|
ОСЕДЛАЯ И ПОЛУКОЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII ВЕКАХ
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ХОЗЯЙСТВО. БЫТ
Полукочевая культура Разведение и выращивание скота было древнейшим видом хозяйства человека. 1 Период выращивания массового поголовья скота относится к эпохе бронзы. В эпоху железа скотоводство постепенно становилось кочевым сезонным, что привело к появлению кочевого и полукочевого скотоводства. Разведение скота всегда зависело от погодных условий А казахские земли издревле имели благоприятные условия для полукочевого скотоводства. Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям шли вдоль них, со временем разрастались в города. В начале средних веков на территории Казахстана стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевниками.
Развитие городской культуры Еще в VI-IX вв. на юге Казахстана и в юго-западных районах Жетысу была развита городская культура. Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок. Население зимовок и кентовь преимущественно занималось земледелием. Китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале VII в. в южном Казахстане города Испиджаб. - Этот город в VII в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалык и Койлык. Материальная культура городских и степных жителей Города были обнесены глинобитными стенами. Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре (цитадели) жили представители знати, богатые купцы. - Их дома строились на возвышенной * местности и огораживались стенами * Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы окружала вторую. -Здесь жили земледельцы, бедняки. Города имели округлую планировку. В жилищах имелись очаги (печи) для их обогрева и котлы для приготовления пищи. Население зимовок и кентов преимущественно занималось земледелием, дополнительно - выращиванием скота и ремеслами. Близ постоянных стоянок находились кладбища их жителей. Найденные посуда, орудия труда, оружие, различные предметы быта и украшения являются показателями, характеризующими материальную культуру людей того времени.
Материальная культура полукочевников Материальная культура полукочевых тюркских племен отражала потребности их главного занятия - скотоводства. Хозяйственная необходимость заставила тюрков улучшать и совершенствовать разборную юрту. Сведения о юртах встречаются в древних китайских и арабских письменных источниках. Второй разновидностью жилищ сезонных полукочевых скотоводов являлись их жилища на зимовках. — Они строились из камня, дерева, камыша или сырого глиняного кирпича. Большинство зимовок находились на берегах рек Или, Чу, Сырдарья, Иртыш, в местах богатых зарослями камыша, в лесах и тугаях, на солнечных склонах гор. О богатстве материальной культуры свидетельствуют предметы и вещи обихода. Особое внимание ремесленники уделяли изготовлению кисе (кожаных ремней) - на него навешивались точильные бруски, ножи, фитиль и др. Тюрки все виды необходимой одежды и головных уборов шили сами и удовлетворяли свои потребности.
Гончарное дело Было более развито в городах. Горожане вели оседлый образ жизни, у них было больше условий для гончарного дела. Горожане имели мастерские для выпуска гончарных изделий.
Металлообработка Жители городов и поселений умели плавить металл, удовлетворять свои потребности в железных изделиях. Тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века. В городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. Семиречье в VIII-IX ев. являлось одним из центров производства изделий из серебра. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. Торговля и денежное обращение Торговля велась в основном по трем направлениям: 1. Международная торговля. - В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. - Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. - Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан. В торговом обороте использовали деньги. 2. Торговля внутри самих городов. 3. Торговые связи горожан и степного населения. В торговом обороте использовались и деньги, например, тюргеши в Таразе выпускали монеты. В присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Канга Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах.
АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI - IX вв.) Архитектура Это слово по-латыни означает «строительное искусство». Такие виды искусства, как живопись, скульптура, прикладное искусство ограниченно развиваются вместе с архитектурой. Эти виды искусства применяются для красочной отделки и украшения архитектурных сооружений. В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII вв. и незаконченного до конца. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Местные жители назвали памятник Акыртас (каменная кормушка). Исследовавший памятник Акыртас, академик К.Н.Байпаков считает, что это сооружение относится к эпохе Карлукского каганата, примерно в 766-893 гг. Как повествует легенда, влюбленный в прекрасную девушку джигит по имени Алан-Хазар в знак взаимной любви решил возвести из камня это величественное сооружение. Чтобы облагородить скудную растениями землю вокруг сооружения, он прорыл канал от реки Талас. Сооружения Билеули находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией. Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. - По-персидски такое сооружение называется «сардоба» (надстройка над колодцем). Известны две сардобы: 1. однокупольная Мырзарабат. 2. многокупольная Якка. Сардоба Якка была построена близ постоянных стоянок скотоводов. - Это сооружение предназначалось для хозяйственных нужд. Обе сардобы спроектированы наподобие юрты. Они находятся вдоль древнего Мырзашольского караванного пути.
Религиозное зодчество Одним из направлений развивавшегося архитектурного искусства и строительства в Казахстане в VI-IX вв. были сооружения, связанные с религиозными верованиями. Памятники в стиле дын - это примеры зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Памятники «дын» преимущественно возводились в VIII в. в период Кимакского и Карлукского каганатов. Памятники «дын» в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Дыны сооружали на месте захоронения людей. На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов (конец VII и начало VIII вв.) Руины храмов других религиозных верований (манихейства, несторианского христианства) были найдены в Таразе. - Наличие таких религиозных сооружений объясняется пролеганием через Казахстан Великого Шелкового пути. Исламские мечети стали строиться со 2-ой половины IX в. Мечеть на кургане Баба-Ата находится близ села в Сузакском районе Южно- Казахстанской области: - Здание пятикупольное. - Как по своему проекту, так и по отделке, оно отличается от других архитектурных сооружений религиозного назначения. Можно заключить, что на юге Казахстана и в Жетысу развитие религиозных верований привело к формированию своего характерного стиля строительства исламских религиозных сооружений. Изобразительное искусство Развитие этого вида искусства находится з прямой зависимости от развития архитектуры и строительства. Изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура. - Люди начали разукрашивать изображениями и различными знаками еще в эпоху бронзы. С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на строительные материалы дворцового комплекса города Костобе. Самым распространенным видом архитектурного украшения являлась художественная отделка. Стены помещений украшались различными орнаментами в виде растений или геометрических фигур. При раскопках города Куйрыктобе близ Отрара были обнаружены резные орнаменты по дереву. Другое направление изобразительного искусства на территории Казахстана - это наскальные изображения (петроглифы). наскальные изображения делятся на 2 группы: 1 Сцены с изображениями всадников, облавных охот на зверей, перекочевок и поединков; 2 Изображения диких зверей. - Изображение образов воинов-всадников со знаменами отражает военнополитический характер тюркских каганатов. Скульптура В Казахстане искусство скульптуры широко развивалось в тюркскую эпоху. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал». В Орхонской письменности - «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» («каменная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»). «Балбалы»: - Каменные изваяния имеют важное историко-познавательное значение. - Каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников. Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг-тегин об установлении скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - кагану я возвел балбык». Развитие скульптурного искусства у тюрков передает их мировозрение и внутреннее мировосприятие. Можно сделать вывод, что скульптуры каменных изваяний в Казахстане появились гораздо раньше, чем во многих европейских странах. Прикладное искусство Городские и степные мастера- ремесленники в своих изделиях широко использовали прикладное искусство. Особенно были распространены такие виды искусства как терракота, художественная керамика и мелкая пластика. Терракота - производство керамики из обожженной цветной глины. Терракота представлена образами людей с характерными типами лиц, причесок и одежды. Большинство из них принадлежали тюркам и согдийцам. Художественной керамикой украшались обычно стены. Мелкая пластика, терракота приклеивались в качестве украшений в разных местах архитектурных сооружений. На крышках оссуариев ручки делались в виде человеческих голов. Оссуарий - это сосуд из глины или камня, в котором хранятся кости умерших. Изображения ремней и поясов часто встречаются на каменных изваяниях тюрков. Образцы растениевидных орнаментов тюрки переняли у согдийцев. Таким образом, тюрки в своем искусстве широко использовали достижения оседлой культуры Средней Азии. А на согдийцев также оказала влияние культура тюрков.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ
Письменная культура древних тюрков Тюркские племена, населявшие территории Южной Сибири, Алтая-Саяна и Казахстана говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Древнетюркский алфавит произошел на основе родоплеменных тамг (знаков). Древняя руническая (тайная, смысловая) письменность являлась письменностью тюрков. Образцы письменности на тюркском языке, которые были обнаружены при раскопках курганов сакских племен в областях Павлодарской и Алматинской стали основанием для новых гипотез о времени возникновения тюркской письменности. - Эти письмена отодвинули время появления тюркской письменности на 1000 лет. - Они доказывают, что сакские племена были тюркоязычными. - Саки не только имели свою письменность, но и не были индо-ираноязычными, как утверждалось некоторыми учеными ранее. Древняя тюркская письменность появилась на территории Казахстана в середине 1- го тысячелетия до нашей эры. Тюркскую письменность в раннем средневековье использовали в качестве средства общения между собой. Во время установления дипломатических отношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюркские посланники доставили послание, написанное скифским письмом. - «Скифские письмена» - это и есть древнетюркская письменность. Древнятюркские памятники письменности VII-VIII вв. были найдены и исследованы в долинах рек Орхон, Енисей и Селенга. - В исторической науке эти памятники называют «Орхоно-Енисейскими письменными памятниками». В письменном памятнике «Культегин» возвеличиваются героические подвиги Культегина, Елтериса, Капагана, Бильге каганов. Письмо «Культегин» призывает тюркский народ к единству, к борьбе против иноземных вторжений, к соблюдению традиций предков, к миролюбию. В письменах «Тоньюкока» поэтическим языком отражена политическая, общественная и социальная жизнь Восточнотюркского каганата. На берегах рек Талас, Или, Сырдарья, Иртыш найдено много памятников древнетюркской письменности. В «Таласской письменности» сказано «Честные друзья тридцати уланов. В год обезьяны ему было двадцать лет». Сообщается о павших друзьях за родную землю, так и о возрасте воина и времени года. Древнетюркская письменность в VIII- IX веках становится достоянием всего народа. Распространение исламской религии и использование арабской письменности сузили сферу применения тюркского письма среди народа. Наряду с тюркской письменностью, широкое употребление в стране нашла к согдийская. Согдийская письменность играла значительную роль во дворце кагана. Ею пользовались каждодневно советники, послы, счетные работники кагана. Постепенно тюркская письменность вышла из употребления. Развитие литературного языка и письменной литературы На древнетюркском языке найдено более 200 устных литературных памятников. Еще задолго до появления письменносп был развит устный литературный язык. С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменная литература. Памятники тюркской письменно! литературы - письмена «Культегин» и «Тоньюкок» - исторические дастань (поэмы). К литературе VIII-IX веков относятся «Книга моего деда Коркыт-ата» и поэма «Огузнаме»: Эти произведения в VIII веке широкс распространялись среди народа. В IX-XI вв. их стали записывать в письменной форме. «Книга моего деда Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Мавзолей Коркыта находится Кармакчинском районе Кызылординской области. Мать Коркыт ата была из кыпчакского племени, а отец Каракожа - выходец из огузского рода хамы. «Книга моего деда Коркыт-ата» содержит слова-назидания, обращенные к молодежи, воспитательного, морально-нравственного характера. Поэма «Огузнаме» появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры: В VI веке «Огузнаме» была переведена на персидский, а в IX веке - на арабский язык. «Огузнаме» записал в XIII веке персидский историк Рашид ад-Дин. В XVII веке записал Абулгазы хан. Основная идея произведения - призыв к народному единству и героизму во имя защиты родины от завоевателей. По содержанию эпическое произведение, по стилю - устное творчество.
Религиозные верования тюрков Тюрки верили в загробный мир. * Тюрки поклонялись огню: — Перед приемом у тюркского кагана византийский посол совершил обряд очищения, пройдя между кострами. Поклонялись и силам природы: — Если человек умер зимой, то пепел хранили до весны, пока не зазеленяют травы, тогда рыли могилу и хоронили пепел; — Это доказывает, что тюрки также поклонялись и четырем временам года; Если человек умер летом, после сжиганияпепел собирали и хранили до осени, когда начинают желтеть травы, и только тогда передавали земле. Древние тюрки главными божествами почитали Небо (Тенгри) и Землю-Воду (Йер-Суб). Основным было божество Тенгри (небо): — Сообщается в памятнике «Культегин». Тюрки веровали в богиню Умай ана, оберегающую домашний очаг. О поклонении казахов Жетысу богине Умай ана писал и Шокан Валиханов. Тюрки также поклонялись и Кок бори (Волку). — Отказ от общеупотребительного названия волка «каскыр», предпочитая «бори». — С целью уберечь детей и лошадей от сглаза и беды, тюрки из шерсти, когтей, глаз и языка волка изготавливали талисманы (обереги) - тумары. На юге Казахстана и Жетысу бытовали и другие языческие обряды и обычаи. Начиная с VIII века, стала распространяться исламская религия. - Основными центрами стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Возникновение великого шелкового пути Великий Шелковый путь (далее - ВШП) служил мостом между обширными территориями Востока и Запада. Свое начало ВШП брал из районов в долине реки Хуанхэ в Китае. ВШП начинался в Китае и заканчивался в Риме. Геродот описал одно из направлений ВШП: «Путь шел из Причерноморья до Дона, оттуда - на земли сарматов, в Приуралье, а затем дальше к Иртышу и на Алтай». - Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах - сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы. ВШП пролегал через западную часть Великой Китайской Стены и по реке Или доходил до озера Иссык-Куль. - В Иссык-Куле путь для выхода на запад и северо-восток разветвлялся в южном и северном направлениях. Южное направление шло в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак, Сирию и к Среднеземному морю. Северное направление через город Испиджаб разделялось на две ветви: - Из Испиджаба одна ветвь шла в Среднюю Азию, - Другая - через Туркестан по нижнему течению реки Сырдарьи, выходила в Западный Казахстан и, обходя северо- восток Черного моря, шла в Европу. Направления ВШП менялись в зависимости от международного политического положения. Протяженность ВШП составляла около 7 тысяч километров.
Влияние ВШП на развитие хозяйства В китайских письменных источниках говорится, что во II-I вв. до нашей эры Уйсунское государство имело торговые отношения с Китаем. В китайских источниках есть сведения, что в VI в. западнотюркский каган и его свита носили шелковые халаты. VII в. был уже временем, когда шелк стал известным всей Евразии. В середине I в. до нашей эры (сообщают китайские источники) караваны с шелком направлялись в западные страны. ВШП достиг своего расцвета в раннем средневековье в результате развития торговых связей Китая и Византии. На международную торговлю выставлялись знаменитые породистые лошади из Средней Азии. Из стран Востока - слоны, носороги, барсы, львы, декоративные птицы и др. Благодаря ВШП во многие страны распространились китайские и болгарские сорта перца. Свидетельствуют о широком развитии торговли вдоль ВШП найденные в Сауране, Таразе, Испиджабе, Туркестане и др. городах медные монеты. В Согде, Фергане, Западной Сибири были найдены монеты тюркского племени тюргешей. Производство шелка в Византии и Согдиане было налажено уже в начале нашей эры. Согдиана уже могла соперничать с Китаем в торговле шелка. В китайских городах имелись торговые общины согдийцев. Наиболее дальним пунктом торговли шелком являлась древняя столица Японии - Нара. Рукопись на согдийском языке хранится в храме японского города. Производство шелка было налажено и в Японии и в Закавказье.
Влияние ВШП на развитие культуры Страны, через которые пролегал ВШП, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами. В ходе раскопок в Таразе были найдены серебряные вазы и кувшины, изготовленные знаменитыми мастерами Византии. В Талгаре, Испиджабе, Отраре была найдена красивая посуда из китайского фарфора. На трассе ВШП основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб. Установление и развитие культурных связей благотворно отразились на развитие музыкального искусства. Были найдены терракотовые скульптуры с изображениями танцоров, актеров в масках, музыкантов. Были найдены руины мечетей, медресе, храмов, связанных с различными верованиями. По ВШП распространялись также религиозные идеи, но они не являлись помехой для развития общей культуры. Примером влияния ВШП на развитие культуры, являются находки религиозных сооружений различных верований (на месте городов Тараз, Баласугун, Испиджаб).
Историческое значение ВШП для развития международных отношений Оживление использования Шелкового пути на международном уровне началось еще в середине II в. до нашей эры. Посланники китайского императора У-Ди, направленные с дипломатической миссией в западные страны в 138 г., вернулись обратно лишь спустя 13 лет. Установление дипломатических отношений между Тюркским каганатом и Византией, чему способствовала торговля через Шелковый путь, было достигнуто в 568 году. Эти две страны заключили торговодипломатический союз, направленный против Персии (Ирана). Тюркский каган, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией: Иштеми. Шелковые наряды с различными украшениями и узорами от имени китайского императора были вручены иранскому шаху. Казахстанские ветви ВШПЖетысу- главные ворота ВШП на Восток. Казахские земли испокон веков являлись мостом соединяющим Запад и Восток. Все средневековые города Жетысу находились вдоль Шелкового пути. Места расположения зимовок тоже находились в этих местностях. Ныне имеющиеся современные автомобильные и железные дороги проходят параллельно древнему - Шелковому пути. - Главное направление пути, выходящего на Восток, пролегало через юго-восток Жетысу, оно шло через Тараз - Алматы - Шелек (Чилик) - Сумбе - Жаркент - на Восток. - Северо-Восточное ответвление через Алматы - Капшагай - Шенгельды - Алтынемель - Дунген - Койлык - мимо озера Алаколь - на Восток. - Северное (третье) направление Тараз - — Кулан - Хантау — Балотопор - Или - Дунген - Айнабулак ответвлялось в двух направлениях. - Далее третье направление поворачивало в Сарканд и шло на северо-восток Казахстана, а оттуда - в Монголию. Северное и северо-восточное направления Шелкового пути, выходившие на Восток, соединялись в городе Дунген. Северное направление пути шло на северо-восток Казахстана через город Сарканд. По северо-восточному направлению шел путешественник В.Рубрук в Монголию к Мункэ хану. Прохождение Шелкового пути в нескольких направлениях имело для населения Жетысу важное значение, поскольку они покупали и обменивали товары у проезжавших мимо торговцев. Южный Казахстан - одни из главных ворот для выхода на Запад Направления Шелкового пути с востока через Жетысу смыкались в Таразе и доходили до Испиджаба. Отрар был узлом многих караванных путей. - Отрар-Шавгар - Отрар - через Сырдарью - Васидж Васидж - вверх по Сырдарье - Сюткент - Шаш - Васидж - Дженд - через Кызылкумы - Хорезм и Ургенч - Поволжье - Кавказ - этот отрезок Шелкового пути был основным направлением в Золотую Орду. Тараз - Испиджаб - юго-восточное направление - Шаш (Ташкент)- Самарканд и Бухара - на Запад. Испиджаб - Шымкент - Отрар, Туркестан - Сауран - Сыгнак - Баршынлыкент - Хорезм. Баршынлыкент - Жанкент - по северному побережью Аральского моря - через северо-восток Каспийского моря на Запад. Второе направление: Жанкент-Северный Казахстан. Сыгнак - Аксумбе - Центральный Казахстан. Сауран - Каракорум (Жыланкараул). Эти пути отходили от основного во внутренние районы Казахстана. Оба направления Шелкового пути с востока через Жетысу смыкались на юге в городе Тараз и доходили до Испиджаба (Сайрама). Из Испиджаба одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в Шаш (Ташкент). Оттуда в среднеазиатские города Самарканд и Бухару с выходом на Запад. Второе направление из Испиджаба пролегало через Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, а затем в Баршынлыкенте делилось на два ответвления, одно из которых шло в Хорезм. Одна из ветвей ВШП проходила по северному побережью Аральского моря через Жанкент. Из Сыгнака через Аксумбе одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в Центральный Казахстан. Отрар был узлом многих караванных путей. Из Отрара одна дорога шла в Шавгар. Другая на переправу через Сырдарью и к городу Васидж. Из Отрара Великий Шелковый путь шел вдоль Сырдарьи в Золотую Орду. Социально-экономическое значение Шелкового пути для Казахстана Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость. Согдийцы научились у тюрков скотоводству. Согдийцы восприняли тюркский язык, переняли тюркские обычаи и традиции. Монгольское нашествие XIII-XIV вв. нарушило торговые связи, и значительно ухудшилось социально-экономическое положение городов, расположенных вдоль Шелкового пути. Начиная с XVII века, в связи с открытием морских торговых путей торговля через Шелковый путь снизилась.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|