Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образ места в автобиографических книгах С.Т. Аксакова





В конце пятидесятых годов Х1Х века появляются автобиографические книги С.Т. Аксакова “Семейная хроника” (1856); “Детские годы Багрова – внука” (1858). Современники увидели “недостаток” произведения в том, что автор отдает большее предпочтение изображению Оренбургской губернии, нежели своим персонажам, и в результате “герои оказываются на втором плане”. Образ места у Аксакова несводим к “пейзажу”, красота которого, в зависимости от того, замечает или не замечает ее повествователь, важна в своем функциональном значении: “Так называемые красоты природы – это еще не любовь к природе: это любовь к ландшафту, декорациям, к призматическим преломлениям света”. В его произведениях природа – не фон, не иллюстрация к настроениям персонажей, но самоценное начало. Самоценность ее видна в том, что в отношениях с человеком она не играет подчиненной роли. Природа “насыщает”, “создает” образ русской земли не всеобщего начала, а конкретно закрепленного места русской земли.

С.Т. Аксаков в своем творчестве создает особую поэтику земли. “Обширна, плодоносна и бесконечно разнообразна Оренбургская губерния”, образ которой имеет в произведении тщательно разработанную пространственную структуру. “Обширность” чувствуешь, когда воссоздается географическая “динамика” места – сменяют одно другое названия городов и деревень: Парашино, Багрово, Сергеевка, Чурасово, Уфа, озер: Кандры, Каратабынь. “Обширность” тем самым – не абстрактное представление о некоем “пространстве” условной провинции, каких много. “Непохожесть”, “разнообразие” Оренбургской губернии воплощается в “атмосферу” особой жизни места, что присуща каждому ее уголку и имеет свои характеристики. Слово “атмосфера” у Аксакова, безусловно, противостоит “ландшафту” и “декорации”.

Рассказчик в повествовании исполняет роль “летописца”, обращающегося к образу своей земли и истории семейного древа, то есть своему родовому началу. Потому образ рассказчика – не столько индивидуальность, сколько своеобразный “голос” создавшего его места. Он фиксирует особенности “родового сознания” своих предков, которые “сами того хорошенько не понимали, не определяли себе и сказанных сейчас мною слов – никогда не употребляли”. Описание “простых склонностей сельских жителей” Оренбургского края ведется в эпической тональности: “Вы не великие герои, не громкие личности; в тишине и безвестности прошли вы свое земное поприще... но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь исполнена поэзии”. Заметим, что образ провинции в прозе Аксакова развернут как олицетворение “места” русской земли.

Русский мир» И.С. Тургенева

Оренбургская губерния – имя места, ставшего героем в творчестве С.Т. Аксакова. “Дворянское гнездо” – тоже имя героя, указывающее на особый пространственный центр, вокруг которого формируется художественное целое произведения. Благодаря названию роман может быть прочтен как книга, предмет которой – “дворянское гнездо”, русская усадьба и ее мир.

Образ русского мира в романе оформляется в противостоянии “русского” и “иностранного” по принципу противостояния. Хозяйство ведется на “английский манер”, детей воспитывают по “французской методе”, в моде браки с иностранцами, популярное и едва ли не единственное чтение – французские романы, родным языком пренебрегают. Вернувшись в Россию “англоманом”, отец Лаврецкого “не придерживался ни одной русской привычки и по-русски изъяснялся странно”. Но что такое “русское”, сразу и не скажешь. На первый взгляд, в тексте романа нет предметных описаний “русского уклада жизни”, русских нравов и обычаев, хотя есть упоминания о них, когда речь идет о прошлом веке.

Содержание “русского мира” открывается в романе постепенно. Прежде всего замечаешь, что “русский мир” в тексте имеет конкретное место своего пребывания: у него явная географическая закрепленность: Орел, дом Калитиных, Васильевское, Лаврики. «Русский мир» ярко представлен и в заглавном образе романа – “дворянском гнезде”. Он и составил обаяние книги, которое чувствует читатель. Дворянское гнездо олицетворяет все истинно русское, а потому имеет свою силу и власть. У него есть своя история, свои легенды, своя судьба. По законам бытия самостоятельного действующего лица “дворянское гнездо” наделено своей “биографией” и памятью рода.

Образ “дворянского гнезда” несет в себе трагический смысл, оно обречено на исчезновение. Вопрос о том, как его сохранить, не проговорен в слове повествователя, но угадывается в историческом контексте: большинство “гнезд” пустует, потомки старинных дворянских родов покидают их, само слово в русской действительности утрачивает свой основной смысл. Куда, на какую “родину” возвращается Лаврецкий, что он знает о ней?

Первоначально Лаврецкий воспринимает “родные места” как “чужие”, им овладевает чувство усталости, подавляющего однообразия “русских картин”. В его первых наблюдениях много негативно-оценочных слов, “Глупые галки и грачи, с тупой подозрительностью взиравшие боком на проезжавший экипаж... серые деревеньки, жидкие березы”,

“Родные места” вызывают в памяти не только образы покойных родителей, но и мысли “ о Роберте Пиле… о французской истории... о том, как бы он выиграл бы сражение, если б он был генералом”. “Русское” в его сознании перемежается с “французским”: “Те же поля, те же степные виды”. Лаврецкий ловит себя на этом и замечает: “Хорош возвращаюсь я на родину”.

“Убедить” себя в любви к России ему не удается. Чувство “родины” не может появиться в результате волевого усилия. Оно приходит совершенно иначе, сознательное намерение в данном случае бесплодно. Решение Лаврецкого “жить в глуши России” и ”пахать землю” абстрактно и умозрительно, отчетливо эгоистично. Стереотипное представление героя о русской провинции как “глуши”, где нет жизни, будет опровергнуто его собственным неожиданным открытием мира русской земли. Для этого герою приходится “войти”, попасть “внутрь ” “русского мира”, который он поначалу только называет своей “родиной”. Дворянское гнездо обладает собственной энергией и силой воздействия, оно создает человека и определяет его будущее. Оторванность от родного “гнезда”, его забвение заведомо предвосхищают “безродность”, неприкаянность Варвары и Паншина. Для воплощения образа места (русской земли) автор использует мотивы “почвы” и “ ростка”. Прямое обношение к ним имеет судьба Глафиры, не по своей воле покинувшей “родовое гнездо”, – “выхваченного из родной почвы, вырванного деревца, брошенного корнями на солнце”.

У земли есть свой “голос”, своя жизнь, но ведома она лишь посвященному, “своему”. Им и становится герой в момент душевного кризиса. Лишь в Васильевском Лаврецкому удается расслышать “голос” земли и ответить на него: “Вот когда я на дне реки... и всегда... тиха и неспешна здесь жизнь... кто входит в круг, – покоряйся”. Интенция субъекта открывает ему мир и самое себя в нем заново. В его восприятии обыденные звуки “деревенской глуши” (жужжание мух, писк комара, крик петуха, скрип ворот) постепенно стихают, и начинает “звучать” “голос” русской земли. Так, земля становится сферой объективной человеческой субъективности, феноменом.

Герою открывается ее внутренняя жизнь, и в речи повествователя исчезают оценочные и рефлексивные слова. Им на смену приходят те, что передают взгляд “изнутри”: “сила”, “здоровье”, “бездейственная тишина”. В “бездейственнности” земли скрывается ее активное рождающее начало: “Вот тут слышно, как коренастый лопух лезет из густой травы; над ним вытягивает зоря свой сочный стебель,... а там, дальше, в полях, лоснится рожь... и ширится во всю ширину свою каждый лист на каждом дереве, каждая травка на своем стебле”.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.