлениям. Что это действительно так, может под­твердить любой внимательный и опытный врач. Люди не всегда достаточно внимательны. Все, что противоречит нашим взглядам, не замечается. Точно так же было и со священником, который отказывался заглянуть в подзор­ную трубу Галилея; утверждая, что это, возможно, лишит его веры.

В книге К. Гамбургера, вышедшей в 1928 году в Йене под названием „Самоизлечение безнадежных больных”, описываются многочисленные случаи неожиданных исце­лений, которые привлекли внимание дилетантов, но не смогли развеять скепсис специалистов.

Швейцарский психиатр Шарль Бодуэн рассказывает о следующей поучительной истории. Один отоларинголог отвел женщине, болевшей раком гортани, не более трех месяцев жизни. Однако в ходе обследования через некоторое время он с удивлением обнаружил, что опухоль стала значительно меньше. Пациентка призналась, что использует психологи­ческие методы лечения. Врач проявил достаточно здравого смысла, чтобы укрепить ее в этом намерении. После улуч­шения, продолжавшегося несколько месяцев, внезапно на­ступило ухудшение. Пациентка переехала в другой пансион, и новые знакомые высмеяли ее методы лечения, отчего она пришла в растерянность. По совету врача она сменила пан­сион и впредь никому больше не рассказывала о своей болезни. И вновь наступило улучшение, продолжавшееся некоторое время.

Мы знаем, что сила представлений, подкрепленная аутотренингом, является самым эффективным оружием в борьбе против наших мелких и серьезных недомоганий, которое только можно себе представить. В сочетании с твердой верой сила формул внушения и представлений может поистине свернуть горы.

Надежда, вера, доверие, жизненные цели - вот факторы выздоровления.

 

Напротив, безысходность и жизнь, лишенная смысла и цели - это факторы болезни. В справедливости такой мысли убеждает наш повседневный опыт. Это же подтверждают и жертвы кораблекрушений. Даже опыты на животных де­монстрируют, что надежда удлиняет жизнь. Так, например, крыс помещали в наполненный водой бассейн, где они в течение определенного времени погибали. В повторном опыте крыс незадолго до наступления полного истощения спасали. Если их вновь помещали в бассейн с другими кры­сами, у которых не было такого опыта, то они погибали значительно позднее, чем другие.

Подобные позитивные факторы играют большую роль и в наших тренировках, хотя и в несколько иной форме. Позитивный опыт и надежда положительно сказываются на поддержании жизненных сил и на состоянии здоровья.

Новое знание всегда означает новую надежду. Очень многие люди внутренне страдают от самих себя или от окружающих. Им необходимо приложить все усилия, что­бы добиться уравновешенности. В рамках своей компетен­ции им должны оказывать поддержку также государство, больничные кассы, страховые компании.

Аутотренинг в данном случае также является действен­ным методом практической помощи. Он имеет свои преиму­щества для всех тех, кто стремится к психологическому и социальному здоровью. Даже если достичь совершенства в психосоциальном плане невозможно, то необходимо, как минимум, приложить к этому усилия.

Мы настолько незрелы с психо-социальной точки зрения, настолько далеки от завершения развития, что аутотренинг по идее должен быть обязательным упражнением. Началь­ники и секретарши, люди свободной профессии и рабочие - все они вправе ожидать от аутотренинга, что он окажет помощь им самим и людям, которые их окружают.

ИОГАНН ГЕНРИХ ШУЛЬЦ

Создателем аутотренинга был профессор Шульц. Он умер 27 сентября 1970 года в возрасте 86 лет, прожив долгую творческую жизнь. Его отец был профессором теологии в Геттингенском университете. Шульц часто говорил, что его отец занимался врачеванием души, а он — врачеванием тела посредством души. Здесь далеко не случайно просле­живается современная тенденция отхода человека, лишив­шегося корней и не имеющего твердых привязанностей, от духовного пастыря к психотерапевту.

Как пишет Шульц в своей книге „Жизненные заметки врача-невропатолога”, в юности приятели часто дразнили его за слабость. Такая же судьба была у Фрейда, Канта и Гете. Однако они продемонстрировали всей своей жизнью, что благодаря неустанной работе над собой можно дожить до глубокой старости, несмотря на слабое здоровье.

После учебы в Лозанне, Геттингене и Бреслау (Ныне Вроцлав (Польша)) Шульц перед первой мировой войной некоторое время работал во франкфуртском институте Пауля Эрлиха. Проводя демон­страционный курс применения гипноза в психотерапии, он однажды положил монету на руку очень внушаемому де­вятнадцатилетнему ремесленнику и внушил ему, что она раскалена и вызовет у него безболезненный ожог. Когда он убрал монету, на руке не было ни покраснения, ни вол­дыря. Но спустя две недели этот ремесленник пришел снова и рассказал, что каждое утро обнаруживает у себя на руке волдырь, который исчезает в течение нескольких последу­ющих часов. Шульц сразу же сообразил, что забыл снять внушение после сеанса. Он исправил свою ошибку, и вол­дыри после этого прошли.

Впоследствии Шульц стал невропатологом. Во время войны он написал свой первый крупный труд „Лечение душевнобольных”, за который впоследствии получил зва­ние профессора Йенского университета.

Затем он некоторое время был главным врачом извест­ного санатория „Белый олень” под Дрезденом, а в 1924 году переехал в Берлин, где работал невропатологом. О его творческом потенциале свидетельствуют более 400 публи­каций и несколько книг.

Самым важным трудом Шульца было создание методики аутотренинга, с тех пор неразрывно связанная с его именем.

ОБ ИСТОКАХ АУТОТРЕНИНГА

До 1910 года Шульц работал в Бреслау в пользовавшейся большой популярностью клинике гипноза. Здесь зародился его интерес к той области науки, которая известна сего­дня под названием психосоматической медицины. Уже в появившейся в 1920 году работе „Образование слоев в гипнотической духовной жизни” просматривается основная концепция аутотренинга. Участвовавшие в его эксперимен­тах лица „с абсолютной регулярностью" переживали в со­стоянии гипноза два состояния: „характерную тяжесть", особенно в конечностях и характерную „теплоту”.

В основе гипноза находится „центральное переключение” которое может быть приведено в действие как психическим, так и физическим путем. Уже в те времена было ясно, что действие гипноза состоит в стимулировании пациента к гип­нотическому самопереключению. При этом необходимо было следить, чтобы он окончательно не уснул.

Переключение, как и при аутотренинге, начинается с ощущения тяжести и тепла. Шульц говорит об „органи­ческом физико-психическом переключении”, которое насту­пает, например, при приеме так называемых „успокаива­ющих ванн”.

Самое главное, по мнению Шульца, — подготовить па­циента к способности производить переключение самосто­ятельно. Что это возможно, он знал из работ исследователя мозга Оскара Фогта. Тот рассказал как-то об одном испы­туемом, который „путем полного переключения сам пере­водил себя в гипнотическое состояние". Теперь пациентам предстояло в расслабленном состоянии вызывать у самих себя ощущение тяжести и тепла. Фогт, рекомендовавший делать профилактические успокоительные паузы, стал не­посредственным предшественником аутотренинга.

В последующие годы Шульц, пользуясь поддержкой своих учеников и приверженцев, настолько развил систе­му аутотренинга, что в 1932 году рискнул выставить на суд общественности большую монографию “Аутогенная тренировка, концентрированная саморелаксация”. За этим первым изданием последовали многочисленные другие, а также переводы на другие языки.

Уже в предисловии к седьмому изданию 1951 года Шульц говорил о том, что многие дилетанты по сообра­жениям моды широко пользуются аутогенной тренировкой, чтобы приводить в состояние релаксации себя и других. Как бы то ни было, это свидетельствует, насколько не­обходимы были уже в то время упражнения на расслабле­ние. Сегодня они более необходимы, чем когда-либо. Сей­час снова заговорили о моде, выпуская при этом из виду, насколько велика потребность, инстинктивный поиск сред­ства, помогающего против напряженной повседневной жизни. В конце концов даже модное течение лишь тогда будет пользоваться успехом, когда в нем есть потребность. А потребность в аутотренинге велика. Он нашел привер­женцев повсюду в мире.

КОГДА ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЯ?

Шульц постоянно указывает на то, что „только точный систематический и методический подход обеспечит успех метода в рамках его возможностей”. Другими словами: начинающий должен как можно строже придерживаться инструкций руководителя курса. Разумеется, отход от инструкций может быть оправдан в каком-то конкретном случае, но для большинства обучающихся лучше подхо­дить к обучению систематически.

Выбрать наиболее благоприятное для себя время каж­дый может сам. Чаще всего последнее упражнение совпа­дает со временем отхода ко сну. Это имеет множество пре­имуществ, о которых будет сказано ниже. Вечерняя тре­нировка абсолютно необходима.

Начало нового дня с аутотренинга также уже многие считают своего рода гигиенической процедурой для души. Тот, кто уверяет, что не в состоянии найти пяти минут для него, обманывает сам себя. Это самая лживая отговорка, которую только можно отыскать. Возможно, она являет­ся признаком перенапряженности. Именно утром легче всего доказать себе, что ложные представления не имеют над вами власти. Упражняться утром означает учиться побеждать.

Многие участники курсов рассказывают, что, делая упраж­нения утром, они опять засыпают. Им рекомендуется по­вторять про себя в процессе занятий следующую формулу:

Во время тренировки я совершенно свободен и свеж.

Эту же формулу следует повторять, когда упражнения выполняются днем на рабочем месте или где-либо еще, где засыпать нежелательно. Тренировка после обеда, если она проведена правильно, может заменить чашку кофе, так как вы почувствуете себя снова бодрым. Таким же путем можно целенаправленно преодолевать усталость, наступающую после еды.

Если нет отдельного помещения и приходится трениро­ваться в присутствии коллег, то это иногда непросто сде­лать. В таких случаях ко мне неоднократно обращались за советами. Однажды мы условились, что участник курса скажет перед упражнениями всем присутствующим в ком­нате: „Послушайте, мой врач порекомендовал мне каждый раз во время обеда заниматься аутогенной тренировкой, что­бы избавиться от болезни (например, от варикозного рас­ширения вен). Можете негромко говорить между собой, но не обращайтесь ко мне в течение ближайших пяти минут”.

В другой раз один из участников курса сказал сидевшей в помещении коллеге, курившей сигарету: „Аутотренинг для меня то же самое, что для вас сигарета. Вы курите десять раз за утро, а я тренируюсь только один раз. Так оставьте меня хотя бы на это время в покое, чтобы я мог полностью сосредоточиться на тренировке”.

Разумеется, можно найти и другие объяснения, но в обоих этих случаях важно было поддержать слабо развитое ощущение себя как личности.

Чем регулярнее проводятся занятия, тем легче достигается их эффективность.

ДЕСЯТЬ МИНУТ ЕЖЕДНЕВНО

В начале любого курса на первое упражнение отводите примерно две минуты. К окончанию курса можно посвящать каждому из них уже по пять минут. Если к упражнениям добавляются еще формулы цели, то оно может длиться до десяти минут. Но эти десять минут - ваш вклад в здоровую жизнь!

При освоении аутотренинга надо, как правило, делать упражнения три раза в день. Если вы довольны результата­ми, то можно автоматически переходить к поддерживающе­му режиму. Однако тренироваться надо хотя бы раз в день.

Если есть возможность, то заниматься лучше в слегка затемненном и не слишком теплом помещении. Окна лучше закрыть, чтобы не мешал ни шум, ни порывы ветра.

На полный желудок тренироваться не рекомендуется. Данное правило относится и к аутотренингу. Даже если незадолго до него вы выпили кофе, это, как правило, мешает сконцентрироваться. А от умения сосредоточиться зависит весь успех.

В подобных случаях иногда помогает, если представить себе, что вы только что вернулись с длительной прогулки и чувствуете приятную усталость. Такое представление об­легчит выполнение упражнений. Еще лучше, если вы дей­ствительно совершите прогулку.

Есть много индивидуальных причин, мешающих скон­центрировать мысли. Некоторые участники курсов утвер­ждают, что вечером им труднее сосредоточиться на трени­ровке, если они выпьют вина, у других такие же трудно­сти возникают после чашки чая, сыра или других продук­тов. Лица, употребляющие наркотики, рассказывают, что гашиш мешает собраться с мыслями, а вот стакан пива, наоборот, облегчает выполнение упражнений.

Не каждый день удается тренироваться с одинаковым успехом. И все же можно сказать, что чем опытнее ученик, тем меньше на него оказывают влияние негативные фак­торы. Совсем как в арабской пословице: собаки лают, а караван идет.

ПОЗА ИЗВОЗЧИКА

Разумеется, упражнения на расслабление необходимо про­водить в соответствующей позе. На курсах мы порой уп­ражняемся в так называемой позе извозчика. Для ее при­нятия надо в сидячем положении выпрямиться, расправить позвоночник и свободно осесть всем телом. При этом нельзя допускать сдавливания живота и нагибаться слиш­ком далеко вперед. Голова свободно свисает на грудь.

Руки без напряжения лежат на коленях. Они не долж­ны соприкасаться, потому что это чаще всего мешает со­средоточиться и отвлекает. Локти слегка согнуты, ноги немного раздвинуты. Голень составляет с бедром угол около 90 градусов, то есть ноги стоят на полу вертикально.

Глаза закрыты. Среди многих тысяч участников курсов я встретил пока только одного, который предпочитал тренироваться с открытыми глазами. Язык свободный и тяжелый, нижняя челюсть свободно отвисает, но рот закрыт.

Эту так называемую позу извозчика или активную посадку можно принять где угодно, даже в туалете, как это порой делают школьники, желающие успокоиться перед контрольной работой или произнести необходимую формулу цели

При пассивной посадке надо наоборот откинуться на спинку сиденья. Дома это лучше всего проделывать на удобном стуле со спинкой или в кресле. Если есть возможность, то можно откинуть назад голову и положить ее на спинку кресла. Руки свободно лежат на подлокотниках. Если такой возможности нет, то лучше принять позу извозчика. Нельзя класть ногу на ногу, это отвлекает.

Многим больше всего нравится упражняться лежа. Самая распространенная поза при этом - лечь удобно на спину и подложить что-нибудь под голову, чтобы она была слегка приподнята. Локти здесь также слегка согнуты, а ладони лежат на уровне бедер. Если кто-то испытывает в этой позе тянущие боли или неудобство в области грудной клетки, можно положить подушку под плечи. Ступни НОГ в расслабленном состоянии должны быть немного разведены. Если они направлены вертикально вверх, это свидетельствует о скрытом напряжении.

Люди, страдающие лордозом, могут подложить себе два свернутых одеяла под колени. Не всем удается делать упражнения, лежа на спине.

Почти на каждом занятии возникает вопрос, можно ли тренироваться в той позе, в которой человек обычно засыпает. Люди с искривлениями позвоночника и с сердечными заболе­ваниями часто спят лежа на правом боку. Разумеется, можно тренироваться и в этом положении. Некоторые даже успеш­но практикуют аутотренинг, лежа на животе, если это их обычная поза засыпания. Однако обычно труднее добиться результата, если все время тренироваться в разных поло­жениях. Особенно новичкам следует во время тренировки постоянно принимать одно и то же положение, в этом слу­чае успех приходит быстрее. Приверженцы йоги, разуме­ется, тренируются в своей вертикальной сидячей позе, ко­торая имеет к тому же и некоторые другие преимущества и может считаться лучшей позой для опытных учеников.

Менее опытные должны сесть на передний край стула, выпрямиться и затем опуститься в свободной позе. Обе ступни находятся на полу. К позе необходимо привыкнуть. В соответствии с древнекитайским учением в этом случае жизненная энергия (ки, хи, прана и т.п.) протекает бес­препятственно. Кроме всего прочего, в такой позе труднее заснуть во время тренировки.

СОСТОЯНИЕ РЕЛАКСАЦИИ

От умения расслабляться в течение дня зависит наше само­чувствие. Человек, чье тело находится в физическом на­пряжении, закрепощен и душевно, и его взаимоотношения с внешним миром зачастую тоже натянутые.

В жизни человека всегда присутствовала напряженность, без этого не обойтись. Но теперь нам, по-видимому, стано­вится труднее расслабляться, чем в прежние времена, когда дни проходили в полном спокойствии. Похоже также, что мы сегодня труднее, чем раньше, переносим напряженность.

Жизнь без нее невозможна. Поэтому человек мечтает расслабиться. Как бы это состояние ни называлось - будь то рай, небеса или блаженство, — он готов сократить путь к нему либо путем применения одурманивающих средств, либо даже причиняя вред другим людям.

Человек по-разному реагирует на состояние напряженности. Однако любая болезнь ведет к ее увеличению, что может выражаться физически, психически или в социальной сфере. Нам всем знакомы нервные люди, которые постоянно раздражены и которым все действует на нервы. Они находятся в состоянии постоянного перенапряжения.

Очень многие носят „маску”, то есть закрепощены духовно. Порой это проявляется у них и в напряжении мышц. Американец немецкого происхождения Вильгельм Райх предполагал, что любая „маска" ведет к закрепощению определенной группы мышц, к созданию самого настоящего „мускульного панциря”. Такую напряженность можно снять специальным массажем и особыми упражнениями на расслабление. Они оказывают влияние и на саму „маску”. Эта уже давно известная взаимосвязь между душой и телом была сведена американцем Джулиусом Фастом к короткой фор­муле: „Наше тело - это послание”. По нему можно прочи­тать все, что происходит внутри человека.

Хотя умение расслабляться относится к совершенно ес­тественным процессам, часто этого не удается достичь. Современный человек, если воспользоваться знакомым образом из сферы спорта, постоянно находится в состоя­нии разбега, но так и не может прыгнуть. Уже тридцать лет назад журналист и медик Д. Д. Рэтклифф предполагал, что перенапряжение убило больше людей, чем любая дру­гая опасность, угрожающая нашей жизни. Можно сказать, что нас убивает или сокращает жизнь отсутствие разрядки.

Двигательные упражнения - неторопливая прогулка, танцы, гимнастика - приводят организм к расслаблению естественным путем. Делая паузы в работе или меняя род занятий, можно также добиться расслабления (например, переключаясь от работы к хобби). Методика сознательной релаксации в аутотренинге как будто специально создана для современного человека, постоянно страдающего от нехватки времени. Надо научиться применять ее в соб­ственных интересах и постоянно упражняться. Умение расслабиться - это уже достижение, так как упражнения предполагают наличие характера и выдержки. Кроме того, оно способствует освобождению личности.

Обращаясь к своему организму, ученик узнает, что у него не просто есть тело, но что он сам является телом, как гласит одна из формулировок. Обучающийся должен, по словам Шульца, „пассивно окунаться в переживания соб­ственного тела”. В мыслях надо перенести себя в орган, на который мы хотим оказать воздействие. Это не имеет ничего общего с нашим желанием, так как воля здесь толь­ко мешает. Самовнушение должно происходить без учас­тия воли. При нарушении этого важного принципа мож­но вызвать парадоксальную реакцию. Давайте вспомним о том, как мы засыпаем. Тот, кто непременно хочет уснуть, призвать к себе сон, как правило, затрудняет процесс за­сыпания или даже делает его совершенно невозможным.

Некоторым слушателям трудно бывает отличить концен­трацию, внутреннюю собранность в ходе тренировки от воли, связанной с активным напряжением. Абсолютная направленность на содержание упражнений означает пол­ную отрешенность от своих желаний и стремлений. Толь­ко это обеспечивает успех. Невропатолог Г.Р.Хайер сфор­мулировал один из самых часто употребляемых тезисов аутотренинга: „Тот, кто научится забывать о себе в ауто­тренинге, обретет самого себя". Другими словами: надо освободиться от себя, чтобы отыскать свое глубинное ядро. Для закрепощенного тела это равносильно освобождению.

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО „СНИМАТЬ” САМОВНУШЕНИЕ?







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.