Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СМЕРТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ





То, что из-за ложных представлений, самовнушения люди порой болеют, еще можно понять. Но разве кто-то думает при этом о смерти? Но именно так обстоит дело с понятием табу. О нём писал Альберт Швейцер. В Западной Африке, да и в других частях света на новорожденных младенцев по­рой налагается табу. Так, например, им запрещается в течение всей жизни есть бананы. Если человек нарушит табу, он должен умереть. Его убивает представление, что он сделал нечто, противоречащее правилам племени.

Когда я был в Ламбарене, Швейцер рассказывал мне об одном таком примере. С одним африканцем произошел не­счастный случай, и он был без сознания. Когда он спустя некоторое время пришел в себя, но не мог еще ясно мыс­лить, его накормили банановой кашей. Реакции пришлось ожидать недолго. Едва он узнал, что нарушил табу, хотя и не по своей вине, тут же слег и начал готовиться к смер­ти. С большим трудом удалось сохранить ему жизнь.

За два года моего пребывания в Либерии я стал свиде­телем лишь одного подобного случая. Речь шла о женщи­не, нарушившей табу. С помощью медикаментов, которые ей давались как „противоядие", и сеанса гипноза ее уда­лось без труда избавить от смертельного внушения. Венгерский писатель И. Рат-Вег описывает в своей книге Пестрые истории", вышедшей в 1964 году в Будапеште, историю придворного шута Гонеллы, который напугал своего князя и за это предстал перед судом. Его приговорили к смерти и положили с завязанными глазами на эшафот. Палач по приказу князя должен был не обезглавить шута, а всего лишь вылить ему на голову таз холодной воды. Как только струя воды коснулась его, он умер от страха.

О похожем случае, хотя и происшедшем в другом мес­те, сообщает венгерский врач Иштван Харди. Одного ра­бочего по ошибке заперли в рефрижераторе. Рабочий ре­шил, что холодильник включен. На следующее утро его нашли мертвым со всеми признаками обморожения. При расследовании несчастного случая однако выяснилось, что холодильный агрегат был отключен. Человек просто вну­шил себе, что замерзнет. Так и произошло.

Психиатр Э. Визенхюттер сообщает о следующем случае. Один электромонтер проводил ремонтные работы на высо­ковольтной линии. При этом он случайно коснулся про­вода, который, по его мнению, был под напряжением. Монтер скончался на месте. При анализе происшествия выяснилось, что напряжение было отключено.

Не имеет значения, скончались ли эти три человека (а таких случаев было намного больше) от самовнушения или от страха. Во всяком случае, их смерть имела психоген­ный характер. Их убила вера в нечто, не соответствующее действительности, их ложные представления.

НОВЫЕ ЗНАНИЯ, НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Если ложные представления могут даже убить человека, если отрицательные мысли могут ускорить смерть, то, видимо, можно и замедлить ее благодаря положительным представлениям. Что это действительно так, может под­твердить любой внимательный и опытный врач. Люди не всегда достаточно внимательны. Все, что противоречит нашим взглядам, не замечается. Точно так же было и со священником, который отказывался заглянуть в подзор­ную трубу Галилея; утверждая, что это, возможно, лишит его веры.

В книге К. Гамбургера, вышедшей в 1928 году в Йене под названием „Самоизлечение безнадежных больных”, описываются многочисленные случаи неожиданных исце­лений, которые привлекли внимание дилетантов, но не смогли развеять скепсис специалистов.

Швейцарский психиатр Шарль Бодуэн рассказывает о следующей поучительной истории. Один отоларинголог отвел женщине, болевшей раком гортани, не более трех месяцев жизни. Однако в ходе обследования через некоторое время он с удивлением обнаружил, что опухоль стала значительно меньше. Пациентка призналась, что использует психологи­ческие методы лечения. Врач проявил достаточно здравого смысла, чтобы укрепить ее в этом намерении. После улуч­шения, продолжавшегося несколько месяцев, внезапно на­ступило ухудшение. Пациентка переехала в другой пансион, и новые знакомые высмеяли ее методы лечения, отчего она пришла в растерянность. По совету врача она сменила пан­сион и впредь никому больше не рассказывала о своей болезни. И вновь наступило улучшение, продолжавшееся некоторое время.

Мы знаем, что сила представлений, подкрепленная аутотренингом, является самым эффективным оружием в борьбе против наших мелких и серьезных недомоганий, которое только можно себе представить. В сочетании с твердой верой сила формул внушения и представлений может поистине свернуть горы.

Надежда, вера, доверие, жизненные цели - вот факторы выздоровления.

 

Напротив, безысходность и жизнь, лишенная смысла и цели - это факторы болезни. В справедливости такой мысли убеждает наш повседневный опыт. Это же подтверждают и жертвы кораблекрушений. Даже опыты на животных де­монстрируют, что надежда удлиняет жизнь. Так, например, крыс помещали в наполненный водой бассейн, где они в течение определенного времени погибали. В повторном опыте крыс незадолго до наступления полного истощения спасали. Если их вновь помещали в бассейн с другими кры­сами, у которых не было такого опыта, то они погибали значительно позднее, чем другие.

Подобные позитивные факторы играют большую роль и в наших тренировках, хотя и в несколько иной форме. Позитивный опыт и надежда положительно сказываются на поддержании жизненных сил и на состоянии здоровья.

Новое знание всегда означает новую надежду. Очень многие люди внутренне страдают от самих себя или от окружающих. Им необходимо приложить все усилия, что­бы добиться уравновешенности. В рамках своей компетен­ции им должны оказывать поддержку также государство, больничные кассы, страховые компании.

Аутотренинг в данном случае также является действен­ным методом практической помощи. Он имеет свои преиму­щества для всех тех, кто стремится к психологическому и социальному здоровью. Даже если достичь совершенства в психосоциальном плане невозможно, то необходимо, как минимум, приложить к этому усилия.

Мы настолько незрелы с психо-социальной точки зрения, настолько далеки от завершения развития, что аутотренинг по идее должен быть обязательным упражнением. Началь­ники и секретарши, люди свободной профессии и рабочие - все они вправе ожидать от аутотренинга, что он окажет помощь им самим и людям, которые их окружают.

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ АУТОТРЕНИНГА

ИОГАНН ГЕНРИХ ШУЛЬЦ

Создателем аутотренинга был профессор Шульц. Он умер 27 сентября 1970 года в возрасте 86 лет, прожив долгую творческую жизнь. Его отец был профессором теологии в Геттингенском университете. Шульц часто говорил, что его отец занимался врачеванием души, а он — врачеванием тела посредством души. Здесь далеко не случайно просле­живается современная тенденция отхода человека, лишив­шегося корней и не имеющего твердых привязанностей, от духовного пастыря к психотерапевту.

Как пишет Шульц в своей книге „Жизненные заметки врача-невропатолога”, в юности приятели часто дразнили его за слабость. Такая же судьба была у Фрейда, Канта и Гете. Однако они продемонстрировали всей своей жизнью, что благодаря неустанной работе над собой можно дожить до глубокой старости, несмотря на слабое здоровье.

После учебы в Лозанне, Геттингене и Бреслау (Ныне Вроцлав (Польша)) Шульц перед первой мировой войной некоторое время работал во франкфуртском институте Пауля Эрлиха. Проводя демон­страционный курс применения гипноза в психотерапии, он однажды положил монету на руку очень внушаемому де­вятнадцатилетнему ремесленнику и внушил ему, что она раскалена и вызовет у него безболезненный ожог. Когда он убрал монету, на руке не было ни покраснения, ни вол­дыря. Но спустя две недели этот ремесленник пришел снова и рассказал, что каждое утро обнаруживает у себя на руке волдырь, который исчезает в течение нескольких последу­ющих часов. Шульц сразу же сообразил, что забыл снять внушение после сеанса. Он исправил свою ошибку, и вол­дыри после этого прошли.

Впоследствии Шульц стал невропатологом. Во время войны он написал свой первый крупный труд „Лечение душевнобольных”, за который впоследствии получил зва­ние профессора Йенского университета.

Затем он некоторое время был главным врачом извест­ного санатория „Белый олень” под Дрезденом, а в 1924 году переехал в Берлин, где работал невропатологом. О его творческом потенциале свидетельствуют более 400 публи­каций и несколько книг.

Самым важным трудом Шульца было создание методики аутотренинга, с тех пор неразрывно связанная с его именем.

ОБ ИСТОКАХ АУТОТРЕНИНГА

До 1910 года Шульц работал в Бреслау в пользовавшейся большой популярностью клинике гипноза. Здесь зародился его интерес к той области науки, которая известна сего­дня под названием психосоматической медицины. Уже в появившейся в 1920 году работе „Образование слоев в гипнотической духовной жизни” просматривается основная концепция аутотренинга. Участвовавшие в его эксперимен­тах лица „с абсолютной регулярностью" переживали в со­стоянии гипноза два состояния: „характерную тяжесть", особенно в конечностях и характерную „теплоту”.

В основе гипноза находится „центральное переключение” которое может быть приведено в действие как психическим, так и физическим путем. Уже в те времена было ясно, что действие гипноза состоит в стимулировании пациента к гип­нотическому самопереключению. При этом необходимо было следить, чтобы он окончательно не уснул.

Переключение, как и при аутотренинге, начинается с ощущения тяжести и тепла. Шульц говорит об „органи­ческом физико-психическом переключении”, которое насту­пает, например, при приеме так называемых „успокаива­ющих ванн”.

Самое главное, по мнению Шульца, — подготовить па­циента к способности производить переключение самосто­ятельно. Что это возможно, он знал из работ исследователя мозга Оскара Фогта. Тот рассказал как-то об одном испы­туемом, который „путем полного переключения сам пере­водил себя в гипнотическое состояние". Теперь пациентам предстояло в расслабленном состоянии вызывать у самих себя ощущение тяжести и тепла. Фогт, рекомендовавший делать профилактические успокоительные паузы, стал не­посредственным предшественником аутотренинга.

В последующие годы Шульц, пользуясь поддержкой своих учеников и приверженцев, настолько развил систе­му аутотренинга, что в 1932 году рискнул выставить на суд общественности большую монографию “Аутогенная тренировка, концентрированная саморелаксация”. За этим первым изданием последовали многочисленные другие, а также переводы на другие языки.

Уже в предисловии к седьмому изданию 1951 года Шульц говорил о том, что многие дилетанты по сообра­жениям моды широко пользуются аутогенной тренировкой, чтобы приводить в состояние релаксации себя и других. Как бы то ни было, это свидетельствует, насколько не­обходимы были уже в то время упражнения на расслабле­ние. Сегодня они более необходимы, чем когда-либо. Сей­час снова заговорили о моде, выпуская при этом из виду, насколько велика потребность, инстинктивный поиск сред­ства, помогающего против напряженной повседневной жизни. В конце концов даже модное течение лишь тогда будет пользоваться успехом, когда в нем есть потребность. А потребность в аутотренинге велика. Он нашел привер­женцев повсюду в мире.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.